Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
8910
1617
293031
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

Дмитрий Пуляевский: «Близость власти к жителям – улица с двусторонним движением»

20.04.2015 17:07

Накануне очередного, XX общего собрания членов Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» мы побеседовали с председателем Президиума Ассоциации Дмитрием ПУЛЯЕВСКИМ.

– Дмитрий Витальевич, объясните сначала нашим читателям, для чего нужен Совет муниципальных образований?

– Действительно, у некоторых читателей может возникнуть такой вопрос, ведь есть Комитет по местному самоуправлению при Правительстве Ленинградской области, а тогда что такое Совет и для чего он нужен? Простыми словами, мы помогаем взаимодействовать муниципалитетам, осуществляем «горизонтальные связи». Наша Ассоциация «Совет муниципальных образований» – структура негосударственная, в нее на общественных началах входят главы муниципальных образований и главы администраций муниципалитетов. Мы координируем взаимодействие органов местного самоуправления всех муниципалитетов между собой, а также с государственными органами, коммерческими, некоммерческими и даже международными организациями, способствуем развитию экономической основы муниципалитетов, противодействию экстремизму, помогаем решать разного рода проблемы, оказываем методическую и юридическую помощь. Мы – самая близкая к населению структура, и нам многое виднее. Вот это свое видение жизни и проблем на местах мы и стараемся донести до более высоких эшелонов власти. Образно говоря, мы как микроскоп – проясняем и уточняем многие моменты, которые сверху, даже на уровне региона, можно и не заметить.

Наш Совет подписал соглашения о взаимодействии с 8-ю органами государственной власти. В рамках этих соглашений, к примеру с Минюстом, мы и ведем свою работу.

Важно еще отметить, что Совет муниципальных образований Ленинградской области является учредителем и членом Общероссийского Конгресса муниципальных образований.

– За счет чего живет ассоциация? Кто ее финансирует?

– Деятельность ассоциации финансируется за счет членских взносов и иных поступлений. К слову, взносы за прошлый год уплатили все без исключения муниципальные образования Ленобласти в общей сумме 5 млн рублей.

– Как вы оцениваете работу Совета в 2014 году? Какие вехи можете отметить?

– Положительно. Прошлый год как для работы нашей ассоциации, так и для муниципального развития в целом принес хорошие результаты. Прежде всего, это было время муниципальных выборов депутатов местных Советов 3-го созыва, под этим «флагом» мы практически весь год и работали. Волеизъявление граждан заставило довольно серьезно поменять состав органов муниципальной власти, что отразилось и на составе нашего президиума. В муниципальную политику пришли в основном люди местные, которые проявили себя за годы работы в своих поселениях, знают там каждую дорогу, каждый дом, двор, знакомы с людьми и их проблемами. Им было о чем сказать на выборах. Но в то же время для политики это новые люди в том смысле, что многие из них никогда не работали в муниципальной сфере, не знакомы с ее спецификой. Но ведь надо когда-то начинать…

Выборы прошли в спокойной обстановке. Обеспечен принцип преемственности и обновления депутатского корпуса, сформированы местные администрации. Работа продолжается уверенно, без сбоев – и это главное.

– Какие еще вопросы решал Совет в прошлом году?

– Ассоциация оказывала методическую и юридическую поддержку при внедрении и отработке механизмов муниципальных программ социально-экономического развития, размещения муниципальных заказов по известному 44-му Федеральному закону.

Мы заключили соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с Латвийской ассоциацией местных и региональных правительств, с Фондом поддержки добровольного переселения соотечественников «Ориентир», с Управлением Министерства юстиции РФ по Ленинградской области.

Кроме того, Совет организовал участие органов местного самоуправления в правотворчестве и мониторинге действующего законодательства. Так, по запросам Общероссийского конгресса муниципальных образований и федеральных органов власти подготовлено 52 материала, направлено 30 предложений Законодательному собранию и органам исполнительной власти Ленобласти по проектам областных законов и иным правовым актам.

На заседаниях своего президиума мы постоянно рассматриваем вопросы социального развития муниципалитетов. К примеру, поддержали развитие Советского городского поселения Выборгского района как рекреационной зоны областного и международного уровня, рекомендовали создать там областной клуб юных моряков.

