Информация о деятельности Уполномоченного при Губернаторе Ленинградской области по правам ребёнка в реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности (декабрь 2010 г. - октябрь 2013 г.)
Наше государство, подписав международную Конвенцию ООН о правах ребенка, стремится выполнить взятые на себя международные обязательства по улучшению положения детей в Российской Федерации.
В последние годы обеспечение благополучия детства стало одним из приоритетов. Проблемы детства и пути их решения обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики на период до 2025 года.
Решением многих проблем является реализация национальных проектов «Здоровье», «Образование», принятых в интересах детей.
Прошедший 2012 год стал годом значительных перемен в сфере защиты прав детей. Россия подписала ряд международных правовых документов, направленных на совершенствование механизма в сфере защиты детей и подростков: Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и порнографии.
В мае 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 43-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
В феврале 2012 года внесены поправки в Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые определили новый порядок по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот и граждан из их числа .
С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации , причиняющий вред их здоровью и развитию, установлен механизм защиты детей от подобной информации.
Установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателей с отцами - единственными кормильцами в многодетных семьях.
Особо значимым стратегическим документом в области защиты семьи и детства стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», который направлен на совершенствование механизма поддержки и защиты ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.
Институт Уполномоченного при Губернаторе Ленинградской области по правам ребёнка с момента его основания осуществляет свою деятельность в целях наиболее полной реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности с позиции исполнения принципа наилучшего обеспечения интересов детей, провозглашённого Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Опираясь на положения Конституции Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство все свои усилия Уполномоченный направляет на координацию деятельности учреждений, служб и органов Ленинградской области, ответственных за охрану семьи, материнства, отцовства и детства, защиту прав, свобод и законных интересов детей.
Основные формы деятельности Уполномоченного:
-работа с обращениями граждан, включая личный приём и работу общественных приемных;
-поездки по районам области;
-проведение собственных проверок детских учреждений, а также происшествий с участием детей;
-взаимодействие с Уполномоченными по правам ребенка субъектов РФ, работа в Координационном Совете Уполномоченных по правам ребенка в Северо-Западном федеральном округе по защите прав, свобод и законных интересов ребенка; участие в работе съездов и семинаров, проводимых Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
-подготовка служебных документов с предложениями о внесении изменений в областное законодательство;
-взаимодействие с федеральными и региональными государственными органами, а так же институтами гражданского общества и церковью;
-публичная деятельность посредством СМИ по привлечению внимания общества к проблемам детей.
Как член Ассоциации Уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации, Уполномоченный 7 раз представлял свой опыт и результаты деятельности в сфере защиты прав ребёнка , вносил предложения по внесению изменений в федеральное законодательство по защите прав детства, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поддержки многодетных и приемных семей, детей, страдающих редкими заболеваниями.
В целях создания более эффективных механизмов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних , Уполномоченный подписал соглашение о сотрудничестве с прокуратурой Ленинградской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Следственным управлением Следственного Комитета Российской Федерации по Ленинградской области, Управлением Федеральной миграционной службы по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Общественной палатой Ленинградской области, Санкт-Петербургской Православной Духовной Академией и Санкт-Петербургской метрополией русской православной церкви.
Защита прав детства невозможна без поддержки и участия общественных институтов гражданского общества, общественных организаций.
Уполномоченный тесно сотрудничает с Ленинградской областной благотворительной организацией «Российский Детский Фонд», с Общественной Палатой Ленинградской области, Фондом помощи детям-сиротам «Время помогать», который работает с воспитанниками учреждений Бокситогорского, Волосовского, Приозерского, Кировского, Лужского, Всеволожского, Гатчинского, Лодейнопольского, Тихвинского районов области.
Наработана положительная практика проведения совместных приемов по обращениям граждан, касающихся полномочий миграционной сферы, службы судебных приставов и следственных органов; с комитетами по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту администрации Ленинградской области; Общественной палатой Ленинградской области и представителями Русской Православной Церковью. В ходе таких приемов оперативно рассматривались обращения должностными лицами и разрешались по существу.
Важным значением в работе по защите прав детей стало заключение Уполномоченным в феврале 2013 года трёхстороннего соглашения с Ленинградским государственным университетом им. А.И. Пушкина и комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, в результате которого :
-разработано положение об общественных приёмных Уполномоченного по правам ребёнка ;
-организация деятельности общественных приемных на базе филиалов Университета в Бокситогорске, Выборге, Кингисеппе, Луге и Подпорожье.
Совместно с Уполномоченным при Губернаторе Ленинградской области по правам ребёнка в работе общественной приёмной приняли участие на добровольных началах 16 преподавателей ЛГУ им. А.С. Пушкина, из которых 3 доктора наук и 11 кандидатов наук.
В план работы приёмных помимо приёма граждан и консультаций в сфере психологии, педагогики, юриспруденции входят лекционные мероприятия с родителями и специалистами муниципальных районов.
Только с февраля по май 2013 года занятия педагогического всеобуча посетили свыше 950 родителей и специалистов, работающих с детьми; а консультации получили более 280 жителей области. Работа общественных приемных с привлечением высшей школы высоко оценена Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, как возрождение Родительского всеобуча на более высоком профессиональном уровне и максимально приближенном к населению.
С сентября по октябрь 2013 года пришли на консультации и лекции свыше 1500 родителей , причем только в работе одной общественной приемной в г. Луга приняли участи 500 родителей ( законных представителей) .
Деятельность общественных приемных на базе филиалов ЛГУ им. Пушкина особенно значима в реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в решении межличностных родительско-детских отношений, отношений со сверстниками, профилактике социального сиротства, предупреждении насилия и жестокого обращения с детьми.
С вступлением с 1 сентября 2013 года Федерального закона ФЗ-273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» Уполномоченный принимал участие в совещаниях с органами местного самоуправления в сфере образования Ленинградской области по вопросу взаимодействия в рамках Комплекса мер по модернизации системы образования в Ленинградской области.
Работали «горячие» линии по защите прав детей во всех сферах их жизнедеятельности, в том числе совместно с комитетом общего и профессионального образования, Следственным Комитетом, Управлением записи актов гражданского состояния.
Обсуждались актуальные проблемы в сфере защиты материнства, детства на Областных родительских советах и Областных родительских собраниях, на встречах с педагогической и родительской общественностью, с учащимися образовательных учреждений, студентами.
