Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
1314
1718192021
22232425262728
2930
             


 1234567890

Всякая всячина

История и традиции празднования Масленицы в России

24.02.2014 11:44

В народе Масленица всегда считалась самым веселым праздником. Его отмечали целую неделю, каждый день имел собственное название и назначение. В наше время, конечно, мало кто соблюдает все обряды и обычаи праздника, однако читателю будет интересно больше узнать о Масленичных  традициях.

Как появился праздник?

Праздник Масленицы дошел до нас с языческих времен. Тогда он был привязан ко дню Весеннего Равноденствия и отмечали его две недели. Обряды были посвящены прощанию с Зимой и пробуждению Весны. Считалось, что в это время Солнце из дитя - Коляды, превращалось в юношу - Ярило. В честь этого события пекли блины – желтые, круглые, тонкие, чтобы сквозь них просвечивалось солнце. Эта традиция дошла до наших дней, так же как и обычай в конце праздничной недели сжигать чучело, олицетворяющее Зиму.

А вот само время празднования немного изменилось. После введения Христианства Масленицу стали отмечать в последнюю неделю перед Великим Постом, который заканчивался одним из главных христианских праздников – Пасхой. Таким образом, Масляная неделя получила некий дополнительный смысл – это была «переходная» неделя, когда разрешалось есть рыбные и молочные продукты, а вот мясные есть уже было нельзя, готовясь к Посту. Считалось, что Масленицу, нужно было провести как можно веселее и сытнее, ведь «как ее проведешь, так и будущий год проживешь».

В основном блины пекли из кукурузной, пшеничной, овсяной и гречневой муки. Зачастую в них добавляли манную или пшенную кашу, сливки, тыкву, картофель или яблоки. Блины на масленицу ели с утра до самого вечера, чередуя их с прочими лакомствами. Самыми популярными были дрожжевые сдобные блины. Обычно их запивали чаем, горячим молоком или сбитнем.

Символом Масленицы был круг. В деревнях пекли блины, украшали колеса от телеги, объезжали деревню на лошадях несколько раз, и, разумеется, водили хороводы. Русский народ был твердо уверен, что эти действия «умасливают» солнце и делают его снисходительнее. Отсюда и происходит название празднества – «Масленица».

В масленичную неделю скромная русская деревня совершенно преображалась. Обыкновенно тихие, безлюдные улицы были полны разодетого народа: ребятишки, молодежь, старики – все выходили из душных домов за ворота и всякий по-своему праздновал широкую Масленицу. 

Обряды и традиции

К празднованию Масленицы на Руси готовились заранее. В субботу, предшествующую праздничной неделе, славяне отмечали «малую Масленку». Юноши шли по деревне небольшими группами и собирали по домам лапти, а людей возвращавшихся с покупками с базара или города встречали вопросом: «Масленицу ли везешь?». За отрицательный ответ полагалось наказание в виде ударов лаптями. На следующий день было принято ходить друг к другу в гости: посетить родственников, соседей и друзей, а также пригласить их к себе.

Масленичная неделя была временем для укрепления семейных отношений. Повсюду приветствовали молодоженов, устраивали им «смотрины», заставляя целоваться на людях. Породнившиеся семьи ходили друг к другу в гости, не забывали поминать и усопших родственников. Холостых парней и девушек условно «наказывали» – привязывали к ноге или шее кусок дерева, веточку или просто ленту, и заставляли так ходить. Откупиться можно было деньгами или угощением.

На севере Руси долгое время сохранялся своеобразный обычай. Крестьяне собирали с молодых пар дань «на меч», то есть, требовали выкуп за жену, взятую из другой деревни. Название ритуала говорит о его древности, он сохранился с тех времен, когда мирный земледелец нуждался в оружии, чтобы защитить свои земли. Своеобразная подать взыскивалась или в день свадьбы, или в мясное (последнее перед Масленицей) воскресенье.

Одним из популярных масленичных развлечений были кулачные бои: сплошь и рядом побоища принимали грандиозный характер, потому что и крестьяне и горожане любили поразмять кулаки, иногда такие забавы заканчивались тяжелыми увечьями. Самый массовый бой происходил в последний день праздника. Сначала на базарной площади дрались ребятишки (не моложе 10 лет), потом женихи, потом мужчины. К вечеру азарт бойцов достигал наивысшего предела. По воспоминаниям очевидцев, многие крестьяне покидали поле битв нагишом: сорочки и штаны на них были разодраны в клочья.

Еще один старинный обычай – масленичный поезд, иначе говоря русский карнавал. Условия нашего климата и особенности деревенского быта не позволили этому празднику принять характер того пышного торжества, какое мы наблюдаем у народов Запада. Наш деревенский карнавал был гораздо проще, беднее и первобытнее. Парни и девушки делали из соломы чучело, одевали его в женский наряд, в одну «руку» чучела вкладывали бутылку с водкой, а в другую – блин. Это и была «сударыня-масленица», героиня русского карнавала. Чучело ставили в сани, а рядом прикрепляли сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. Оно хранилось где-нибудь в сарае, а в пятницу утром парни и девушки веселой гурьбой вывозили «сударыню масленицу» на улицу и начинали шествие. Чучело везли во главе процессии, рядом с ним стояла самая красивая и нарядная девушка. Сани с «Масленицей» волокли три парня. За этими санями тянулась длинная вереница салазок, запряженных парнями. Первая красавица, с передних саней затягивала песню, которую дружным хором подхватывали остальные девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно двигался по деревенской улице. Ребятишки, взрослые и даже пожилые крестьяне спешили присоединиться к шествию. Они сопровождали «масленицу» до катальной горы, где «сударыня-масленица» открывала катание. К саням прикрепляли салазки и целым поездом, с хохотом, визгом и криком, парни и девушки неслись по обледенелой горе вниз. Катание обыкновенно продолжалось до самого вечера, после чего «сударыня-масленица» возвращалась в сарай. В субботу чучело снова появлялось на улице. В сани впрягали лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. Рядом с «Масленицей» сажали парня и девушку. К саням привязывали салазки, где также попарно сидели девицы и молодые люди. Эта процессия с пением ездила по селу, причем парни пользовались всякой остановкой, чтобы выпить и закусить. Веселье продолжалось до вечера.

