Первомайское
 1234567890

История и достопримечательности

Первомайское

Кивеннапа Kivennapa

Поселок. До 1939 г. село Kivennapa входило в состав одноименной волости Выборгской губернии (Финляндия). По поводу происхождения названия Кивеннапа существует несколько версий. Первая из них основывается на том, что приграничная местность по правому берегу Сестра-реки из-за непрекращающихся войн в средние века получила название Риитамаа, в переводе – «спорная земля». Среди финских исследователей существует мнение, что это название, переведенное на шведский язык в форме Kivanebb (kiv – спор, nebb – оконечность), затем вновь трансформировалось в финском звучании как Кивеннапа и в таком виде стало названием целой волости.

Вторая основывается на предположении, что уже в первой половине XV века на старой Выборгской дороге к северу от Сестра-реки находилось шведское укрепление. Именно шведское слово «Kifvanebbet», что означает «передовые укрепления», финнизировавшись, стало звучать как «Кивеннапа».

Центральная деревня волости или Церковная деревня издревле называлась Кивеннапой. С тех пор, как на ее холмах появилась церковь и сюда переместился центр прихода, имя Кивеннапа перешло также и на название всей волости и прихода. Это было, несомненно, одно из самых древнейших поселений Карельского перешейка. Здесь находился как церковный, так и административный центр округа, с незапамятных времен здесь начало концентрироваться местное карельское население. В средние века все высшие административные, церковные и военные должности занимали уроженцы Швеции, но после Северной войны их здесь практически уже не оставалось. Вся волость перешла в собственность российских помещиков либо государственных ведомств. Местное самоуправление стало возможным лишь по присоединению Карельского перешейка к автономной Финляндии и, в особенности, в период независимости. Перед войной 1939-1940 года Кивеннапа была крупным селом, в котором проживало около 90 семей, имелось множество различных учреждений и обществ. К тому времени село состояло из трех частей, которые имели свои местные названия: Кирконкюля (Церковная деревня), Тиилимаанкюля (Кирпично-земельная деревня) и Линнамяки (Крепостная горка).

Линнамяки располагалась в районе одноименного холма, на вершине которого уже в начале шестнадцатого века имелось небольшое дерево-земляное шведское укрепление Киванебб. От него, вероятно, и произошло позднее название Кивеннапа. С высшей точки этого холма (117 метров над уровнем моря) открывался прекрасный вид в сторону древней русско-шведской границы и, благодаря своему выгодному стратегическому положению на перекрестке главных торговых и военных дорог, крепость имела большое значение для безопасности Выборга. С другой стороны, она являлась и отправной точкой для нанесения военных ударов по русским приграничным территориям.

В 1554 году деревянную крепость Кивеннапа (Киванебб) укрепили каменным фундаментом, но через два года во время очередного похода русских войск на Выборг шведо-финляндскому гарнизону крепости пришлось отступить, а саму крепость сжечь. После этого она уже более не восстанавливалась.

В прошлом веке финские археологи проводили на горке Линнамякн серию археологических раскопок, в результате которых было найдено много интересных находок, относящихся к эпохе средневековья. Исследование самых древних пластов прояснило представления ученых о доисторической послеледниковой эпохе: здесь были найдены окаменелые образцы древней растительности, в том числе саамские подснежники, карликовые березы, тундровые ивы, подобные сохранившимся видам флоры сибирских тундр.

Начиная с ранних времен на горке Линнамяки находилось имение священнослужителей церкви Кивеннапа. Место, где они жили, так и называйтесь - Паппила. Оно было окружено красивым парком, за которым расстилались земельные угодья священников.

В 1874 году в Паппила начала свою деятельность первая народная школа селения Кивеннапа, которую посещали также и ребятишки из соседних деревень - Тирттула, Полвиселькя и Уупунут. К северо-западу от Линнамяки находился дом престарелых с отделением для душевнобольных. Невдалеке был стадион и дом шюцкора. По другую сторону Выборгского тракта находилось стрельбище. Перед запрудой на ручье Лоукос-оя образовалось небольшое искусственное озеро и в те времена оно еще находилось к западу от Выборгского тракта, вдоль которого и вытянулось местечко Линнамяки.

К 1918 г. из русских дачников в Церковной деревне оставался Павел Матвеевич Курников, а в Тиилинмаа - купец Николай Сиваков.

Другая часть церковной деревни Кивеннапа именовалась Тиилимаанкюля, что в переводе означает "Кирпичная земля", и располагалась она к северо-западу от перекрестка дорог за ручьем. Крестьянских имений в ней было всего 11. К югу от Тиилимаанкюля за перекрестком дорог возвышалась горка Кирккомяки ("Церковная горка"), на вершине которой находилась церковь прихода Кивеннапа. На склоне этой возвышенности располагалось старое приходское кладбище. На нем по традиции хоронили жителей всех кивеннапских деревень. Но поскольку площадь его была ограничена крестьянскими полями и расширяться захоронениям было уже некуда, было решено организовать новое кладбище на южной окраине деревни. Там же была построена и небольшая часовенка.

В Церковной деревне находилась аптека, почта, три магазина, два банка, два кафе, книжная лавка, парикмахерская, а также множество мастерских, в которых работали представители различных профессий: кузнец, сапожник, портной и пр. Промышленность была представлена двухрамной лесопилкой и маслобойкой. В селе находилось административное управление, библиотека, дом Союза рабочих, медицинское учреждение, в котором работали волостной врач и акушерка, имелась также небольшая гостиница и таксомоторная фирма. Перед самой войной в Кивеннапе появился филиал энергосистемы "Электро". Между деревнями волости действовало несколько линий автобусного сообщения. Так было до осени 1939 года.

01.12.1939. над селом Кивеннапа поднялся черный дым. Опустившая деревня горела. Специальные подразделения финских войск, отступая, сожгли церковь и многие дома, чтобы не оставлять противнику возможности расквартировки на главных стратегических направлениях. Таков был приказ военного командования. К исходу дня в сожженную Кивеннапу вошли части 24-й стрелковой дивизии...

Как и многие деревни Карельского перешейка, Кивеннапа пережила три этапа восстановления. Первый охватывал период с 1940 по 1941 год, когда в селение стали прибывать первые советские переселенцы. С 1942 по 1944 год восстановлением своего хозяйства занялись вернувшиеся на родину карельские крестьяне, и, наконец, после 1944 года поселок начали поднимать из руин прибывшие туда вновь советские рабочие и колхозники.

В ходе ожесточенных боев в июне 1944 года село Кивеннапа было почти полностью разрушено. В сохранности оставались лишь две казармы и десяток одноэтажных домов. Особенно сильно пострадали от войны окрестности поселка, где находились железобетонные укрепления линии ВТ. Эти укрепленные участки приняли на себя главный удар советских войск. 12. 06. 1944 года части 63-й гвардейской стрелковой дивизии, преодолев первую оборонительную полосу, обошли горку Линнамяки справа и при поддержке танков ночью следующего дня ворвались в селение. В результате этой атаки советскими войсками было захвачено несколько недостроенных ДОТ линии ВТ, находящихся на склонах окрестных высот. От рубежей главной оборонительной полосы линии ВТ, что находилась севернее села Кивеннапа, финские войска отошли согласно приказу командования только после прорыва соседнего оборонительного узла Куутерселькя.

В послевоенное время на землях бывшего села Кивеннапа разместилось одно из первых птицеводческих хозяйств Ленинградской области, а в 60-х годах тут находилась центральная усадьба птицеводческого совхоза "Кирилловский". В 1948 году, когда повсеместно началась кампания переименований, поселок Кивеннапа получил наименование "Гвардейский" (по месту нахождения братских могил гвардейцев Советской Армии). Однако после перетасовки наспех придуманных названий, Кивеннапе присвоили, наконец, последнее имя - "Первомайское", которым несколькими месяцами ранее была удостоена деревня Ахиярви. Переименование закрепили Указом Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1948 г.