В рамках национальной стратегии действий в интересах детей Уполномоченным во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти и местного самоуправления реализуется Комплексный План мероприятий на 2013-2014 годы , направленный против насилия и жестокости в СМИ.
С 2011 года в области действует институт общественных помощников, утвержденных нормативными правовыми актами глав муниципальных образований Ленинградской области. Этот институт оперативно информирует Уполномоченного о фактах нарушения прав детей, принимает в адрес Уполномоченного обращения граждан, ведет разъяснительную работу по месту жительства. В целях их подготовки создан постоянно действующий обучающий семинар по различным направлениям защиты прав детства.
Важным инструментом в деятельности Уполномоченного является анализ обращений граждан , проблем, возникающих в реализации государственной политики по защите материнства, отцовства и детства, позволяющий не только информировать широкий круг должностных лиц о реальном положении дел в данной сфере, но и выявить, изучить причины и условия, способствовавшие нарушениям прав детей, принять конкретные меры по их недопущению повторно.
Приоритетным в деятельности Уполномоченного стала защита прав, свобод и законных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это обращения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам; о соблюдении социальных прав детей, проживающих в государственных учреждениях и детей, имеющих проблемы с законом; детей, нуждающихся в предоставлении государственных услуг по их летнему отдыху и оздоровлению.
Уполномоченный более 30 раз по фактам, указанных в средствах массовой информации вмешивался в ситуации, связанные с нарушением прав ребенка в рамках действующего законодательства, 19 раз с позиции защиты прав ребенка Уполномоченный обращался в суды первой инстанции и три раза принимал участие в заседании суда аппеляционной инстанции.
Уполномоченным и его представителями осуществлены проверки соблюдения прав детей в 151 государственном учреждении области. По результатам проверок направлены заключения в отраслевые органы исполнительной власти и местного самоуправления. По фактам нарушений прав детей , привлечены к дисциплинарной и административной ответственности 59 должностных лиц.
Одним из оперативных и эффективных инструментов выявления нарушений прав ребенка с последующей проработкой форм профилактики причин и условий им способствующих являлись выезды в районы происшествий.
Так, была установлена объективная картина неудовлетворительной работы сотрудника полиции в Ломоносовском районе, применившего физическое, психическое насилие к несовершеннолетнему с целью принуждения его к даче признательных показаний о совершении преступлений; о массовом отравлении детей в МДОУ детский сад № 11 г. Сосновый Бор, о произошедшем конфликте между детьми в школе пос.им. Морозова Всеволожского района, в результате которого ученик оказался «выброшенным за окно» на козырек над входом. По каждому факту нарушения прав детей дано заключение Уполномоченного.
За время работы Уполномоченного в его адрес поступило 1697 обращений граждан и организаций из районов Ленинградской области и других регионов Российской Федерации.
По тематике обращений
Основная доля обращений граждан касается защиты прав детей на жильё их 472, что составляет 27,8%.
И в частности это обращения:
- в защиту жилищных прав лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( 12,5%) ;
-по улучшению жилищных условий семей имеющих детей в связи с неудовлетворительным техническим и санитарным состоянием жилья, в том числе многодетных семей;
-о выселение детей из помещений по решению суда без предоставления другой жилой площади;
-законность сделок с жильем, в результате которых нарушены права детей;
-о не признание за детьми права на жилые помещения.
Вторую позицию занимают обращения в сфере отношений, регулируемых семейным законодательством 425, что составляет 25,0%
-алиментные обязательства;
-работа органов опеки и попечительства по оформлению опеки и попечительства;
-определение места жительства ребёнка, право ребёнка на общение с родителями, лишение и восстановление родительских прав ( 73,0%).
Третью группу составляют обращения по вопросам образования, трудовой и досуговой деятельности, межличностных отношений в семье, образовательных учреждениях , по месту досуга и занятости, 297, что составляет 17,5%.
Наиболее проблемными являются обращения, связанные с межличностными отношениями, так как они регулируются человеческим фактором и зависят в первую очередь от личности, гражданской позиции, любви, уважении, сопереживании и взаимовыручки, выполнении общепризнанных норм поведения (27,3%).
Из данного раздела обращений следует выделить группу обращений относящихся к праву ребёнка на дошкольное образование ( 30%).
Вопросы, связанные с охраной здоровья, работой педиатрической службы, обеспечением медицинскими препаратами детей , имеющих ограниченные возможности здоровья составили 117 (6,9 %) .
Сфера деятельности органов социальной защиты населения, в том числе социальная поддержка семей, имеющих детей и одиноких матерей; реализация материнского капитала, выплата единовременного денежного пособия при рождении ребенка и ежемесячные пособия на ребенка; учет семей, попавших в трудную жизненную ситуацию составила 147 (8,7% ).
Вопросы обеспечения безопасности детей, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же посягательства на несовершеннолетних затрагивались в 134 обращениях (7,9%).
Получение гражданства, регистрация поднимался в 105 обращениях ( 6,2%).
Предложения в области охраны прав детей -10 (0,6%).
Количество положительно разрешённых обращений, по которым направлялись исковые заявления в судебные органы, органы прокуратуры, давались юридические консультации и рекомендации составляет от 83,0% в 2011 году до 71,% в 2013 году.
Важно отметить, что без поддержки и понимания органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и контрольных органов, руководителей государственных учреждений многие из обращений не получили бы своего положительного разрешения.
Особым инструментом в деятельности Уполномоченного является взаимодействие с прокуратурой Ленинградской области. Данная работа осуществлялась в соответствии с положениями ст.38 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При рассмотрении обращений граждан Уполномоченный для их разрешения по существу в 82 случаях вступал во взаимодействие с прокуратурой Ленинградской области и прокуратурами муниципальных районов.
Анализ разрешения данных обращений свидетельствует о том, что на сегодняшний день взаимодействие с прокуратурой Ленинградской области является самым эффективным и результативным механизмом по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних граждан и родителей, воспитывающих детей.
Так, проверками , проводимыми прокуратурой фактов изложенных в обращениях в 69 случаях установлена противоправность действий в отношении несовершеннолетних и граждан, имеющих детей и осуществлены меры прокурорского реагирования.
Однако следует отметить, что зачастую причиной обращения к Уполномоченному является недостаточная правовая осведомленность граждан , либо не умение воспользоваться гарантированным правом. Данное обстоятельство свидетельствует о существенных пробелах в работе соответствующих уполномоченных органов администраций муниципальных образований, а также органов и служб, работающих с семьей и детьми на уровне муниципалитетов.
