Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
21
25262728
2930
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

Совет муниципальных образований Ленобласти определил перспективы

18.04.2013 13:14

«Леноблинформ» публикует полный текст доклада Дмитрия Пуляевского, председателя президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленобласти» на состоявшемся 17 апреля ежегодном собрании членов Совета. Напомним: Ассоциация «Совет муниципальных образований Ленобласти» является соучредителем нашего портала.

 

 

 

 

Доклад Председателя Президиума

Совета муниципальных образований Ленинградской области

Пуляевского Д.В. на VIII  общем собрании членов Совета

12 апреля 2013 года

 

Уважаемые члены Совета муниципальных образований

Ленинградской области!

 

Уважаемый Александр Юрьевич! Уважаемый Сергей Михайлович!

 

Уважаемые приглашенные!

 

 

Задача участников  сегодняшнего собрания - подвести итоги  работы Совета за 2012 год, выработать консолидированные позиции по  основным направлениям  нашего движения на ближайшую и среднесрочную перспективу, развития межмуниципального сотрудничества.

Период  с  VII  общего собрания прошел под знаком реализации положений предвыборной платформы,  последующих указов Президента РФ В.В. Путина.         

Выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года он указал место нашей страны в мире  XXI  века: она должна быть суверенной и влиятельной, сохранить национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация.  Говоря о политике, Президент высказал тезис, что у России не может быть иного выбора, чем демократия: «Мы разделяем универсальные демократические принципы, но российская демократия - это власть российского народа   с его собственными традициями самоуправления. А не реализация навязанного извне». Демократия - это прежде всего уважение  принятых законов.

2012 год - стал  временем  серьезной аналитической работы, участия всех ветвей публичной власти  в  обсуждении мер по  наращиванию потенциала местного самоуправления, в котором приняли активное участие Президиум, члены ассоциации, взаимодействуя с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований, Государственной Думой, Советом Федерации РФ, министерствами и ведомствами.  Ряд предложений Совета муниципальных образований, как и других органов межмуниципального сотрудничества, нашли свое воплощение в законодательстве  РФ. Работа по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами, органами исполнительной власти субъектов  РФ и местного самоуправления, а также по финансовым, налоговым вопросам и по межбюджетным отношениям не завершена.  Мы уверены, что текущий год во многом приведет в соответствие полномочия органов местного самоуправления  с  вопросами местного значения, укрепит финансовый потенциал наших собственных доходов, устранит просчеты федерального законодательства при формировании современной системы административно - территориального деления, основанной главным образом  на принципе территориальной доступности. Мы должны будем подготовить делегатов от Совета муниципальных образований на I Всероссийский съезд местного самоуправления, который состоится в июне т.г. в Москве с тем, чтобы  наши проблемы были услышаны.

В свою очередь, и мы не можем ждать результатов,  сложив руки, по принципу  «сиди и жди, чего придумают вожди». Ответственность за порученное дело, знание проблем населения, что называется  «с переднего края», побуждает нас продолжать правотворческую деятельность. Из   отчета  Совета муниципальных образований за 2012 год, имеющегося на руках  у  участников собрания, видно, сколь высока активность членов Совета в правотворческой деятельности. Наши усилия не пропадают даром. Что называется «горячая новость» - ноябрьские предложения Совета услышаны:  в Постановление Правительства РФ от 14.08.1992г. №587    «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» внесены изменения – снято требование охраны зданий (помещений) органов местного самоуправления государственными структурами.

