Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
1314
192021
22232425262728
2930
             


 1234567890

Новости Санкт-Петербурга

«Сбербанк» принял участие в обсуждении перспектив малого бизнеса

22.06.2015 11:05

17 июня в рамках Российского Форума малого и среднего предпринимательства 2015 «Малый бизнес - большие перспективы» прошел круглый стол «Где и сколько? Финансовые ресурсы для малого и среднего бизнеса. Инвестиции в малый бизнес». В мероприятии, которое состоялось в преддверии Петербургского международного экономического форума приняли участие представители крупнейших российских банков и ассоциаций, в частности старший вице-президент «Сбербанка» Светлана Сагайдак.

В начале круглого стола модератор Артем Констандян, модератор дискуссии, председатель правления ПАО «Промсвязьбанк» продемонстрировал краткую презентацию по состоянию малого и среднего бизнеса в России. Наша страна занимает 61-ое место в рейтинге мирового банка Doing Business по доступности кредитов.
Доля малого и среднего бизнеса в России не превышает 20%, ее необходимо довести хотя бы до 40 %, как происходит в большинстве цивилизованных и развитых стран.
Мер господдержки много-но далеко не все меры поддержки известны предпринимателям. В основном, они обращают внимание на так называемые прямые меры поддержки - гарантии, субсидии, гранты, но в общем объеме мер именно на них выделяется не такой большой объем средств. Лишь 7 % опрошенных предпринимателей назвали себя пользователями мер государственной поддержки, это означает, что только небольшое количество предпринимателей ощущает их на себе. В целом, о мерах господдержки осведомлены 80% предпринимателей – в основном, из знания сводятся к информации о прямых и налоговых мерах поддержки. Это означает, что нефинансовые меры поддержки требуют большей популяризации. Также актуальным остается вопрос о доступности финансирования малого и среднего бизнеса банками.

После этого спикеры круглого стола обсудили три вектора развития малого и среднего бизнеса в России. Участники поговорили об общих мерах господдержки, о доступности финансирования и о поддержке экспорта для малых и средних предпринимателей.

Первый спикер Николай Гордеев, президент, председатель правления банка «Объединенный финансовый капитал» порассуждал на тему, почему предприниматели не пользуются существующими мерами господдержки.

По его мнению, система взаимодействия государства и бизнеса показала себя очень неэффективной:

«Укрупненное общение с малым и средним бизнесом с позиции господдержки надо заканчивать. Сегодня малый и средний бизнес очень вариативен. Возникает вопрос-каков портрет этого бизнеса и как он увязан с инструментами фондирования? На поверку оказывается, что хороших проектов, достойных финансирования традиционными кредитными продуктами не так много. Эти бизнес-проекты, как правило, являются спутниками у госмонополий или это компании, которые формируются на самом старте на основе каких-то венчурных инициатив. Они, по сути, не попадают в традиционные кредитные продукты и находятся в поиске финансирования другого рода – бизнес-ангелов, семейного или венчурного капитала. А еще это компании, которые вынуждены «шустрить» в тех реалиях, которые есть. Они, как правило, отягощены перекредитовками, долгами прошлых периодов. Оказывается, что в традиционном понимании компаний по малому и среднему бизнесу не так уж и много. Но они очень благодарны за финансовую поддержку и очень доходны для банков. Первый кредитный продукт для них, действительно, очень дорогой, но последующие программы выращивания этого клиента оказываются очень долгосрочными и устойчивыми. Мы являемся средним банком и основной портфель держим в малом и среднем бизнесе.

При осмысленном подходе к бизнесу клиенту, когда ты не просто продаешь ему продукт, а выстраиваешь с ним долгосрочные отношения, тогда есть и фондирование, и обеспечение, и планы роста. Информированности предпринимательской среды о наличии тех или иных финансовых продуктов банка недостаточно, но симбиоз предпринимательства и социальной инфраструктуры даст толчок этому сегменту рынка. Нужна социальная реклама и дополнительная проактивность», - отметил он.

Сам уровень образованности предпринимателя должен быть достаточно высок, чтобы разобраться в разнообразии кредитных продуктов и с ответственностью подойти к кредитованию.

Сергей Крюков, председатель правления АО «МСП Банк» рассказал, что
сам сегмент малого и среднего предпринимательства очень неоднородный, уровень образования предпринимателей среднего бизнеса гораздо выше, чем в малом бизнесе.

