Избирательная комиссия Ленинградской области

О работе наблюдателей на выборах

06-09-2019 14:42

О работе наблюдателей на выборах

На избирательных участках Ленинградской области в день голосования на муниципальных выборах 8 сентября будут присутствовать почти 3 тысячи 200 наблюдателей от зарегистрированных кандидатов, политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а также наблюдатели от региональной Общественной палаты.

В соответствии с законодательством наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии соответствующей территориальной избирательной комиссией, избирательной комиссии муниципального образования протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов.

  • Наблюдатель – это обладающий активным избирательным правом гражданин России, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
  • В соответствии с законодательством наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования на выборах и до получения сообщения о принятии соответствующей территориальной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов.
  • Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, выдвинувшая зарегистрированного кандидата политическая партия, Общественная палата Ленинградской области имеют право назначить в УИК несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в день голосования.
  • Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, Общественной палатой Ленинградской области, интересы которых представляет данный наблюдатель. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.
  • Наблюдатели, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата либо наименование политической партии или субъекта общественного контроля, направившего наблюдателя в избирательную комиссию.
  • Всем наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, больнице или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей.

Права наблюдателя

  • В день голосования наблюдатель может находиться в помещении для голосования с начала работы УИК (не менее чем за один час до начала голосования) до окончания подсчета голосов избирателей и получения сообщения из вышестоящей избирательной комиссии о приеме протокола об итогах голосования.
  • Наблюдатели вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей.
  • Наблюдатель вправе, в том числе: знакомиться со списками избирателей, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка; наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования.
  • Кроме того, наблюдатель может обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов; обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей; производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
  • Все вопросы и предложения, возникшие у наблюдателя, целесообразно обсудить с председателем УИК, при необходимости адресовать ему свои замечания, получить у него соответствующие разъяснения.
  • В случае, если нарушение, по мнению наблюдателя не устранено, целесообразно уведомить об этом направившего наблюдателя кандидата, представителей, направившей наблюдателя партии, общественной палаты, а также подать письменное заявление в УИК. Также наблюдатель может обжаловать решение и действия (бездействие) УИК в вышестоящей комиссии или в суде.

Наблюдение за организацией и ходом голосования вне помещения для голосования

  • Наблюдатель вправе присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования.
  • Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
  • УИК обязана обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с проводящими голосование членами УИК с правом решающего голоса, возможности прибытия к месту проведения голосования.
  • Иные наблюдатели могут присутствовать при проведении голосования, прибыв по адресам самостоятельно, согласовав маршрут с председателем УИК.
  • Голосование вне помещения для голосования организуют: не менее двух членов УИК с правом решающего голоса или один член УИК с правом решающего голоса при условии присутствия двух и более членов УИК с правом совещательного голоса и (или) наблюдателей.
  • При осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования наблюдателю следует получить разрешение избирателя на проведение фото или видеосъемки в его квартире (доме).

Ограничения при работе наблюдателей

  • Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней; заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней; совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; вести предвыборную агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
  • Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении УИК, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, одного субъекта общественного контроля.
  • Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
  • Наблюдателю важно быть объективным, вежливым и корректным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение. Эффективное взаимодействие наблюдателей с членами УИК является одним из условий соблюдения избирательных прав граждан.

Виктория Полякова

Пресс-секретарь Избирательной комиссии Ленинградской области

Комментарии

Оставить комментарий


Новости Избирательной комиссии Ленинградской области