Работа с обращениями граждан обозначила контуры проблем, деятельность по которым Уполномоченный считает приоритетной и строится с учетом направлений, утвержденных в Национальной стратегии действий в интересах детей :
семейная политика детствосбережения;
доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
здравоохранение, дружественное к детям и здоровый образ жизни;
равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;
дети-участники реализации Национальной стратегии.
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наиболее проблемными с точки зрения соблюдения права на равные возможности являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В действующем законодательством в сфере защиты прав детей на жилье установлены особые гарантии , однако при работе с обращениями неоднократно выявлялись случаи неисполнения законодательства по обеспечению жильём данной категории детей и лиц уже достигших совершеннолетия.
Несмотря на трудность разрешения обращений, связанных с жильём, у аппарата Уполномоченного есть положительные результаты в этой сфере. Так, положительно был решён вопрос по обеспечению жильём сироты В. в Кингисеппском районе; было принято решение о предоставлении новой квартиры сироте в Бокситогорском районе взамен непригодной для проживания; была обеспечена отдельной квартирой девушка из числа детей-сирот в Лужском районе ; удалось отстоять право на отдельное проживание семьи с двумя детьми в г. Коммунар ; в Приозерском районе были выявлены нарушения жилищных прав ребёнка-инвалида, в связи с чем Приозерским городским прокурором главе администрации МО Приозерское городское поселение было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; была достигнута договорённость о ремонте общедомового имущества в доме, где живут дети в пос. Сиверский Гатчинского района; предоставлены жилые помещения сестрам-сиротам Выборгского района, сироте из Сертолово, Всеволожского района.
Уполномоченным приняты меры к восстановлению жилищных прав 57 лицам этой категории, решены положительно 53 обращения, остались на контроле 4 , по которым имеются судебные решения о предоставлении жилой площади в не очереди.
Проверки личных дел и выборочные осмотры закрепленного жилья воспитанников детских домов и школ-интернатов, показывают, что жилые помещения в сельской местности , закрепленные за детьми, оставшимися без попечения родителей требуют капитального ремонта ; не пригодны для проживания.
Однако, органы местного самоуправления вопреки требованиям ч.6 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131 –ФЗ не в полной мере осуществляют возложенные на них обязанности по содержанию муниципального жилищного фонда , а также по созданию условий для жилищного строительства в целях обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ряд администраций муниципальных образований, органы опеки и попечительства Ленинградской области при осуществлении возложенных на них законом полномочий (ст. 147 Семейного кодекса РФ) по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда осуществляют их в должным образом , в части защиты жилищных прав детей. В ряде ситуаций органы опеки и попечительства просто бездействуют, в результате чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей данной категории после выпуска из учреждений профессионального образования и иных учреждений, где они находились на полном государственном обеспечении, до достижения ими возраста 23 лет остаются без жилья , после чего они автоматически выходят из поля ответственности органов опеки и попечительства.
Нарушение прав данной категории граждан, которое гарантировано федеральным законом недопустимо, поскольку подрывает авторитет, как государства, несущего на себе социальные обязательства перед гражданами страны, так и российского права.
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях обеспечения жилищных прав этой категории детей и исключения фактов нарушений их жилищных прав Уполномоченный вносил на рассмотрение Губернатору Ленинградской области предложения : о законодательном регулировании процедуры закрепления жилых помещений за этой категорией детей; о сохранности жилья в период пребывания детей в государственных учреждениях; при необходимости проведения ремонтных работ и восстановления, а так же выявления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения и лиц из числа детей данной категории нуждающихся в жилье.
В результате предпринятых и скоординированных с комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области действий , внесённые предложения рассмотрены и в 2013 г. разработаны и приняты нормативные правовые акты Ленинградской области, регулирующие правоотношения в этой сфере. В частности:
1. Постановление Правительства Ленинградской области от 5 июля 2013 г. № 198 «Об утверждении перечня документов, необходимых для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений».
2. Постановление Правительства Ленинградской области от 5 июля 2013 г. № 197 «Об утверждении Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлено жилое помещение специализированного жилого фонда Ленинградской области, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации».
3. Постановление Правительства Ленинградской области от 11 июля 2013 г. № 205 «Об утверждении Порядка невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются».
4. Постановление Правительства Ленинградской области «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».
Разработаны и проходят согласование в структурных подразделениях Правительства Ленинградской области: проекты постановлений Правительства Ленинградской области:
«О Порядке закрепления и сохранения жилых помещений за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, в которых несовершеннолетние зарегистрированы по месту жительства и имеют право пользования, закрепления и сохранения жилых помещений, в Ленинградской области»,
«О межведомственной комиссии по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Требует разрешения проблема семей , воспитывающих детей-инвалидов, семьей с несовершеннолетними детьми, лишившихся жилья в результате пожара, семей проживающих в аварийном жилье, а внутри этих категорий и многодетных семей.
В указанный выше период к Уполномоченному с просьбой об улучшении жилищных условий обратилась 251 такая семья. Из них четвёртую часть составляют многодетные семьи. И здесь имеется устойчивая тенденция к увеличению количеств таких обращений.
Недостаточность законодательного закрепления, как в федеральном, так и областном законодательстве их жилищных прав, не позволяет сегодня разрешить тяжёлую жизненную ситуацию, в которой находятся семьи с детьми-инвалидами, семьи имеющие несовершеннолетних детей, в том числе многодетные.
Необходимо продолжение формирования региональной политики, как в отношении семей воспитывающих детей-инвалидов, так и семей с несовершеннолетними детьми, как потерявшими жильё в результате пожара, так и проживающих в непригодных для проживания условиях.
Второй аспект этой проблемы касается нарушенных жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилой площади в 2012 году и не получивших жилую площадь. Из 214 лиц этой категории были обеспечены жилой площадью 162 человека.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 февраля 2012 года 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , вступившим в законную силу с 01.01.2013 года и утвердившим новый порядок предоставления жилья, по прогнозу 586 человек в возрасте 18 лет и старше имеют право на обеспечение жилой площади.
Алиментные обязательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особое внимание в ходе проверок личных дел в детских домах, коррекционных школах-интернатах уделялось изучению причин невозможности взыскания алиментных обязательств в пользу воспитанников этих учреждений.
