Уполномоченный при губернаторе Ленинградской области по правам ребенка
 1234567890

Взаимодействие с православной церковью

Взаимодействие Уполномоченного по правам ребёнка Ленинградской области с православной церковью

Я желала бы принадлежать к религии,
которая не давала бы людям ненавидеть
и бояться друг друга, а равно вредить друг другу
Жорж Санд

Не плоть, а дух делает человека человеком
Л. Фейербах

Религия во все времена оказывала сильное влияние на все сферы жизни общества. Не исключением является и современная Россия. Особенно велико её влияние на воспитание, формирование мировоззрения людей и идеологии в обществе. Поскольку воспитание и мировоззрение формируются, главным образом, в молодые годы, то молодёжь можно считать наиболее восприимчивой к религиозному влиянию. Причём это влияние может быть как положительным, так и деструктивным. В России государство законодательно отделено от церкви, но это не снимает ответственности с государственных органов за контроль над деятельностью религиозных объединений и взаимодействие с ними. Правильное использование возможностей религии может оказать существенную пользу в решении проблемных вопросов разного плана, способствовать формированию полноценных, нравственно здоровых личностей. Православие является наиболее распространённой, культурообразующей религией России, поэтому в своей профессиональной деятельности Уполномоченный при Губернаторе Ленинградской области по правам ребёнка (далее возможно – Уполномоченный) взаимодействует прежде всего с православными религиозными организациями и деятелями.

Правовое регулирование отношений, связанных с религией, существует и в международном и в российском внутреннем законодательстве. Статья 14 Конвенции о правах ребёнка провозглашает, что государства-участники Конвенции уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. В статье 14 Конституции России говорится, что: 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статьи 13.5, 29.2 Конституции направлены против национальной и религиозной розни и вражды. Статьёй 28 Конституции каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года был утвержден документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви». Согласно него, «благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала». На приходских уровнях работа с молодежью, а значит и с несовершеннолетними, и с молодыми семьями, приобретает различные формы:

  • беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями;
  • вероучительные (катехизаторские) занятия;
  • группы по изучению Священного Писания;
  • миссионерские акции и поездки;
  • социальные проекты;
  • молодежные лагеря;
  • интернет-проекты;
  • киноклубы;
  • кружки по интересам;
  • проекты по профилактике зависимостей;
  • спортивные секции;
  • военно-патриотические клубы;
  • клубы молодой семьи.

В Ленинградской области принята долгосрочная целевая программа «Дети Ленинградской области» на 2011-2013 годы. Среди задач программы много таких, в осуществлении которых существенную помощь могла бы оказать церковь. Это и духовно-нравственное воспитание детей, и совершенствование системы занятости детей, и профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита детей от жестокого обращения, и укрепление института семьи и пропаганда семейных ценностей.

Во влиянии религии на молодёжь можно выделить три основные сферы:

  1. Религия и образование.
  2. Религия и профилактика девиантного поведения.
  3. Религия и организация занятости молодёжи.

Посмотрим на положение в этих сферах на территории Ленинградской области и на взаимодействие Уполномоченного с православной церковью.

Религия и образование

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных конфессий используется в образовательной практике всех цивилизованных государств. Эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки от 24.10.2011 № МД-1427/03 и протоколом заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 04.10.2011 № 1 (61) с 1 сентября 2012 года во всех российских школах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данная учебная дисциплина направлена на развитие у детей морально-нравственных качеств; предоставление детям возможности для осмысления общечеловеческих понятий добродетели, без которых невозможно пробуждение совести, оберегающей человека от совершения безнравственных поступков; расширение мировоззрения; оказание помощи в понимании смысла жизни и в выборе правильной жизненной ориентации.

2 августа 1999 года между Министерством образования РФ и Русской Православной Церковью был подписан договор о сотрудничестве в области образования, в котором отражены коренные изменения в отношении между государством и церковью.

В Ленинградской области в некоторых образовательных учреждениях уже в 2011 году началось преподавание трёх модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики»: «Основы православной культуры», «Основы мировых религий» и «Основы светской этики». В эксперименте приняли участие 780 учащихся в составе 38 классов из 27 школ. Модуль «Основы православной культуры» выбрали родители учащихся 25 школ, модуль «Основы светской этики» - 1 школа, модуль «Основы мировых религий» - 1 школа.

В августе всем учащимся – участникам эксперимента за счет средств Правительства области были приобретены учебники и электронные приложения к ним в соответствии с выбранным модулем.

Итоги реализации эксперимента показали значительный интерес школьников и их родителей (законных представителей) к данному учебному предмету.

