Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
1314
2021
22232425262728
2930
             


 1234567890

Новости образования

Выучить немецкий за десять минут

26.02.2015 18:03

Лучшие учителя России провели четыре креативных мастер-класса на  межрегиональном фестивале педагогического мастерства, который состоялся 25-26 февраля в Гатчине.

На празднике собрались победители конкурса «Учитель года России — 2014», победители и лауреаты конкурсов профессионального мастерства, члены клубов «Учитель года Ленинградской области», «Учитель года Санкт-Петербурга», «Учитель года Подмосковья», главный редактор «Учительской газеты»,  а также представители Гатчинской и областной администраций.

Более 300 гостей из разных регионов России, в том числе из Ленинградской, Самарской, Челябинской, Костромской, Московской областей собрались в Гатчинском доме культуры на фестивале, организованном комитетом общего и профессионального образования Ленобласти, администрацией Гатчинского района и Ленинградским областным институтом развития образования.

От имени правительства 47-го региона выступил вице-губернатор Сергей Емельянов. В своей приветственной речи вице-губернатор поблагодарил учителей за их труд, пожелал успехов и подчеркнул, что учитель — это уважаемый человек в любом населенном пункте Ленинградской области.

Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов поздравил участников фестиваля и выразил уверенность, что между педагогами разных регионов возникнет хороший яркий диалог.

«В этом зале собрались единомышленники, люди, которых объединяют общие цели, общие задачи и единое понимание миссии современного образования. Образование — это мощный ресурс в развитии экономики региона, в повышении качества жизни человека. В Ленинградской области работают талантливые, целеустремленные, глубокие учителя, и одновременно -  скромные. Полагаю, им стоит активнее  делиться  опытом.  Наши учителя и гости сегодня покажут свои возможности на мастер-классах -  ведь не только школьники и воспитанники нуждаются в особой образовательной среде для своего развития, совершенствования, но и, конечно, педагоги», —  подчеркнул Сергей Тарасов.

Интересную статистику в своем выступлении привел Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», по инициативе которой с 1989 года  в России проводится  конкурс «Учитель года». Подавляющее большинство учителей в России женщины — 83%, при этом победителем конкурса «Учитель года», как правило, становится мужчина. За 25 лет существования соревнования главный приз «Хрустальный пеликан» 23 раза доставался мужчинам и только шесть раз женщинам. В прошлом году абсолютным победителем конкурса «Учитель года России — 2014» стала учитель биологии из города Нурлат республики Татарстан Алла Головенькина.

Еще три финалиста конкурса 2014-го года присутствовали на Гатчинском фестивале: учитель немецкого языка из Гатчины Ленинградской области Денис Рочев, учитель информатики из села Ягодное Ставропольского района Алексей Фоломкин, преподаватель литературы, основ религиозных культур и светской этики из Магнитогорска Анна Стельмахович.

После официальной части — множества приветственных и поздравительных речей от представителей Президента России,  областной и районной администрации, лауреатов и победителей конкурсов  — началось самое интересное, то ради чего, собственно, все и собрались: демонстрация педагогического мастерства. На сцене было проведено четыре открытых урока.

Урок биологии

Нестандартный подход в изучении принципа цикличности предложила в своем мастер-классе  по биологии «Все повторится вновь» Алла Головенькина. Фокус-группе, составленной из преподавателей, были предложены, казалось бы, совершенно разнородные предметы: яйцо, матрешка и роза. Участники должны были  описать каждый предмет, как элемент какого-либо повторяющегося цикла.

Во второй части урока Алла Головенькина попросила своих  импровизированных учеников рассказать об ассоциациях, которые у них вызывает картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах». Проанализировав озвученные ассоциативные ряды, абсолютный победитель конкурса учителей сделала вывод: принцип цикличности лежит в основе всей системы мироздания.

Продемонстрированные методы преподавательского мастерства, например, синектика —  совмещение разнородных элементов — способствуют активизации мышления ученика и применимы во всех учебных дисциплинах, считает учитель.

Урок культуры

Учитель литературы, основ религиозных культур и светской этики школы № 5 с углубленным изучением математики г. Магнитогорска Челябинской области Анна Стельмахович посвятила свое выступление «Преодолению клипового восприятия мира младшими подростками на занятиях ОРКСЭ».