По каждому конкретному случаю, на основании полученных сведений от судебных приставов, Уполномоченным давались рекомендации, выстраивался алгоритм действий, направленный на восстановление имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей (подача исковых заявлений в суд о признании родителей без вести пропавшими; об оформлении пособия по потере кормильца, инициирование применения меры наказания в виде принудительных работ ).
Анализ личных дел воспитанников «Приозерского детского дома-интерната для умственно отсталых детей» показывает, что в отношении 60 воспитанников не получается взыскать алиментные обязательства, так как их лишенные родительских прав родители ведут асоциальный образ жизни, не работают, имущества не имеют. В тоже время, изучение материалов, представленных службой судебных приставов позволяет ряду воспитанников получать пенсии по потере кормильца на основании свидетельства о смерти; определения суда о без вести пропавших. По каждому личному делу Уполномоченным даны разъяснения.
Устройство детей-сирот и дете мй, оставшихся без попечения родителей.
В российском законодательстве предусмотрены три вида устройства в семь: опека (попечительство), приемная семья, усыновление.
Приоритетным направлением в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , является устройство их в приёмную семью. С каждым годом государство создаёт условия, которые были бы наиболее благоприятными для разрешения этой социальной проблемы
Приведу статистические данные, характеризующие положение дел по Ленинградской области в данной сфере.
| 2010 | 2011 | 2012 | ||
Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в регионе | 8565 | 8524 | 8517 | ||
из них: количество детей-сирот | 1284 | 1278 | 1195 | ||
Общее число детей, содержащихся в государственных учреждениях | 1558 | 1460 | 1388 | ||
Количество детей, устроенные на семейные формы воспитания, всего | 4402 | 4524 | 4393 | ||
усыновленные | российскими гражданами | 118 | 126 | 75 | |
Иностранными гражданами | 76 | 59 | 61 | ||
Переданные | под опеку | 3639 | 3705 | 3686 | |
на патронат | - | - | - | ||
в приемные семьи | 570 | 634 | 707 | ||
На протяжении всего времени Уполномоченный совместно с Общественной Палатой Ленинградской области осуществляет патронат приемных семей , проживающих в городке «Надежда» Гатчинского района (встречи, беседы на правовые темы, консультации, психологическая помощь и помощь в благоустройстве территории, материальная поддержка, в том числе в виде кур-несушек по количеству детей в семье).
На сегодня в сфере социальной поддержки семей в Ленинградской области воспитывающих несколько приёмных детей есть ещё возможности для движения вперёд.
В сравнении с социальным статусом приёмных семей других субъектов Российской Федерации и даже наших соседей по Северо-Западному федеральному округу приёмные семьи Ленинградской области находятся на более низком уровне социальной поддержки.
Следуя цели достижения наиболее высоких стандартов социального обеспечения детей в целом и детей, воспитывающихся в приёмных семьях в частности, Уполномоченный по правам ребёнка считает необходимым:
1. Обеспечить приёмным семьям льготы по оплате коммунальных услуг, приравняв их статус к статусу многодетных семей.
2. Установить законодательно ежегодную индексацию суммы вознаграждения за труд приёмных родителей (не проводилась с 2007 года).
3. Ввести доплату за воспитание детей до достижения ими совершеннолетия и за воспитание детей-инвалидов в возрасте старше 3 лет.
4. Выплату в качестве вознаграждение за воспитание приёмных детей сделать кратной количеству детей.
5. Законодательно обеспечить право замещающим родителям на оплачиваемый отпуск на период адаптации ребенка в семью, в возрасте старше 3 лет.
Право на образование.
Конвенция о правах ребёнка (ст. 28) устанавливает право ребёнка на бесплатное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Право на получение высшего образования предоставляется на конкурсной основе. Основные правоотношения в сфере образования урегулированы Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года. Однако, повышение качества образования потребовало принятия Концепции модернизации российского образования и разработки новой модели образования до 2020 года. С 2005 года действует и Приоритетный национальный проект «Образование», который инициировал коренные изменения в системе образования регионов.
За время реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Ленинградской области было выделено более 600 млн. рублей из средств федерального бюджета, что дало возможность обновить учебную и материально-техническую базу образовательных учреждений. Логическим продолжением реформирования школьной системы явилась национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая позволила школам в большей степени улучшить свою техническую оснащённость, оборудовать классы высокотехнологичной учебной техникой, интерактивными досками и учебными пособиями, создать современные библиотеки и медиатеки, многофункциональные спортивные площадки.
Развитие и оснащение системы образования и социозащитных учреждений для детей повышает ответственность учреждений перед родителями и учащимися за предоставление качественных образовательных услуг и подготовку несовершеннолетних учащихся к условиям меняющегося вокруг социума. В учреждениях социальной защиты населения помощь, в том числе социально-педагогическую, получают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Образование так же должно быть доступно для любой категории несовершеннолетних, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня действует целый ряд международных, федеральных и областных нормативно-правовых документов, закрепляющих всеобщность и доступность образования, а также право ребёнка-инвалида , права детей с задержкой психического развития и лёгкой степенью умственной отсталости на получение образования в условиях максимально возможной социальной интеграции. Для таких детей требуются особые условия для реализации их права на образование. Для них за последние годы и с расширением приоритетного национального проекта «Образование» появилась возможность участвовать в различных социальных проектах, организованных на областном портале дистанционного образования детей-инвалидов Ленинградской области.
Поэтому первостепенной задачей Уполномоченного за истекший период было знакомство с учреждениями на территории Ленинградской области, реализующими образовательные программы для таких категорий детей. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации ребёнка. Дети с отклонениями в развитии по заключению психолого-медико-педагогической комиссии направляются в специальные (коррекционные) учреждения или учреждения социальной защиты. Таким образом, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются в вынужденной изоляции из-за своих психофизических возможностей. Многие из этих детей отторгаются системой образования. Школа избавляется от таких учеников, для них безосновательно понижается уровень преподавания, упрощается программа. В настоящее время, механизм реабилитации ребёнка, нуждающегося в ней, включается только после того, как ему будет установлен статус «инвалида» и учреждением МСЭ определена индивидуальная программа реабилитации (ИПР), включающая в основном медико-социальный аспект. Реабилитация в той степени, в которой она должна способствовать развитию ребёнка, в настоящее время определяется недостаточно. Включённость детей-инвалидов с тяжёлыми нарушениями в процесс обучения и его организованное создание стало возможным на территории Ленинградской области в учреждениях VIII вида: открыты классы (группы) для детей с глубокой умственной отсталостью, в школах-интернатах – классы для детей со сложной структурой дефекта, внедряются различные модели интеграции детей-инвалидов.
