Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
1314
2021
22232425262728
2930
             


 1234567890

Новости Сертолово

Люди долга. Войска РХБЗ

11.11.2020 20:16

В этом году войскам радиационной, химической и биологической защиты исполняется 102 года. Специальные войска РХБЗ Вооружённых сил России являются войсками двойного назначения, так как могут решать задачи как в военное, так и в мирное время. Накануне праздника корреспонденты газеты города Сертолово «Петербургский рубеж» побеседовали с двумя представителями этой профессии в городе Сертолово.

 

Людмила Пляскина о службе в войсках РХБЗ

 

Накануне праздника корреспондент «Петербургского рубежа» побеседовал с ветераном химической службы сертоловчанкой Людмилой Пляскиной.

– Людмила Васильевна, откуда Вы родом?

– Из Иркутской области. Когда мне было 10 лет, родители увезли меня в Бурятию. Много лет мы жили в посёлке Селенгинск Кабанского района. В 1975 году уехали в Монголию.

– Как начиналась Ваша служба?

– В Ленинградский военный округ мы с мужем приехали 20 ноября 1980 года из Улан­-Батора. Тогда это был Забайкальский военный округ. Мой супруг на тот момент совсем недавно стал прапорщиком, у нас уже было двое детей. По приезде у нас было только общежитие в Осиновой Роще.

Так всё начиналось. Конечно, когда у тебя ничего нет, надо устраиваться. Пошла работать машинисткой в секретную часть. Как говорило командование, «где делопроизводство ведёт женщина – там дисциплина и порядок». 18 октября 1983 года я призвалась в армию, в отдельный батальон химической защиты учебной роты РХБЗ войсковой части №11944 63­й гвардейской учебной дивизии в посёлке Песочный. В 1985 году наш батальон был расформирован, появилась отдельная учебная рота РХБЗ.

Я прошла путь от ефрейтора до старшего сержанта в должности делопроизводителя строевой части, в которой прослужила 10 лет. Была единственной женщиной среди офицеров и прапорщиков.

– Расскажите о своих обязанностях.

– Учёт личного состава, набор в учебную часть, отправка в войска тех, кто закончил обучение, и увольнение в запас. Сейчас я выполняю те же задачи, но уже в качестве гражданского специалиста. Моим первым командиром батальона был Валерий Васильевич Еньшин. А начальником штаба – Александр Васильевич Онищенко. Он участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и заместитель председателя сертоловского отделения общественной организации «Союз Чернобыль». К сожалению, Валерия Васильевича уже нет с нами. Он тоже ликвидатор, а они рано уходят из жизни.

В 1993 году мужа направили в Германию, в город Шперенберг. Туда мы попали как раз накануне вывода Группы Советских войск из страны. Отслужив год, мы вернулись. Перед самой пенсией я служила в батальоне связи в Осиновой Роще. Там же служили мои муж и сын. В 1998 году я вышла на пенсию.

– Как долго Вы живёте в Сертолово?

– С 1986 года.

– Расскажите о семье. Как Вы познакомились с мужем?

– Было это в Бурятии на комсомольской ударной стройке. Он служил срочную, приехал туда, на этой стройке мы и познакомились. Я работала в строительной бригаде, он тоже был строителем. Недавно мы отметили 48­ю годовщину совместной жизни.

У нас двое детей – дочь и сын. Дочь работает заместителем директора в торговой сети. Её сыну 28 лет. Он работает в пожарно­спасательной части. Сын служит старшиной ремонтной роты. Он, как говорится, отец родной для личного состава. Его дочери 16 лет.

– Чем занимаетесь в свободное время?

– Огородом. У нас есть дачный участок, вот на нём и отдыхаем. К тому же куда сейчас можно отправиться, когда границы снова закрываются и надо беречь себя и своих близких. Только на дачу. Во время первой волны я целый месяц не выходила из дома. Мы не могли дождаться тепла, чтобы хоть на огороде можно было бы вздохнуть свободно. Родственников поблизости у нас нет, только на Сахалине и в Бурятии.