В качестве иллюстративного материала она на одном постере разместила вперемешку символы разных религий и символы современной интернет-жизни: мемы, смайлы, рекламные картинки. В первый момент религиозно значимые картины совершенно затерялись на пестром фоне. Постепенно, в процессе урока, из яркого, кричащего хаоса были вычленены знакомые каждому из нас прекрасные духовно осмысленные образы.

На этом примере Анна Стельмахович рассмотрела противоречия современной жизни: с одной стороны, огромные потоки информации, в которых находится каждый из нас, изменчивость реальности, яркость красок окружающего мира, мышление без осмысления, с другой  — ощущение необходимости погружения в мир духовно-нравственных понятий.

Избавить от клипового мышления современного человека, считает преподаватель, невозможно, да и ненужно. Но можно попробовать преодолевать его, совмещать в себе два варианта мышления.

Если человек, вдруг остановится на минуту, попробует осознать не контекст происходящего, воспринимаемого в большей степени на эмоциональном уровне, а суть, перейти от диалога общего к диалогу с самим собой, значит, цель достигнута, началось некоторое противостояние клипового мышления и мышления предметного, понятийного.

Метод перехода от подводящего диалога к диалогу побуждающему учитель считает одним из важнейших инструментов педагогики, который позволяет учить детей рассуждать логически, взвешивать, сравнивать, анализировать.

Урок информатики

Легко и весело прошел мастер-класс «Практическое использование Microsoft Mouse Mischief в работе педагога», проведенный учителем информатики школы села Ягодное Ставропольского района Самарской области Алексеем Фоломкиным

Методы контроля уровня знаний учеников, оказывается, давно устарели. Тесты, выходы к доске, контрольные и прочие классические проверки уступают специальной программе от Microsoft (за рекламу которой Алексею Фомину компания ничего не платит, как со смехом признался учитель во время своей презентации).

Вы просто раздаете своим ученикам компьютерные мышки и проводите конкурс-тест-викторину в конце занятия -  картина уровня знаний и степень усвоения материала предстает перед вами практически мгновенно.

«Вот, вы рассказываете ученикам о каком-то событии, где оно произошло, когда, кто участвовал. А в конце урока проводите опрос. Выясняется, что многие не запомнили ни дат, ни  персонажей, — рассказывает Алексей Фоломкин. — Теперь представьте, что ученики знают, что в конце урока будет проведено голосование на общем экране, причем самые быстрые и точные участники программой будут показаны как победители. И учитель, и ученики сразу видят количество правильных ответов, процент ошибок, уровень внимательности учащихся и прочие закономерности».

Урок немецкого

Мастер-класс по иностранному языку провел учитель немецкого языка НОУ «Гатчинская гимназия "Апекс"» Денис Рочев.

Преподаватель набрал учеников из зала, причем поставил условие: только тех, кто никогда не учил немецкий язык.

Весь урок проходил исключительно на немецком языке, ни одного русского слова не понадобилось, чтобы через 10 минут занятия участники заговорили по-немецки в предложенной бытовой ситуации.

Используя простую лексику и большое количество универсальных, понятных каждому современному человеку слов, таких как «кафе», «функционирен», «коммен», и иллюстрируя их картинками и предметами, учитель легко погрузил участников в немецкий язык.

С задачей разыграть сценку в кафе — официант и два посетителя — все справились блестяще.

Такой метод (ни слова на родном языке ученика, при этом с первого урока разбираются бытовые ситуации и довольно сложные понятия) используется для обучения языку в Германии, где стоит цель как можно скорее и комфортнее обучить приезжего немецкому языку и интегрировать его в новое общество. Людей не перегружают сложнейшей грамматикой, а стараются «разговорить» с первых минут. А это, пожалуй, главное в любом иностранном языке, и особенно в немецком, если рассматривать его как инструмент коммуникации, а не возможность 15 лет посвятить разбору всех тонкостей грамматики немецкого языка во всем ее устрашающем великолепии.

«Конечно, научить немецкому языку за 10 минут невозможно, но можно заинтересовать и вызвать желание его учить», — подвел итог занятия Денис Рочев.

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости образования