В настоящее время поселок Первомайское подобен небольшому городскому микрорайону с соответствующей инфраструктурой, в которую входят магазины, школа, детский сад, поликлиника, больница, аптека, почта, сберкасса, гостиница, Дворец культуры и проч. На 1 января 1988 года в поселке Первомайское проживало 4770 человек. Большую часть населения поселка составляли работники птицефабрики, построенной здесь еще в 1972 году.

Летом 1993 года на месте разоренного старого кладбища прихода Кивеннапа по инициативе бывших жителей волости и с помощью местной администрации был возведен монумент в память о покоящихся в этой земле предках древнего карельского племени, а также тех, кто сложил свои головы при защите отчизны в минувшие войны. Памятник выполнен в виде церковных ворот, ограждающих высокий деревянный крест, взметнувшийся к небу.

Ленинское

Хаапала Haapala

Поселок. До 1939 г. деревня Haapala входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). Топоним Haapala в дословном переводе означает «Осиновое». Деревня, очевидно, получила свое имя от рода Хаапанена, появившегося в ней еще до XVII века. Примерно в 1600 году в Хаапала был всего один житель Лаури Пентинпойка. Однако через пару десятилетий след его теряется, а имение оказывается разоренным. После Северной войны в тех же местах появляется другой хозяин - Лаури Паавонпойка Пуллинен, по преданию выходец из волости Яаски (Яскис). Род Пуллинена дал имя этой части деревни Хапала.

Также после Северной войны в Хаапала появились братья Пааво и Лаури Тулокас, от которых и пошло название этой части деревни.

Туомас Луутахянтя, имевший в Хаапала крестьянское хозяйство, бесследно исчез еще до начала XVII века. Лишь в 1633 году в его разоренном имении поселились крестьяне Никканен и Хумонен, но фамилия первого владельца осталась в названии местечка.

В начале XX века деревня состояла из трех частей, каждая из которых носила собственное название: Пуллинен или Хаапала № 1, Тулокас или Хаапала № 2 и Луутахянтя или Хаапала № 3. Природные условия способствовали экономическому развитию деревни Хаапала, численность населения постепенно увеличивалась, и к 1939 году в каждой из ее частей проживало соответственно: 46 семей (Пуллинен), 28 семей (Тулокас) и 21 семья (Луутахянтя). В Луутахянтя имелась народная школа и погранзастава Тулокас.

В 1917 году деревня Хаапала № 1 (Пуллинен), а затем в 1923 году Тулокас и Луутахянтя из волости Кивеннапа были переданы в дочернюю волость Терийоки. До этой передачи планировалось создать отдельную волость Куоккала, но замысел не удался.

С конца прошлого века хаапальская Луутахянтя* была облюбована петербургскими дачниками, виллы которых стали расти здесь как грибы. Летом в деревне работали три лавки, в садах при дачах устраивались пышные празднества, сопровождающиеся мощными фейерверками. Горела иллюминация, играл духовой оркестр. Среди владельцев дач упомянем А.А. Сорокина, А.А. Керна, И.А. Шумахера, Ф.О. Коганова, И.И. Петрова, Н. Ахтамова, О.Н. Рейхард, М.И. Ильину.

После 1917 года праздная жизнь русских господ затихла. Многие из них исчезли без следа, а бесхозные дачи ветшали и разваливались. Между тем среди дачников, отдыхавших в Луутахянтя, были, и известные деятели русской культуры. Так в 1907 году здесь отдыхал К.И. Чуковский. Несмотря на значительные перемены, военное лихолетье и тлен времени в бывшей деревне Луутахянтя до сих пор сохранилось несколько старинных русских дач, что были построены еще до революции. Наряду с ними уцелела также пара финских крестьянских подворий.

До 1918 года, когда граница с Россией была условной, жители деревни Хаапала могли свободно переезжать на противоположный берег Сестра-реки в любом месте, поэтому контакты с населением ингерманландских деревень были весьма оживленными. Ситуация резко изменилась после гражданской войны в Финляндии и антибольшевистского ингерманландского восстания в России 1919 года. Границу тайком пересекали лишь перебежчики да шпионы. Одно из мест нелегального пересечения границы находилось вблизи деревни Тулокас и называлось "Раяйокское окно". В 20-х годах у деревни Старый Алакуль, расположенной на противоположном берегу Сестра-реки, советские чекисты провели операцию по инсценировке гибели известного английского разведчика С. Рейли.

В соседней деревне Тулокас было в свое время также немало русских дач, но многие из них после 1918 года были разобраны и перевезены в различные районы Финляндии, где стоят и по сей день. Жители деревни занимались возделыванием полей и уходом за домашними животными, чем и добывали себе средства пропитания. Некоторые работали на местной лесопилке.

Возле деревни Тулокас находилось небольшое кладбище, где хоронили усопших из ближайших деревень. Кладбище это сохранилось до нынешних времен и используется по тому же назначению, хотя прежних могил на нем уже не найти.

10 октября 1939 года многие жители Хаапала и Куоккала отправились в эвакуацию. В деревнях остались только резервисты, шюцкор и несколько лотт для выполнения своих боевых задач. В последний день осени они оказались в вихре военных событий...

В 1940 году в Хаапала № 1 (Пуллинен) был образован «Хапальский сельсовет», которому были подчинены 7 окрестных деревень: Хаапала, Ялкала, Йоутселькя, Майнила, Хииреля, Сеппяля и Хартонен. В Ялкала, где в 1917 г. скрывался В.И. Ульянов (Ленин), уже тогда был организован небольшой ленинский музей.

Деревне Хаапала предстояло пережить два послевоенных переселения. Они ознаменовывались обычно тем, что уцелевшие финские дома с окраин перевозились к центру более крупного населенного пункта. Претворяя в жизнь идеалы колхозного строя советские переселенцы в 1950 году свезли оставшиеся дома из 40 окрестных селений, что располагались в радиусе 30 километров от центральной усадьбы, и расставили их рядами вдоль главной улицы поселка Пуллинен. Еще в 1940 году в Хаапала № 1 (Пуллинен) был образован "Хапальский" сельсовет, которому были подчинены окрестные деревни, среди которых оказалась Ялкала. Это обстоятельство стало решающим фактором при переименовании деревни Хаапала. Ведь в Ялкала в домике Парвиайнена несколько дней гостил Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Таким образом, отчество и кличка вождя большевиков легли в основу свежеиспеченных названий - Ильичево и Ленинское. Хотя Ленин никогда не бывал в Хаапала, все же революционная история коснулась и этой деревни. Так в 1907 году химик-бомбист А. Чесский и его соратник А. Нейман организовали в арендованном у Антти Пимия доме свою подпольную лабораторию по изготовлению взрывчатых веществ. Она просуществовала недолго, так как, ввязавшись в пограничную перестрелку, борцы за народное счастье обнаружили себя и были арестованы полицией.

27 июля 1947 г. по постановлению исполкома сельсовета деревне Хаапала было предписано наименование «Березовка». Прошло совсем немного времени и решение это отменили, придумав деревне новое название – «Ленинская». Окончательно переименования закрепили Указом Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1948 г.