Так, по обращению родителей девочки, являющейся инвалидом по зрению из Лодейнопольского муниципального района, с помощью Уполномоченного была оказана помощь в проведении высокотехнологичной операции в другом регионе (республика Башкирия) , и улучшены условия обучения ребёнка в школе с использованием дистанционного обучения и установления такого оборудования в месте проживания несовершеннолетнего ребёнка. Девочка хорошо учится и остаётся в социуме сверстников благодаря оказанной медицинской помощи и специально организованному процессу обучения.
Деятельность Уполномоченного многогранна и включает все стороны организации жизненного пространства несовершеннолетних детей : все образовательные учреждения, где обучаются несовершеннолетние на территории Ленинградской области, их досуг, условия проживания в общежитиях учреждений среднего профессионального образования, условия быта в сложных семьях и выполнение родительских обязанностей, и обеспечение бесплатной медицинской помощью, а также многие другие вопросы
Вот только некоторые из примеров решаемых вопросов:
В соответствии с планом работы Уполномоченного в 2012 году состоялась поездка в ГБОУ среднего профессионального образования «Колледж водного транспорта» Ленинградской области, который в результате реорганизации путём присоединения стал располагаться по двум юридическим адресам ( г. Шлиссельбург и г. Отрадное). Учреждение осуществляет обучение по необходимым специальностям для развития промышленности и пользуется популярностью у молодёжи Ленинградской области. Однако при проверке было выявлено много нарушений в организации проживания детей в общежитии и организации их пространства для занятий и отдыха. К окончанию финансового года были определены финансовые средства для ликвидации и устранения нарушений, которые не обеспечивали полноценное проживание учащихся в общежитии.
Примером внимания органов исполнительной власти на местах и Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области к замечаниям Уполномоченного стал ремонт в помещениях спального корпуса и столовой в ГБС(К)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», который улучшил условия проживания детей.
К Уполномоченному поступали обращения граждан, которые свидетельствовали о негативной, на их взгляд, тенденции реорганизации малокомплектных сельских школ, детских домов и интернатов в форме присоединения к другим образовательным учреждениям или учреждениям культуры (г. Сосновый Бор – музыкальная школа, г. Подпорожье - детский дом, г.Кингисепп - детский дом, Всеволожский район – Агалатовское отделение начальной школы , реорганизация художественной и музыкальной школы в городе Кингисеппе) без учёта интересов детей и их родителей. Так, во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области при активном вмешательстве Уполномоченного была сохранена начальная школа в прежнем месте без ликвидации помещений, но при присоединении к другому учреждению юридически без ущерба для детей и родителей первоклассников.
Расследование несчастных случаев (травм) в Волховском и Ломоносовском районах показало, что недостаточный контроль со стороны педагогических работников за исполнением правил и требований охраны труда приводит к несчастным случаям с детьми в образовательном учреждении. Имели место случаи, когда руководители образовательного учреждения не были своевременно поставлены в известие о получении ребёнком травмы в образовательном учреждении (пос. Толмачёво). Только со временем её последствия (инвалидность ребёнка) заставили родителей, педагогов и представителей Комитета образования Лужского муниципального района, при содействии Уполномоченного , вернуться к её рассмотрению и помочь ребёнку в организации лечения и индивидуального обучения.
Большой проблемой в настоящее время являются межличностные отношения людей в обществе. Это не может не отразиться и на взаимоотношениях подростков и несовершеннолетних друг с другом, а также на взаимоотношениях учителей и детей. Так, в Кировском муниципальном районе в гимназии в течение нескольких лет продолжалась «травля» ребёнка по поводу его фамилии. В 9-ом классе этот обострённый конфликт, спровоцированный одним из педагогов неправильно произнесённой фамилией учащегося, привёл родителей к Уполномоченному с просьбой вмешаться и разрешить ситуацию. Сегодня достигнуто взаимопонимание в данном вопросе, а руководство образовательного учреждения признало свою недоработку в разрешении. Учащийся смог успешно продолжить обучение в этом образовательном учреждении.
В Выборгском муниципальном районе в посёлке Каменка в школе на одном из уроков был спровоцирован конфликт между двумя учениками, который продолжился и за пределами территории школы. В результате один из учеников был помещён в больницу с сотрясением мозга, а другой – приобрёл нервное заболевание. В конфликт оказались втянуты несовершеннолетние, их родители, педагоги и руководители образовательного учреждения, а также специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района. С привлечением Уполномоченного вопрос рассмотрен, руководителю учреждения учредителем и педагогу было объявлено административное взыскание, указано на недоработки с педагогами по организационной деятельности процесса обучения, а маме ученика , спровоцировавшего драку, предложено войти в состав родительского комитета для организации внутришкольной работы с детьми на общественных началах с учётом удаленности и закрытости пространства школы, которая находится в военном городке. Конфликт исчерпан, и дети продолжают общаться друг с другом.
В Кировском муниципальном районе области имел место случай, когда после смерти матери несовершеннолетняя девочка проживала с отцом в городе Санкт- Петербурге. Но постоянные вмешательства бабушки со стороны матери, проживающей в отдалённом посёлке Кировского района (деревня Шум), не способствовали нормальным взаимоотношениям этой девочки ни в новой семье, ни в семье бабушки и дедушки по материнской линии. Хотя со стороны педагогического коллектива школы и социально-психологической службы школы, где обучалась девочка в Санкт-Петербурге, имелись положительные наблюдения динамики её развития и взаимоотношений в детском коллективе класса. Были обследованы условия проживания девочки в семье отца и представлены акты о нормальных условиях для занятий ребёнка. В результате этих семейных неурядиц и конфликтов девочка ушла из дома и попала в частный центр для несовершеннолетних. При вмешательстве Уполномоченного местонахождение ребёнка было установлено, девочка была изъята из приюта и передана в семью к бабушке под внимание местных социальных служб.
Случай неприязненного отношения школьников друг с другом наблюдался в Волховском муниципальном районе в школе посёлка Паша, где обучается более 200 детей из этого посёлка и других населённых пунктов, окружающей территории. В течение длительного времени существовал конфликт и противостояние семьи несовершеннолетнего ученика 5-го класса и педагогического коллектива школы по отношению к этой семье. Уполномоченный и его представитель выезжали в школу дважды, участвовали в родительском собрании. Сотрудничество Комитета образования Волховского муниципального района и профессиональные действия Аппарата Уполномоченного, направленные на урегулирование и разрешение ситуации, привели к разрешению данного конфликта, о чём свидетельствует благодарность родителя ученика в адрес Уполномоченного. Учащийся завершил учебный год, а директор получил административное взыскание со стороны учредителя.
