Всеволожский агропромышленный техникум
 1234567890

Новости и актуальные интервью

Всеволожский агропромышленный техникум — Отличный старт для вчерашних школьников

06-09-2017 12:30

Всеволожский агропромышленный техникум — Отличный старт для вчерашних школьников

Первого сентября по всей стране начался новый учебный год. В доме номер один по улице Шишканя во Всеволожске после небольшого торжества по случаю Дня знаний тоже начались занятия. Здесь находится Всеволожский агропромышленный техникум, одно из старейших средних специальных учебных заведений региона. Ему в феврале 2018 года исполнится 95 лет — он старше, чем сама Ленинградская область.

Когда он открылся в последний день календарной зимы 1923 года, перед страной стояли непростые задачи: победить голод, сделать сельское хозяйство рентабельным и как можно менее зависимым от импорта. Заработало отечественное тракторостроение, учёные агрономы создавали новые сорта сельскохозяйственных растений и поддерживали старые, а животноводы выводили продуктивные породы скота. Мы даже не представляем, насколько было трудно этим людям, создававшим практически заново сельское хозяйство страны, разрушенное войнами и революциями. А главное — стране нужны были новые кадры, которые этим хозяйством управляли бы.

Возвращение «синих воротничков»

И подготовка кадров началась. Почти вековая история Всеволожского агропромышленного техникума — это почти 22 тысячи выпускников, которые нашли применение своим талантам, возможностям и знаниям на благо родины. Не все бывшие студенты остались аграриями, некоторые в конечном итоге выбрали другие профессии. Например, выпускница 1930 года Елизавета Томберг, дочь войскоровского агронома, тоже стала агрономом (тогда техникум назывался Финским сельскохозяйственным), но любовь к театру победила, и Томберг оставила поле ради сцены, став в 1959 году народной артисткой СССР. Среди выпускников — мэры городов и депутаты, Герои социалистического труда и военные, директора совхозов и скромные бухгалтеры.

Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Александр Матвеев — тоже из этой плеяды. Когда он вышел на сцену актового зала техникума, чтобы поздравить студентов и преподавателей с началом учебного года, его голос дрогнул: он узнал этот зал и многих сидевших в нем педагогов, таких родных.

Очевидно, что основная масса бывших студентов всё­таки связала свою жизнь с сельским хозяйством. Они разъехались по всему Северо­Западу, неся с собой славу альма матер — своего учебного заведения. «Всеволожские приехали!» — уважительно говорили в отдалённых хозяйствах, зная, что именно из этого техникума выпускаются ребята толковые и разумные.

Директор техникума Олег Петрович ТОРЖКОВ раскрывает главную задачу своего учебного заведения:

— Мы должны готовить специалистов, которых традиционно называли «синими воротничками». Знаете, что это такое? Это руководители среднего звена, связующего между рабочим, имеющим только профессиональную подготовку, и инженером, получившим высшее образование. У нас есть даже такой предмет – «Управление коллективом исполнителей». Увы, за многие годы разнообразных реформ как­то потерялась очевидная необходимость «синих воротничков». Смотрите, все выпускники школ хотят идти в вузы, все хотят быть юристами, менеджерами или стоматологами. А специалистами среднего звена — среднего по положению в цепочке, но не по полученным знаниям! — быть не модно. Такая позиция абсолютно деструктивная, а в государственном масштабе — просто опасная. Нужно возвращать престиж «синим воротничкам». И мы в нашем техникуме, как мне кажется, достаточно успешно эту задачу решаем. Популярность нашего учебного заведения об этом говорит. Если на географической карте отметить точками места, откуда прибыли наши студенты — вы удивитесь.

— Неужели со всей Лен­области? Ведь сельхозтехникумов у нас целых двадцать два!

— Не только Ленобласть. К нам едут из Армении и из Азербайджана, из Казахстана и из Петропавловска­Камчатского, есть уроженцы Вологодской и Архангельской областей, Урала и Сибири. Но, конечно, и много местных ребят — из Всеволожского района. Кстати, у районного комитета образования мы на очень хорошем счету, потому что даём качественное образование и возможность ребятам учиться не очень далеко от дома, не отрываться от своей малой родины.

Техникум для многих — очень хороший, мягкий старт. Увы, не все вчерашние школьники умеют учиться. Вот попали они в вуз, а там классного руководителя нет, постоянный контроль отсутствует, и им кажется, что они умеют сами себя контролировать, распределять нагрузку и время, а часто это не так. Что же потом? Отчислят — это психологическая травма, опять же чем­то заниматься надо. А в техникуме, хотя у нас не классы, а группы, есть классный руководитель, который осуществляет должный контроль. Поступает к нам юноша — и до ухода в армию, если он потом не поступит в вуз с отсрочкой, получит специальность. У него есть профессия, и часто в армии парня с такой технической профессией используют по специальности — например, электриком или автомехаником, то есть навыки не пропадают. Девочкам, конечно, попроще, но им сугубо психологически удобнее попадать в высшее учебное заведение через среднее профессиональное. Если они вообще захотят получать высшее образование.

70 процентов занятий - практика

— Кстати, эта идея уже давно обсуждается — поднимать престиж рабочих специальностей. Ведь не всем нужно высшее образование — тратятся деньги, силы и время на то, что далеко не всегда понадобится. Вы согласны с этим?