Кампания переименований коснулась также селений Луутахянтя и Тулокас. В начале 1948 года им были присвоены новые названия - "дер. Устье" и "дер. Пограничная" соответственно. А уже на следующем заседании Леноблисполкома деревне Тулокас придымывают второе наименование "Партизанская". Откуда в Тулокасе появились партизаны, в какое время и против кого они действовали известно было, очевидно, только организаторам переименования. К счастью, ни одно из вышеперечисленных названий здесь так и не прижилось.

В настоящее время на территории бывшей деревни Пуллинен (Хаапала № 1) расположен большой поселок городского типа Ленинское и животноводческий комплекс. К жилому массиву примыкают частные дома, а также многочисленные дачи. На старых деревенских полях ведется строительство коттеджей. В 1990 году постоянное население поселка составляло 1363 человек. В летнее время за счет приезжих эта цифра значительно возрастает. Территории бывших деревень Луутахянтя и Тулокас в значительной мере заняты новыми дачными участками с заставленными почти вплотную друг к другу домами. Берега Сестра-реки застраиваются преимущественно коттеджами, окруженными высокими добротными заборами. За последние пять лет массовое дачное строительство сильно изменило ландшафт местности.

Ильичево

Ялкала Jalkala

Поселок. До 1939 г. деревня Jalkala входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). Первые сведения о деревне Ялкала относятся к 1778 году. Топоним Jalkala в дословном переводе означает «Ножное», но происхождение свое он ведет от родового имени.

Первые сведения о деревне Ялкала относятся к 1778 году, когда она составляла шестую часть мантального имения, на котором проживали в те времена вдовец Миккел Хенттинен и его сын Пааво с семьей. Там же жили батрак Юхо, служанка Сара, а также некто Юхо Хелття и его жена. В 1812 году деревня делится надвое и число хозяев увеличивается.

В конце века в Ялкала начинают строиться дачи богатых русских господ, но последние почти исчезают из виду на заре независимости Финляндии. В тот же период на берегах озера Питкя-ярви (оз. Долгое) все же успели построить большой туберкулезный санаторий, где лечился и провел последние дни своей жизни русский марксист Г.В. Плеханов. В августе 1917 г. в домике Петра Парвиайнена несколько дней скрывался от Временного правительства В.И. Ульянов (Ленин). Этот факт в дальнейшем и определил будущее название деревни – Ильичево, по отчеству вождя мирового пролетариата. Партийную же кличку использовали для переименования Хаапальского сельсовета. Однако следует заметить, что когда в 1948 году перед местными органами власти была поставлена задача переименования этого населенного пункта, то изначально селению придумали название "Ульяновская". Но поскольку такое же наименование трудящиеся успели сочинить для станции и поселка Райвола, то органам пришлось вносить необходимые поправки в стихию имятворчества, и через полгода деревня была переименована в Ильичево.

Основным занятием местных крестьян было земледелие, но дополнительным источником доходов здесь издавна считалось рыболовство. Деревня была окружена цепью озер, самыми крупными из которых были Питкя-ярви и Каук-ярви. Название последнего прежде звучало несколько иначе, а именно "Кауху-ярви" и означало - "озеро ужаса". Вероятно, такое леденящее душу название оно унаследовало еще с языческих времен. В 30-е годы в этих озерах разводили щук и получали обильные уловы этой прекрасной рыбы. Помимо щук в озеро Каук-ярви запустили также мальков судака и корюшки. В деревне было создано общество рыболовов, в которое входили и профессиональные рыбаки.

Поскольку деревня Ялкала была небольшой, своей школы она не имела, а дети посещали народную 6-ти классную школу в соседней деревне Иоутселькя, где были расположены также и другие общественные заведения. Крестьяне жили в основном натуральным хозяйством. У всех были земельные наделы, домашний скот. На полях сеяли, как правило, рожь, но также и пшеницу, ячмень, овес, а иногда гречиху. Выращивали много картофеля и корнеплодов, капусту, которую потом квасили на зиму. Излишки зерна продавали в Терийоки или сдавали в заготконтору. Зерновые выкашивали серпами и косами, сушили в снопах. Во многих домах имелись ручные каменные мельницы, на которых можно было смолоть зерно на муку. Солома шла для подстилки скоту. Также в окрестностях Ялкала было много грибных и ягодных мест. Дары леса заготавливали не только для себя, но и на продажу. Овец в крестьянских хозяйствах держали для шерсти, которую пряли дома и ткали одежду. Ткали также и конопляное полотно. Весьма популярны были домотканые дорожки и коврики.

Крестьянские дома строили добротно, с просторными комнатами. Внутри дома находилась большая печь с плитой, сработанная так, что задняя часть печи обогревала одновременно и другую комнату. Разумеется, в каждом хозяйстве имелась и собственная баня (сауна).

К 1939 году в деревне было 17 домов. Дальнейшая военная и послевоенная судьба деревни сложилась тем же образом, что и соседних селений. После захвата Карельского перешейка в 1940 году в оставленную жителями деревню Ялкала прибыли первые советские переселенцы. К деревне было проявлено особое внимание со стороны советских и партийных руководителей; уже в 1940 году в домике Парвиайнена создается мемориальный музей В.И. Ленина. Домик Парвиайнена пережил и войну 1941-44 гг., после чего в нем был восстановлен ленинский музей. Благодаря заботе властей, тщательной реставрации и ремонту, а также сооруженному над зданием защитному козырьку, этот старинный карельский дом прекрасно сохранился до настоящего времени, избежав трагической судьбы сотен уничтоженных ранее и уничтожаемых сегодня старых крестьянских построек бывшей Финляндской Карелии.

В ходе укрупнения хозяйства к деревне Ялкала были присоединены соседние селения Питкяярви, Лаволанмяки, Каукъярвенхови, Терваполтти и Метсола.

В 1992-93 годах согласно Постановлению Совета Министров РСФСР было решено создать историко-этнографический музей-заповедник Ялкала на базе хутора Парвиайнен и музейного павильона, построенного еще в 1974 году неподалеку от самого хутора. Предполагается воссоздание традиционного крестьянского хозяйства согласно чертежам, фотографиям и сведениям, полученным от самих прежних хозяев этого имения - семьи Парвиайнен. Начиная с лета 1994 года, экспозиция музея заменена с ленинской на финно-угорскую, посвященную жизни, истории и культуре коренного населения Карельского перешейка. В ней имеется и раздел персонажей, ведь в Ялкала отдыхали русский художник А.А. Бенуа, финский композитор Сулхо Ранта, социалисты В.И. Ульянов, Г.В. Плеханов.

Неподалеку от Ильичево расположен интереснейший природный объект - болото Ламмин-суо, с 1976 года являющееся заказником. Это - типичное верховое болото камового ландшафта Карельского перешейка, покрытое редкой сосной и вереском, является местом стоянок птиц на пролете, тока боровой дичи. Здесь же расположена Экспериментальная болотная станция Государственного гидрологического института, проводятся полевые занятия студентов-биологов.

Сам же поселок Ильичево значительно разросся и стал похож на городской микрорайон. Окрестности его интенсивно застраиваются дачами и коттеджами.

Симагино

Йоутселькя Joutselka

Поселок. До 1939 г. деревня Joutselka входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия).

Эта небольшая деревня хорошо известна всем, кто знает историю Карелии. В 1555 году здесь произошло значительное сражение между русским войском и шведо-финляндским гарнизоном крепости Кивеннапа, на стороне которого выступило местное карельское ополчение.

Еще в 1553 году шведский король Густав Ваза освободил крестьян приграничных деревень от налогообложения, так как частые военные столкновения между жителями области Риитамаа, происходившие из-за неопределенности границы в верховьях Сестра-реки, окончательно опустошили эти земли. Королевская льгота привлекла крестьян соседних деревень и из более отдаленных областей к освоению разоренных войнами территорий, но очередное переселение туда вновь вызвало ответную реакцию на противоположной стороне границы. Этого было достаточно, чтобы разгорелся новый конфликт.