От инициативы  до ее реализации проходит ни один месяц, а то и годы.  Надо признать,   что  наш Совет еще слабо реализует такие формы влияния на законотворчество, как установление оперативной связи с депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации от Ленинградской области. Не секрет, что часть инициатив муниципалов, при  всей их очевидности, не находят поддержки в  государственных органах. Например, проблема организации вывоза мусора от собственников индивидуальных жилых строений (инициатива II общего собрания членов нашего Совета), признание на федеральном уровне государственными полномочиями   по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, ведение похозяйственных книг; на уровне Ленинградской области - отказ по инициативе Гатчинского  района в  наделении отдельными государственными полномочиями  по экологическому контролю на малых и микро – предприятиях; невнесение на рассмотрение инициативы нашего Совета по передаче государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Конечно же жизнь гораздо сложнее законодательства и часто, в  отсутствие нормативного регулирования, надо находить решение. Тем ценнее практика каждого из нас,  обогащающая все муниципальное сообщество. Так Президиум Совета, объединение сельских поселений, постоянные комиссии проанализировали опыт  Выборгского района по  информационному обеспечению управления муниципальным образованием,  Гатчинского района - по ведению Информационной системы градостроительной деятельности, использованию геоинформационной системы  в разработке документов территориального планирования, Кингисеппского района - в части социального партнерства с бизнес-структурами; лучшую практику развития малого бизнеса и многое другое.

Совместные усилия государственных и местных органов региона были направлены на сохранение и наращивание благоприятных тенденций развития Ленинградской области. Как известно, в 2011 году по оценке Минрегионразвития область имела сводный индекс социально-экономического положения, позволивший ей войти в десятку лидеров – субъектов Российской Федерации. Сегодня мы с удовлетворением должны констатировать, что в непростых условиях первого года работы нового Губернатора - Александра Юрьевича Дрозденко - и его команды, область удержала положительную динамику показателей развития в основных отраслях экономики, благосостояния населения и качества жизни.

Итоги социально-экономического развития региона, каждого муниципального образования доложены жителям, широко опубликованы в средствах массовой информации, имеются на руках у участников собрания  в информационном сборнике «Местное самоуправление в Ленинградской области: 2012 год». Нет необходимости сегодня их подробно рассматривать. Более продуктивно остановиться на вопросах, требующих наших коллективных усилий.

Основой динамичного развития муниципальных образований  является сбалансированная бюджетная политика, вектор которой за 7-летнюю  историю местного самоуправления был направлен на укрепление базы собственных доходов. За период с 2006 года объемы земельного налога увеличились более чем в 5 раз, налогов на имущество физических лиц в 3 раза, неналоговых доходов – в 7 раз. При этом государственные дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности за этот период сократились с 5,7 до 3,3 млрд рублей. Объем средств государственных программ, освоенных в рамках местных бюджетов, увеличился с 2006 года  с 2 до 8 млрд рулей. Ряд поселений привлекает средства, международных программ приграничного сотрудничества. Это позволило сократить степень дотационности муниципальных образований; по итогам 2012 года с уровнем дотаций до 50% - 5 поселений, до 30% - 33, остальные поселения – ниже 30%. Консолидированный бюджет муниципальных образований в 2012 году исполнен на 100,1%, при плановом дефиците поселений  с 2,4 млрд рублей суммарно получено 450 млн рублей профицита.

По-прежнему медленно реализуется потенциал  местных налогов. По оценке Леноблимущества в налоговом обороте находится лишь  четвертая часть  площади земельных участков, подлежащих  налогообложению. Безусловно на пользу местным бюджетам послужит начавшаяся деятельность местных органов при координации межведомственной рабочей группой, объединившей Роснедвижимость, Земельную палату, управление налоговой службы, Леноблимущество, комитет финансов и Совет муниципальных образований, под руководством вице-губернатора Елина Е.И.  по земельному учету, фактически, инвентаризации земель.

Остался невостребованным опыт создания муниципальных учреждений   по земельному учету и контролю города Выборга, Мытищинского района Московской области, что позволило  им учесть 100% участков и их собственников. Необходимость создания такой  земельной службы в каждом районе, диктуется и неудовлетворительными  результатами нашей работы с невостребованными паями и долями земель селскохозяйственного назначения, их собственниками. Этой сложной кропотливой работой  должна заниматься профессиональная команда юристов, землеустроителей, кадастровых инженеров. Видимо будет правильным нашему Совету организовать поездку делегации представителей районов в города Выборг и Мытищи для обмена опытом.

