Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
8910
1617
293031
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

Током по лосям

11.10.2016 14:59

На участке одной из федеральных автотрасс Ленобласти установят электрическую изгородь, чтобы крупным животным неповадно было выбегать на дорогу. Насколько эффективен и безопасен такой способ ограждения зверей от дорог, попытался выяснить корреспондент «Леноблинформа».

Дорожники: "Это не больно"

Радикальный способ защиты от грозы всех автомобилистов — лосей и прочей крупной живности — предлагает Федеральное управление «Севзапуправтодор». 30 сентября оно объявило аукцион на закупку соответствующего оборудования. Стоимость лота — 18 млн рублей «с хвостиком».

«Установка лосезабора направлена на повышение безопасности дорожного движения, недопущение выхода животных на проезжую часть и предупреждение участников дорожного движения о случаях выхода животных на дорогу», - сообщила Леноблинформу пресс-секретарь Управления Юлия Петриняк.

Статистика неутешительна. В прошлом году в Ленинградской области было зафиксировано 138 столкновений автомобилей с дикими животными, в результате которых погибли 115 лосей, 29 кабанов, три косули и один волк. К счастью, смертельных исходов среди людей в последние годы не было, но без серьезных травм не обошлось.

В соответствии с техзаданием, предполагется огородить электроизгородью относительно небольшой участок — по 7 километров с каждой стороны дороги. При этом высота токопроводящего барьера не должна быть ниже двух и выше семи метров. В качестве источников электричества разработчики защитной системы намерены использовать солнечные батареи и ветрогенераторы.

Заявки на участие в аукционе принимаются до 17 октября, а сами работы необходимо выполнить до 1 декабря нынешнего года.

«Сейчас закупка находится на стадии подачи заявок, - сообщила Юлия Петриняк. - По окончании первой части подачи мы будем располагать данными о количестве участников. Местонахождение лосезабора будут определено после окончания торгов на основе комиссионного обследования».

Специалист отметила, что разработчики проекта ориентировались на опыт соседней Вологодской области, где установлено подобное электроограждение. Такое решение было принято после страшной аварии — в машине, столкнувшейся с лосем, погибли четыре человека, в том числе местная радиоведущая.

И, пожалуй, самое важное, о чем сказала пресс-секретарь - «низкое напряжение, под которым будет находиться забор, безвредно для животных и людей».

Зоолог: "Главное - не навредить"

По поводу установки таких электрических ограждений нет единого мнения. Прежде чем устанавливать «электропугалки» для диких животных, было бы полезно провести детальное исследование, чтобы понять, не нанесет ли такая мера вред природе, считает старший научный сотрудник Зоологического института РАН, кандидат биологических наук Владимир Храбрый.

«Это очень непростой вопрос, - прокомментировал он Леноблинформу инициативу дорожников. - Везде, где в мире начинали применять электрические ограждения от диких животных, например, в Финляндии или в Австралии, это вызывало большие нарекания общественности. Во многих странах уже отказались от таких пугалок. Вряд ли это панацея».

Неоднозначность вопроса, по словам ученого, в том, что электричество малой силы может только пощекотать животное, но не отпугнуть его. Ток же большой силы вполне способен убить. Найти оптимальный вариант может только наука.

«Огромное количество птиц гибнет на проводах высокого напряжения, - приводит пример Владимир Храбрый. - Ученые изучают эту проблему, разрабатывают методики, а энергокомпании тратят большие деньги на изоляцию проводов. Я не слышал, чтобы в случае с электрозаборами где-то проводилось комплексное исследование с привлечением биологов и физиков».

Альтернативное решение - экодук

У электрозабора есть еще один существенный минус — он не преграждает путь на трассы мелким животным — ежам, лисам, белкам, которые тоже в больших количествах гибнут под колесами автомобилей. Но с этой проблемой вполне справляется экодук — конструкция поверх дороги, похожая на виадук, только для животных.

В сентябре этого года первый в России экодук открылся в Калужской области, на 170-м км трассы М-3 «Украина». Этот переход сделан как часть леса - как и на земле, там растут деревья, а по бокам установлен защитный экран, чтобы переходящие на другую стороны дороги звери не боялись шума проезжающих авто.

В Ленинградской области, напомним, уже давно ведутся разговоры о необходимости возведения подобного рода сооружений, ведь количество страшных аварий с участием крупных животных год от года растет. Переходы можно делать и под трассами.

Год назад правительство региона направило в Минприроды предложение сделать подземные зверопереходы под полосами на всех новых трассах, которые строят на путях миграции лосей, разработав отраслевые дорожно-методические нормы для строительства биопереходов.

«О каких-либо решениях на уровне Правительства России мы пока не знаем, - заявили Леноблинформу в Комитете по АПК Ленобласти. - За комплексным изучением влияния электроизгородей на животных к нам тоже никто не обращался».

Однако, переходы для диких животных на территории Ленобласти все же построят. Компания Росавтодор возводит несколько подземных сооружений на областном участке автотрассы Москва-Петербург.

Автор: Михаил Козлов

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области