Весной 1555 года царь Иван IV Грозный направил большое войско походом на Выборг. 11 марта русские полки тремя группами пересекли Ореховецкую границу. Центральную группировку, двигавшуюся по старой Выборгской дороге, численностью в 6000 человек возглавлял князь Бибиков.* Их путь лежал через село Кивеннапа, где стояла только что реконструированная шведская крепость, комендантом которой был назначен фогт Юхан Улфспарре. В подчинении фогта находилось 100 пехотинцев и 60 конников. Крестьяне из окрестных деревень составили народное ополчение до 400 человек. 6 орудий были установлены на розвальни и доставлены из крепости к самой границе. Крестьяне, разделившись на небольшие лыжные отряды, образовали несколько засад вдоль дороги, по которой двигалось русское войско. Небольшая конница, неспособная быстро передвигаться в глубоком снегу, выстроилась на дороге перед головной колонной противника. Численное превосходство русских войск было настолько очевидным, что князь Бибиков не придал большого значения угрозе сопротивления небольшого шведо-финляндского войска и продолжал двигаться в головной колонне наступавших. Однако первыми залпами из орудий его повозка была уничтожена, а сам князь убит. Вытянувшаяся на несколько километров колонна русских войск была немедленно атакована и рассечена на части лыжными отрядами ополченцев и, не успев развернуться в боевой порядок, потеряв воеводу, в панике вынуждена была отступить. На поле брани осталось около 900 человек убитыми, 49 знамен, 500 лошадей. Оружие и обоз с продовольствием достались победителям в качестве военных трофеев. Хотя через год русские войска воевод Шереметьева и Палецкого вновь предприняли поход на Выборг и крепость Кивеннапа была сожжена отступившим гарнизоном, тем не менее, сражение при Йоутселькя 1555 года стало символом стойкости и мужества, подтверждающим крылатые слова великого русского полководца А. В. Суворова о том, что "воюют не числом, а умением". Эту "науку побеждать" финны, как показало время, усвоили неплохо.

9 июля 1703 года на берегах Сестра-реки у деревни Йоутселькя произошло еще одно значительное сражение, закончившееся уже не в пользу оборонявшейся стороны. Тогда бывший комендант Ниеншанца Абрахам Кронхъерт возглавил четырехтысячное шведо-финляндское войско и принял свой последний бой с наступавшей русской армией. Кронхъерту пришлось отступить почти до Выборга, оставив убитыми на берегах Сестра-реки 500 своих воинов.

Что же нам известно об этой деревне? По первому перечню деревень Кивеннапской волости, датированному 1559 годом, в Йоутселькя имелось тогда 24 налогооблагаемых крестьянских хозяйства. По тем временам она была одной из самых больших деревень, но причина объясняется скорее тем фактом, что именно в это время жители приграничных деревень были освобождены шведским королем от налогообложения. Эта льгота и вызвала волну переселения в Риитамаа. Однако последующие войны опустошили этот край.

В XVII веке деревня Йоутселькя, как и вся волость Кивеннапа, входила в обширное ленное поместье, пожалованное известному шведскому дворянскому роду Розенштернов. Согласно родовым спискам в Йоутселькя имелось тогда 4 крестьянских хозяйства. В XVIII веке по мере удаления военных действий за Выборг крестьяне постепенно начали возвращаться в свои деревни, и продолжительный мирный период способствовал увеличению местного населения.

В конце XIX века в Йоутселькя стали осваиваться русские дачники. Среди них заслуживает упоминания известный столичный врач-акушер статский советник Федор Александрович Добберт. Семью участками в деревне владела купчиха Александра Алексеевна Духновская, в богато отделанном особняке проводила летние дни своего отдыха и купчиха Надежда Федоровна Горбовицина. Неподалеку стоял дом купца Василия Андреева. По соседству с ними жили: капитанша Мария Бурхановская, капитан Александр Васильевич Давыдов, Роберт Фредрикович Фельдт, доктор Александр фон Перольд, полковник Виссарион Виссарионович Комаров и капитан Виктор Захарьевич Бурхановский. После 1918 г. следы их теряются.

Юго-восточная часть деревни Йоутселькяносила название Яппинен. Прежде здесь размещалась таможня Яппинен (вероятно фамилия начальника таможни), но когда граница закрылась, то там разместился погранкордон. Поэтому местечко часто называли также "Раявартиосто", т.е. "Погранстража". У пограничников всегда хватало работы, так как в этой местности было в избытке контрабандистов, шпионов, террористов и перебежчиков, пересекавших границу по ночам. В 30-е годы, когда в Финляндии разразился экономический кризис, многие безработные бежали в Советскую Россию в поисках заработка и хлеба.

Недалеко от Яппинен находилась летняя мастерская известного русского живописца И.Е. Репина, который, живя в Куоккала, часто наведывался сюда с кистями и мольбертом.

В память о знаменитой битве при Йоутселькя в деревне Яппинен у перекрестка дорог 5 июля 1931 года был открыт памятник в виде 4-х метровой каменной пирамиды. Он был задуман еще в 1928 году командиром 1-го самокатного батальона Терийокского гарнизона подполковником Стрембергом (Сииласвуо). Проект памятника составил капитан Каримо. Через 2 года удалось собрать 22000 марок для его строительства. К памятнику была прикреплена гранитная плита с надписью по-фински: "11 марта 1555 года небольшое войско гарнизона крепости Кивеннапа и местных крестьян разбило на холмах Йоутселькя многочисленную вражескую армию. Этот памятник установлен 1-м самокатным батальоном в 1931 году в память о ратных делах наших предков".

Памятник битве при Йоутселькя пережил две войны и лишь в 1973 году был полностью уничтожен по распоряжению местной администрации. На его месте теперь находится глубокая воронка, заполненная обломками камней.

В деревне Яппинен в 1939 году находилось 21 крестьянское хозяйство, народная школа, погранзастава. В самой Йоутселькя проживало около 40 семей, в деревне был также Дом молодежного общества и Дом шюцкора, для которого было построено отдельное большое двухэтажное здание. Начальная школа размещалась в здании кооперативного магазина, а средняя школа имела собственное здание. Деревня вытянулась вдоль Выборгского тракта, который шел по гребню вытянутой возвышенности, по-фински называющейся "селькя". Таким образом, рельеф местности послужил основой для образования второй составляющей исторического имени этого селения, а первая его составляющая образована от финского слова "joutsen" - лебедь. Возможно, когда-то стаи лебедей облюбовали маленькое озеро у самой деревни, может тому была и другая причина, но буквальный перевод этого названия означает "Лебединая гряда", а название озера соответственно - "озеро Лебединой гряды".

В начале октября 1939 года многие жители деревни отправились в эвакуацию, но через месяц напрасных ожиданий мало-помалу начали возвращаться домой. Внезапно грянувшая война вновь вынудила их к срочной эвакуации. 30.11.1939 года в 14. 50 в штаб финской армии поступило донесение, что советские части силой до одной роты атаковали деревню Яппинен. На исходе дня, уничтожив 6-7 советских танков, 3-й егерский батальон финской армии, будучи не в состоянии больше удерживать мощные атаки 24-й стрелковой дивизии, отошел к Линтула...

