Уполномоченный при губернаторе Ленинградской области по правам ребенка
 1234567890

Блог Тамары Литвиновой

О школьном питании

17 октября 2017 года в здании Общественной палаты Российской Федерации состоялось очередное заседание Президиума Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации на тему: «Вопросы обеспечения доступности и качества питания в образовательных организациях субъектов Российской Федерации».

На заседании Президиума была заслушана информация председателей Координационных советов Уполномоченных по правам ребенка федеральных округов РФ на основании мониторинга, проведенного в регионах по вопросам обеспечения доступности и качества питания в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье несовершеннолетних обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей. Главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Показатели здоровья школьников и охвата их горячим физиологически полноценным питанием - включены как в целевые и индикативные показатели деятельности органов исполнительной власти, а также органов и организаций, реализующих социальную политику и осуществляющих контрольно-надзорные функции.

Организация рационального питания обучающихся во время пребывания в образовательной организации является одним из основных условий поддержания их здоровья и эффективности обучения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростов, создает условия для их адаптации к современной жизни и определяет здоровье нации.

Вопросы качества и безопасности питания детей в образовательных организациях Северо-Западного федерального округа находятся на постоянном контроле региональных органов государственной и исполнительной власти и региональных Уполномоченных по правам ребенка.

Мониторинг показал, что во всех регионах СЗФО выполняются федеральное и региональное законодательство в отношении детей, имеющих право на бесплатное питание в образовательных организациях или дополнительную компенсацию за счет средств региональных бюджетов. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с инвалидностью и дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Всего в СЗФО функционирует 7049 образовательных организаций, в которых обучаются более 2180 тысяч учащихся, из них свыше 23,0% составляют дети, имеющие право на бесплатное питание или дополнительную компенсацию.

Организация здорового питания обучающихся, воспитанников в образовательных организациях СЗФО осуществляется на основе принятой региональной нормативно-правовой базы в соответствии с требованиями санитарных норм и правил СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. N 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений».

По состоянию на 01 июля 2017 года в Ленинградской области общее количество образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования составляет 866 учреждений, в которых обучаются свыше 228 тысяч детей, из них 18,0% - это дети, имеющие право на бесплатное питание или дополнительную компенсацию.

Здоровье - один из основных показателей качества жизни человека, в том числе и детей. Организация безопасного и здорового питания детей в образовательных организациях, является предметом особого внимания Правительства Ленинградской области и Уполномоченного по правам ребенка.

В Ленинградской области охват горячим питанием школьников в динамике за три года с 2014 года увеличился на 1,2% и в 2016-2017 учебном году составил 96,5%. Стоимость питания детей различных категорий, в расчете на одного человека, на 01 сентября 2017 года составляет:

  • в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного, основного и среднего общего образования – 100, 0 рублей;

  • в образовательных организациях круглосуточного пребывания детей – 155,0 рублей;

  • стоимость молока, предоставляемого на бесплатной основе – 13,0 рублей.

С целью улучшения качества питания во всех районах Ленинградской области разработаны и реализуются целевые программы (подпрограммы), направленные на улучшение системы организации питания школьников.

В качестве дополнительного питания с 2005 года в общеобразовательных организациях Ленинградской области реализуется программа «Школьное молоко», имеющая целью восполнение недостатка потребления школьниками молочных продуктов, а также расширение гарантированного рынка сбыта для региональной молочной отрасли. Суть программы заключается в получении детьми в школах 200 мл молока в индивидуальной асептической упаковке (2/3 дневной нормы), полностью исключающей санитарно-гигиенические риски.

Этот проект – некоммерческий. Молоко «Шпаргалка» в упаковке 200 мл. (3,2% жирности) было предназначено для реализации только в детских образовательных учреждениях. На каждой упаковке нанесен текст: «продукт предназначен только для реализации в детских образовательных учреждениях». Такой индивидуальный формат упаковки гарантировал прозрачность программы и целевое использование бюджетных средств.

По пищевой ценности молоко удовлетворяет потребности растущего организма в белке, кальции и многих других необходимых веществах. Выпивая всего 200 мл натурального молока, дети получают 40% дневной нормы кальция и витамина B2, 24 % витамина «А» и до 16% жиров и белка. Молоко обеспечивает ребенка практически всеми незаменимыми аминокислотами, так необходимыми для развития организма, особенно в детском периоде.

Постановлением Правительства Ленинградской области № 295 от 24.10.2006 года «Об утверждении Порядка организации бесплатного питания обучающихся в общеобразовательных организациях и обучающихся по общеобразовательным программам начального профессионального образования в образовательных организациях, в реализующих данные программы, расположенных на территории Ленинградской области» был утвержден «Порядок организации бесплатного питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях...", согласно которому «На завтрак обучающиеся 1-4-х классов общеобразовательных учреждений получают бесплатно 0,2 литра молока».

