Уполномоченный при губернаторе Ленинградской области по правам ребенка
 1234567890

Информация о деятельности за 2011 год

Доклад
о деятельности Уполномоченного при Губернаторе Ленинградской области по правам ребёнка в реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности в 2011 году
(в соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребёнка)

В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием уполномоченного при Губернаторе Ленинградской области по правам ребенка (далее – Уполномоченный) и его представителей при посещении различных государственных учреждений для несовершеннолетних, в чьи обязанности входит защита прав и законных интересов ребенка, официальные статистические данные по Ленинградской области.

2011 год для многих российских детей, семей с детьми, специалистов работающих в интересах детей стал годом надежд и ожиданий. Президент Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 года в качестве важнейших проблем страны, требующих незамедлительного решения, определил новые подходы в решении государственной политики поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, по-новому прозвучали задачи поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их постинтернатное сопровождение и интеграция в общество, изменение отношения всего общества к семье и ее ценностям.

В связи с этим, в целях реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности, с позиции исполнения принципа наилучшего обеспечения интересов детей , провозглашенного Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Послания Президента РФ деятельность Уполномоченного строилась по следующим направлениям:

  • прием граждан по вопросам защиты прав детства, в том числе с выездом в муниципальные образования; рассмотрение обращений, проведение проверок по фактам, указанным в обращениях;
  • правовое просвещение учащихся, родителей, направленное на духовно-нравственное и патриотическое воспитание у подрастающего поколения, выработку у них устойчивой эмоциональной позиции, укрепление устоев семьи;
  • проверка условий содержания, воспитания учащихся в коррекционных школах - интернатах, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе соблюдение их социальных прав, восстановление нарушенных прав;
  • работа по реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних-жителей Ленинградской области, находящихся в Колпинской воспитательной колонии, Сланцевской специальной общеобразовательной школе закрытого типа, Санкт-Петербургской специальной школе закрытого типа для детей с девиантным поведением и Покровском специальном профессиональном училище закрытого типа для девочек, имеющих проблемы с законом;
  • взаимодействие с отраслевыми комитетами и ведомствами Ленинградской области по совершенствованию механизма защиты прав и законных интересов ребенка , обеспечению восстановления нарушенных их прав;
  • взаимодействие с Уполномоченными по правам ребенка субъектов Российской Федерации по защите прав, свобод и законных интересов ребенка;
  • подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в сфере защиты прав детства.

Важным инструментом в деятельности Уполномоченного является анализ обращений граждан, проблем, возникающих в реализации государственной политики по защите материнства, отцовства и детства, позволяющий информировать широкий круг должностных лиц о реальном положении дел в данной сфере деятельности.

За 12 месяцев 2011 года в адрес Уполномоченного поступило 593 обращения, из них:

  • 274 обращения – на личных приемах, в том числе на 17 приемах с выездами в муниципальные образования Ленинградской области;
  • 256 обращений - письменные, в том числе пришедшие по электронной почте;
  • 47 обращений – в блоге на www.lenoblinform.ru,
  • 16 обращений – на сайте Уполномоченного по правам ребёнка.

Оказано более 900 устных консультаций и разъяснений родителям, специалистам комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, касающихся реализации прав ребенка в рамках действующего законодательства. Это значительный пласт работы по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам по вопросам защиты прав детей и родительских прав.

Уполномоченный 11 раз в течение года по фактам, указанным в средствах массовой информации вмешивался в ситуации, связанные с нарушением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, 10 раз обращался в суды Ленинградской области.

Уполномоченным и его представителями осуществлены проверки соблюдения прав детей в 68 государственных учреждениях , направлены Заключения по фактам выявленных нарушений в отраслевые органы исполнительной власти и местного самоуправления Ленинградской области. По фактам нарушения прав детей привлечены к дисциплинарной и административной ответственности 27 должностных лиц.

Анализ обращений показывает, что большинство граждан обращаются к Уполномоченному как к последней инстанции, в которой они надеяться получить помощь, когда обращения в органы местной власти и правоохранительные органы не дали желаемых для них результатов. Имеют место факты, когда граждане обращаются одновременно в несколько инстанций местного, регионального и федерального уровней в надежде хотя бы где-то получить помощь. Это происходит в большей степени из-за не информированности жителей Ленинградской области о работе органов местного самоуправления, их направлениях деятельности.

Анализ статистических данных свидетельствует, что на 8,0% возросло число обращений к Уполномоченному во втором полугодии 2011 года, что связано не только с наличием проблем в области соблюдения и защиты прав детей в регионе, но и благодаря работе сайта и блога Уполномоченного.

Отмечается и рост числа обращений во время личных приемов, что в свою очередь подтверждает возросшую информированность населения о деятельности Уполномоченного.

Рост числа обращений к Уполномоченному свидетельствует и о том, что люди верят в силу закона, справедливость, рассчитывают на государственную защиту и помощь.

В тоже время количество обращений, поступающих из районов области различно, на этом показателе сказывается как удаленность муниципального образования, так и численность населения, степень осведомленности населения в целом о существовании института Уполномоченного. Поэтому , большое количество обращений не всегда может свидетельствовать о худшем состоянии с реализацией прав ребенка в том или ином районе Ленинградской области (Приложение № 1).

Подавляющее большинство обращений поступило от родителей несовершеннолетних. В 2011 году среди обращений , поступивших к Уполномоченному имелись обращения от самих несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей данной категории, а также от должностных лиц образовательных учреждений в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассматривались обращения, поступившие к Уполномоченному от депутатов муниципального и регионального уровней, Уполномоченного по правам человека Ленинградской области, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что 593 обращения по сути заданных вопросов можно разделить на социальную, жилищную сферы, охрану общественного порядка и безопасность.