Федеральный закон от 29 ноября 2012 года № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ», предусмотрел включение с 1 января 2013года, в число объектов налогообложения земельным налогом участков, предоставляемых для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Этих земель  у нас достаточно, но остается неясным механизм реализации этого налогового права.  Организовать учет, кадастрирование таких земельных участков, где собственника предоставляют федеральные службы, невозможно без участия органов исполнительной  власти Ленинградской области.

Мы осознаем, что в учет налогооблагаемых земель не попадут участки под бывшими военными городками, передачу которых до настоящего времени не завершило Минобороны РФ. Механизмы решения этой задачи в наших руках. При завершении в текущем году разработки генеральных планов поселений необходимо включить эти территории в границы населенных пунктов и разобраться с землепользователями – потенциальными плательщиками местных налогов.  

Необходимо отметить, что зачастую мы упускаем налоговые доходы там, где наши усилия невелики. В связи с бурным ростом экономики из земель  различных категорий в земли  промышленности, транспорта, связи переведены сотни участков. Далеко не по всем из них  последовала наша инициатива по перерасчету  кадастровой стоимости, в то время как земли промышленности имеют самый высокий уровень кадастровой стоимости, хотя она не пересматривалась гораздо более 5-ти лет. Просьба к исполнительной власти Ленинградской области запланировать пересмотр кадастровой стоимости земель  промышленности; в свою очередь, муниципалы примут активное участие  в уточнении перечня участков для переоценки, описании факторов, влияющих на величину кадастровой стоимости.

Для решения проблемы невостребованных долей и паев земель сельскохозяйственного назначения, наделение которыми произошло 20 лет назад, в ряде случаев уже неоднократно перепроданных, просим Законодательное собрание Ленинградской области выйти в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой установления предельного срока государственной регистрации гражданами долей, паёв, по аналогии с установлением предельного срока приватизации жилья.

Нам следует быть настойчивее и при понуждении юридических лиц, разместивших производства на территории муниципальных образований, в оформлении структурных подразделений для уплаты части налогов по месту фактического пребывания, в том числе НДФЛ. Уверен, что налоговая служба, отраслевые комитеты Правительства Ленинградской области нас поддержат.

Нас волнует, что самая бедная часть индивидуального предпринимательства уходит с  рынка, либо переходит в нелегалы, в связи  с двухкратным увеличением социальных страховых платежей. По данным Управления ФНС по Ленинградской области, по состоянию на 1 марта 2013 года число индивидуальных  предпринимателей  в области сократилось на 3157 человек из 42 тысяч. Мы безусловно поддерживаем инициативу бизнес-сообщества о снижении финансовой нагрузки на эту категорию предпринимателей. Уровень декларируемых  годовых доходов индивидуальных предпринимателей  колеблется от 100 тысяч до нескольких миллионов рублей. Сегодня речь идет о самой малодоходной  категории предпринимателей – для которых 36 тысяч – это треть годового дохода. Будет правильным нам самим  рассмотреть на заседаниях районных Советов по малому бизнесу, складывающуюся ситуацию и предложить этой экономически активной части населения меры поддержки, иные более щадящие организационно-правовые формы деятельности. Это для народной казны  эффективнее и дешевле, чем платить пособие по безработице.

