Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
8910
1617
3031
             


 1234567890

Суд да дело

Витамин «Р»: история детских наказаний

26.09.2016 19:31

В начале учебного года Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства заявила, что физические наказания детей в воспитательных целях не стоит считать побоями. Это неудивительно – ведь церковь на протяжении всей своей истории оправдывала такие меры воздействия, а порой и поощряла их. Однако у современного государства другие представления о воспитании: Уголовный кодекс предусматривает реальное наказание за причинение физической боли детям - за это можно отправиться в тюрьму сроком до двух лет. Таким образом, власти законодательно закрепили уход от традиционного воспитания — детей больше бить нельзя. Чтобы оценить кардинальную смену взглядов на права ребенка в ходе истории, мы предлагаем вам экскурс в прошлое, когда телесные наказания были неотъемлемой частью воспитания.

Не слушается - выбросить!

В древнейший период развития первых государств родитель обладал абсолютной властью над ребенком. Например, все народы, входившие в Римскую империю, допускали детоубийство в случаях рождения больных или «излишних» детей. Юридически это выражалось в том, что глава семейства имел право отказать новорожденному в акте «susceptio», то есть в принятии его в семью, чем обрекал его на верную смерть или рабство.

В 30 веке до н.э. в римском законодательстве стало происходить постепенное ослабление власти домовладыки. Так, выбрасывать новорожденных детей запретили, за исключением случаев явного уродства. Но по факту, это было лишь веление религии, а не права, и этот варварский обычай просуществовал еще очень долго.

Интересно, что в Древней Индии потомство, как и скот, признавалось имуществом семьи. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им на самом деле. Продажа детей здесь также не возбранялась, но, как правило, не влекла за собой обращения их в рабство. Более того, подаренные и проданные сыновья получали права родственников в своих новых семьях.

А вот в Древнем Китае, помимо возможности продавать детей, была распространена абсолютная безнаказанность убийства ребенка вследствие нанесения ему побоев. Такая традиция сохранялась вплоть до XIX века! Также суровому телесному наказанию подвергались сыновья, которые пытались без разрешения покинуть свою семью или присвоить часть семейного имущества.

Что касается христианской религии, то Библия также поощряла суровое воспитание. Так, наставления царя Соломона предписывают следующее: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгой, он не умрет; ты накажешь его розгой и спасешь его душу от преисподней».

Суровое приближение к Богу

В эпоху набожного Средневековья получил распространение теократический взгляд на воспитание ребенка. Теперь проявление родительской жестокости расценивалось как форма служения Богу: если ребенок согрешил – его нужно наказать, если он плачет, значит, в него вселился злой дух, и его следует побить.

В этот период у главы семейства сохранилось право продавать и закладывать непослушных и «лишних» детей. Однако памятники средневекового законодательства содержат одно немаловажное ограничение – продать ребенка можно было только в случае крайней нужды или голода.

Чаще всего телесные наказания применялись к детям в обществах, которые вели воинственный образ жизни – например, у кочевников Центральной Азии, военных сословий Европы и Востока. Это логично, поскольку хороший воин должен беспрекословно подчиняться старшим по рангу. Суровое воспитание было присуще и народам, которые активно занимались торговлей – ведь купцы часто становились жертвами обмана и грабежа, и в их деле дисциплина имела очень большое значение.

В «ежовых рукавицах» держали и воспитанников религиозных школ. В таких заведениях особое внимание уделялось концепции «смирения духа», а особая строгость, в которой жили юные богословы, была чем-то вроде платы за будущий статус и уважение в обществе.

Стоит отметить, что все «отцы-основатели» мировой педагогики: Абу-Хамид аль-Газали (1058 – 1111), Томас Мор (1478 – 1535), и даже автор русского «Домостроя» протопоп Сильвестр (XVI в.), рассматривали телесные наказания детей как естественную необходимость. Однако в своих сочинениях они уточняли, что нельзя злоупотреблять насилием, а также причинять опасные травмы и морально унижать ребенка. Многие старались следовать их напутствию: так, в некоторых католических школах запрещалось снимать с наказываемых воспитанников штаны, и вместо этого предписывалось обнажать только «необходимый для наказания» участок тела. Однако, в сохранившихся текстах средневековых школьных учебников, розги и иные орудия наказания упоминаются так же обыденно, как и грифельные доски, книги и прочая школьная атрибутика того времени.

Просвещение против розог

Начиная с XVII века в Европе начинает зарождаться безумная для того времени мысль: что ребенка можно воспитать без розог, ремня или плети. Но, к сожалению, в целом по Европе идея отказа от побоев широкого распространения так и не получила. После двух тысячелетий «господства розги» даже большинство аристократов продолжали привычно использовать этот метод, наставляя своих отпрысков, а простолюдины тем более – ведь их жизнь по-прежнему была сурова и полна опасностей. Кроме того, церковь, ссылаясь на библейские притчи Соломона, активно поощряла применение телесных наказаний, а в то время ее авторитет был еще очень высок.