— Согласен. Не всегда сразу после школы ребёнок — а ведь психологически это часто ребёнок — может сориентироваться в выборе профессии. Одни через пять лет, а другие и через год понимают, что выбранная специальность — не для них. И здесь техникум может помочь — это такая мягкая профориентация. Ну а наш техникум – особенно. Тем более сейчас — когда поставлена задача импортозамещения, когда на сельское хозяйство впервые за много лет возложена совершенно патриотическая миссия. Мы должны уметь прокормить себя сами, а для этого нужно подготовить специалистов. Кстати, после нашего техникума довольно много студентов поступает в Аграрный университет, с которым у нас сложились партнёрские взаимоотношения. То есть они получают высшее образование, но уже сознательно выбрав профессию.

— Как и положено, в техникуме большая часть занятий — практические. Где проходят практику ваши студенты?

 — Да, почти 70 процентов занятий — это практика. У нас есть мастерские, учебные полигоны, лаборатории, 30 гектаров пахотных земель, а также автодром и трактородром. А технологическая и преддипломная практика проходят в различных хозяйствах и на предприятиях, с которыми нас связывают партнёрские взаимоотношения. Многие из крупных агрохозяйств с удовольствием берут наших студентов, потому что знают — те не подведут. Более того, у нас уже налажена система трудо­
устройства в крупные хозяйства, например, несколько наших студентов со специальностью «Экономика и бухгалтерский учёт» были взяты на работу в ЗАО
«Агрофирма «Выборжец» — одно из ведущих сельхозпредприятий Ленобласти. Конечно, у нас пока ещё не полностью обновлена материально­техническая база, но мы работаем над этими проблемами, ведь невозможно всё решить сразу.

— Времена меняются, и если в 1923 году были нужны одни специальности, то теперь требуются другие. Вы учитываете эти требования современных реалий?

— Конечно. Существует топ­50 самых востребованных на рабочем рынке страны профессий, и мы туда попадаем. Например, мы готовим автомехаников, механизаторов сельскохозяйственного предприятия – самые что ни на есть топовые специальности. На современном тракторе работать — это удовольствие, и стереотип о том, что механизатор — это потрёпанный мужик в телогрейке и кирзовых сапогах на разваливающемся и чадящем тракторе «Беларусь» 1970­х годов выпуска, давно уже не соответствует реальности.

Не менее востребованы бухгалтер, электрик, землеустроитель — эти выпускники без работы не останутся. Студенты могут получить к своей специальности и смежные профессии, такие работники ценятся обычно намного больше узких специалистов. Больше скажу: к нам постоянно обращаются люди, имеющие высшее образование, но не состоявшиеся в выбранной профессии по разным причинам. За год мы обучаем их новой специальности, и многие из этих людей счастливы в своей новой жизни.

В последние годы мы всё увеличиваем и увеличиваем приём обучающихся. Когда техникум в известные годы «сжался», стало мало студентов, часть помещений сдавалась в аренду, чтобы не пустовали и приносили доход. Теперь же мы прощаемся с арендаторами — самим тесно!

— Среди вашего педагогического коллектива есть и заслуженные преподаватели, и совсем молодые. Чем вы удерживаете педагогов?

— А они сами удерживаются. Если людям комфортно работать, если они реализуют себя как педагоги, видят, как развиваются, меняются, совершенствуются студенты, — это и есть преподавательское счастье. У нас прекрасный коллектив — и педагоги очень опытные, высшей категории, и люди замечательные. Только недавно проводили на пенсию одного преподавателя, который проработал в техникуме 51 год. А мой заместитель по учебной работе Ольга Юрьевна Овчинникова проработала здесь почти 30 лет, и таких опытнейших педагогов у нас достаточно. Что касается молодых — и их, кстати, довольно много — это, как правило, наши же выпускники, которые проявили педагогические способности. Я с удовольствием представлю одного из них — это Иван Александрович Кузнецов.

Волшебный электрик

Иван Кузнецов выглядит не старше многих студентов, но они почтительно называют его по имени­отчеству. Биография молодого преподавателя — ещё один довод в пользу обучения в техникуме.

— Я родом из Омска, — рассказывает Иван Александрович. — Приехал в Петербург учиться, но не всё складывалось так, как я задумывал. В техникум я попал только потому, что здесь было общежитие — мне негде было жить, а в общежитии оказалось хорошо. Поскольку у меня было полное среднее образование, то я попал сразу на второй курс, потому что на первом в основном занимаются общеобразовательными предметами двух последних классов средней школы. Я люблю электричество, поэтому стал учиться на электрика. Знаете, электричество — это волшебство. Его не видно — а оно есть, оно может служить человеку, а может и убить его. Мы, электрики, — почти как сапёры, нам нельзя ошибаться...

Иван Александрович так втянулся в это волшебство, в котором нельзя ошибаться, что за годы обучения получал только пятёрки. Закончил техникум с красным дипломом. Конечно, здесь сыграли роль и преподаватели, увидевшие в молодом человеке способности.

— Мой преподаватель Андрей Николаевич Кольвах мне как отец, — продолжает Кузнецов. — Он научил меня очень многому, а теперь учит быть настоящим педагогом. Я учусь заочно в Аграрном университете, и мне совсем нетрудно там, потому что те знания, которые я получил здесь, в техникуме, оказались очень прочной базой.

В этом году Ивана Кузнецова сделали классным руководителем — в руке он сжимает новенькие студенческие билеты своих «новобранцев». На фотографиях — одни мальчики.

— А что, девочек— электриков не бывает?

— Бывают и девочки, просто в этом году нет. Девочки, кстати, намного усидчивее и внимательнее, дотошнее. Зато мальчики лучше реагируют в нештатной ситуации, когда события развиваются не по учебнику. Но и те, и другие счастливы, когда их усилия приводят к конкретному результату: загорелась лампочка, заработал двигатель.

Татьяна Хмельник

 

Комментарии

Оставить комментарий


Новости Ленинградской области