Более всего обращений или 55% относятся к социальной сфере (327), из них:

  • 35,0% - сфера деятельности органов образования, обеспечение досуговой занятости учащихся; разрешение межличностных конфликтов учащихся в образовательных учреждениях, организация школьного питания;
  • 32,0% - сфера деятельности органов опеки и попечительства в решении вопросов, регулируемых семейным законодательством, юридическая консультация и сопровождение приемных родителей, опекунов, попечителей, постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 18,0% - сфера деятельности органов социальной защиты населения, в том числе социальная поддержка семей, имеющих детей и одиноких матерей; реализация материнского капитала, выплата единовременного денежного пособия при рождении ребенка и ежемесячные пособия на ребенка; учет семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • 16,0%- жалобы на неудовлетворительное медицинское обслуживание, проблемы с подтверждением инвалидности ребенка.

Анализ обращений к Уполномоченному по вопросам поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , выявил, что проблемными вопросами все-таки следует считать обеспечение жилой площадью и ее сохранность этой категории детей; правовые аспекты оформления опеки и попечительства, принятие порядка общения ребенка с родителями, находящимися в разводе, формирование и жизнеобеспечение приемных семей.

К компетенции жилищной сферы относятся 32,0% обращений.

Это жалобы на нарушения жилищных прав, связанные с признанием жилищных условий не пригодными для проживания; с улучшением жилищных условий; сделки с жильем, в результате которых нарушены права детей; выселение детей из помещений по решению суда без предоставления другой жилой площади; не признание за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей права на жилые помещения; воспрепятствование реализации жилищных прав лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

13,0% обращений связаны с жалобами на неудовлетворительную работу правоохранительных органов, с похищением детей одним из родителей; профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; угрозах жизни и здоровью, безопасностью детей, неудовлетворительное отношение родителей к выполнению своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Анализ обращений к Уполномоченному свидетельствует о том, что в 2011 году права детей нарушали как родители, так и органы местного самоуправления, опеки и попечительства.

Подавляющее большинство обращений разрешалось во взаимодействии с федеральными органами, органами государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области.

Практически треть обращений рассматривалось сразу же на месте во время личного приема граждан с участием представителей заинтересованных комитетов и ведомств. Остальные обращения граждан требовали дополнительного изучения, в связи с тем, что проблемы изложенные в них , носят затянувшийся характер, переросли в конфликтные ситуации в семье, либо в образовательных учреждениях.

Принимая во внимание многочисленные вопросы граждан, заданные во время личных приемов, касающиеся социального обслуживания приемных детей, использования материнского капитала, порядка выплаты пенсий, составления годовой отчетности, обеспечения местами в детских садах свидетельствует о их слабой осведомленности, что связано в первую очередь, с недостаточной разъяснительной работой на местах.

В этой связи Уполномоченным рекомендовано органам местного самоуправления создать постоянно действующие семинары на правовые темы для приемных родителей, опекунов; ежеквартально осуществлять прием этой категории граждан совместно со всеми заинтересованными службами и ведомствами, так как данная форма общения доказала свою актуальность и эффективность, преодолев сложность бюрократических процедур в решении поставленных вопросов.

Так, после встречи со студентами «Инжекон» во время личного приема граждан в г. Выборг, совместно с органами социальной защиты был отработан вопрос обеспечения едиными социальными проездными билетами студентов, получающих пенсии по потере кормильца; снят вопрос об оплате дополнительных детских анализов при поступлении в детскую областную больницу; в отношении вопросов, касающихся компетенции органов опеки и попечительства, девять граждан сразу же получили удовлетворительные ответы.

Обращения граждан , во время приема в Выборгском и Подпорожском районах позволили оперативно решить проблему и внеочередного приема детей из приемных семей в учреждениях здравоохранения; в Тосненском районе – решить жилищный вопрос и трудоустройство многодетной матери, и обучение в колледже культуры ее старшей дочери; снять вопросы родительской платы в учреждениях дополнительного образования.

В тоже время, имели место обращения, при рассмотрении которых факты нарушения прав детей не подтвердились (1,1% от общего количество обращений).

За 12 месяцев 2011 года Уполномоченному удалось добиться конкретных положительных результатов по 83,0% обращений , принятых к рассмотрению.

С целью восстановления нарушенных прав детей Уполномоченным были заключены Соглашения о взаимодействии с: Прокуратурой Ленинградской области, Следственным Управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, Управлением Федеральной миграционной службы по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Решая вопросы государственной защиты прав , свобод и законных интересов учащихся образовательных учреждений заключено Соглашение с комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.

Успешно решались вопросы граждан во взаимодействии с отраслевыми органами исполнительной власти – комитетами по строительству и социальной защите населения , управлением записи актов гражданского состояния Ленинградской области; Общественной Палатой Ленинградской области, областным отделением «Российский Детский Фонд», Уполномоченными других субъектов Российской Федерации.

Так, вмешательство Уполномоченного во взаимодействии с Уполномоченным Владимирской области позволило создать благоприятные социальные условия для девочек, в том числе из Ленинградской области, отбывающих наказание в Покровском специальном училище закрытого типа. С помощью Уполномоченных Чувашской Республики, Тверской, Новгородской областей получены сведения, необходимые для защиты прав несовершеннолетних детей, а благодаря взаимодействию с Уполномоченным Республики Карелия оперативно удалось возвратить несовершеннолетнего ребенка 2003 года рождения (похищенного у матери бывшим мужем), попавшего в трудную жизненную ситуацию.

В целях оперативного информирования о нарушениях прав детей нормативными правовыми актами глав администраций муниципальных районов (городского округа) утверждены общественные помощники Уполномоченного по правам ребенка.

В течение 2011 года общественные помощники по правам ребенка встречались с учащимися и родителями в учреждениях образования, разъясняли детям в доступной форме их права и обязанности, возможности по их защите, информировали , каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Участвовали в реализации мероприятий в рамках проектной деятельности Уполномоченного, вели прием граждан. За 12 месяцев отчетного периода ими было принято 78 граждан и совместно с аппаратом Уполномочено были даны квалифицированные консультации по вопросам в сфере жизнедеятельности ребенка.