Итоги реализации эксперимента, проведенного Ленинградским областным институтом развития образования, показали значительный интерес школьников и их родителей (законных представителей) к данному учебному предмету. Так, изучение отношения участников процесса апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ к введению данного курса в образовательный процесс выглядит следующим образом:
Было интересно - ответили 71 % учащихся,
не интересно – 4 %,
не очень интересно – 25 %;
Положительно отнеслись к данному курсу
98 % родителей,
92,5% учителей;
Расширение кругозора детей:
96,2% учителей,
93,2% родителей;
Духовное и культурное развитие детей:
100,0% учителей,
85,9% родителей;
Повышение нравственности детей:
92,5% учителей,
56,1% родителей;
Мотивация школьников на продолжение изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ:
Да - 70 % школьников,
Нет - 18 %,
Не знаю - 12%.

С 2012 года выбирать можно будет уже из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».

В целях подготовки к реализации данного курса на уровне образовательных учреждений была проведена следующая работа:

Организованы родительские собрания, в которых принимали участие общественные помощники Уполномоченного по правам ребёнка, встречи родителей с педагогами, преподающими курс. Обеспечен выбор родителями обучающихся одного из модулей курса, с обязательной фиксацией в протоколах родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля. Обеспечено приобретение учебных пособий по выбранным модулям. Определены учителя для преподавания курса и обеспечено повышение их квалификации. Изучение профессиональных запросов педагогов в этом направлении показывает необходимость проведения постоянно действующих обучающих и практических семинаров по курсу ОРКиСЭ, обобщение и представление лучшего опыта.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Выборг вёлся курс «Мировая художественная культура». Программа разрабатывалась под руководством СЗ отделения Министерства образования. Работа с детьми велась по программам, утвержденным координационным советом при МО и Православной Епархии. В качестве видового отличия в построении образовательного пространства школа организовала работу кружков по предметам «Русская Христианская культура» в начальных классах, «Межконфессиональная культура» в старших классах.

Следует отметить, что в Ленинградской области функционируют десятки православных воскресных школ. В некоторых из них возможно получение не только дополнительного, но и основного образования. К примеру, в Гатчине не один год успешно работает церковно-приходская школа Павловского собора, в которой учится 78 детей от 5 до 16 лет. В школе возможно получение начального образования.

Интересная школа открыта в городе Кингисепп в 1992 году при соборе Святой Великомученицы Екатерины. Она получила название «Духовная гимназия». Количество учащихся не превышало 32 человека. После прохождения аттестации, лицензирования и аккредитации в 2005 году образовательное учреждение стало называться негосударственное образовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа православной культуры». С 1-го сентября 2011 года в школе учится 73 человека с 1-го по 10-й класс. В школу могут прийти учиться дети их любой семьи. Обучение и питание в школе бесплатные. Среди выпускников школы – много медалистов, участников и победителей олимпиад.

В этой школе православной культуры реализуется федеральный государственный стандарт образования, а также введен предмет «Основы православной культуры», изучаются такие разделы как «Ветхий Завет», «Святое Евангелие», «История церкви», «Закон Божий». В школе соблюдаются русские традиции православной культуры: в 8.00 все учащиеся посещают в храме утренние молитвы и краткий молебен, затем начинается учебный процесс.

Актуальной проблемой является подбор кадров для преподавания нового предмета. Если преподавать модули «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы мировых религий» смогли бы преподаватели общественно-гуманитарного цикла после соответствующей переподготовки, то грамотно донести до детей особенности определённой религиозной культуры сможет скорее всего человек, этой культуры придерживающийся. Можно приглашать для преподавания представителей церкви, но не у всех из них есть педагогические умения и не во всех местах есть возможность приглашать представителей четырёх конфессий.

С целью оказания действенной помощи педагогам в деле духовно-нравственного воспитания школьников проводится большая совместная работа для развития сотрудничества школы и Русской православной церкви. Учащиеся Ленинградской области ежегодно принимают активное участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси». С 2009 года проходит областной совместный конкурс отдельно для педагогов и учащихся каждый год под новым названием: Уроки добра и милосердия», «Уроки доблести и чести», «Уроки любви и верности». Шестой год реализуется духовно-просветительский проект «Тихвинские рождественские чтения».

Теме духовно-нравственного воспитания в образовательной среде Ленинградской области было посвящено и областное родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в образовательной среде Ленинградской области», прошедшее 2 марта 2011 года. Уполномоченным был сделан акцент на добровольность волеизъявления родителей и ребенка при выборе модуля новой учебной дисциплины. Необходимость учёта мнения ребенка, его интерес - это неукоснительное требование Конвенции ООН о правах ребёнка, поэтому велика значимость подготовительной и разъяснительной работы как с родителями, так и с учащимися образовательных учреждений.

Итогом областного родительского собрания стало обращение к Губернатору Ленинградской области, Законодательному собранию Ленинградской области, органам местного самоуправления, педагогической и родительской общественности Ленинградской области. В обращении, в частности, указано:

«Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, в том числе в нравственной сфере, основанной на духовных традициях и опыте культуры.

Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы сформировать духовно сильное и нравственно здоровое юношество, которое будет созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит помрачнения общественного сознания в молодёжной среде».

Религия и профилактика девиантного поведения

Анализ обращений к Уполномоченному показывает рост жестокости и цинизма в молодёжной среде, нарушений межличностных отношений в семье и детских коллективах. Об этом свидетельствуют и сообщения средств массовой информации. Пристрастие к курению, алкоголю, компьютерным играм, другим видам зависимости наблюдается у всё большего числа детей. Спектр преступлений, которые совершают несовершеннолетние, удивляет своим разнообразием и значительной долей тяжких преступлений.

Одной из причин преступности и, вообще, девиантного поведения, является общее падение нравственности населения. Телевидение, интернет, кинематограф, литература часто романтизируют образ преступника, пропагандируют насилие, цинизм и вседозволенность. Романтизация образа преступника, обилие агрессии и жестокости, в кинематографе, литературе, средствах массовой информации, компьютерных играх, активное употребление блатной лексики тлетворно воздействуют на умы молодых людей, уводят их от правомерного поведения и естественных общечеловеческих норм. Воспитываясь в такой среде, молодёжь ассимилирует негативную правовую субкультуру и ещё дальше отодвигает Россию от создания правового государства и гражданского общества.

Большой проблемой в настоящее время становятся межличностные отношения людей в обществе. В течение 2011 года Уполномоченный по правам ребёнка в 33 случаях вмешивался в разрешение конфликтных ситуаций в школе и семье.

Нельзя недооценивать возможности духовного воспитания в развитии всесторонней, нравственной личности. В связи с разрушением в 90-е годы светской идеологии и системы воспитания молодёжи в нашей стране, значение религии ещё более возросло. Хотя хочется отметить, что акцент надо ставить именно на духовное, а не религиозное воспитание.

Отчасти воспитательный вопрос должен решаться при преподавании нового курса, о котором говорилось выше, но не нужно забывать и о повседневном духовном образовании, направленном, в том числе, на уважительное отношение к любому человеку и законопослушное поведение.

Грамотное изучение Библии, религиозных учений, также как и права, с привлечением различных, в том числе и игровых, форм преподавания способны, на мой взгляд, внести существенную лепту в повышение нравственности и правосознания молодёжи.

Шестой год в рамках долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ленинградской области» функционирует площадка «Новое поколение», на которой на специализированных рабочих местах работают несовершеннолетние дети, имеющие проблемы с законом и попавшие в трудную жизненную ситуацию. В отношении них проводится как индивидуальная, так и групповая профилактическая работа, в которой принимает непосредственное участие и православный священник отец Леонид.

Регулярно проходят встречи со священником воспитанников Колпинской воспитательной колонии, с которой у нас заключено соглашение о взаимодействии.

В феврале этого года в рамках работы Уполномоченного по повышению правовой культуры и правосознания молодёжи в школе № 9 Гатчины был организован круглый стол «Право и религия» для учащихся 10-х классов. В нём принимали участие два представителя православной церкви и юрист нашего аппарата. В рамках круглого стола обсуждались христианские заповеди с религиозной и правовой точек зрения. Ребята продемонстрировали неподдельный интерес к теме. Их интересовали вопросы морали, смертной казни, взаимоотношений с родителями и другие. В результате анкетирования многие из учащихся выразили желание участвовать в других мероприятиях, связанных с правом и религией. Учитывая мнение ребят и их неподдельный интерес, эта работа будет продолжена. Очень важно отметить, что за 2011 год ни в одном из учебных заведений, в котором проводилась работа по повышению правовой культуры, не было зарегистрировано ни одного преступления, совершённого учащимися.

В ноябре 2011 года по инициативе Уполномоченного был проведён Единый родительский день во всех образовательных учреждениях Ленинградской области по теме «Моя жизнь без конфликта с законом».

В Ленинградской области имеется интересный опыт патриотического воспитания как направления в профилактике асоциального поведения молодёжи. Этот опыт показывает, что патриотическое воспитание чрезвычайно важно в работе с подростками, которые совершали правонарушения, имеют извращённые нравственные понятия. Было бы целесообразно вести патриотическое воспитание во взаимодействии с духовно-нравственным. Ведь многие подвиги нашего народа связаны с христианством, а среди достопримечательностей и памятных мест нашей Родины – значительную часть занимают христианские святыни.

Религия и организация занятости молодёжи

Возможности религиозных организаций для организации занятости молодёжи на сегодняшний день до конца не используются. Отчасти это связано с некоторым опасением и предубеждением государственных и муниципальных организаций и учреждений в отношении религиозных, особенно неправославных, объединений. Конечно, здесь надо соблюдать осторожность, но и не использовать возможности религиозных организаций в организации молодёжной занятости не стоит. Здесь возможна как волонтёрская работа, так и работа за заработную плату.