Этапным событием в налоговой политике станет переход к  местному налогу на недвижимость, подготовка к которому идет полным ходом; завершается оценка рыночной стоимости зданий, строений, помещений, принадлежащих гражданам. По оценке экспертов Государственной Думы РФ это принесет налогов в муниципальную казну России 156 млрд рублей, против   111 нынешних, то есть речь идет об увеличении на 1/3 налогового бремени населения на имущество. Мы предлагаем сегодня рассмотреть этот источник местных доходов, в рамках нынешних проблем жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме вышеупомянутой финансовой нагрузки, в сегменте многоквартирных домов на жителей накладываются дополнительные денежные обязательства. Федеральное законодательство предусматривает:

-рост тарифов на отпускаемые населению ресурсы в июле-декабре текущего года на 12 %;

-плату за ресурсы на внутридомовые нужды;

-сбор на капитальный ремонт дома;

-переход с оплаты стоимости тепла с 1/12 на 1/8 в течение года по фактическому отпуску ресурса по показаниям счётчиков;

-уплату земельного налога за земельный участок под многоквартирным домом;

- страхование жизни и здоровья пассажиров изношенных лифтов.

И это, не считая сборов с жителей на участие в текущем капитальном ремонте, приобретении и установке счётчиков и т.д.

Во избежание эскалации роста социальной напряжённости требуется выработка региональной политики в отношении жителей многоквартирных домов. Мы должны развести во времени  и обозначить сроки ввода  платежей, обеспечить комплексное рассмотрение совокупной финансовой нагрузки на жильцов многоквартирных домов, дифференцированный подход к гражданам  с различным уровнем доходов. Поможет решить эти проблемы - адресная поддержка граждан. Значительно сократит расходы бюджета Ленинградской области на возмещение выпадающих доходов не самим ресурсоснабжающим организациям, а оплата их услуг   через  лицевые счета граждан, признанных нуждающимися законом Ленинградской области. Будет полезен опыт адресной поддержки в сфере жилищно-коммунального хозяйства Романовского сельского поселения Всеволожского района, рассмотренный на заседании Президиума Совета муниципальных образований Ленинградской области в октябре 2010 года.

При всей напряженности обстановки, сложившейся вокруг ЖКХ, мы должны констатировать, что сделано  и делается многое для благоустройства места проживания граждан. Достаточно назвать газификацию жилого фонда и перевод котельных с дров, угля и мазута на газ. Образно выражаясь – большая часть пути пройдена. Наибольший экономический эффект достигается там, где модернизация котельных сопровождается заменой инженерных сетей, как это делается в Тосненском, Волосовском, Лужском районах.

Модернизация объектов коммунального хозяйства, как правило, это долгосрочные инвестиционные проекты. Внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект закона об основах государственно-частного партнерства не распространяется на сферу ЖКХ.  Минэкономразвития рекомендует на современном этапе использовать договоры аренды и концессионные соглашения. Министерство в настоящее время разрабатывает проект  федерального закона, устанавливающий механизмы передачи прав владения и пользования объектами инженерной инфраструктуры. Тем ценнее опыт концессии объектов ЖКХ наших коллег, даже в небольших поселениях, как, например, Фалилеевского сельского поселения Кингисеппского района. В текущем  году нашему Совету совместно с отраслевыми комитетами  Правительства области необходимо организовать глубокое изучение механизма концессии, долгосрочной аренды объектов ЖКХ.

Насколько актуальна эта тема можно судить по инвестициям в энергетику, что уместно, поскольку сегодня мы в городе энергетиков. Объем финансирования госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2013 - 2020 годы составит 28 триллионов рублей из внебюджетных источников и 667 миллиардов  - из бюджетных средств (чуть более 2%).