Один из проблемных – Бокситогорский район. Учитывая сложные социально-экономические условия в северо-восточных районах области, Совет предложил органам государственной власти региона до 2025 года выработать дополнительные меры по созданию там благоприятного инвестиционного климата. В частности, на этих территориях можно было бы организовать производство органических продуктов, в том числе экологически чистого сырья для фармакологического кластера, который развивается в Санкт-Петербурге.

В фокусе нашего внимания и вопросы сохранения культурного наследия. Совет предлагает ввести в практику государственную и муниципальную поддержку исследований в области истории и культуры родного края. Такая поддержка могла бы осуществляться через гранты или конкурсы.

Кроме того, мы говорим о необходимости привлекать социально-ориентированные некоммерческие организации к решению вопросов местного значения, рекомендуем содействовать созданию общественных объединений граждан в форме юридического лица. Особого внимания требует работа с детьми и подростками из неблагополучных семей, с асоциальным поведением, создание добровольных народных дружин, работа по оказанию социальной помощи нуждающимся в сельской местности. Было бы целесообразно создать некоммерческую организацию по работе с безнадзорными животными.

В прошлом году представители нашего Совета приняли участие в 48 мероприятиях, в том числе международных и межрегиональных в Финляндии, Эстонии, Латвии и странах Западной Европы.

Ну и, конечно, мы не можем обойти стороной вопросы жилищно-коммунального хозяйства, здесь тоже непочатый край работы. В рабочем режиме шла разработка программы капитального ремонта многоквартирных домов.

– В чем главные направления работы ассоциации в нынешнем году?

– Во-первых, мы будем и дальше укреплять взаимодействие с федеральными и областными органами государственной власти в целях развития и совершенствования законодательства о местном самоуправлении, рационального эффективного распределения полномочий между органами государственной власти региона, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений, обеспечивать сбалансированность объемов полномочий и финансовых возможностей местных бюджетов. Во-вторых, совершенствовать взаимодействие между органами местного самоуправления, предприятиями, их трудовыми коллективами для сохранения и наращивания объемов производства, формировать условия для инвестирования в основной капитал на основе государственно-частного партнерства, готовить квалифицированные кадры, создавать для работников предприятий надлежащие социально-бытовые условия. В-третьих, совершенствовать формы и методы подготовки муниципальных кадров с учетом ротации в ходе выборов в сентябре 2014 года, обмениваться опытом лучших практик решения вопросов местного значения муниципальных образований Ленинградской области, других субъектов РФ, зарубежных стран, методически, информационно и консультативно сопровождать деятельность органов местного самоуправления, участвовать в реализации требований законодательства по повышению квалификации руководителей органов местного самоуправления и муниципальных служащих. В-четвертых, будем реализовывать комплекс мероприятий по росту социальной активности населения, вовлеченности жителей в решение задач местных сообществ через дальнейшее развитие системы общественных советов, старост в городских и сельских поселениях, территориального общественного самоуправления, содействовать формированию общественных палат, общественного контроля потребительской сферы, социально ориентированных некоммерческих, общественных организаций.

– Как, по-вашему, требует каких-либо доработок, улучшений действующий уже 12 лет в России закон о местном самоуправлении, или он и так достаточно хорош?

– Нет предела совершенству. Мы с полным правом можем назвать базовый 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» многострадальным. С момента издания 6 октября 2003 года в него внесено 73 изменения и дополнения, и это не предел. Понятно, что это связано с образованием и становлением новой ветви власти – местным самоуправлением.

Наш регион – пионер среди других субъектов Федерации по внедрению этого закона, за эти годы мы накопили большой опыт его применения, причем в условиях, когда он постоянно менялся. Недавно в областном Управлении Министерства юстиции проходило большое совещание, на котором присутствовали и члены нашей ассоциации. Там мы подняли вопрос о состоянии нормативной базы, и в первую очередь уставных документов муниципальных образований. Их нужно немедленно привести в порядок, чтобы не было разнобоя в толковании и применении тех или иных положений.