В Ленинградской области представители религиозных организаций участвуют в организации праздников; организуют ночлег, горячее питание бездомным, лицам вернувшимся из мест лишения свободы; помогают восстанавливать утраченные документы; собирают одежду, обувь, питание многодетным семьям, подарки в ходе Рождественских и Пасхальных праздников; ведут работу с наркоманами и употребляющими спиртные напитки; организуют для детей лагеря дневного пребывания, однодневные походы, помощь в виде мебели, медицинского оборудования, бытовых приборов, инвалидных колясок, костылей, автобусов для инвалидов; участвуют в городских субботниках.

Учащиеся Ленинградской области помогают в восстановлении церквей на территории Ленинградской области.

Работа по воспитанию подрастающего поколения, привитию молодым людям патриотизма и активной жизненной позиции проводится во взаимодействии органов местного самоуправления с религиозными организациями.

При поддержке православных приходов проводятся экскурсии по историческим местам с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С молодёжью проводятся регулярные беседы и встречи с представителями православной церкви во многих районах области. Так, за время работы общественного помощника Уполномоченного в Лужском муниципальном районе сложились дружественные, партнерские отношения с представителями Лужского благочиния Санкт-Петербургской Епархии, подготовлен совместный план работы по профилактике социального сиротства, предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

На территории Лужского муниципального района функционируют 4 воскресных школы, в которых обучается 119 православных христиан, в т.ч. 68 детей. Для населения района учащиеся воскресных школ показывают театральные постановки, кукольные спектакли, направленные на духовно-нравственное воспитание.

В Тихвине стали уже традиционными ежегодные Межрегиональные Рождественские образовательные чтения для педагогических работников. В 2012 году их темой было «Духовно-нравственное воспитание в новой школе России: опыт и перспективы» В них приняло участие более 500 человек.

Положительным примером взаимодействия органов власти и религиозных объединений является праздник, посвящённый Дню семьи, любви и верности, и «круглый стол», посвящённый проблемам семьи и семейным ценностям, проведённый Павловским собором города Гатчина совместно с Администрацией Гатчинского района в 2011 году.

В марте 2011 года по инициативе Уполномоченного во всех образовательных учреждениях Ленинградской области прошёл Единый родительский день «Охрана жизни и здоровья детей». В этом мероприятии также активную роль играли представители православной церкви.

В целях дальнейшего развития взаимодействия с русской православной церковью 13 марта 2012 г. Уполномоченный посетил Санкт-Петербургскую духовную академию. В рамках визита Уполномоченного состоялась встреча с ректором СПбПДА епископом Гатчинским Амвросием. В ходе беседы был обсуждён широкий круг вопросов, представляющий взаимный интерес сторон, в частности, формирование общественного мнения по сохранению устоев семьи, сокращению числа разводов и лишения родителей в родительских правах, как итог - предупреждение социального сиротства.

В Ленинградской области планируются и другие мероприятия в сфере взаимодействия Уполномоченного с религиозными объединениями, которые могли бы применяться также в других регионах.

В связи с наличием обращений граждан по вопросам межличностных отношений, определения порядка общения с ребёнком, когда требуется не только юридическая, но и психолого-педагогическая помощь, а также достаточно большим количеством расторжений браков (в Ленинградской области - 8100 в 2011 году) планируется совместный приём Уполномоченного с представителем от православной церкви по вопросам семейных отношений.

В новогодние и рождественские праздники планируется организация праздничных встреч и мероприятий христианской направленности для детей, прежде всего из малообеспеченных семей и оставшихся без попечения родителей.

Будет продолжаться работа по формированию правосознания молодёжи с применением изучения религиозных норм.

Возможно издание совместной брошюры по межличностным отношениям, взаимосвязи норм морали и права.

Будет проводиться работа с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей с привлечением прихожан, имеющих позитивный опыт семейной жизни и воспитания своих детей.

Также в рамках взаимодействия возможна организация досуга и оздоровления детей и подростков (помощь в организации паломнических поездок, в получении путевок на посещение православных лагерей и др.).

На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:

  1. Взаимодействие института Уполномоченных по правам ребенка с религиозными конфессиями может стать одним из инструментов духовно-нравственного, правового и патриотического воспитания детей, а также воспитания родителей, формирования крепких семейных отношений, защиты тетей от жестокого обращения.
  2. Изучение православия и других религиозных культур будет способствовать формированию толерантного мировоззрения.
  3. Изучение правовых норм во взаимосвязи с религиозными поможет сформировать осознанное соблюдение законодательства и правовую культуру молодежи.

Уполномоченный при Губернаторе Ленинградской области по правам ребёнка
Т. А. Литвинова