Так, общественным помощником Уполномоченного по Лужскому району было организовано и проведено 19 приемов граждан, рассмотрено 16 обращений. В целях доступности получения правовой помощи было изготовлено и распространено более 5 тысяч визиток, которые были вклеены в дневники учащихся. Данная информация имела значение для родителей, которые обратились на прием. Ознакомиться с возможностью обращения за помощью можно было, благодаря информационным листкам, которые также были распространены в городских и сельских поселения, библиотеках, в детских садах и школах. В 2011 году общественный помощник Уполномоченного 4 раза выступал на родительских собраниях, где особое внимание уделялось правовому воспитанию родителей, детско-родительским отношениям. Были опубликованы статьи «Человек растит человека», «В защиту детей», «А Ваша хата с краю». Для контроля за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних, общественный помощник введен в состав опекунского совета администрации Лужского муниципального района.

Как правило, дети и подростки, осведомленные о своих правах и обязанностях, механизмах защиты своих прав, имеют более активную гражданскую позицию, более ответственны, могут на деле защищать себя и близких, уважительнее относиться к правам других граждан. Поэтому знание своих прав, обязанностей – это не только требование Конвенции ООН о правах ребенка, но и повседневная реальная необходимость.

Ни для кого не секрет, что дети подвергаются насилию в семье, совершают побеги из родительского дома, государственных учреждений, сталкиваются с законом, нарушая общественный порядок, становятся жертвами преступлений.

По состоянию на 01.01.2012 года более 4500 юных жителей Ленинградской области состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе 677 ребят за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, что на 15,2% больше в сравнении с предыдущим годом.

Вызывает тревогу такой факт, что на 52,0 % (151 ребенок) возросло число дошкольников, поведение которых рассмотрено на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав за совершение ими антиобщественного поведения. А это дети в возрасте до 6-7 лет.

На 45,0% (147 ребят) увеличилось число воспитанников самовольно ушедших из детских домов Ленинградской области.

В такой ситуации знание прав ребенка позволяет как родителям, так и самим детям принять правильное решение о защите тех или иных прав, особенно остро в таких знаниях нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в государственных детских учреждениях и полностью зависимые от своих государственных опекунов, воспитателей. Поэтому правовое воспитание детей и подростков, родителей является одним из важнейших направлений в деятельности Уполномоченного, которое реализовалось и реализуется в следующих направлениях.

  1. Профилактика делинквентного поведения воспитанников Колпинской воспитательной колонии, повышение их правовой культуры, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону.
  2. Проведение конкурса «Права ребенка в стране детства», посвященного годовщине со дня принятия Конвенции о правах ребенка, в котором приняло участие более 400 учащихся образовательных учреждений области, в том числе – воспитанники государственных учреждений.
  3. Развитие правовой грамотности и правосознания учащихся в трёх образовательных учреждениях Гатчины в рамках пилотного проекта. И как результат - за 2011 год ни в одном из учебных заведений, в котором проводилась работа по повышению правовой культуры, не было зарегистрировано ни одного преступления, совершённого учащимися.
  4. Встречи с родительской и учительской общественностью, представителями религиозных конфессий и органами местного самоуправления, молодежью во время проведения Единого Родительского дня в марте «Охрана жизни и здоровья детей» , в ноябре «Моя жизнь без конфликта с законом», с целью разъяснений норм действующего федерального и регионального законодательства в сфере защиты прав детства, основ государственной политики, направленной на поддержку семьи, как основу развития общества.
  5. Особое внимание было уделено проведению мероприятий «Ты, он, она в сети Интернет», направленных на привлечение внимания школьников, родителей к проблеме безопасности в Интернет.

Взаимодействие с областным отделением «Российского Детского Фонда» позволило осуществить проекты:

  • «По зову сердца», в рамках которого более 1500 детей из малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, получили к началу учебного года наборы школьно-письменных товаров;
  • «Дед Мороз приходит в гости к нам» , в рамках которого получили новогодние подарки дети-инвалиды, дети, находящиеся в лечебных учреждениях , в местах лишения свободы, дети из приемных семей;
  • «Толерантное отношение друг к другу», в рамках которого библиотечный фонд Колпинской воспитательной колонии и Сланцевской специальной школы закрытого типа пополнен художественной литературой, направленной на патриотическое, духовно-нравственное развитие, знание истории своего края.

Взаимодействие с Общественной Палатой Ленинградской области позволило обеспечить постоянную помощь воспитанникам Ефимовского детского дома и многодетной семье, проживающей во Всеволожском районе.

Право на образование

Статья 28 Конвенции о правах ребёнка устанавливает право ребёнка на бесплатное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Право на получение высшего образования предоставляется на конкурсной основе. Основные правоотношения в сфере образования урегулированы в следующих законодательных актах – Законе РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» и ФЗ от 22.08.1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Оба закона неоднократно претерпевали изменения, но в целом являются весьма эффективными документами как концептуально, так и по большинству положений. Однако, повышение качества образования потребовало принятия Концепции модернизации российского образования и разработки новой модели образования до 2020 года. С 2005 года действует и Приоритетный национальный проект «Образование», который инициировал коренные изменения в системе образования регионов.

Сегодня сеть образовательных учреждений Ленинградской области включает 976 учреждений различных типов и видов, из них:

  • учреждений дошкольного образования 407 с численностью воспитанников 62328 человек;
  • дневных общеобразовательных школ 372 с численностью учащихся 124446 человек;
  • вечерних общеобразовательных школ 12 с численностью учащихся 2788 человек;
  • обучаются в системе НПО и СПО до 18 лет по программам начального профессионального образования 3516 человек и по программам среднего профессионального образования 2575 человек,
  • доступность образования для детей-инвалидов школьного возраста обеспечивается деятельностью 22 государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями с I по VIII вид, где обучается 2785 детей, дистанционной формой обучения охвачено 250 детей-инвалидов,
  • 16 детских домов с числом воспитанников 691 человек, количество опекаемых детей - 4339 человек, в том числе 634 проживают в приёмных семьях, количество детей-сирот 1535 человек, из них 1460 находятся в государственных учреждениях,
  • 113 учреждений дополнительного образования , в которых занимаются 109040 человек.

