Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
21
25262728
2930
             


 1234567890

Новости УФАС

Ленинградское УФАС: введение нового сбора в электричках вызывает вопросы

19.01.2015 17:51

Правительство Ленобласти и ряд областных ведомств пытаются оспорить новый сбор, но у железнодорожников «своя правда».

С 1 января 2015 года в электричках, курсирующих по территории Петербурга и Ленобласти, начали взымать сбор с безбилетников в размере 100 рублей без учёта стоимости билета. Но правило касается не всех: сотню сверху платят лишь те пассажиры, что сели в поезд на станции с работающей билетной кассой и по какой-либо причине не купили билет там.

О нововведении ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) предупреждала ещё до наступления нового года, раздавая пассажирам памятки. Но в предпраздничной суете эти перемены мало кого волновали. Зато уже в первые дни наступившего 2015-го в электричках возникла напряжённая обстановка: пассажиры не понимают, за что им платить, а контролеры, давая разъяснения, зачастую принимают нелестные отзывы о своей работе.

Решение о введении сбора в размере 50 рублей при оформлении билета в электричках на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже принималось ОАО «СЗППК» в 2010 году. Тогда антимонопольная служба выявила в действиях перевозчика нарушение федерального закона «О защите конкуренции», и сбор был отменен. Во вновь возникшей ситуации Ленинградское УФАС не разделяет позицию СЗППК.

«СЗППК в очередной раз нас удивляет. Введение подобного сбора на фоне повышения стоимости проездных билетов (тариф вырос на 17%) и сокращения электричек вызывает вопросы», - сказал в беседе корреспонденту «Леноблинформа» заместитель руководителя Ленинградского УФАС Глеб Коннов.

Тем не менее, он отметил, что, в отличие от ситуации 2010 года, в нормативно-правовой базе к этому времени произошли изменения, которые дают железнодорожной компании основание вводить подобный сбор. СЗППК руководствуется Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, которые были утверждены Минтрансом, зарегистрированы Минюстом и вступили в силу с 12 августа 2014 года.

Согласно этим Правилам, «безбилетный гражданин, обнаруженный в поезде пригородного сообщения, обязан оплатить стоимость проезда от станции посадки до станции своего назначения. При этом с него взимается сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде». При этом пассажиры, севшие на станциях, где нет ни касс, ни терминалов, безбилетниками не считаются, оплачивают только проезд, и брать сбор с них Правила запрещают.

Учитывая то, что билетными кассами оснащены только 12% станций в Ленинградской области, областной комитет по тарифам и ценовой политике еще в сентябре 2014 года в ответ на запрос СЗППК о введении нового сбора заявил, что считает его невозможным. Теперь же здесь называют неправомерным то, что железнодорожная компания это мнение проигнорировала.

Комитет направил письма в Федеральную службу по тарифам России, Федеральную антимонопольную службу России и Северо-Западную транспортную прокуратуру с просьбой проверить правомерность действий СЗППК.

По словам председателя комитета Ленинградской области Олега Сибирякова, затраты на оплату труда разъездных контролеров-кассиров и содержание переносного кассового оборудования учтены в действующем экономически обоснованном тарифе на перевозку пассажиров.

«Мы считаем неправомерным установление ОАО «СЗППК» сбора при условиях, когда все затраты на оформление проездных документов учтены в действующем тарифе, не ведется раздельный учет затрат, а значительная доля остановочных пунктов не оборудована билетными кассами», – цитирует слова Олега Сибирякова пресс-служба правительства губернатора и правительства Ленобласти.

Почему 100, а не 200?

На деле получается, что введение сбора как такового не нарушило существующее законодательство. Более того, его могли бы ввести уже после 12 августа. Но вызывает сомнения размер сбора: почему 100 рублей, а не 200 или не 50?

По словам Глеба Коннова, сбор должен быть рассчитан регулирующим органом — областным комитетом по тарифам и ценовой политике на основании методики Федеральной службы по тарифам или Министерства транспорта России. Такой методики сегодня нет, сообщил заместитель руководителя Ленинградского УФАС.

Перевозчику следовало бы обратиться в регулирующий орган и согласовать с ним размер сбора на уровне 100 рублей. Он должен был получить подтверждение, что эта сумма не окажется по сути повторным счетом на одни и те же услуги.

«Введение нового сбора - ответственный шаг, в противном случае это похоже на самодеятельность», — считает заместитель руководителя Ленинградского УФАС.- считает заместитель руководителя Ленинградского УФАС.

Что касается дальнейшего развития событий, то, по словам Глеба Коннова, УФАС может провести предварительную проверку и принять решение о возбуждении дела по признакам нарушения, но для этого нужны основания: многочисленные жалобы граждан и ответственных лиц, сообщения в СМИ, обращения правительства. Пока у антимонопольного органа еще не накопилось достаточное количество такого рода оснований.

Если проверка все же состоится и подтвердит, что СЗППК нарушило действующую нормативно-правовую базу, то компании будет выдано предписание и определен штраф. 

Автор: Анастасия Панфилова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Елена
26.03.2015 09:04:00
До настоящего времени в электричках берут 63 рубля - сбор за оформление билета в вагоне. Причем берут его даже с льготников, у которых проезд бесплатный. Почему 100 рублей отменили, а оставили 63 рубля? Откуда такая сумма, чем она обоснована? Считаю, что это не законно. Кассы не справляются с наплывом пассажиров перед отходом электрички,образуются большие очереди и за пять минут до отхода поезда не реально приобрести билет в кассе. Значит опоздаешь на работу.

Оставить комментарий

Новости УФАС