«Есть большой путь для развития образовательных программ, которые стимулируют к повышению уровня предпринимателя. У всех крупных банков есть свои программы по подготовке предпринимателей, которые «заточены» под кредитную политику банка. У нас тоже есть такие программы, мы уже несколько лет наряду с круглыми столами в регионах практикуем краш-тесты проектов малого бизнеса, которые прошло уже более 160 предпринимателей. Они представляли свои проекты, а эксперты находили в них слабые стороны, предприниматели же, в свою очередь, защищали свою позицию. Это очень хорошая практика, потому что то же самое бизнесмену придется делать в банке, когда он придет за кредитом или в агентстве кредитных гарантий. Образование предпринимателей нужно начинать как можно раньше - со школьной скамьи. Мы в школах вместе с волонтерами проводим деловые игры «Я-предприниматель». Если включить подобные игры в школьные и студенческие программы, то польза была бы очевидна. Ведь специализированных программ по подготовке предпринимателей почти нет. Если бы нас, наконец, услышало Министерство экономического развития и программу грантовой поддержки предпринимателей разрабатывало бы в совокупности с окончанием подобных курсов, эффективность грантов была бы существенно выше», - сказал он.

Дальше спикеры поговорили о необходимости объединения всех мер поддержки в одном органе.  Свое мнение выразила Галина Изотова, председатель правления АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий». 

«Институт одного окна крайне необходим и востребован. За небольшой период работы агентства к нам уже пришло около 10 тысяч обращений и когда мы общаемся с предпринимателями, выясняется, что они теряются в обилии финансовой и другой информации. Одинаково нужны и меры господдержки и информированность о них. Также нужна разработка дополнительных мер господдержки, например поддержка стартапов, которую сейчас оказывает только «Сбербанк». Также необходимо создание национальной гарантийной системы - в стране существует более 80 гарантийных организаций с капиталом 40 млрд рублей. Мы выступаем за объединение всех усилий в этом направлении», - сказала она.

Региональный взгляд на проблему малого и среднего предпринимательства озвучил Денис Тихонов, инвестиционный уполномоченный правительства Тульской области, генеральный директор АО «Корпорация развития Тульской области». Он рассказал, что в их регионе меры господдержки обсуждаются непосредственно в присутствии представителей малого и среднего бизнеса. Такой подход делает работу эффективной:
«В первую очередь, существует необходимость координации мер господдержки, потому что их очень много и они пересекаются. В них очень трудно разобраться, чтобы грамотно проконсультировать предпринимателя. Второе - это настройка мер поддержки малого бизнеса для их эффективного использования под конкретные запросы бизнеса. В третьих, существует проблема с компетентностью людей, которые занимаются предоставлением мер господдержки. На их плечах лежит бремя ответственности за принятие решения по тому или иному инструменту для рекомендации его предпринимателю. Поэтому нам бы очень пригодились критерии эффективности уже используемых мер поддержки», - сказал он.

Денис Тихонов отметил важную работу «Сбербанка» в этом направлении, который создал Центра поддержки бизнеса для помощи предпринимателям.

«Сбербанк» на несколько шагов спустился к предпринимателю, чтобы обсудить с ним, что нужно сделать для того, чтобы он на следующем уровне стал интересен банку как заемщик. И дальше помогает предпринимателю на всех этапах. В этой связи мы сегодня идем в ногу со Сбербанком, который озаботился проблемой того, что бизнес не всегда готов грамотно использовать существующие инструменты поддержки», - отметил он.

В середине дискуссии спикеры начали обсуждать тему доступности финансирования для малого и среднего бизнеса. Первым спикером этого блока стал Михаил Мамута, начальник главного управления рынка микрофинасирования и методологии финансовой доступности, руководитель рабочей группы по финансированию малого и среднего предпринимательства Центрального банка Российской Федерации (Банк России). Он отметил, что без развития реального сектора экономики нельзя обеспечить общее развитие экономики и общества.

«Мы не просто открыты для взаимодействия с бизнес-сообществом и институтами развития, мы создали для этого рабочую группу в своем банке. Я думаю, что через такой системный подход, через наше взаимодействие со всеми заинтересованными ведомствами у нас появляется уникальная возможность изменить парадигму отношения кредитных организаций, регулятора, всех институтов господдержки к системе финансирования малого и среднего бизнеса. И за год или два создать такую системную основу, которая позволит нам реализовывать любые инструменты и меры поддержки малого бизнеса на наиболее выгодных для них и правильно организованных со стороны государства методической базе», - сказал он.

Роль банков в поддержке малого и среднего бизнеса не сводится только к финансированию и к выдаче кредитов, уверена старший президент «Сбербанка» Светлана Сагайдак. О роли «Сбербанка», как удобного сервиса для предпринимателей, она подробно рассказала на своем выступлении.