Мирная передышка продлилась лишь полтора года. 2 сентября 1941 года 18-я пехотная дивизия 11-го армейского корпуса под командованием полковника Паяри выйдя к старой границе, пересекла ее в районе Яппинен и продолжила свое наступление до Старого Белоострова. Финские части почти не встречали сопротивления, пока не достигли линии Карельского укрепрайона. Бои в районе деревни Яппинен возобновились уже только летом 1944 года при наступлении советских войск на Выборг, но и они продолжались лишь несколько часов. Вероятно, бои носили локальный характер, и деревня частично уцелела, так как даже до настоящего времени в ней сохранилось несколько старых финских домов.

27 июля 1947 г. по решению исполкома Хапальского сельсовета деревне Йоутселькя было придумано наименование «Малая Малиновка». Вскоре название переменили на «дер. Петровская». Данный вариант имел под собой определенный исторический смысл, поскольку 9 мая 1703 года у деревни Йоутселькя разыгралось сражение между войсками Карла XII и Петра I. Но спустя полгода деревню Йоутселькя переименовывают в «Симагино» со стандартным обоснованием: «в память лейтенанта (по другим данным сержанта – прим. сост.) Симагина Н.П., погибшего на территории Райволовского района».

В ходе укрупнения хозяйства к деревне Йоутселькя было присоединено соседнее селение Яппинен. До 1918 г. в нем размещалась таможня Яппинен, которая получила такое название, вероятно, от фамилии ее начальника. Позднее в Яппиля разместился погранкордон «Раявартиосто», т.е. «Погранстража». В настоящее время название Яппиля переняла по наследству новая бензоколонка и кафе. До нынешних времен в поселке сохранилось несколько финских построек. Теперь невдалеке построен новый дачный поселок.

Решетниково

Пухтула Puhtula

Поселок. До 1939 г. деревня Puhtula входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). Название «Пухтула» происходит, по всей вероятности, от слова «puhtaus» – чистота, опрятность, хотя нельзя исключить и другие толкования, в том числе и образование от личного имени. Судя по налоговым спискам прихода Кивеннапа, в XVI веке здесь жил некто Ниило Каластая со своим сыном Антти. Они промышляли, главным образом, рыболовством в прибрежной полосе Финского залива.

В XVII веке в деревне Пухтула жили представители древнейших земледельческих родов: Харью, Хиилинен и Киуру. После Северной войны в деревне появляются новые жители: Аувунен, Илонен, Костиайнен и другие. С древних времен поля осваивали здесь подсечным методом, т.е. выжигая участки леса. Этот способ земледелия зафиксировался и в местной топонимике: так в деревне был холм Каскимяки и озеро Каскиярви ("kaski" - пожег, подсека). Вся деревня раскинулась на склонах холмов, самый высокий из которых - Пухтуланмяки -достигал стометровой отметки над уровнем моря. Холм был столь велик, что в начале нынешнего столетия к нему построили железнодорожную ветку, по которой возили гравий от местного карьера. Полностью гору срыть все же не успели, и теперь она служит прекрасным местом тренировок слаломистов.

В конце прошлого века деревенские земли начали привлекать петербургских господ, которые стремились купить здесь участки для строительства дач. Первым покупателем стал купец Василий Андреев. За ним последовали многие другие, и деревню Пухтула стали кромсать, так что дачные кварталы разделялись прямыми дорогами вдоль и поперек. Среди русских дачевладельцев в Пухтула следует упомянуть гофмейстера Т.Р. Гриневича, почетного гражданина В.И. Билинина, княгиню Елену Селшонен, жену землемера А.И. Болцунову, В.А. Сидорова, А. Куприянова, Ф. Рюбезехкого, коллежского регистратора В.С. Гилова, А.М. Шарова, О. Моррисон, доктора В.Г. Горячева. Первая мировая война и последовавшие за ней события заставили русских господ расстаться со своими особняками. Только немногие из них остались в деревне, занимаясь сельским хозяйством на своих огородах.

В 30-е годы предприимчивые местные крестьяне на освободившихся дачных участках развернули активную сельскохозяйственную деятельность: построили огромные картофельные погреба, куда лошади могли свободно завозить картофель телегами внутрь, восстановили яблоневые сады и обильные урожаи яблок продавали терийокскому соковому заводу, а также построили большой каменный коровник на 18 голов скота. Многие жители заключали прямые договора на поставку своей продукции в Терийоки, где дислоцировался большой военный гарнизон. Осень 1939 года принесла столь обильный урожай, что его так и не смогли вывезти из зоны боевых действий...

К моменту эвакуации в деревне Пухтула имелось 28 дворов и народная школа. Уже в первые дни зимы опустевшая Пухтула приняла непрошеных гостей, а с началом весны наступил и кратковременный мир. В деревню начали приезжать первые советские переселенцы из советской страны. Но вскоре грянула новая война. 20 августа 1941 года в Терийоки началась эвакуация; в городе оставался только 120-й истребительный батальон из добровольцев. 140 ополченцев этого батальона приняли первый бой у Пухтуланмяки, где был сброшен финский передовой десант. Сдержать противника удалось только у Ржавой канавы, что вблизи Сестрорецка.

С 1942 по 1944 г. в деревню Пухтула из эвакуации смогли вернуться только 150 прежних жителей терийокской волости. На время войны деревня стала центром деятельности гражданского населения. В других деревнях волости находиться было небезопасно, и пропуска на въезд туда не выдавали - слишком близко располагалась линия фронта.

Когда в июне 1944 года вновь разыгралась буря с востока, надо было спешно уходить... Через два дня в Пухтула вошли советские войска.

После войны в деревню Пухтула снова прибыли переселенцы. 31 декабря 1947 г. исполком Райволовского поссовета, ссылаясь на постановление общего собрания рабочих и служащих совхоза «Вперед», присвоил деревне Пухтула наименование «Высокогорье». Но в высших инстанциях сочли необходимым переименовать деревню в «Решетниково», в память одного из бойцов Красной Армии, погибшего в этом районе. Однако, вскоре это название заменили на «Молодцово», в честь погибшего 13 января 1943 г. юго-восточнее дер. Марьино телефониста Дмитрия Семеновича Молодцова; впрочем, и это название просуществовало менее трех месяцев. Окончательно за деревней закрепилось название Решетниково. [Идеологоним]. Закреплен УП ВС РСФСР от 13.01.1948.

Само же название "Пухтула" происходит, по всей вероятности, от слова "puhtaus" - чистота, опрятность, хотя нельзя исключить и другие толкования, в том числе и образование от личного имени.

Следует добавить, что северная оконечность бывшей деревни Пухтула, которая носила местное название Метсятало или Метсянвартио (что в переводе означает "дом лесника"), оказалась также переименованной. При этом использовали фамилию Александра Щурова, батальонного комиссара, погибшего у Невской Дубровки, более чем за 80 км от Пухтула. Со временем название деревни Щурово вообще вышло из употребления, поглощенное единым Решетниковым.

В районе Решетникове размещается воинская часть и военный городок. Почти все бывшие поля и луга заняты дачными участками. Однако у подножья холма Пухтуланмяки, который носит официальное название гора Бол. Командная, расположена лыжная база "Пухтолова гора", сохранившая, таким образом, историческое имя местности.

Озерки

Патрики Patrikki

Поселок. До 1939 г. деревня входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). Небольшая деревня Патрикки раскинулась на берегах двух маленьких озер, посреди большего из которых находится высокий остров. Когда-то на этом острове был разбит парк, в центре которого находилась танцевальная площадка, а к острову ходил небольшой паром. Основавшиеся в окрестностях деревни петербургские дачники часто проводили там различные увеселения. Местные карельские крестьяне большую часть времени посвящали работе, дававшей им все необходимое для жизни. Излишки продавали на рынке в Райвола, куда возили обыкновенно молоко, яйца, сыр, сливки и лесные ягоды. Особенно много здесь заготавливали брусники. Иногда по несколько телег этой ягоды удавалось отправить в Райвола. От Патрикки в Куутерселькя (ныне Лебяжье) вела старинная военная дорога, построенная русскими еще во время Северной войны; по ней когда-то возили тяжелые орудия. Через болота и овраги были сооружены длинные мосты из бревен, но со временем они прогнили и местами разрушились.