Начиная с 19 века, происходит постепенный переход к мнению, что воспитание ребенка заключается не в подавлении его воли, а в ее тренировке и направлении в правильное русло. Теперь ребенка стараются научить приспосабливаться к обстоятельствам, социализировать. В этот период меняется и отношение отца к ребенку – теперь главы семейства стали гораздо чаще проявлять интерес к своим чадам, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.

Революционер ребенка не обидит

От просветителей идею отказа от детских наказаний переняли идеологи революционных движений второй половины XIX в. Но и здесь революционеры не смогли воздержаться от особой трактовки: по их мнению, телесные наказания подавляют волю ребенка, делают его послушным грубой силе, на которой держится господство эксплуататорских классов.

После мятежей начала XX века в России и Европе даже развернулась активная государственная пропаганда против побоев в семье. Но в первой половине столетия она не имела успеха: трудовой народ по-прежнему вел тяжелый образ жизни, и большинство простых семей продолжало наводить дисциплину среди детей «дедовским» методом. А в странах Европы, которых революция даже не коснулась, телесные наказания сохранялись еще очень долго. К примеру, в Великобритании малолетних правонарушителей продолжали наказывать розгами в полицейских участках даже в XX веке.

Серьезно затормозили отказ народов Европы и СССР от физических наказаний детей Великая депрессия и Вторая Мировая война. Эти потрясения напомнили людям, что ни демократия, ни социализм не гарантируют безоблачную и счастливую жизнь. В середине XX века телесные наказания в европейской семье снова стали восприниматься как нечто обыденное и естественное. Безо всякого стеснения и негатива о них упоминали в литературе (в том числе детской) и кинематографе.

После того как стихла буря войны, государство стало уделять больше внимания малоимущим семьям, в связи с чем уровень жизни стал постепенно расти, а условия труда – улучшаться. Такие перемены не могли не отразиться на отношениях между людьми: все больше людей стали отказываться от строгой дисциплины внутри семьи.

Современность

С 70-х годов XX века наметилась стойкая тенденция к сокращению частоты применения физических наказаний к детям. Теперь непослушному юнцу ошибка в жизни, как правило, не грозит такими катастрофическими последствиями, как в старину, а применение унизительного наказания грозит потерей доверия и воспитанием агрессивности. Первым государством, официально запретившим телесные наказания детей, стала Швеция, которая решилась на такой шаг в 1979 году.

С принятием Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка (1989 год), страны Европы идут на решительные шаги против телесных наказаний детей - в настоящее время они запрещены в большинстве цивилизованных стран. Последней, в 2004 году, такой закон приняла Украина. Попытка в том же году провести такой же запрет в консервативной Великобритании встретила категорический отказ тогдашнего премьер-министра Энтони Блэра. К слову сказать, по данным социологических опросов, свыше 60% жителей Великобритании против запрета на телесные наказания детей, а многие до сих пор мечтают вернуть их в школу. Что касается современной России, то за применение физической силы к ребенку может наступить юридическая ответственность, если остаются следы побоев или второй из родителей против такого метода воспитания.

В настоящее время наиболее распространены телесные наказания в семье в таких странах как Китай, Индия, Пакистан и, как ни странно, США. Телесные наказания имеют свой прежний «почетный статус» и в большинстве мусульманских стран, даже развитых, поскольку менталитет местного населения сильно консервируют религиозные традиции. Ислам, в отличие от Иудаизма и Христианства, специально не предписывает бить детей (за исключением случаев, когда их нужно заставить выполнять обязательную молитву), однако, оставляет за родителями такое право. К примеру, в этом году, суд в Объединенных Арабских Эмиратах оправдал отца, запоровшего сына до смерти, поскольку у того не было намерения лишать ребенка жизни, и он просто «перестарался», пытаясь отучить мальчика прогуливать уроки.

Что касается российских реалий, то на эту тему есть интересный социологический опрос, который провели специалисты фонда «Общественное мнение». Так, оказалось, что половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве физически наказывали. Примечательно, что 42% из них признали - наказание было заслуженным. Однако сами опрашиваемые убеждены, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). Добавим, что по итогам опроса, самым популярным способом физического наказания в России стали удары ремнём.

Итак, споры о том, целесообразно ли в процессе воспитания причинять детям физическую боль, не умолкают уже много столетий, и общество до сих пор не пришло к однозначному выводу. Сторонники витамина «Р» ссылаются на опыт предков – мол, в прежние времена ни одна семья и школа не обходилась без телесных наказаний, и человечество уверенно двигалось по пути научного и культурного прогресса. Противники же говорят, что воспитание и насилие – вещи несовместимые, и указывают на то, что жестокие наказания озлобляют воспитанника, культивируют грубость и агрессию, либо, наоборот, подавляют его волю и лишают возможности социализироваться. В любом случае, не может не радовать тот факт, что сегодня в семьях и школах жестокие методы воспитания пресекаются государством, и дисциплина прививается детям гуманными способами.

Автор: Елена Самсонова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Суд да дело