От «встречи» до «прощеного воскресенья»

Каждый из семи дней праздника имеет свое название и свои обычаи. Понедельник назывался «встреча». В этот день народ «встречал» Масленицу – из соломы делали чучело, одевали его в одежды, насаживали на шест и возили по всей округе под веселые и задорные песни. После чего чучело оставляли на месте, где в дальнейшем происходили народные гулянья. В этот день заканчивали раскатывать горки, достраивали качели, карусели, балаганы, расставляли палатки и столы. Хозяйки начинали печь блины, готовку сопровождали специальными заговорами и обрядами. Первый блин не ели, его отдавали нищим, чтобы они помянули усопших.

Вторник величали «заигрыш». Юноши и девушки ходили друг к другу в гости – поесть блинов, покататься на горках. А на площади начиналось веселье. Неженатые парни и девушки на гуляньях искали себе вторую половинку.

Среда называлась «лакомкой». В доме устраивали пышные застолья. В этот день теща сзывала всех своих зятьев и щедро угощала всевозможными блинами. Молодому зятю мазали голову маслом, чтобы он так же «промаслился» к жене. А на площадях открывали палатки и продавали пряники, сбитни, орехи. Народ веселился, катался на лошадях и разыгрывал смешные сценки об отношениях тещи и зятя.

Четверг именовали «разгуляй». С этого дня начиналась «широкая Масленица» – гулянья разворачивались во всю силу. Запрягали лошадей и катались вокруг деревни по часовой стрелке, «по солнышку». Для мужчин устраивали кулачные бои и взятия снежной крепости. Народ потешали медведи, кукольники, балаганы. Устраивали карнавалы, катались на качелях, каруселях, угощались предложенными лакомствами и любовались фейерверками.

Пятница – «тещин вечерок». В ответ на гостеприимство тещи, зять теперь приглашает ее к себе на блины. Так же по традиции в этот вечер готовят мучные блюда: вареники, манты, пельмени, пироги.

Субботу звали «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала к себе в гости золовок (сестер мужа). Также сзывала она своих незамужних подруг, если золовка была еще не замужем. Невестка должна была преподнести золовке хороший подарок, чтобы расположить ее к себе.

Воскресенье именовалось «прощеным». На главной площади крестьяне прощались с куклой Масленицей, или Зимой. Ее благодарили за зимние забавы и ругали за мороз и холод. Огромный костер из старых плетней, испорченных бочек и дров складывали заранее. В девять часов вечера к костру направлялась печальная процессия. Сожжение чучела было заключительным аккордом деревенского веселья, за которым следовал пост. Поэтому крестьяне, по обычаю,  швыряли в костер оставшиеся от масленичного пира яства: блины, яйца, лепешки и прочее. Широкая, пьяная Масленица круто останавливалась, и на смену ей приходил Великий пост. Приближение поста отражалось и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкал церковный звон и отходила вечерня, как по избам начинали ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланялись крестьяне друг другу со словами: «Прости, Христа ради, в чем я перед тобой согрешил». «Прости и ты меня», – говорили им в ответ.

Например, в Саратовской губернии существовал обычай просить прощения у родственников по старшинству. После ужина все усердно молились и затем самый младший начинал кланяться всем по очереди и, получив прощение, отходил в сторону. За ним, в порядке старшинства, начинал кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланялся и прощения у него не просил). Последней кланялась хозяйка, причем просила прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланялся.

Неукоснительно соблюдался обычай прощания с покойниками. Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы сохранялся повсюду. Главным образом, его поддерживали женщины. К покойникам они шли группами по 10-12 человек, при этом старались не разговаривать. На кладбище каждая отыскивала родную могилку, становилась на колени, била по три поклона и шептала: «Прости меня, забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, женщины клали на могилку блины и молча отправлялись домой. Хорошим признаком считалось, если на третий день на могиле не оставалось еды: это означало, что покойнику на том свете живется недурно, он не помнит зла и не сердится на того, кто принес угощение.

О современных особенностях праздника рассказала заведующая фольклорно-этнографическим отделом Государственного республиканского центра русского фольклора, этнограф Варвара Добровольская.

«Если раньше в каждом регионе праздник имел свои особенности, то сейчас россияне черпают информацию из одного источника, и празднуют, что называется общероссийский вариант Масленицы. Наблюдается тенденция сокращения сроков празднования – вместо недели, как это было на Руси, Масленицу отмечают в лучшем случае начиная с четверга, обычно праздник и вовсе длится всего два выходных дня. Из общесоциального, коллективного события Масленица превратилась в семейное торжество. При этом культура прощенного воскресенья практически исчезла», - говорит Варвара Добровольская.

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Всякая всячина