Переселившийся из более отдаленной волости в деревню Патрикки Антти Микконен основал здесь небольшую карамельную фабрику, продукцией которой были анисовые конфеты. Несколько деревенских женщин работали на этой фабрике упаковщицами, завертывая конфеты в бумажные обертки.

На 1939 год в деревне Патрикки кроме карамельной фабрики находилось 14 крестьянских домов. Последние войны почти не задели деревню, но часть домов исчезла в послевоенный период.

В 1945 году в опустевшей деревне Патрикки разместилось подсобное хозяйство Военторга. В начале 1948 г. постановлением общего собрания рабочих и служащих этой организации селению было присвоено новое наименование – «Озерки». Озеро Суур-Патрикин-ярви (ныне оз. Большое) сохранило только первую часть своего исторического имени, переведенную на русский язык.

Огоньки

Линтула Lintula

Поселок. До 1939 г. деревня Lintula входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). Несмотря на свои небольшие размеры деревня Линтула заслуживает особого рассказа. В середине XVIII века волость Кивеннапа, на территории которой находилась маленькая деревня Линтула, оказывается "в вечной наследственной собственности" гофмаршала Дмитрия Шепелева. Свое поместье этот вельможа решил основать на берегу реки Линтуланйоки, на землях деревни Линтула. Усадьба Шепелева раскинулась на красивом мысу, в нее входили также винокурня и сад. При этом у местных крестьян отобрали их лучшие земли, предоставив, однако, возможность самостоятельно раскорчевывать строго отведенные участки леса для устройства новых полей. Одновременно с этим им вменялось в обязанность продолжать работу на своих прежних полях, ставших уже барской собственностью. Возражения затихали, когда в дело пускали розги и плеть. Крепостное бесправие закончилось лишь в 1812 году, в связи с тем, что Выборгская губерния снова стала частью Финляндии. Крестьянам вернулось право отстаивать свои гражданские свободы в судебном порядке на основе конституции автономного княжества.

Во времена Шепелева в Линтула были завезены также и русские крепостные крестьяне, поскольку с ними проблем было меньше, чем с упрямыми местными карелами. Они выполняли все необходимые работы в усадьбе, трудясь с утра до ночи. Для русского населения деревни уже в 1790 году существовал православный приход с церковью во имя Св. Николая Чудотворца и кладбищем при ней. Когда в селе Райвола в 1800 году от попадания молнии сгорела деревянная церковь, то по указу Духовной консистории от 1 мая 1802 года церковь Линдуловского погоста вместе с кладбищем перевезли в Райвола.

В конце XIX века усадьба Линтула была куплена тайным советником Ф.П. Нероновым с целью основать там женский православный монастырь. В 1894 году на средства Неронова началось строительство Троицкого храма с трапезной в цокольном этаже, деревянного дома с кельями для монахинь, конюшни и других хозяйственных построек. 10 августа 1896 года состоялось официальное открытие Свято-Троицкой Линтульской женской общины, которой 19 августа 1905 года был присвоен статус монастыря.

9 апреля 1916 года неожиданный пожар уничтожил Троицкую церковь. В 1919 году на ее месте была возведена новая, но и она простояла не более 20 лет, исчезнув в огне войны... Обитатели единственного в Финляндии женского монастыря ушли в эмиграцию, чтобы заново основать святыню Линтула в финском селе Палокки в Хейнявеси.

Прошедшие войны пощадили в Линтула только главный монастырский дом, который сохранился до настоящего времени, но требует основательного ремонта. От монастыря осталась лишь каменная цокольная часть, используемая нынешними жителями под хозяйственные нужды. Невдалеке, на берегах реки, можно еще заметить развалины прежней лесопилки и двух мельниц, последними владельцами которых были Бистер и Бергхолм. Старейшими родами в Линтула считались семьи Тервонен и Костиайнен. На 1939 год в самой деревне Линтула находилось 8 дворов, административно принадлежавших деревне Карвала. Кроме тех восьми дворов, в число которых входили два магазина, гостиница, мельницы и кузница, на территории монастыря находилась церковь, школа, монастырский дом, дом настоятельницы и дом мельника.

В 1948 году решением исполкома Хаапальского сельсовета деревня Линтула была переименована в Огоньки. Причина выбора данного наименования автору неизвестна. Историческое же имя деревни - "Линтула" в переводе означает "Птичье" (от lintu - птица). От древнего имени деревни пошло и название реки - Линтулан-йоки, которое в 1950 году стараниями работников Топографического Отдела Штаба ЛенВО было переведено на русский язык и, таким образом, река стала называться Птичьей.* На обширных пространствах линдуловских донационных помещичьих земель располагалась и знаменитая лиственичная Корабельная роща, которая и поныне сохранила свое прежнее наименование - Линдуловская роща.

В настоящее время близ бывшей деревни Линтула, переименованной в Огоньки, построена новая международная трасса "Скандинавия", которая пролегла прямо через старое православное кладбище, где покоился прах дочери И. Е. Репина и жены его сына Юрия Ильича.

Ольшаники

Ахиярви Ahijarvi

Поселок. До 1939 г. деревня Ahijarvi входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). Полное название этой деревни - Ахвен-ярви, что в переводе означает "Окуневое озеро". Действительно, расположившееся среди десятка больших и малых холмов, меж которыми в пологих ложах своих лежат семь мелких и средних озер, селение получило имя свое от одного из последних. Со временем название, как деревни, так и озера сократилось до "Ах-ярви". По спискам 1559 года в деревне находилось 28 крестьянских налогооблагаемых имений. Иначе говоря, Ахвен-ярви уже тогда было одним из самых больших селений волости. И к 1939 году деревня оставалась крупнейшим и наиболее густонаселенным пунктом волости Кивеннапа. В деревне перед войной находилось около 95 дворов и там проживало полтысячи крестьян. Кроме этого в Ахиярви было две народных школы, дом добровольной пожарной команды, магазин, кафе, мельница и лесопилка.

В целом деревня Ахиярви состояла как бы из трех частей: самой одноименной деревни, Юля-ярви ("Верхнее озеро") и Мется-кюля ("Лесная деревня"). Она, наряду с вышеупомянутыми уже деревнями Йоутселькя, Котселькя, Рантакюля, Пихлайнен и другими, относилась к наиболее древним селениям волости, которые находились в наиболее пригодных для возделывания обводненных районах Карельского перешейка. В средние века местность между деревнями Ахвен-ярви и Пихлайнен была достаточно плотно заселена и там находилась старинная часовня.

Основными крестьянскими занятиями были здесь землепашество и животноводство. Но в Ахиярви жили также и представители ремесленных профессий: кузнецы, плотники, столяры, часовщики и прочие.