За время реализации приоритетного национального проекта «Образование» Ленинградской области было выделено 600млн. рублей из средств федерального бюджета, что дало возможность обновить учебную и материально-техническую базу образовательных учреждений. Логическим продолжением реформирования школьной системы явилась национальная инициатива «Наша новая школа», которая позволила школам в большей степени улучшить свою техническую оснащённость, оборудовать классы высокотехнологичной учебной техникой, интерактивными досками и учебными пособиями, создать современные библиотеки и медиатеки, многофункциональные спортивные площадки.

Развитие и оснащение системы образования и социозащитных учреждений для детей повышает ответственность учреждений перед родителями и учащимися за предоставление качественных образовательных услуг и подготовку несовершеннолетних учащихся к условиям меняющегося вокруг социума. В течение 2011 года в учреждениях социальной защиты населения помощь, в том числе социально-педагогическую, получили 23477 несовершеннолетних, в том числе 7699 детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Образование должно быть доступно для любой категории несовершеннолетних, в том числе и для детей с ограниченными возможностями. Сегодня действует целый ряд международных, федеральных и областных нормативно-правовых документов, закрепляющих всеобщность и доступность образования, а также право ребёнка-инвалида , права детей с задержкой психического развития и лёгкой степенью умственной отсталости на получение образования в условиях максимально возможной социальной интеграции. Для таких детей требуются особые условия для реализации их права на образование.

Поэтому первостепенной задачей Уполномоченного в 2011 году было знакомство с учреждениями на территории Ленинградской области, реализующими образовательные программы для таких категорий детей. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации ребёнка. Дети с отклонениями в развитии по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) направляются в специальные (коррекционные) учреждения или учреждения социальной защиты. Таким образом, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются в вынужденной изоляции из-за своих психофизических возможностей.

Включённость детей-инвалидов с тяжёлыми нарушениями в процесс обучения и его организованное создание стало возможным в Волосовском муниципальном районе в доме-интернате для умственно-отсталых детей. На территории Ленинградской области в учреждениях VIII вида открыты классы - (группы) для детей с глубокой умственной отсталостью, в школах-интернатах – классы для детей со сложной структурой дефекта. С 2009 года в Ленинградской области внедряются различные модели интеграции детей-инвалидов, в том числе «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

Так, по обращению родителей Оли Б., являющейся инвалидом по зрению из Лодейнопольского муниципального района, с помощью Уполномоченного была оказана помощь в проведении высокотехнологичной операции в другом регионе (республика Башкирия) , улучшены условия обучения ребёнка в школе с использованием дистанционного обучения , путем установления такого оборудования в месте проживания несовершеннолетнего ребёнка. Девочка хорошо учится и остаётся в социуме сверстников благодаря оказанной медицинской помощи и специально организованному процессу обучения.

Большой проблемой в настоящее время становятся межличностные отношения людей в обществе. Это не может не отразиться и на взаимоотношениях подростков и несовершеннолетних друг с другом, а также на взаимоотношениях учителей и детей. К сожалению, не всегда с помощью разбора психологической ситуации, с учетом интересов учащихся и их прав в образовательном учреждении разрешаются детские межличностные отношения, конфликты.

В течение 2011 года Уполномоченным разрешались конфликтные ситуации в школе Бокситогорского, Волховского , Лужского, Кировского, Кингисеппского, Тосненского районах, г. Сосновый Бор.

Рассматривались обращения граждан, связанные с определением ребёнка в первый класс. Как выяснилось , в Киришском, Кингисеппском , Кировском районах области была недостаточно чётко организована работа по приёму заявлений в первый класс, в части обеспечения родителей будущих первоклассников всей доступной информацией через средства массовой информации.

В адрес Уполномоченного поступали коллективные обращения родителей Всеволожского, Выборгского и Кировского районов области, касающиеся организации школьного питания. Обозначенная проблема решалась во взаимодействии с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области.

Часть вопросов была урегулирована и интересы родителей учтены, произведён возврат к раннее действующей схеме организации питания, а в других учреждениях , принята схема питания через комбинат «Конкорд».

Особое внимание было уделено Уполномоченным вопросам организации досуговой занятости воспитанников в детских домах, направленной в первую очередь на предупреждение самовольных уходов, правонарушений.

Так, частые случаи самовольного ухода несовершеннолетних девочек из Будогощского детского дома и их нахождение в неблагополучных компаниях взрослых стали предметом проверки постановки воспитательной работы. Оказалось, что организация досуга 13-14-летних несовершеннолетних представляет проблему для такого учреждения. Основные направления досуговой деятельности – это художественно-эстетическая направленность. Спортивные секции работают для детей в школе, где они обучаются. Несмотря на действующие в городе Кириши бассейны, ребята из детского дома их не посещают. Причина – отсутствие транспорта. Уполномоченным в адрес администрации направлено письмо с просьбой оказать содействие в обеспечении воспитанников Будогощского детского дома автобусом , для безопасности перевозок, а также возможности организации мероприятий воспитательного характера и познавательной направленности.

Аналогичная проблема занятости подростков 12-14 лет существует, практически, во всех детских домах и коррекционных образовательных учреждениях. Большая часть формирования досуговой деятельности и направлений работы кружков происходит на основе умений своих преподавателей. В большей части – это художественно – прикладное творчество. Современное развитие общества и мировой цивилизации требует для подростков несколько иных подходов: использование интернет ресурсов, современных спортивных занятий с использованием бассейна и тренажёрных залов, технического моделирования, туристических видов спорта. Такие возможности есть не везде. В этой связи учреждениям рекомендовано при планировании мероприятий воспитательной работы развивать сеть партнёрских взаимоотношений с крупными центрами внешкольной работы и спортивными комплексами, имеющимися в районе.

Обращает внимание ряд нерешенных проблем в Никольском детском доме.

Это недостаточное число воспитанников детского дома . В тоже время, более 40 ребят-жителей Ленинградской области находятся в детской деревне SOS г. Пушкина. Контроль за условиями их проживания, воспитания со стороны органов опеки отсутствует. К тому же, каждый третий воспитанник Никольского детского дома (11 ребят) ранее проживал в приемной семье, что говорит о некачественной работе органов опеки и попечительства по подбору кандидатов в приемные родители.