Количество обучающихся, которые охвачены этим мероприятием ежегодно увеличивается. Так, в 2017 году на 22,4% увеличилось их количество в сравнении с 2005 годом и составило более 58 тысяч школьников.

Проект финансируется из бюджета Ленинградской области. Только в 2016 году на эти цели было выделено из бюджета Ленинградской области более 109 миллионов рублей и за 2 квартала 2017 года свыше 96 миллионов рублей.

В октябре 2016 года комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области проводилось мониторинговое исследование по влиянию молока на здоровье обучающихся.

Как показало анкетирование родителей (законных представителей), все обучающиеся начальной школы участвуют в программе «Школьное молоко»:

  • 87% родителей ответили, что у детей не наблюдается заболеваний

  • 76% родителей оценивают состояние здоровья своих детей как хорошее и отличное и только лишь 1% опрошенных оценивают как неудовлетворительное.

Программа «Школьное молоко» - это уникальная программа, которая направлена на укрепление здоровья подрастающего поколения.

В Северо-Западном федеральном округе программа «Школьное молоко» реализуется и в Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской областях, в республике Коми. Опыт Ленинградской области и этих регионов отчетливо демонстрирует, что она заслужила право получить статус федеральной, что позволило бы обеспечить всех школьников страны полезным, качественным, необходимым для растущего организма продуктом.

Большое значение в формировании гармоничного роста и развития ребенка имеют такие составляющие организованного питания, как калорийность рациона и содержание витамина С в искусственно витаминизированных блюдах.

Совершенствование организации школьного питания, сегодня является одной из самых актуальных проблем в обеспечении сохранения здоровья детей.

В последнее время во многих образовательных организациях Ленинградской области целенаправленно ведется работа по совершенствованию организации питания детей.

Однако в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области продолжают поступать жалобы о ненадлежащей организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных организациях региона.

При осуществлении проверочных мероприятий, в которых принимают участие сотрудники прокуратуры и специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, были определены факторы, влияющие на качество предоставляемых услуг, при организации питания детей в школах.

По сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в 2016 году удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по калорийности, составил 11,7 %, по содержанию витамина С – 6,4 %. В пяти районах Ленинградской области удельный вес исследованных проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требованиям по калорийности, в среднем составил 44 %.

Как показывает мониторинг, в целом по СЗФО в 2016 году в сравнении с показателями 2015 года отмечается рост на 20,5% числа предписаний (представлений) вынесенных органами Роспотребнадзора за нарушение норм санитарно-эпидемиологического режима при организации питания детей в образовательных организациях и увеличение соответственно на 41,1% количества должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности и на 6,3% количества должностных лиц , привлеченных к административной ответственности. В целом процесс организации детского питания регламентирован действующим федеральным законодательством и законодательством регионов качественно. В СЗФО за 6 месяцев 2017 года зарегистрировано значительное снижение на 91,0% числа случаев отравления детей продуктами питания в образовательных организациях в сравнении с показателями 2014 года (2 случая, из них 1 случай в дошкольной образовательной организации Мурманской области, 1 случай в общеобразовательной организации НАО).

Для решения проблемных вопросов в организации питания детей, по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области 7 апреля 2017 г. состоялась видеоконференция, в которой приняли участие все заинтересованные комитеты и ведомства с принятием соответствующего Решения, в том числе об увеличении стоимости школьного питания на 10,0% с целью улучшения его качества, а также улучшения показателей здоровья школьников.

В настоящее время, Правительством Ленинградской области принято решение о выделении бюджетных средств на повышение стоимости школьного питания на 4 % с 01 января 2018 года.

Повышение стоимости питания обучающихся в школах позволит разнообразить меню, способствовать улучшению показателей физического развития и здоровья школьников.

Неправильное или неполноценное горячее питание детей и подростков является одним из разрушающих факторов их здоровья.

Полноценное питание является необходимым условием обеспечения здоровья подрастающего поколения, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды.

Одним из важных условий организации качественного и безопасного питания детей является наличие квалифицированного кадрового состава, обеспечивающего организацию питания обучающихся.

При подборе персонала для пищеблока необходимо обращать внимание на обучаемость кадров. В этом направлении необходима серьезная работа по инструктированию, проверке знаний и контролю за правильностью выполнения возложенных обязанностей.

Следующим важным условием безопасности и качества питания является обеспеченность пищеблока технологическим оборудованием. Действующие требования нормативных документов предусматривают не только обязательный набор помещений, который, могут позволить себе немногие образовательные организации, «возраст» которых перевалил за 30-40 летний рубеж, но и обеспечение каждого из них современным оборудованием, предполагающим максимальную автоматизацию процессов. Кроме того, это набор санитарно-технического оборудования, обеспечивающий разделение сырья на этапе обработки, а также мытья и дезинфекции инвентаря и посуды.