В период освоения местности петербургскими дачниками в Ахиярви было построено множество роскошных особняков. В имении М.А. Игнатьева в 1903-1907 гг. была даже устроена перевальная база подпольной большевистской литературы, а в подвалах и тайниках находились оружейные склады. Сын хозяина усадьбы Александр был активным деятелем РСДРП(б). Всего же в начале нашего столетия в Ахиярви находилось около четырех десятков дач россиян. К 1917 г. в деревне находились дачи артистки императорских театров Феодосии Акимовны Орловой, дворянина Аркадия Петровича Вальдгарда, доктора Степана Степановича Дунин-Карвицкого, купца Фредерика Тапке, механика Эдварда Хеллфорса, Августа Васильевича Кученрейтера, Александра Юрьевича Клинка, Рудольфа Бергмана, Карла Шиеве, Марии Всеволодовны Щербаковой, Александра Викентьевича Гумбара и Антона Ивановича Валюкевича, коллежских советников Дмитрия Сухова и Дмитрия Дмитриевича Соколова, Константина Ивановича Августиновича, Петра Филипповича Филиппова, потомственных почетных граждан Василия Владимировича Евневича и Карла Генриховича Круча, коллежского ассессора Николая Константиновича фон Эрнста, Анны Павловны Дмоховской, коллежского секретаря Леонида фон Гардера, Василия Ивановича Царева, Антонины Васильевны Калашниковой, Елены Петровой, Адель Игнатьевны Соколовой, семейства Сахаровых, Альфреда Ивановича Томаса и Ерофея Богдановича Мирановского. Дети последнего жили в Ахиярви вплоть до начала советско-финляндской войны 1939-40 гг.

Уже с 1 декабря 1939 года деревня Ахиярви оказалась в зоне боевых действий. Серьезного сопротивления финские отряды сдерживания оказать наступающей Красной Армии тогда не смогли, так как здесь не имелось в то время мощных оборонительных сооружений. Фронт быстро сдвинулся на северо-запад.

По окончанию войны в Ахиярви прибыли советские переселенцы. Они разместились в уцелевших домах, где оставался также и некоторый сельскохозяйственный инвентарь. Домашний скот все же пришлось привозить с собой, так как из живности по деревне бегали только одичавшие кошки. Но мирное время длилось недолго...

Финское население деревни частично возвратилось в Ахиярви лишь на период с 1942 по 1944 год. За это время жителям удалось восстановить прежнюю систему хозяйства и отстроить разрушенное жилье, пока новый военный ураган не пронесся над селением в июне 1944 г. На этот раз бои в окрестностях деревни Ахиярви сопровождались значительно большими разрушениями, чем зимой 1939 г. Советским войскам пришлось штурмовать мощную полосу финской обороны, так называемую линию ВТ. Она проходила по южной оконечности деревни и была насыщена бетонированными бункерами и огневыми точками. На данном участке финнам удалось отразить все атаки советских дивизий, и оставили они свои позиции лишь после приказа командования об отступлении. При штурме этого укрепрайона погибли многие советские гвардейцы, и местом их захоронения был выбран участок при въезде в деревню.

После войны начался второй этап советского переселения в деревню Ахиярви. В 1945 году в оставшихся 16 домах поселка разместились семьи колхозников из Ярославской области. Из них организовали сельхозартель "им. 1-го Мая", которую впоследствии преобразовали в колхоз, относившийся к Кивеннапскому сельсовету Райволовского района. Весной 1947 года в Ахиярви прибыло еще 10 семей колхозников из Кировской (Калининской) области.

В начале 1948 года на общем собрании колхоза "им. 1-го Мая" колхозники постановили переименовать деревню Ахиярви в "Новоселье". Однако это решение было изменено на заседании исполкома Леноблсовета, и селению присвоили наименование "Первомайская". Но и это не оказалось окончательным вариантом. Вопрос разрешился лишь в январе 1949 года, когда высшими инстанциями было утверждено последнее наименование поселка - "Ольшаник".

Аналогичным образом происходило и переименование северной части деревни Ахиярви - Юля-ярви, которую переселенные колхозники чаще именовали Лахепелто (в переводе с финского означает "ближнее поле"). В этой деревеньке в 1945 году разместилось 15 хозяйств колхозников. На общем собрании новоселы придумали деревне новое имя - "Заозерье", но после вмешательства руководящих структур название деревни изменили на Чернявское в память гвардии лейтенанта И.А. Чернявского, погибшего в июне 1944 г. в районе Кивеннапы. Озеро Юля-ярви также получило наименование Чернявское.

В 1960-х годах на территории бывшей деревни Ахиярви вырос поселок совхоза "Кирилловский", а после целого ряда преобразований селение стало отделением совхоза "Ленинский" и вошло в административное подчинение Первомайского сельсовета. На берегу озера Чернявское возвели комфортабельный гостиничный комплекс "Ольшаники" для работников Балтийского завода. Значительные территории занимало подсобное хозяйство вышеупомянутого производства. Ныне пансионат "Ольшаники" является акционерным предприятием. Окрестности озера застроены коттеджами и дачами.

Кировское

Вуоттаа Vuottaa

Поселок. До 1939 г. деревня Vuottaa входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). Первые сведения об этой деревне относятся к 1559 году. После заключенного в 1557 году перемирия между Московией и Швецией составлялись списки налогооблагаемых деревень Карелии. Согласно шведским документам в деревне Вотама (шв. Wotama) имелось 4 крестьянских двора. Позднее название деревни употреблялось в более финнизированном варианте - Вуотта или Вуоттаа. Существуют две версии происхождения такого названия. Первая указывает на то, что название деревни происходит от шведского слова vat, что означает "сырой, влажный". Хотя северные и западные окраины деревни действительно лежат в низине, где почвы более увлажнены, тем не менее, в целом селение находится на достаточно сухом месте и веских причин для подобной характеристики все же не имелось. Вторая версия считается более убедительной и указывает на происхождение названия деревни от карельского глагола vuottaa, что в переводе означает "ждать". Деревня располагалась на пути из волости Валк-ярви в Санкт-Петербург, и проезжающие странники часто останавливались здесь отдохнуть.

В старое время деревня имела также и другое название - Пюльккеля. Оно произошло от имени Пюлькке. Крестьяне с такими именами жили в деревне в XVI веке, но это название все же не устоялось. После Северной войны в деревне появились и другие фамилии: Лемпинен, Саволайнен, Копра, Пааволайнен и Паавилайнен. В 1819 году в деревне Вуоттаа было уже 13 крестьянских хозяйств.

Вуоттаа являлась типичной земледельческой деревней. В 1895 году ее территория достигала 1317 гектар, из которых 272 гектара были полями. Крестьянам помогало также и то, что здешние почвы содержали не очень много камней. В окрестных лесах преобладали хвойные породы, можно было встретить и заросли орешника. Обилие сенокосов способствовало развитию животноводства. На корм скоту шел также и картофель. Наиболее распространенными зерновыми культурами считалась рожь, пшеница и ячмень, но иногда засевали морозоустойчивые сорта гречихи. В небольших объемах выращивали сахарную свеклу, поставляя ее на сахарный завод в Антреа (ныне гор. Каменногорск). Молоко перерабатывали в масло домашним способом, а сливки отвозили на заготовительный пункт в дер. Сийранмяки, откуда уже всю молочную продукцию доставляли в Выборг. Близ деревни на реке Вуот-йоки имелась частная мельница, которую крестьяне по очереди арендовали у ее хозяина У. Бистера. При мельнице находилась циркульная пилорама, строгальная и драночная машины. Многие крестьяне подрабатывали извозом разных грузов, и, в особенности, лесотоваров.

Народная школа в дер. Вуоттаа была открыта в 1908 году. В 1927 голу в деревне появилось Общество трезвости. В феврале 1920 года была создана местная пожарная дружина, здание которой находилось рядом со школой. К югу от нее простиралось так называемое Култа-пелто, т.е. Золотое поле. По преданию один из предков Паавилайнена зарыл там целый бочонок золота. Позднее участок этот достался Антти Рииконену, но легенда умалчивает о том, нашел ли последний драгоценный клад.