Это состояние консервации помещения, предусмотренного под бассейн внутри здания Никольского детского дома. Ввод в строй бассейна во многом улучшил бы организацию досуговой занятости подростков, способствовал профилактике самовольных уходов и правонарушений, а также укреплению физического здоровья.

Право на дошкольное образование

Право родителей, закрепленное Конституцией Российской Федерации на обеспеченность детей местом в государственном дошкольном образовательном учреждении в ряде районов области остаётся не реализованным. Наиболее остро этот вопрос , судя по обращениям граждан, стоит в Волховском, Гатчинском, Кировском, Тосненском, Всеволожском, районах области. Значительная очередь наблюдается, как правило, в центрах муниципальных районов. В настоящее время приводятся в соответствие переданные здания, ранее занимаемые другими государственными или коммерческими структурами, создаются группы детского сада в школах при наличии свободных площадей, вводятся в строй новые детские садики.

В тоже время, при условии неполного обеспечения всех нуждающихся граждан местами в детский сад, имеются конфликтные ситуации, которые при вмешательстве Уполномоченного были урегулированы. Так, в Гатчинском районе в трёх разных случаях (хотя таких ситуаций больше) при полном анализе очереди и разговоре с родителями в присутствии представителей органов местного самоуправления удалось достигнуть взаимопонимания. Детям предоставили место в детских садах, в одном из случаев – достигнута договорённость по предоставлению места в детском саду с 01.09.2012 года.

В Бокситогорском районе в посёлке Подборовье было отказано в обеспечении местом в детский сад и создана очередь из одного ребенка, которая могла быть успешно ликвидирована. Руководителю образовательного учреждения было предложено использовать место для нуждающегося ребёнка за счёт временно длительно болеющих детей, либо реорганизовать пространство спальных групп в соответствии с новыми Санитарными нормами и правилами и, освободив пространство от излишней мебели, полностью ликвидировать очерёдность в детский сад. В настоящее время ребёнок посещает детский сад.

В Тосненском районе в посёлке Ульяновка при проверке обращений граждан и заместителя руководителя по безопасности дошкольного образовательного учреждения №2 комбинированного вида были вскрыты факты использования помещений детских групп не по назначению, несмотря на существующую очередь в детский сад. Уполномоченным в адрес Учредителя направлено заключение по результатам проверки для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

В Сосновоборском городском поселении в детских садах, в детском саду-комплексе Медвежий стан Всеволожского района, в детском саду посёлка Ульяновка Тосненского района, детских садах городского поселения Рощино Выборгского района обнаружены факты неправомерного взимания родительской платы с родителей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушения в оформлении личных дел детей. Информация о выявленных нарушениях направлена Учредителю и в органы прокуратуры Ленинградской области. В двух случаях руководители учреждений привлечены к административной ответственности, необоснованно полученная сумма должна быть возвращена родителям, по другим фактам проводится проверка.

Не остались без внимания обращения жителей Всеволожского и Выборгского районов области, касающиеся сохранения дошкольных учреждений Министерства обороны. Проблема заключалась в том, что родители не были информированы о том, как будет осуществляться при исполнении поручения Президента передача дошкольных учреждений Министерства обороны на баланс в администрацию муниципальных образований, не будут ли при этом учреждения, требующие ремонта закрываться без предоставления детям альтернативного места в других учреждениях. По запросу Уполномоченного, Комитет общего и профессионального образования, муниципальные органы управления образованием разъяснили родителям через родительские собрания, средства массовой информации позицию дальнейшего функционирования ведомственных детских садов.

Предметом изучения при посещении учреждений Уполномоченным являются следующие вопросы:

  • соблюдение законных прав детей на получение образование,
  • создание благоприятной организационно-познавательной среды для обучения детей с учетом всех требований Роспотребнадзора и Пожнадзора,
  • развитие воспитательной работы в образовательном учреждение, направленной на занятость подростков во второй половине дня, в том числе с подростками группы риска,
  • работа по раннему выявлению неблагополучия в семьях,
  • работа с детьми-инвалидами и использование возможных форм инклюзивного образования, дистанционного образования и других форм обучения детей,
  • укомплектованность образовательного и социально-реабилитационного учреждения педагогическими кадрами для ведения основной деятельности с несовершеннолетними,
  • работа логопедов и логопунктов в детских дошкольных образовательных учреждениях и коррекционных школах,
  • обоснованность зачисления детей в коррекционные классы и образовательные учреждения VII и VIII вида,
  • использование и состояние закреплённого жилья детей-сирот,
  • работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с несовершеннолетними и их родителями в образовательных учреждениях по правовому просвещению,
  • разъяснению современного законодательства и норм права в отношении детей,
  • работа попечительских советов в учреждениях,
  • осуществление текущего и планового ремонта помещений с учётом существующих норм охраны здоровья несовершеннолетних,
  • обеспечение медикаментами и укомплектованность медицинским персоналом образовательных учреждений,
  • обеспечение питанием детей и наличие оборудования столовых, позволяющего приготовить качественное питание для детей.

По результатам выездных поездок Уполномоченного были отмечены наиболее часто встречающиеся недостатки в работе и выделены следующие предложения:

  • усилить контроль за использованием и сохранностью жилого фонда, закреплённого в сельской местности за детьми-сиротами,
  • обеспечить надлежащее оформления протоколов Заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которые являются основанием для зачисления учащихся в коррекционное образовательное учреждение,
  • устранить недостатки в неудовлетворительной работе с воспитанниками детских домов (Молодцовский детский дом, Будогощский детский дом, Сосновоборский детский дом, Волосовская коррекционная школа-интернат),
  • расширить сеть и содержание дополнительного образования детей для подростков, находящихся в школах-интернатах и детских домах,
  • пересмотреть штатное расписание в школах-интернатах и ввести дополнительные должности сотрудников ночного присмотра за детьми в учреждениях интернатного типа (Гатчинская школа-интернат),
  • рассмотреть обоснованность взимания родительской платы за посещение детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольных образовательных учреждений,
  • упорядочить и развивать работу Попечительских советов в образовательных учреждениях,
  • развивать систематическую работу представителей органов внутренних дел с детьми по правовому просвещению и предупреждению правонарушений,
  • вопросы реформирования и оптимизации сети образовательных учреждений, учреждений культуры (художественных, музыкальных школ), социозащитных учреждений реабилитации детей необходимо решать с учётом объективного мнения жителей территории и разъяснительной работы среди населения,
  • проводить гибкую систему обучения и повышения квалификации управленческих кадров учреждений, работающих с детским населением области,
  • комитету по здравоохранению Ленинградской области вместе с комитетами муниципальных образований решать проблему обеспечения образовательных учреждений и детских поликлиник соответствующими специалистами в области детского здравоохранения,
  • органам управления образованием своевременно информировать население об изменениях законодательства в сфере образовании, о социальной защищённости прав детей, а также о мерах административной ответственности за неисполнение родителями закона РФ «Об образовании»;
  • администрациям муниципальных образований создать условия для реализации права ребёнка на отдых и досуг, на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции о правах ребёнка).