По сути получается, что концессия сегодня является единственно приемлемым решением  для реконструкции,  модернизации объектов водно- канализационного хозяйства, подавляющее большинство которых имеет высокую степень износа, устаревшие технологии очистки. Сегодня понятно,  что в нынешнем виде программа «Чистая вода» Ленинградской области на 2011 - 2013 годы нас не спасет. Из нескольких сотен КОСов и ВОСов реконструированы в  2012 году 14 объектов. Кроме этого, мы оставляем за скобками разговор о 7 тысячах объектов подземного водозабора, которые  также нуждаются в нашем внимании. Областная программа «Чистая вода» должна сменить приоритеты. Во-первых, следует учитывать то обстоятельство, что бизнесу, комплексно вкладывающему инвестиции  и в  водоочистные сооружения и в  водопроводную сеть, гарантирован возврат средств за счет сокращения потерь ресурса и повышения качества воды, за которое брать  с жильцов инвестнадбавку не стыдно. В то время, как за качество канализования, очистки ливневых и  сточных вод средства с населения взять очень сложно. То есть областная программа должна быть переориентирована на систему канализования. Во - вторых, средства областной программы, в основной массе, кроме чрезвычайных ситуаций, должны направляться, хотя бы в качестве бюджетных кредитов муниципалам на разработку проектно - сметной документации и на образование гарантийного фонда инвесторам- концессионерам системы  канализационного хозяйства. Убежден, что такая региональная программа будет одобрена странами  Балтийского бассейна и иметь большие шансы на включение в       приоритетные проекты международного сотрудничества с Северной Европой. При этом и муниципалы должны будут стремиться к удешевлению таких проектов – например, через  передачу земли в аренду за 1 рубль. Возможно нам удастся найти проекты повторного использования различной мощности. Мы, к сожалению плохо изучили рынок современных проектов и технологий; нам это еще предстоит.

Определенные гарантии инвесторам, дает Федеральный закон от 20.12.2012г. №291-ФЗ, предусматривающий поэтапный переход до 1 января 2016 года к регулированию тарифов на тепловую энергию, водоснабжения и водоотведения  на срок от 3 до 5 лет.

Мы не можем себе позволить в ближайшие годы снижать темпы ремонта многоквартирных домов, помня что его ждут 6 тысяч домов, почти 13 миллионов квадратных метров. В прошлом году по программе капремонта из федерального бюджета получено 286 миллионов рублей, в 2 раза больше чем в 2011 году.  Общий объем средств на эти цели составил 556 миллионов рублей. Программа капитального ремонта 2012 года выполнена полностью, отремонтировано 270 домов площадью более 925 тысяч квадратных метров. В программе участвовали 45 поселений, ежегодно число участников программы обновляется на одну четверть. Всего за период 2008-2012 года муниципалами освоено более 6 млрд рублей  Сегодня требования к программе по 185-ому федеральному закону изменились: добавились - контрольные показатели по установке счетчиков, кадастрирование земельных участков под многоквартирными домами. До 1 января 2014 года нам предстоит сформировать  региональную программу капитального ремонта жилого фонда.

Для переселения граждан из аварийного жилого фонда в текущем году мы должны освоить  почти 1,5 млрд. руб. Руководство области  ставит перед нами задачу расселить ветхое и аварийное жилье, поставленное на учет до 01.01.2012г., в течение 3-х лет – это 173 тыс. квадратных метров.

Учитывая большие объемы проектно - сметной  документации для включения  в государственные программы капремонта,  расселения ветхого жилья, понятно, что не удастся сократить число муниципальных служащих сферы жилищно-коммунального хозяйства. Наоборот, их количество будет расти с наделением органов местного самоуправления новыми полномочиями - муниципального жилищного контроля, формирования местных фондов ремонта жилья, Дорожных фондов на квартально-уличную сеть и т. д.

В этой связи должен найти свое разрешение и парадокс формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих. В настоящее время фонд зависит от норматива, рассчитанного из планового объема налоговых, неналоговых доходов и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Средства, привлекаемые органами местного самоуправления из государственных и международных программ при этом не учитывается. В целом ряде поселений они в два и более раз превышают первоначальные бюджетные показатели. Их освоение требует соответствующих трудозатрат. За превышение фонда оплаты труда такие муниципальные образования по рейтингам областного комитета финансов оказывается aутсайдерами, им выносится предостережения и требования уменьшить расходы на зарплату.  Получается: чем больше денег приносишь на свою территорию, тем меньше соответствуешь занимаемой должности. Мы просим Правительство области пересмотреть методику формирования фонда оплаты труда с учетом дополнительно привлекаемых средств в местные бюджеты. Помимо восстановления справедливости, эта мера  создаст стимулы для более активного участия муниципальных образований в различных программах.