Многие крестьяне владели также различными ремеслами, необходимыми в деревенской жизни. Среди них были кузнецы, сапожники, лудильщики. Юрье Паавилайнен унаследовал бывший постоялый двор, в котором имелась гостиница и почта. Там же находился и единственный в деревне телефон. Накануне советско-финляндской войны в дер. Вуоттаа было 47 крестьянских дворов, в которых проживало 250 человек.

Утром 1 декабря 1939 года опустевшая Вуотта была занята передовыми частями 43-й стр. дивизии 7-й армии РККА. Летом 1940 года деревня Вуоттаа приняла первых советских переселенцев. Но с сентября 1941 по июнь 1944 года селение оказывается в тылу финских войск. В здании народной школы тогда размещался полевой лазарет. Многие прежние жители деревни постепенно возвращались на родные места, 0днако, прорыв финской оборонительной линии ВТ советскими войсками в районе местечка Куутерселькя заставил финнов оставить занимаемые позиции и в середине июня 1944 г. деревня Вуоттаа вновь была захвачена советскими войсками.

В ходе нового переселения в Вуоттаа попали главным образом выходцы из Кировской области, и поэтому колхоз свой они назвали "им. Кирова". Но в 1948 году новоселы, выполняя партийный наказ, придумали своей деревне новое наименование - "Слободка". Все же по воле инициаторов переименования деревне пришлось еще раз сменить название, и окончательно она стала именоваться Кировская. В 1990 году поселок Кировское входил в состав Первомайского сельсовета. В настоящее время местность застроена дачами и коттеджами.

Чайка

Полвиселькя, Маттила Polviselka, Mattila

Поселок. До 1939 г. деревни Polviselka и Mattila входили в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). В шведских налоговых списках 1559 года она упоминается как состоящая из 19 крестьянских имений. Это было уже крупное для того времени селение, существовавшее, несомненно, значительно ранее вышеуказанного года. Деревня была расположена на холмистой гряде, что отразилось и в ее названии – Polviselkд, т.е. Коленная (или Изогнутая) гряда.

В 1948 году на общем собрании рабочих и служащих подсобного хозяйства деревню Маттила переименовали в «Высокое». Однако спустя полгода решением Исполкома Леноблсовета деревне Маттила присвоили наименование «Чайка». Обоснованием послужило то обстоятельство, что в этой деревне был похоронен подводник гвардии старшина Иван Иванович Чайка, боец 188-го гв. сп 63-й гв. сд, погибший 13 июня 1944 г. при штурме укреплений у села Кивеннапа. [Персоним]. Переименование закрепили Указом Президиума ВС РСФСР от 13 января 1949 г.

Чернявское

Ляхепелто Lahepelto

Поселок. До 1939 г. селение Lahepelto входила в состав деревни Юлиярви волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). Топоним Lдhepelto в переводе означает «Ближнее поле».

По постановлению общего собрания колхозников колхоза «имени 1-го мая» зимой 1948 г. деревне Ляхепелто было выбрано наименование «Заозерье». По известным причинам такое наименование не могло быть одобрено в вышестоящих инстанциях и поэтому вскоре было заменено на «д. Чернявская», с обоснованием: «В память гвардии лейтенанта Чернявского Ивана Афанасьевича, погибшего на территории Кивеннапского сельсовета». (И.А. Чернявский, заместитель командира батальона по политической части 191-го гвардейского стрелкового полка). [Персоним]. Переименование закрепили Указом Президиума ВС РСФСР от 13 января 1949 г.

Горки

Поселок. До 1939 г. этот русский дачный поселок входил в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия).

Сохранилось старое наименование населенного пункта, хотя в 1948 г. деревня Горки официально была переименована в «Мухино» (см. Мухино). В дальнейшем наименование «Мухино» перекочевало к платформе 63-й км.

Подгорное

Мойсандер, Вяарямяки Moisander, Vaaramaki

Поселок. До 1939 г. селения Moisander и Vaaramaki входили в состав деревень Кархула и Сойттола волости Муолаа Выборгской губернии (Финляндия). Топоним Vaaramaki в дословном переводе означает «Кривая гора», а топоним Moisander происходит от родового имени.

12 июля 1947 г. по решению исполкома Пихлайненского сельсовета селению Мойсандер было присвоено наименование «Подгорье». В ходе укрупнения хозяйства к деревне присоединили селение Харвола. В дальнейшем обе деревни ликвидируются, а название перешло на находящийся в стороне поселок Вяарямяки.

Краснознаменка

Риихисюрья Riihisyrja

Поселок. До 1939 г. деревня Riihisyrja входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии (Финляндия). В непосредственной близости от Ахиярви находилась соседняя деревня Риихисюрья. О ней упоминается в списках 1559 года - на то время в ней имелось 7 налогооблагаемых имений. Свое имя деревня получила, вероятно, благодаря занимаемому местоположению в стороне от главной дороги Кивеннапа-Рауту (ныне это дорога от Первомайского до Сосново). В переводе на русский язык Риихисюрья означает "овин на краю". Со стародавних времен крестьяне выжигали ближайшие к своим полям участки леса с целью расширения посевных площадей. Земля, которая находилась за деревней Ахвенъярви, выглядела как холмистый пожег, на котором построили ригу (овин). Одним из самых древних крестьянских родов в деревне считалась семья Суси, иногда деревню называли даже Сувенкюля (деревня Суси). В старину существовала легенда, что живший полтора столетия тому назад крестьянин Юсси Суси имел такой сильный голос, что благодаря ему на волостных собраниях многие вопросы решались в пользу деревенских жителей. Ведь в те времена еще не существовало мандатной системы голосования, и дело часто решалось в пользу тех, кто сильнее перекричит других. Поэтому за Юсси всегда оставалась пальма первенства и его старались приглашать покричать также и за интересы жителей других деревень, не скупясь на вознаграждение.

В 1901 году в деревне Риихисюрья была основана народная школа. Она находилась на самой границе селений Ахиярви и Риихисюрья, так как ее посещали дети обеих деревень.

Земледелие и животноводство здесь стояло, как и везде, на первом месте. Молочные продукты возили обычно в Терийоки. В деревне имелась собственная мельница и лесопилка. Позднее ее оснастили паровым двигателем. Электроэнергию в деревню провели только в 1939 году. В 1928 г. в Риихисюрья появился первый грузовой автомобиль "Шевроле", на котором братья Хенттинены возили разнообразные товары из Выборга в Кивеннапу и Терийоки. В деревне был также свой любительский оркестр, имелось отделение спортивного общества "Ахкерат", организация шюцкора и "Лотта-Свярд". Активную работу проводило среди молодежи женское общество "Мартта". Перед самой войной в деревне находилось 65 дворов. Начавшееся военное лихолетье обрекло всех жителей этой деревни на изгнание...

С 1940 по 1941 год деревня Риихисюрья осваивалась советскими переселенцами, но и им пришлось вскоре эвакуироваться в тыл. Затем на свои старые места вернулись прежние жители, которые ушли окончательно вглубь Финляндии уже под натиском советского наступления 1944 года.

Весной 1947 года в Риихисюрья прибыло 5 семей колхозников-переселенцев из Кировской (Калининской) области, которых объединили на новом месте в колхоз "Красное Знамя". Спустя год перед новоселами встала задача придумать новое название своему населенному пункту. Общим собранием трудящиеся решили переименовать деревню в "Залесье". Идеологический нейтралитет этого названия, по-видимому, не устроил высшие инстанции, ответственные за переименование, и деревня впоследствии получила окончательное свое наименование - "Краснознаменка".

В 60-70-х годах вблизи селения Краснознаменка было построено бетонное шоссе, ведущее в воинскую часть. Иных значительных перемен поселок в тот период не испытал.