Вопросы, связанные с алиментными обязательствами, с определением порядка общения с детьми

Сложной складывается ситуации с детьми при отправлении родительских прав и обязанностей, когда это касается родителей расторгнувших брак и проживающих отдельно. Споры о порядке осуществления родительских прав между родителями ребёнка, проживающими раздельно , являются одной из самых сложных категорий дел, как для рассмотрения полномочными государственными и муниципальными органами, так и для последующего их исполнения. Спор между родителями сопровождается крайне высоким эмоциональным накалом, который принимает агрессивные формы и не позволяет родителям трезво оценивать ситуацию и приходить к взаимному согласию во имя интересов ребенка.

В разводе родители по-разному видят будущее своих детей и несовпадение их взглядов часто сопровождается взаимными обидами, возникшими при разводе и может перерасти в банальное выяснение отношений, в котором ребёнок является весомым аргументом, и дополнительным инструментом оказания давления одним родителем на другого, при этом , само мнение ребёнка о споре нередко внушается ребёнку одним из родителей. Интересы ребёнка подменяются интересами враждующих родителей. Подавляющее большинство нарушений прав несовершеннолетних является порождением этого конфликта.

Соблюдение прав и интересов ребёнка при разрешении данных споров является главным и определяет природу и смысл деятельности Уполномоченного.

В 2011 году Уполномоченному поступило на рассмотрение 20 обращений данной категории. В 9 случаях Уполномоченный лично при участии специалистов в области семейной психологии и педагогики оказывал содействие родителям детей в преодолении противостояния, что сказалось на положительном разрешении непростой ситуации, не повлекшей моральной травмы у детей. В остальных случаях Уполномоченному приходилось убеждать родителей, направлять в судебные органы свои заключения, которые принимались во внимание в ходе судебного разбирательства.

Анализ обращений показывает, что имеются проблемы взыскания алиментов с родителей, лишенных родительских прав, так как большинство из них нигде не работают, ведут асоциальный образ жизни. Неисполнение требований законодательства по материальному обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает их законные интересы.

Только по Тихвинскому детскому дому не получают алименты от одного родителя – 21 воспитанник и от двоих родителей- 7 воспитанников.

По Никольскому детскому дому из 36 воспитанников не получают алименты 26 человек.

В этой связи необходимо вести целенаправленную работу по взысканию алиментных обязательств через принудительные работы согласно ст.157 УК РФ, тем более что такой положительный опыт наработан в Лужском и Волховском районах области. И этот вопрос должен стать предметом для обсуждения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ленинградской области.

Поступают обращения об оказании содействия в получении алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних детей, в связи с расторжением родителями брака.

Благодаря сотрудничеству с управлением федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области удается взыскивать не только алиментные обязательства в пользу детей (Кингисеппский, Лужский, Тосненский, Лодейнопольский районы), но и декретные с нерадивых предприятий (ООО «Земледелие», ООО «Комфорт плюс»).

Вопросы гражданства и регистрации

К Уполномоченному поступают обращения с просьбой оказать помощь в принятии гражданства Российской Федерации. Таких обращений в минувшем 2011 г. поступило 32.

Эти вопросы решаются во взаимодействии с УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В связи с большим количеством обращений, связанных с регистрацией по месту жительства и получением гражданства, в 2011 году были проведёны два совместных приёма со специалистами УФМС и членами Общественной Палаты Ленинградской области. Эти приёмы показали свою целесообразность, значительное повышение эффективности и оперативности в помощи гражданам при очном взаимодействии и личных встречах. Например, положительно был решен вопрос по обращению гражданина В., о регистрации его ребёнка по месту жительства, хотя до этого самостоятельные обращения заявителя в территориальное подразделение УФМС были безрезультатны. Супруги Г., проживающие в Выборгском районе, смогли зарегистрировать опекаемых ими детей в новой квартире, улучшив тем самым их материальные и жилищные условия. Оказана помощь в получении гражданства несовершеннолетней уроженки Йемена, проживающей в г. Кириши.

Иногда, к сожалению, наблюдаются ситуации, когда в рамках действующего законодательства получение гражданства и регистрации по месту жительства не представляются возможными. Так, например, четверо несовершеннолетних детей гражданки Б., не имеют гражданства РФ, а зарегистрированы только по месту пребывания, что не даёт возможности поставить семью на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим считаем, что было бы целесообразно внести изменения в законодательство, позволяющие признавать нуждающимися в улучшении жилищных условий несовершеннолетних, имеющих регистрацию по месту пребывания.

Вызывают трудности получение гражданами справок в консульствах иностранных государств о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего гражданства этих стран. Управление федеральной миграционной службы требует эти справки для рассмотрения вопроса о предоставлении вида на жительство или гражданства несовершеннолетним. В связи с этим считаем, что было бы правильным внести изменения в нормативно-правовую базу, возлагающие при рассмотрении вопросов, связанных с правами и интересами несовершеннолетних, обязанность запроса документов в иностранных консульствах и российских государственных органах на органы УФМС. Было бы также целесообразно внести изменения в международные и российские правовые документы, упрощающие процедуру получения вида на жительство и гражданства детьми.

Анализ обращений граждан по вопросам регистрации несовершеннолетних детей показывает, что назрела необходимость совершенствования также правоприменительной практики системы работы органов, уполномоченных на осуществление регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства на территории Российской Федерации. (Приложение № 2).