Возвращаясь к теме жилого фонда, мы должны признать, что еще медленно внедряется система энергосбережения. Проблемы возникают там, где их быть не должно. Как  мы и прогнозировали, расчетный метод установления нормативов потребления коммунальных ресурсов для населения на 2013 год, примененный областным комитетом по ценам и тарифам, привел к необоснованному их повышению в ряде территорий, что автоматически привело к отказам от применения счетчиков, завышению объемов, так называемых ''выпадающих доходов''. Правота предложений Совета муниципальных образований области  об использовании аналогового метода  подтверждена  в последующем - занесением этого положения федеральный нормативно - правовой акт.

В системе ресурсосбережения сформировалось устойчивое противоречие: власть и население - за экономию ресурсов, поставщики ресурсов - против, это ухудшает их хозяйственно- финансовые показатели, и без того зачастую неутешительные. Поставив в прошлом году жилищно-коммунальных услуг на сумму 22, 6 миллиарда рублей, предприятия понесли убытков более чем на 1 миллиард 200 миллионов рублей. 19 предприятий - на стадии банкротства. Средняя заработная плата работников 19 тысяч рублей, на треть меньше, чем в среднем по области. Кажется просто: меньше произвел услуг, меньше расходов. Однако, даже при снижении, например, расхода топлива в котельной, условно - постоянные расходы производства, не позволяют пропорционально снижать себестоимость услуг. Нам следует искать пути стимулирования производителей коммунальных ресурсов к энергосбережению, может быть изучить накопленный отечественный и зарубежный опыт, как вариант - механизм Киотского протокола по выбросам углекислого газа, суть которого - плата за непроизведенный ресурс.

В плане энергосбережения нам предстоит продолжить установку счетчиков и узлов регулирования подачи ресурсов, в первую очередь в бюджетных учреждениях, тут можно поучиться у наших соседей - прибалтов. В июне делегация нашего Совета по данной тематике посетит эстонские муниципалитеты. Надо глубже изучить и оценить эффективность системы дистанционного мониторинга, количества и качества подаваемых коммунальных ресурсов, опробованых в сельских поселениях Приозерского района. Среди первоочередных мер  в системе жилищно-коммунального хозяйства - повсеместное создание аварийно-диспетчерской службы, опыт работы которой Совет изучал на примере города Кировска; участие в формировании системы оперативного реагирования ''112''. Мы поддерживаем предложения Губернатора А.Ю. Дрозденко о создании единой расчётной системы оплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства на основе информационно-расчетных центров, которые переводят платежи населения непосредственно поставщикам энергоресурсов, минуя посредников в лице управляющих компаний.

Сегодня в повестке дня - внедрение муниципального жилищного контроля за состоянием жилого фонда муниципальной формы собственности.        Президиум Совета муниципальных образований на заседании в городе Кингисепп поддержал инициативу регионального отделения партии ''Единая Россия'' по оказанию  муниципальной поддержки формированию общественного жилищного контроля совместно с Государственной жилищной инспекцией и Роспотребнадзором. Представляется важным, чтобы в районе был орган, куда мог бы обратиться  любой житель с просьбой объяснить расходы по квитанции за жилищно-коммунальные услуги, перепроверить их обоснованность. Эта мера позволит не только помочь гражданам, но и знать ''болевые'' точки. Возможно такие специалисты будут в составе контрольно-счетных палат, в форме некоммерческого объединения; в Калининграде, например, создали автономное бюджетное учреждение.