Когда наш Совет начинал работать, в области насчитывалось 221 муниципальное образование. Сейчас их – 217. Позади – очень большая и трудоемкая процедура по их укрупнению, и это тоже одна из вех нашей работы. Но представьте себе – многие муниципалитеты, как районные, так и поселенческие, работают по уставным документам, в которые не вносились изменения по 5-6 лет! А ведь что такое устав, в котором шесть лет не было ни одного изменения, несмотря на перемены в законодательстве… Такое просто трудно вообразить. За 12 лет 131-й закон меняли 73 раза – по шесть поправок в год. Это значит, что как минимум один раз в два месяца должны поправляться и уставы муниципалитетов. В противном случае получается так, что муниципальная лодка плывет своей дорогой, а федеральная – своей. Так не должно быть. Об этом мы и говорили в Минюсте.

– Вы привели яркий пример взаимодействия ассоциации с государственной властью…

– Да, это один из красноречивых примеров. Мы должны методически, организационно помогать нашим муниципалитетам, в том числе в ведении своих уставных документов. Для решения этого вопроса по предложению Правительства Ленинградской области создана рабочая группа, в которую вошли и представители нашей ассоциации. Ее задача – разработать модельный устав муниципального образования, который служил бы ориентиром для всех муниципалитетов. И эта работа сейчас близится к своему результату. Я специально не говорю «к завершению», потому что еще предстоит внедрять этот модельный документ на местах. А в качестве пилотного муниципалитета мы возьмем городской округ Сосновый Бор, где вопросы поселенческого и районного значения находятся в одних руках. Устав городского округа сделаем на основе модельного устава, утвердим его, а затем выйдем с нашим опытом ко всем другим муниципальным образованиям области.

– Работа предстоит большая, справится ли с ней Совет?

– Один в поле не воин, это точно. Но свою помощь нам предложил Минюст, не остается в стороне и Комитет по местному самоуправлению Ленобласти. Вот так, совместными усилиями мы и начнем преобразовывать все уставные документы наших муниципальных образований. Эту сложную работу мы уже вели, ведем и будем вести дальше. Итогом должен стать порядок на уставном поле. И это тоже одно из важнейших направлений нашей деятельности.

– Какие проблемы являются общими для всех муниципальных образований региона, а какие – специфичными?

– Общие проблемы – высокая доля жилья, требующего капитального ремонта, большой износ сетевого коммунального хозяйства, что требует ускоренного внедрения форм государственно-муниципально-частного партнерства. Другая проблема, свойственная всем муниципалам России, – недостаток закрепленных собственных доходов, зависимость от вышестоящих бюджетов. Однако будущее местных бюджетов зависит именно от собственных доходов – налогов на землю и имущество физических лиц. Нам предстоит установить всех плательщиков, их недвижимое имущество, оценить его по кадастровой стоимости, чтобы вовлечь их в налоговый оборот. Как показал пилотный проект во Всеволожском районе, после выполнения этих работ объем местных налогов через 4-5 лет возрастет как минимум в 4 раза.

Специфические проблемы муниципальных образований связаны с их особенностями – местоположением, насыщенностью социальными объектами, наличием дорог и так далее. При расчете дотаций и субвенций местным бюджетам органы государственной власти Ленинградской области учитывают эти особенности.

– Вы уже сказали про участие в международных и межрегиональных мероприятиях. Значит ли это, что налажен обмен опытом с коллегами из других регионов и стран?

– Налажен. Мы широко используем в практике опыт коллег из других субъектов Российской Федерации. Например, опыт Архангельской области по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций к решению вопросов местного значения, Псковской области – по работе в программах приграничного сотрудничества и других.

С конца 90-х годов наш регион, ассоциация «Совет муниципальных образований Ленинградской области» активно взаимодействуют с муниципалами Финляндской Республики, которые в прошлом году так же, как и мы, отметили 150-летие образования местного самоуправления. Налажены прочные связи с коллегами из Латвийской и Эстонской республик. У них богатый опыт по ремонту и содержанию жилого фонда, внедрению энергоэффективных технологий в домах и общественных зданиях, благоустройству населенных пунктов.

В Ленинградскую область также часто приезжают коллеги из других регионов по вопросам территориальной организации местного самоуправления, развития старостата и другим.