«Я бы хотела развеять два распространенных мифа - во-первых, что малый бизнес убыточен для банков. На самом деле, это один из самых высокодоходных сегментов. Даже если кредитование высоко рискованно для банка, то оно идет по повышенной ставке. Поэтому нужно правильно проводить кредитную политику и использовать правильные технологии для быстрого обслуживания клиентов. Второй миф заключается в том, что малому бизнесу нужны только кредиты и финансирование. Мы все время выводим этот вопрос на первый план, а это не так. Бизнесу нужно другое - ему нужны платежи, актуальные сервисы, доступность и устойчивость удаленных каналов, дешевый и надежный эквайринг, самоинкассация в любой точке и прочие услуги банка, помимо кредитов», - отметила она.

По словам топ-менеджера «Сбербанка», в списке основных причин, которые тормозят развитие малого бизнеса лежит некомпетентность многих предпринимателей и их неумение управлять фирмой. Их финансовая неграмотность служит поводом для отказа «Сбербанка» в выдаче кредитов. Многие зарегистрированные, а чаще еще не зарегистрированные предприниматели, которые себя таковыми уже считают, не знают, как открыть компанию. Они не знают как им сдавать бухгалтерскую отчетность, как открыть счет в банке, сделать технико-экономическое обоснование для получения кредита и т.д.

«В качестве преград для дальнейшего развития бизнеса предприниматели, в первую очередь, называют эти причины. А трудности с получением кредита идут уже на четвертом или пятом месте после этого. Наш банк отказывает в получении кредита, если у предпринимателя нет навыков менеджера и он не умеет управлять компанией. Готовя документы и рассчитывая свой проект, он, зачастую делает это неправильно. Также мы отказываем из-за того, что предприниматель не умеет просчитывать риски и поведение партнеров по бизнесу. Ему кажется, что если он получит необходимую сумму для открытия бизнеса, у него все получится. Но если у тебя нет навыков, то это не так», - говорит Светлана Сагайдак.
По словам старшего вице-президента, зачастую, предприниматель не понимает элементарных вещей, например, как на его бизнесе отразится снижение ВВП, у него не получается увязать это со своей деятельностью. 

Идеология и философия «Сбербанка»по отношению к малому бизнесу заключается в предложении сервиса, позволяющего ему быть успешным и неубыточным. Разумеется, этот сервис включает в себя и выдачу кредитов. Также банк берет на себя все заботы, связанные с повышением квалификации предпринимателя - в частности, реализуя проект онлайн-школы «Деловая среда». 
Финансовая организация предоставляет предпринимателям онлайн-сервисы по быстрому открытию счетов, сдаче отчетности и счетов-фактур в налоговую, электронным депозитам.
«Очень активно развивается приложение «Сбербанк - бизнес-онлайн и с сентября там появятся совершенно новые сервисы с возможностью ведения электронного документооборота, плата за таможенную декларацию, приемка товара. 
Банки, государство, фонды поддержки предпринимательства должны создавать условия для комфортного ведения бизнеса. Мы должны очень быстро реагировать на любую потребность клиента и на любую жалобу, которая может стать основанием для изменения каких-то внутренних процессов.
Комфорт заключается не только в количестве выданных денег, а в том, чтобы каждый предприниматель как можно полнее мог бы фокусироваться на том, что он любит делать. А все остальные нюансы, такие как сдача отчетности и общение с налоговой службой решались бы банком. Мы хотим, чтобы каждая из наших компаний была счастливой, нужно прекратить мучиться и получать удовольствие от занятия любимым делом», - завершила Светлана Сагайдак под аплодисменты присутствующих.

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Ксения Казанкова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Иван Алексеев
23.06.2015 15:24:33
Думаю Сбер дал дельные рекомендации мелким предпринимателям во многих вопросах, касающихся их бизнеса. К тому же еще и существенно облегчил для них многие моменты, благодаря своему сервису.

Валентин
22.06.2015 15:51:33
Конечно же во всех экономически преуспевающих странах, считаются с малым и средним бизнесом не равных. У нас в России, такое обращение должны тоже взять в привычку, ну и в придачу, предприниматели должны стать более компетентными в предпринимательской деятельности. Банки им однозначно пойдут на встречу. Вот тогда доля малого и среднего  бизнеса в России, обязательно перевалит за 40%. Желаю всем удачи.

Оставить комментарий

Новости Санкт-Петербурга