Вы знаете, что в феврале в некоторых муниципальных образованиях имели место стихийные выступления граждан в связи с ростом платежей за жилищно-коммунальные услуги. И хотя законодательством не предусмотрена возможность прямого влияния органов местного самоуправления на ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, мы не можем, глядя в телевизионную камеру или  в глаза жильцам говорить, что у нас нет рычагов воздействия - они есть! И  это контроль!  Контроль с участием жильцов! За соблюдением законодательства, договорных условий, расчета квартплаты и так далее. Результаты контроля, внешняя оценка деятельности обслуживающих организаций должны быть известны всему населению. Контроль и гласность - два этих  ключевых фактора должны войти в наши порядки, регламенты деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Только тогда мы сможем избежать социальной напряженности, добиться высокой собираемости платы за услуги жилищно-коммунального хозяйства. А пока по итогам 2012 года этот показатель снизился почти на два пункта и составил целом 93,5%; по оплате за отопление, горячее водоснабжение - 89 %. За этими цифрами стоят сотни миллионов недополученные организациями коммунального комплекса. 

В 2012 году нам впервые была предоставлена возможность получить средства из Дорожного фонда на благоустройство. Муниципалы, областной комитет по дорожному хозяйству начали отрабатывать условия вхождения в программу. Было трудно: оформление дорог из бесхозяйных в муниципальную собственность, паспортов, дефектных ведомостей, смет,  проведение конкурсов, фактическое поступление средств в конце августа-сентябре. Тем не менее, большинство прошло этот путь - отремонтировано 115 км дорог, благоустроено 660 внутридомовых территорий. 40 муниципальных образований не справились с условиями. Как показала практика, наиболее слабым звеном в реализации этой программы, как впрочем и ряда других, стала  организация сметного дела. Нам надо безотлагательно готовить специалистов,  создав эти службы либо в составе администрации, либо как самостоятельные организации. Опираясь на опыт прошлого года, в нынешнем году мы все должны отработать лучше.  К этому обязывает нас широкое празднование  70-летия памятных дат битвы за Ленинград, Года  духовной культуры  в Ленинградской области, да и просто право наших жителей на лучшую жизнь.

При том, что узким местом вхождения в государственные программы остается финансирование разработки проектно-сметной документации, мы хронически не осваиваем средств,  направляемых на проектные работы по сельским дорогам по федеральной программе ''Дороги России''. Это связано с особенностями выделения федеральных средств по факту, по окончанию разработки проекта. В сельских поселениях нет денег, чтобы оплатить такой дорогостоящий заказ. Выход видится в предоставлении Правительством области бюджетных кредитов поселениям на этапе размещения муниципального заказа и их гашение с получением средств из федеральной программы.

С окончанием государственной программы «Социальное развитие села» перспективы сельских поселений связаны с вхождением в долгосрочную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года», к разработке который приступили и муниципальные образования и комитеты Правительства Ленинградской области. Обязательными условиями вхождения в эту программу является наличие аналогичных муниципальных программ, документов социально-экономического и территориального планирования. Приоритет имеют поселения планирующие развитие сельскохозяйственных или иных видов производств товаров, работ, услуг.

Эти требования программы поддержки сельских территорий обособляют поселения, не имеющие перспектив развития, сохранения рабочих мест и численности местного населения. Именно такие поселения, как ни тяжело это осознавать, становятся кандидатами на слияние, укрупнение муниципальных образований. Тем не менее, ставя во главу угла Положение Конституции России о том, что носителем власти является народ, Президиум Совета  в проекте решения нашего собрания сформулировал условия реформы территориального устройства местного самоуправления:

         - признание приоритета интересов  местного населения при решении вопроса о слиянии (присоединении) муниципальных образований в соответствии с Конституцией России; всесторонние обоснование необходимости слияния (присоединения) муниципального образования с  учетом показателей демографии, обеспеченности рабочими местами, услугами социальных учреждений, коммунальных служб, местной администрации, их транспортной доступности;

         - признание в качестве определяющего фактора мнение жителей при решении вопросов реорганизации муниципальных образований, его учет в форме опросов, собраний,  конференций, референдумов;

         - обеспечение индивидуального подхода к каждому муниципальному образованию, в отношении которого рассматривается вопрос сияния (присоединения);

         - защита социальных гарантий работников упраздняемых органов местного самоуправления.