В минувшем году мы завершили большой проект по старостам. Сельские старосты – люди, наиболее осведомленные в местных вопросах, которые могут влиять на ситуацию. В развитии института старост наша область тоже была одной из первых. Совет муниципальных образований подхватил эту идею и присоединился к ней. Мы даже выиграли грант Евросоюза по международному проекту «Поддержка местного самоуправления для улучшения качества жизни населения в сельской местности».

В ноябре прошлого года наш Совет совместно с такими же Советами Ярославской, Вологодской областей и Республики Карелия организовал семинар по обмену опытом в Выборге.

– Насколько эффективно налажена подготовка кадров в сфере местного самоуправления? Стремятся ли люди в муниципальную политику? Чем мотивируют свое стремление?

– В условиях динамично меняющегося законодательства, внедрения государственных, муниципальных услуг в электронном виде, формирования ряда федеральных и региональных информационных систем, без постоянного обучения руководителей муниципального образования муниципальный служащий не сможет исполнять своих должностных обязанностей. Действует обширная система подготовки муниципальных кадров и в органах государственной власти и в Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области», начиная с получения базового (юридического, экономического) высшего образования и завершая проведением тематических семинаров. В 2015 году начнется обучение дистанционным методом на базе Сетевого электронного университета, инициируемое Общероссийским Конгрессом муниципальных образований. Учебы много не бывает.

Как показали сентябрьские выборы, существует конкуренция между кандидатами. Каковы их мотивы, лучше спросить у них самих, что с успехом делала наша областная газета № 1 – «Вести» – весь период предвыборной борьбы.

А вообще, желание стать политиками муниципального уровня есть у многих граждан, другое дело, что у людей разная мотивация. Одни хотят прославиться, другие – больше получать, но немало и тех, кто искренне хочет улучшить жизнь в своем городе или поселке, на них вся наша надежда. Те же, кто не рассчитал свои силы и возможности, постепенно сами отсеиваются, сходят с дистанции. Но и для них это ценный опыт.

Как я уже сказал, в подготовке кадров для муниципальной власти наша ассоциация принимает самое активное участие. Это и семинары, и тренинги, и конференции, и курсы в разных городах. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Губернатора Александра Дрозденко, председателя Заксобрания Сергея Бебенина, председателя комитета по местному самоуправлению Михаила Лебединского за содействие в обучении и переобучении муниципальных кадров. Десятки глав и депутатов муниципалитетов проходят такую учебу. И каких бы политических воззрений не придерживались депутаты, каждый из них говорит слова благодарности за возможность приобретать новые знания. В нашей области этот механизм работает, я уверен, что он будет развиваться и дальше.

– На уровне муниципалитетов принимается немало нормативно-правовых актов. Насколько активен этот процесс? Что ограничивает нормотворчество муниципалов?

– Дело не в количестве муниципальных нормативно-правовых актов. Появляются все новые и новые полномочия муниципалитетов – тут же возникают новые решения, постановления, то есть порядок исполнения полномочий. Дело в качестве местного правового акта. Для этого органами исполнительной власти Ленинградской области и Ассоциации организована методическая поддержка органов местного самоуправления – разработка рекомендаций, модельных нормативных актов. На это направлена система внутреннего контроля, деятельность контрольных, надзорных органов за их содержанием.

– Как 47-й регион выглядит с точки зрения гражданской активности его жителей? Близка ли власть к народу?

– Органами государственной власти и местного самоуправления многое сделано для того, чтобы вовлечь жителей в процесс управления муниципальными образованиями. На уровне законов Ленинградской области – это и старосты в сельской местности, и общественные Советы в городских поселениях, и привлечение некоммерческих общественных организаций к решению вопросов местного значения. Вошли в практику опросы жителей, актива, депутатов при разработке комплексных планов социально-экономического развития, народные бюджеты, публичное обсуждение важнейших документов муниципальных образований.

Близость власти – это улица с двусторонним движением. Хотелось бы, чтобы муниципалы активнее опирались на население, с другой стороны – и жители откликались на приглашение к диалогу. В общем, сделано многое, еще большее предстоит сделать.

Автор: Михаил Козлов

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области