Конфликт родителей и педагогического коллектива имел место и в коррекционной школе–интернате Тосненского муниципального района в Никольском городском поселении. Школа является образовательным учреждением полого дня, однако имелись случаи самовольного ухода детей из образовательного учреждения и посещение ими учащегося данной школы дома, который находился не на интернатном режиме обучения и проживал в квартире, где мама и бабушка были на работе до вечера. Там дети играли в компьютерные игры. В период таких посещений из квартиры ученика пропали некоторые вещи, принадлежащие матери, о чём она и заявила в милицию. Сам ученик имел ряд медицинских заболеваний, подтверждённых справками. Школа устранилась от решения этого вопроса, проявив некомпетентность в понимании сути ситуации и объяснив это неадекватностью и трудным характером родителей, а родители обратились с заявлением к Уполномоченному с просьбой в разрешении ситуации. В результате выезда в образовательное учреждение выяснено, что в данном случае недостаточен контроль со стороны учредителя за полнотой соблюдения режима работы образовательного учреждения , и распределением рабочего времени педагогов, которое должно быть направлено на организацию внеклассной работы с детьми, а также - исполнения образовательным учреждением в полном объёме должностных полномочий по охране жизни и здоровья детей. С администрацией данного образовательного учреждения проведена разъяснительная работа по соблюдению действующего законодательства в части охраны жизни и здоровья учащихся.
На приём к Уполномоченному обратился родитель ученика из посёлка Усть-Луга, который несколько лет находится под «давлением» со стороны отдельных учителей с намеренно предвзятым к нему отношением, что отражалось на оценках и взаимоотношениях мальчика с товарищами. Часто возникали драки, учителя бездействовали, несовершеннолетний находился в больнице с сотрясением головного мозга. У родителей стоял вопрос о выборе другого местожительства для ребёнка. При обращении Уполномоченного в адрес районной администрации и Комитета образования района происходил контроль действий руководителей образовательного учреждения в данном направлении, давались рекомендации о конкретных мерах. С родителями учащегося целый год поддерживался контакт и проводился мониторинг его взаимоотношений в школьной среде. В настоящее время ребёнок посещает образовательное учреждение, родители не имеют претензий к образовательному учреждению. Вмешательство Аппарата Уполномоченного и методическая работа позволили ребёнку продолжить обучение на территории проживания.
В городе Сосновый Бор в одной из общеобразовательных школ при приёме учащихся в 10-й класс на 2011-2012 учебный год были нарушены права ребёнка на выбор образовательного учреждения и выбор индивидуального маршрута обучения при выборе профиля обучения. Так ученице без видимых обоснованных причин, отказали в принятии её документов в выбранный профильный класс и рекомендовали родителям подобрать другое образовательное учреждение. Тип характера ребёнка и требовательность родителей к процессу обучения сделали ученицу 9-го класса «неудобной», в результате чего ребёнок сменил образовательное учреждение. Однако, при вмешательстве Аппарата Уполномоченного в данную конфликтную ситуацию администрацией образовательного учреждения была проведена рабочая встреча с родителями, разъяснены правила приёма и обучения в профильных классах. Директору учреждения учредителем указано на проведение организационно-разъяснительной работы с родителями (или законными представителями) по всем вопросам школьной жизни и на выбор доступных форм и методов работы по различным вопросам.
Остаётся проблемным вопросом на территории некоторых районов области конституционное право родителей на обеспеченность детей местом в государственном дошкольном образовательном учреждении. Наиболее остро этот вопрос, судя по обращениям граждан, стоит сейчас в Гатчинском и Всеволожском муниципальных районах. Значительная очередь наблюдается, как правило, в центрах муниципальных районов. В настоящее время приводятся в соответствие переданные здания, ранее занимаемые другими государственными или коммерческими структурами, создаются группы детского сада в школах при наличии свободных площадей, создаются группы кратковременного пребывания, строятся и вводятся в строй новые здания. Но не всегда в полной мере удовлетворяются все потребности. При условии неполного обеспечения всех нуждающихся граждан местами в детский сад, имеются конфликтные ситуации, которые при вмешательстве Уполномоченного были урегулированы:
-например, в Гатчинском муниципальном районе при полном анализе очереди и разговоре с родителями в присутствии представителей Комитета образования Гатчинского муниципального района ряд ситуаций были разрешены. Детям предоставили место в детских садах, в одном из случаев – достигнута договорённость по предоставлению места в детском саду позже;
-в Бокситогорском районе в посёлке Подборовье было отказано в обеспечении местом в детский сад и создана очередь, которая при правильной организационной работе руководителя могла быть успешно ликвидирована. Руководителю образовательного учреждения было предложено использовать места для нуждающегося ребёнка за счёт временно длительно болеющих детей, либо реорганизовать пространство спальных групп в соответствии с новыми Санитарными нормами и правилами и , освободив пространство от излишней мебели, полностью ликвидировать очерёдность в детский сад. В настоящее время ребёнок посещает детский сад.
-в Тосненском муниципальном районе в посёлке Ульяновка при проверке обращений граждан и обращения заместителя руководителя по безопасности дошкольного образовательного учреждения №2 комбинированного вида были вскрыты факты бесхозяйственности, безответственности, использования помещений детских групп не по назначению, которые привели к очереди в детский сад. По всем фактам грубейших нарушений в детском саду Уполномоченным направлены в адрес Учредителя материалы проверки. Заведующая привлечена к административной ответственности и материалы направлены в соответствующие органы для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В Сосновоборском городском поселении в детских садах, в детском саду-комплексе Медвежий стан Всеволожского муниципального района, в детском саду посёлка Ульяновка Тосненского муниципального района, детском саду городского поселения Рощино Выборгского муниципального района обнаружены факты неправомерного взимания родительской платы. По данным фактам материалы направлены в Прокуратуру Ленинградской области. В двух случаях руководители учреждений по представлению Прокуратуры привлечены к административной ответственности, необоснованно полученная сумма должна быть возвращена родителям, по другим фактам проводится проверка.