Жилищная сфера

По-прежнему, проблемы, связанные с жильём, являются не только самыми распространёнными в обращениях, но и самыми трудно решаемыми. Доля обращений, относящихся к жилищной сфере, составляет 32 %. Доля положительных разрешений этих обращений меньше, чем других, и составляет менее половины. Основная причина этого – невозможность, а иногда и нежелание местных органов власти выполнять требования законодательства.

Обращения в жилищной сфере можно разделить на 3 группы:

  • обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
  • обеспечение жильём многодетных семей, других семей с детьми, имеющих право на улучшение жилищных условий,
  • защита жилищных конституционных прав и прав, закреплённых в Конвенции о правах ребёнка, но не имеющих закрепление в федеральном и областном законодательстве.

1. Обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В действующем законодательстве в сфере защиты прав детства установлены особые дополнительные юридические гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В тоже время, поступающие к Уполномоченному обращения свидетельствуют о допускаемых нарушениях жилищных прав этой категории детей.

Участие Уполномоченного в этих вопросах позволило восстановить нарушенные права в отношении 18 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С участием органов прокуратуры восстановлено право двух лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади во Всеволожском районе и г. Сосновый Бор.

2. Обеспечение жильём многодетных семей, других семей с детьми, имеющих право на улучшение жилищных условий

В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 – ФЗ, вопросы, связанные с обеспечением жилой площадью граждан, отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Исходя из обращений граждан и ответов на наши письма по этим обращениям, в настоящее время органы местного самоуправления Ленинградской области не справляются в полной мере с этой функцией. Они не могут обеспечить жильём всех нуждающихся, несмотря на предоставленные им полномочия в этой сфере. Очереди на жильё во многих муниципальных образованиях не двигаются. Находясь в первой десятке льготной очереди, люди не получают жилья десятилетиями. Так ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС гражданин Л. ждёт положенное ему жильё в Ломоносовском районе уже 13 лет, проживая с тремя детьми и женой в однокомнатной квартире.

Дом в дер. Карьер-Мяглово Всеволожского района, где проживают семьи с несовершеннолетними в 2003 году был признан непригодным для проживания, но семьи продолжают проживать в этом доме.

Значительно количество обращений, касающихся многодетных семей. Так, гражданка Ч. из Выборгского района и трое её несовершеннолетних детей не имеет в настоящее время ни постоянного места жительства, ни постоянной регистрации.

Многодетная семья гражданки Т. из Бокситогорска признана нуждающейся в жилом помещении, состоит на очереди, но в ответе из Администрации Бокситогорского городского поселения сказано : «в связи с отсутствием строительства социального жилья и продолжающейся приватизацией существующего муниципального жилого фонда, практически отсутствует поступление освободившейся муниципальной жилой площади, которую можно использовать для обеспечения граждан, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий».

Супруги М. и семеро их несовершеннолетних детей проживают в дер. Ваганово Всеволожского района на площади 24 кв. метра в половине частного разрушающегося дома без удобств.

3. Защита жилищных конституционных прав и прав, закреплённых в Конвенции о правах ребёнка, но не имеющих закрепление в федеральном и областном законодательстве.

Статья 27 Конвенции о правах ребёнка закрепляет право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для всестороннего, полноценного развития, а статья 23 той же Конвенции провозглашает, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную и достойную жизнь. Эти права имеют также конституционное закрепление. Однако, встречаются обращения, когда менее значимые по юридической силе нормативно-правовые акты не обеспечивают соблюдение вышестоящих.

Так, в областном законе «Об обеспечении жильём некоторых категорий граждан, поставленных на учёт до 01.01.2005 г.» № 110-ОЗ от 07.12.2005 г. указано, что среди инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, обеспечиваются жильём только те, кто принят на учёт до 01.01.2005 г.. Считаем, что нужно снять ограничения по времени постановки на очередь детей- инвалидов , в качестве нуждающихся в улучшении жилья.

Обращаются родители детей-инвалидов, у которых есть заболевания, при которых по медицинским показаниям требуется отдельное помещение для проживания, а живут семьи в комнате общежития или однокомнатной квартире. Целесообразным было бы издание нормативно-правового акта, позволяющего решать подобные проблемы.

Встречаются обращения, когда семью с несовершеннолетними детьми выселяют, и все члены семьи не имеют ни жилья, ни регистрации, причём делается это на основании судебных решений. У детей, в связи с этим, возникают проблемы с оформлением в образовательное учреждение, получением медицинских услуг. В практике имеются факты, когда собственник жилья, бабушка, продавала квартиру, а прописанная в ней ребёнок-внучка выписана по решению суда вместе с отцом. Имеют место факты, когда продается квартира при разводе супругов, а несовершеннолетние дети остаются на улице, причём суд принимает сторону собственника (отца, матери, бабушки и т.д.) без учета интересов несовершеннолетних детей.

К глубокому сожалению вступление в силу Жилищного кодекса РФ и внесение изменений в п. 2 ст. 292 ГК РФ повлекли за собой негативные социальные последствия. Всё чаще судами рассматриваются дела и принимаются решения о выселении несовершеннолетних детей.

В 2011 г. суды Ленинградской области при рассмотрении дел по искам о жилье в 8 случаях выносили решения о прекращении права пользования жилыми помещениями членами семьи прежнего собственника и в том числе несовершеннолетних детей в соответствии, и о выселении их без предоставления другого жилья, то есть на улицу. Ранее, согласно действовавшему жилищному законодательству и п. 2 ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, в том числе и бывшие, сохраняли право пользования жилыми помещениями наравне с собственником независимо от прекращения семейных отношений с собственником или перехода права на жилое помещение к другому лицу. Ст. 31 Жилищного кодекса РФ и изменения, внесённые в п. 2 ст. 292 ГК РФ отменили эти гарантии и ухудшили правовое положение , прежде всего несовершеннолетних граждан по сравнению с ранее действовавшим законом.

Более того, нарушаются требования статьи 3 Конвенции о правах ребёнка, согласно которой «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениям, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка».