– Ваши пожелания друзьям и сослуживцам в канун праздника.

– К сожалению, нас становится меньше. Нашим ребятам я желаю здоровья. Меньше стрессов в повседневной жизни, семейного благополучия.

(Интервью Петра Курганского, газета города Сертолово «Петербуржский рубеж»)

 

Ликвидатор Геннадий Киколенко о жизненном пути, неразрывно связанном с РХБЗ

 

На долю сертоловчанина подполковника в отставке Геннадия Михайловича Киколенко выпало принимать участие в ликвидации последствий небывалой в истории техногенной аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. О своей службе и участии в трагических событиях 34-летней давности он рассказал корреспонденту нашей газеты.
Геннадий Михайлович родился в Кустанайской области на севере КазахстанаМечта стать военным родилась у него ещё в детстве. Каждое лето на уборку целинного хлеба в места, где жил Геннадий, приезжали военнослужащие, которые помогали колхозникам убирать урожай. Общение с военными определило будущее мальчишки. Он мечтал стать пограничником или танкистом, но высокий рост (184 см) не позволил это сделать, и он поступил в Саратовское высшее военно-инженерное училище химической защиты.

После его окончания, в 1975 году, лейтенант Киколенко был направлен в Краснознамённый Среднеазиатский военный округ в город Рыбачье Киргизской ССР на должность командира взвода радиационной, химической разведки.
Часть стояла на берегу Иссык-Куля самого большого озера Киргизии, и служила прикрытием государственной границы СССР с Китайской Народной Республикой.
Условия были отличные, радовали живописные места и высокогорье. Высота в 1550 метров над уровнем моря давала льготу: год службы считался за полтора.
До 1983 года Геннадий успел дослужиться до командира роты химической защиты, в подчинении у него находился 21 солдат срочной службы.
В 1983 году Киколенко был откомандирован в Ленинградский военный округ, в посёлок Алакуртти Мурманской области, начальником химической службы 57¬го гвардейского танкового полка. На Север Геннадий Михайлович поехал с женой и двумя дочками (семьёй обзавёлся сразу после окончания училища, когда поехал домой в отпуск).
В 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, Киколенко был командирован в опасный район. Почти два месяца, с 20 августа по 8 октября, он возглавлял штаб батальона спецобработки Ленинградского полка химической защиты и за это время успел получить 20.66 рентген в час, при допустимой норме в 25.
За время работы проводили дезактивацию разрушенной атомной станции, вывозили грунт в могильники и заливали его бетоном. Работа шла круглосуточно в три смены по 8 часов. В каждой смене работало по 80 человек.
После командировки в Чернобыль и медицинского обследования офицер вернулся к месту службы в Алакуртти, а затем был переведён в Новгородскую область командиром батальона химической защиты.
В этом же году он был назначен заместителем командира бригады химической защиты. В новой должности ему пришлось менять место дислокации части и перевозить всё её имущество на новое место – в Псковскую область, в посёлок Струги Красные, где прослужил до 1990 года на должности начальника химической службы 54¬ой мотострелковой дивизии.
Затем снова на Север – в Алакуртти, где служил до расформирования части в 1994 году. После был переведён в Петродворец, в 3¬ю автомобильную бригаду, где и закончил военную службу в 2001 году.
Получив квартиру в Сертолово, Геннадий Михайлович распрощался с армией и сменил род деятельности.
За свои заслуги перед Родиной офицер награждён орденом «Знак Почёта» за участие в уборке урожая на целине в Казахстане в 1982 году. В 2002 году Геннадию Михайловичу, как ликвидатору, была вручении медаль «За спасение погибавших», учреждённая Российским правительством в 1994 году.

(На основе интервью Ольги Бересневой, газета города Сертолово «Петербуржский рубеж»)

Автор: Татьяна Алмазова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Сертолово