По факту жестокого обращения персонала с малолетним ребёнком в МДОУ №34 «Детский сад комбинированного вида г. Никольское» Тосненского района возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ и решается вопрос об уголовном преследовании воспитателя.
Много обращений поступает от руководителей учреждений и родителей-военнослужащих, чьи дети посещали ведомственные детские сады Министерства обороны в военных городках (Всеволожский район, Выборгский район). Проблема заключалась в том, что родители плохо информированы о том, как будет осуществляться при исполнении поручения Президента передача дошкольных учреждений Министерства обороны в администрации муниципальных образований, и не будут ли при этом учреждения, требующие ремонта закрываться без предоставления детям альтернативного места в других учреждениях. По запросу Уполномоченного в Комитете общего и профессионального образования Ленинградской области было проведено совместное совещание представителей Министерства обороны и Администраций районов, на чьей территории находятся воинские части и детские сады, для разъяснения позиций дальнейшего функционирования ведомственных детских садов. Однако проблема не исчерпана. Ряд детских садов, передаваемых в муниципальные органы власти, требует капитального ремонта. При этом дети военнослужащих переводятся на места в муниципальные садики, а местное население не может воспользоваться своим конституционным правом на дошкольное образование. Возникает конфликтная ситуация (такая обстановка сложилась сейчас в Сертолово). В данном случае ситуация обостряется и сложностями в доставке детей в другие детские сады, вместо , закрытых на ремонт. Также происходит «удлинение» электронной очереди в детский сад из-за притока населения «льготных категорий», в том числе и военнослужащих, в близлежащие к Санкт-Петербургу районы. Удовлетворяющего все стороны решения вопроса пока не найдено.
Актуальной остаётся проблема взаимоотношений родственников детей, находящихся в детском доме, и руководством детского дома по сохранению закреплённого за несовершеннолетним жилого помещения. Так в Кировском муниципальном районе родственница ученика, находящегося в Молодцовском детском доме, высказывала опасения и приводила факты сдачи квартиры её несовершеннолетнего родственника третьим лицам. Работа Аппарата Уполномоченного в детском доме и работа со специалистами органов опеки и попечительства позволили урегулировать вопрос, проверить факты и дать ответ заявительнице о правомерности действий администрации детского дома. По результатам выездных проверок необходимо отметить, что в большинстве случаев социальные службы правильно осуществляют контроль использования закреплённого жилья детей-сирот и сдают его, тем самым несовершеннолетний получает дополнительные денежные средства на лицевой счет.
Вопросы организационно-воспитательной работы находились под вниманием Уполномоченного в Будогощском детском доме Киришского муниципального района области, в котором были частые случаи самовольного ухода несовершеннолетних девочек и их нахождение в неблагополучных компаниях взрослых. Организация досуга 13-14-летних несовершеннолетних представляет проблему для такого учреждения. Основные направления досуговой деятельности – это художественно-эстетическая направленность. Спортивные секции работают для детей в школе, где они обучаются. Для выезда и занятий детей в районе необходим транспорт, которого детский дом не имел .Однако, ситуация с обеспечением транспортом не изменилась. Уполномоченным в адрес районной Администрации внесено предложение об обеспечении детей Будогощского детского дома транспортом в целях безопасности перевозок и доступности при организации мероприятий воспитательного характера и познавательной направленности за пределами территории детского дома. Также Уполномоченным было внесено на рассмотрение предложение о передачи всех детских домов под управление Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
Аналогичная проблема занятости подростков 12-14 лет существует практически во всех детских домах и коррекционных образовательных учреждениях. Большая часть формирования досуговой деятельности и направлений работы кружков происходит на основе умений своих преподавателей. В большей части – это художественно – прикладное творчество. Современное развитие общества и мировой цивилизации требует для подростков несколько иных подходов: использование интернет ресурсов, современных спортивных занятий с использованием бассейна и тренажёрных залов, технического моделирования, туристических видов спорта. Такие возможности есть не везде. Поэтому многим учреждениям при изучении их воспитательной работы рекомендовано развивать сеть партнёрских взаимоотношений с крупными центрами внешкольной работы и спортивными комплексами, имеющимися в районе, муниципальным районам приобрести транспорт для перевозок детей, соответствующий всем необходимым требованиям безопасности. Уполномоченным при рассмотрении вопросов дополнительного образования детей внесены предложения о развитии сети и профилей дополнительного образования детей, а также выделении финансовых средств на развитие и ремонт Ленинградского областного центра развития дополнительного образования детей «Ладога».
Право на получение медицинской помощи.
Во втором квартале 2013 года поступило несколько обращений родителей о неудовлетворительном прохождении процесса вакцинации детей в поликлиниках Кировского, Гатчинского районов; об отсутствии доступного обеспечения орфанными препаратами. Существуют сложности при записи на приём к врачам – специалистам в некоторых районах, а также и педиатрам в городе Гатчина. Работа по подбору и привлечению кадров в ЦРБ Гатчинского района проводится неудовлетворительно. Качество предоставляемой медицинской помощи детскому населению также не всегда, по мнению опрошенных родителей, удовлетворительное, организационные условия при обращении родителей с детьми в поликлинику г. Отрадное Кировского муниципального района не соответствуют нормам безопасности ( поликлиника не отделена от мест приёма больных взрослых людей). При вмешательстве Уполномоченного ряд нарушений был устранён, график проведения прививок был восстановлен и закуплены препараты для вакцинации. Туберкулинодиагностика проводится в плановом порядке. По орфанным препаратам родителям предложена программа лечения на основе других лекарственных средств. Уполномоченный считает необходимым внесение орфанных заболеваний в перечень заболеваний, лекарственное обеспечение по которым оплачивается за счёт средств федерального бюджета ,в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.10.2007 года, а также установление соответствия выделяемых из федерального бюджета средств потребностям всех детей-инвалидов на санаторно-курортное лечение в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
При проверке деятельности МУЗ «Лужская ЦРБ» органами Управления Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу в период с 04.06.2013-14.06.2013 года были выявлены нарушения, которые сказались на качестве оказания медицинской помощи и детям. Работа данного учреждения взята на контроль в Аппарате Уполномоченного и будет повторно проконтролирована совместно с органами Росздравнадзора в части обеспечения прав детей на медицинское обслуживание, а учреждению определены сроки по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с запросом родителей детей-инвалидов и по ходатайству Уполномоченного в Киришском муниципальном районе при социально-реабилитационном центре была открыта группа реабилитации для детей-инвалидов, чтобы они могли получать навыки обслуживающего труда и необходимое развитие в соответствии со своими возможностями. Ребёнок из Ломоносовского района с особым диагнозом был направлен на обследование в ЦПМПК Санкт-Петербурга и семье предложено рассмотреть устройство ребёнка в ДОУ №5 Петродворцового района, так как в Ломоносовском районе группы «Особый ребёнок» в дошкольных образовательных учреждениях нет.