Считаем, что выселение детей и снятие их с регистрации по месту жительства противоречит Конституции и Конвенции о правах ребёнка.

Необходимо запретить продажу (выселение) из жилой площади, на которой были зарегистрированы несовершеннолетние дети, без предоставления им другой жилой площади. При разводе супругов, имеющих детей, необходимо обязательное законодательное закрепление жилой площади за детьми.

Анализ обращений показывает, что, несмотря на федеральные и региональные программы, многие люди не могут себе позволить приобрести или получить качественное жильё нормальной площади и, соответственно, обеспечить «право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка» (ст. 27 Конвенции о правах ребёнка). Все жилищные программы, реализуемые в Ленинградской области рассчитаны на людей до 35 лет включительно, причём если человек стал участником программы до 35 лет и не приобрёл жильё до исполнения 36, то из программы он исключается.

Некоторые положительные примеры решения жилищных вопросов

Удалось отстоять право на отдельное проживание семьи гражданки А., проживающей в Коммунаре, несмотря на иск поданный администрацией в городской суд и кассационную жалобу – в областной , против интересов семьи с двумя детьми; решить жилищный вопрос одинокой многодетной матери в Кировском районе, многодетной матери с 4 детьми в Бокситогорском районе.

В Приозерском районе были выявлены нарушения жилищных прав ребёнка-инвалида. В связи с чем, Приозерским городским прокурором главе администрации муниципального образования Приозерское городское поселение было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Достигнута договорённость о ремонте общедомового имущества в доме, где живут дети, в пос. Сиверский Гатчинского района.

Для более эффективной и оперативной помощи людям по жилищным вопросам в октябре был организован совместный приём со специалистами комитетов Ленинградской области: по строительству, по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству, в ходе которого около 30 человек смогли получить компетентные всесторонние консультации, сдать документы на рассмотрение в соответствующие комитеты.

Для решения жилищных проблем жителей Ленинградской области было бы целесообразным создание во всех районах области информационно-консультационных жилищных центров, где граждане смогли бы получить исчерпывающую информацию по жилищным вопросам (реализуемым жилищным программам, ипотеке, нормативно-правовой базе и так далее), а также помощь в решении жилищных проблем.

Противоправные посягательства против жизни и здоровья детей

Доля обращений, связанных с противоправными посягательствами на детей опасными для их жизни и здоровья сравнительно невелика, но их рассмотрению уделяется особое внимание.

Более года оказывается юридическая, психологическая и иная помощь гражданке К., у которой в 2010 году бывшим мужем был похищен ребёнок. Сейчас женщине оказывается помощь в подготовке материалов в суд.

Гражданка В., проживающая во Всеволожском районе, обращалась для защиты своей внучки, местонахождение которой было установлено в г. Великие Луки Псковской области. Сотрудниками ОВД г. Великие Луки были проверены сведения, содержащиеся в обращении, безопасность ребёнка и проведена профилактическая работа.

В результате отработки обращения удалось установить семью гражданина К. в Тосненском районе, где дети жили в антисанитарных условиях, отец злоупотреблял алкоголем. Оказалось, что в Комиссии по делам несовершеннолетних об этой семье не знали. Сейчас она поставлена на учёт и контроль, родители привлечены к административной ответственности.

По обращению к Уполномоченному было возбуждено уголовное дело по фактам жестокого обращения воспитателя МДОУ «Детский сад Никольское».

Для противодействия противоправным посягательствам против детей с 31 октября 2011 года еженедельно по понедельникам с 14 часов до 17 часов проводится горячая телефонная линия для приёма сообщений о преступлениях и других противоправных действиях в отношении несовершеннолетних, в том числе совершённых с использованием Интернета и сотовой связи.

В тоже время, знакомство с работой образовательных учреждений во время посещения муниципальных образований, рассмотрения обращений граждан по урегулированию конфликтных межличностных отношений между учащимися школ показывает, что инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел практически не бывают в образовательных учреждениях, не проводят индивидуальную и групповую профилактическую работу с учащимися, склонными к совершению правонарушений; не знают своего подучетного контингента. Сведения о состоянии преступности, причинах и условиях, способствовавших совершению противоправных деяний несовершеннолетних, не поступают в образовательные учреждения. К тому же, по итогам 2011 года выявлено расхождение в статистике преступности несовершеннолетних на территории Ленинградской области, представленной ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В эту статистику вошли 24 преступления, совершенные взрослыми лицами в 9 муниципальных образованиях области, что привело к росту числа преступлений на 4,1% и их несовершеннолетних участников на 3,3%. Такое положение дел не отражает реальной объективной картины в сфере подростковой преступности, перечеркивает совместную работу комитетов и ведомств, направленную на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов.

В адрес начальника ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области направлено письмо о рассмотрении и подписании проекта Соглашения о взаимодействии в работе по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе имеющих проблемы с законом.

Для усиления защиты прав детей и улучшения их благополучия в Ленинградской области деятельность Уполномоченного в 2012 году во взаимодействии с отраслевыми комитетами органов исполнительной власти, органами местного самоуправления будет направлена на:

  • создание эффективного механизма межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и профилактике детского и семейного неблагополучия, работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, защита их прав и правовое просвещение,
  • принятие неотложных мер в интересах детей-инвалидов,
  • дальнейшее развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержав девиз Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка «Россия – без сирот!»,
  • принятие мер, обеспечивающих профилактику и предупреждение жизненных рисков детей и подростков, содействие их здоровому образу жизни,
  • правовое просвещение широких слоев населения по вопросам прав и законных интересов ребенка.

Для осуществления этих непростых задач потребуется объединение усилий всех государственных структур, негосударственных и религиозных организаций, средств массовой информации, которые работают с детьми и в их интересах, родителей, и, что особенно важно, самих детей.

Уполномоченный, сотрудники его аппарата, общественные помощники готовы активно участвовать в этом процессе, не только помогать в реализации и защите прав конкретного ребенка, но и способствовать происходящим в Ленинградской области глубинным преобразования в интересах детства.

Уполномоченный при Губернаторе Ленинградской области по правам ребенка
Т.А. Литвинова