В феврале т.г. в Петербурге часть наших коллег встречалась с Президентом Общероссийского Конгресса муниципальных образований Степаном Михайловичем Киричуком, приехавшим по одной из базовых проблем, влияющих на динамику развития местного самоуправления. Руководство страны ставит задачу подбора, подготовки и переподготовки кадров государственной и муниципальной службы на системной основе. Ученые Северо-Западного института управления  принимавшие участие во встрече, подчеркивали значимость заключения соглашения между нашим Советом и институтом в деле взаимного обогащения теории и практики муниципального строительства, подготовки кадров. Ближайшая задача Совета – организация курсовой подготовки кадров, в связи с выходом федерального закона от 5 апреля т.г. № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Требуется всемерное усиление методической работы, совершенствование нормативно - правовой деятельности.     В соответствии с решением Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления 31.01.2013 года о взаимодействии органов местного самоуправления с контрольно- надзорными органами, мы очень рассчитываем на правовую, методическую поддержку от органов прокуратуры, Главного управления ГО и ЧС, с которым мы недавно подписали соглашение о взаимодействии.

Можно сколько угодно говорить о совершенствовании взаимодействия между Советом и правоохранительными структурами, но, безусловно, это не спасет наш имидж, доброе имя муниципального сообщества, когда в поле зрения следственных  органов попадают руководители местного самоуправления, как  это было во Всеволожском, Ломоносовском районах, поселениях Лужского, Подпорожского районов. Здесь должна проявляться роль депутатского корпуса, априори  призванного осуществлять контроль за деятельностью местных администраций. Иллюстрацией к вопросу о контроле может служить ход формирования контрольно-счетных органов в соответствии с законом от 07.02.2011г. №6-ФЗ. На сегодня они образованы в 15 районах, в том числе с правом юридического лица, дающего определенную самостоятельность и независимость, только в 6 районах, остальные - в составе администрации. Из 203 поселений 4 создали свои контрольно-счетные органы, 134 - заключили соглашение с районными органами, а как же остальные 65 поселений? Депутатам следует быть более принципиальными при решении таких вопросов.

В этом году будет отмечаться 10-летие 131-го федерального закона; самоуправление в нынешней форме существует семь лет - возраст первоклассника. За этот период понятие ''самоуправление'' существенно расширилась. Сегодня это не только муниципальные служащие, но и работники бюджетных учреждений, активисты территориального общественного самоуправления, члены общественных и социальных некоммерческих организаций. В прошлом году законом Ленинградской области придан правовой ''старостам''-  центральным фигурам сельских населенных пунктов. В рамках регионального проекта «Развитие местной инициативы, увеличение общественного потенциала муниципальных образований»,  реализованного нашим Советом в прошлом году, обобщен накопленный опыт; совместно с широким активом, учеными выработаны рекомендации по внедрению старостата в муниципальную практику.

21 апреля впервые в России будет отмечаться День местного самоуправления, когда во всех муниципальных образованиях будет чествоваться ''золотой фонд '' местного самоуправления.

В прошлом году целый ряд наших коллег был заслуженно удостоен почетных государственных наград.

Завершая доклад, с искренним чувством мы выражаем благодарность Губернатору А.Ю.Дрозденко,  Законодательному собранию и Правительству Ленинградской области, руководителям федеральных служб, представителям науки, областных общественных объединений, прессе за плодотворное сотрудничество, помощь и поддержку, которые позволили родной Ленинградской области успешно двигаться вперед.

Безусловно в рамках доклада, я не сумел осветить все проблемы, волнующие муниципалов, наши коллеги в своих выступлениях дополнят тематику нашего откровенного разговора.

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области