В организации работы пищеблока ведущая роль, по сопровождению всего технологического процесса приготовления продукта, принадлежит медицинским работникам - начиная с этапа бракеража сырья на момент приемки, правильностью их закладки до контроля процесса выдачи готового блюда детям.

К сожалению, приходиться сталкиваться с ситуациями, когда в школах вообще отсутствуют медицинские работники или медицинский работник обслуживает одновременно две образовательные организации.

Нехватка кадров в системе здравоохранения характерна практически для всех регионов РФ, но вопросы контроля качества, безопасности питания детей в образовательных организациях остаются актуальными и сегодня, и требуют незамедлительного решения.

Важным условием обеспечения безопасности приготовления блюд является отсутствие у персонала пищеблока заболеваний.

При организации питания детей значимость имеют особенности их здоровья. Важно учесть многое: медицинские показания, определенные врачами, наличие и специфику сопутствующих заболеваний, особенности проведения курса лечения, наличие пищевых аллергий. В рационе питания помимо сбалансированного количества белков, жиров и углеводов и допустимые в употребление ребенком продуктов питания.

В образовательных организациях, не предусмотрены такие специалисты по организации питания, как врач - диетолог, медицинская сестра диетолог.

Однако есть вопросы, требующие разрешения при организации диетического питания для школьников, имеющих соответствующие показания.

Пункт 15.10 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» регулирует порядок организации горячего питания в детских садах: в специализированных дошкольных образовательных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия, часто болеющие дети), где говорится, что питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания и меню.

Однако в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, об организации питания школьников подобный пункт об организации питания школьников с хроническими заболеваниями отсутствует.

Для устранения данной правовой неопределенности необходимо внести в СанПиН 2.4.5.2409-08 пункт, регламентирующий лечебное и профилактическое питание для детей с хроническими заболеваниями обучающихся в общеобразовательных организациях (сахарный диабет, целиакия, пищевая аллергия, часто болеющие дети и др.).

Возможность предоставлять детям диетическое питание в школах позволило бы снизить остроту проблем для детей с такими заболеваниями, как целиакия, сахарный диабет, фенилкетонурия, заболеваниями гастроэнтерологического спектра, и в целом способствовало бы формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка.

С другой стороны внесение дополнения в СанПиН 2.4.5.2409-08 явилось бы основанием для разработки типового примерного циклического меню для организации диетического питания детей и подростков с хроническими заболеваниями, как целиакия, сахарный диабет, фенилкетонурия, заболеваниями гастроэнтерологического спектра.

В последнее время процесс организации питания в школах претерпел значительные изменения. В связи с этим, возрастает роль информационно-просветительской работы среди участников образовательных отношений по вопросам здорового питания и профилактики заболеваний, связанных с нарушениями питания.

Одним из важных факторов, определяющим здоровье подрастающего поколения, является популяризация идеи здорового питания в социуме, привлечения внимания педагогической и родительской общественности к вопросам здорового питания детей и подростков. Важно, чтобы в период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Помочь школьнику выработать привычку правильного питания и сохранить здоровье на протяжении учебных лет – одна из приоритетных задач современного образования.

Предложения:

  1. Внести в СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» пункт, регламентирующий лечебное и профилактическое питание для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, целиакия, пищевая аллергия, часто болеющие дети и др.), обучающихся в общеобразовательных организациях.

  2. Рассмотреть вопрос по приобретению региональной программы «Школьное молоко», статуса федеральной программы,

  3. Разработать типовое Положение «Об Общественном совете по независимой оценке качества организации питания обучающихся образовательных организаций», реализующих программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  4. Разработать федеральную программу по развитию системы школьного питания, которая включала в себя:

  • оснащение и переоборудование пищеблоков современным технологическим оборудование, в соответствии с требованиями СанПин;

  • создание современных комбинатов школьного питания;

  • государственную поддержку частного капитала в системе социального питания;

  • ужесточение требований к поставщикам продуктов питания для детских организаций

  • установление минимальной торговой оценки на продукты питания, которые входят в основной рацион детского питания.

5. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон № 222-ФЗ от 18 июля 2011 года « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части определения особенностей осуществления закупок в сфере школьного питания, предусмотрев возможность исключения из конкурсной массы заявок недобросовестных участников закупок, поставщиков продукции и сырья ненадлежащего качества, сокращение сроков организации закупок услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также включение в число поставщиков крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

Уполномоченный по правам ребенка

в Ленинградской области, Председатель КС СЗФО

2017-10-20 12:49:14



Комментарии

Оставить комментарий