По обращению Уполномоченного в адрес администрации Кировского муниципального района, сложная ситуация в семье гражданина Б. рассматривалась . на Опекунском совете и было принято решении об оказании возможной помощи детям, помощь в трудоустройстве и лечении главы семьи. Младших детей предложено временно до наступления стабильной ситуации в семье определить в СРЦН «Тёплый дом». Таким образом, несовершеннолетние дети не оказались без поддержки и внимания со стороны органов исполнительной власти.
Предметом изучения при посещении всех учреждений Уполномоченным являются следующие вопросы:
-соблюдение законных прав детей на получение образование,
-создание благоприятной организационно-познавательной среды для обучения детей с учетом всех требований Роспотребнадзора и Пожнадзора,
-развитие воспитательной работы в образовательном учреждение, направленной на занятость подростков во второй половине дня,
-организация работы учреждения с «трудными» подростками и детьми группы риска,
-работа с асоциальными семьями,
-работа с детьми-инвалидами и использование возможных форм инклюзивного образования, дистанционного образования и др. форм обучения детей,
-укомплектованность образовательного и социально-реабилитационного учреждения педагогическими кадрами для ведения основной деятельности с несовершеннолетними,
-работа логопедов и логопунктов в детских дошкольных образовательных учреждениях и коррекционных школах,
-обоснованность зачисления детей в коррекционные классы и образовательные учреждения VII и VIII вида, в учреждения здравоохранения санаторного типа;
-использование и состояние закреплённого жилья детей-сирот и предоставление жилья тем детям, у которых оно отсутствует,
-работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с несовершеннолетними и их родителями в образовательных учреждениях по правовому просвещению,
-разъяснение современного законодательства и норм права в отношении детей,
-работа попечительских советов в учреждениях,
-осуществление текущего и планового ремонта помещений с учётом существующих норм охраны здоровья несовершеннолетних,
-обеспечение медикаментами и укомплектованность медицинским персоналом образовательных учреждений,
-обеспечение питанием детей во всех учреждениях и наличие оборудования столовых, позволяющего приготовить качественное питание для детей,
-обеспечение учреждений медикаментами и организация работы медицинских пунктов в учреждениях,
- функционирование и ремонт детских площадок, содержание их в безопасном состоянии для здоровья детей,
-создание условий для реализации права ребёнка на отдых и досуг, на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции о правах ребёнка).
Необходимо отметить внимание со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к тем проблемам детского населения в области, на которые обращает внимание Уполномоченный и просит оказать содействие в их разрешении.
Работа по повышению правовой грамотности взрослого населения
Повышение правовой грамотности взрослых положительно отразится на предотвращении нарушений прав и интересов ребенка. Во время работы с обращениями граждан часто выявляется незнание ими основ права, полномочий и функций органов государственной власти и местного самоуправления. Для улучшения ситуации в этой области создана рубрика «Это полезно знать» на странице Уполномоченного в Интернете, также в Интернете размещаются ответы на вопросы в блоге. Уполномоченный выступает на радио, телевидении, областных родительских собраниях, единых родительских днях. Во взаимодействии со Следственным комитетом подготовлена и выпущена брошюра «Как ребёнку не стать жертвой преступления».
Работа по повышению правовой культуры молодёжи
Работа с молодёжью по повышению её правовой культуры позволяет повысить юридическую грамотность молодых людей, а также их правосознание, гражданскую позицию. Это, в свою очередь, даст возможность молодым людям самостоятельно юридически грамотно отстаивать свои права и права других людей, а также будет способствовать уважительному отношению к правам других людей, формированию законности и правопорядка. Данное направление работы соответствует подписанным Президентом РФ «Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» и проекту государственной программы «Юстиция» на 2012-2020 годы, реализация которой направлена, в частности, на развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма.
Работа Уполномоченного по повышению правовой культуры молодёжи ведётся в нескольких направлениях. Основное из них – это проведение в учебных заведениях мероприятий правовой направленности. В учебное время практически еженедельно в школах и колледжах проводились занятия по правовой тематике, включая семинары, встречи со специалистами и экскурсии. Круглые столы «Религия и право», «Нормы в жизни человека», «Толерантность и благотворительность: к кому, зачем и как»; встречи с юристами различного профиля; экскурсии в Музей культурного центра ГУВД, Музей безопасности дорожного движения, выставку «Смертная казнь: за и против» вызвали высокую заинтересованность молодых людей.
Правовые занятия проводились не только в обычных учебных заведениях, но и в Колпинской воспитательной колонии. В рамках правовой работы для воспитанников колонии была организована встреча несовершеннолетних с сотрудником Госнаркоконтроля. В рамках программы «Толерантность» была пополнена библиотека колонии, проведен конкурс сочинений к Дню космонавтики с награждением победителей, организованы 2 концерта авторской песни и поздравления с государственными праздниками. В этом учреждении для воспитанников Уполномоченным было организовано профориентационное мероприятие, основной целью которого было показать перспективы нормальной законопослушной жизни.
Следующее направление деятельности в этой сфере – повышение правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках проводимых мероприятий с некоммерческой организацией «Время помогать», которая активно оказывает помощь детям из детских домов и социозащитных учреждений Ленинградской области, содействуя их всестороннему развитию, социальной адаптации и профориентации.
В 2012 году Уполномоченным подготовлена брошюра «Наши права и обязанности», которая распространяется среди молодёжи.
Право ребенка на общение с родителями, другими родственниками.
В 2013 году Уполномоченным совместно с Управлением записи актов гражданского состояния подготовлены брошюры для вступающих в брак, об их правах и обязанностях, ответственности за сохранение семьи и семейных ценностей, воспитание детей «Полезная информация для тех , кто вступает в брак и создает семью».
Обращения в адрес Уполномоченного, связанные с межличностными конфликтами в семье, правом и порядком общения с ребенком после развода, другими негативными проявлениями не единичны.
К сожалению, драматично складываются ситуации с детьми при отправление родительских прав и обязанностей, когда это касается родителей расторгнувших брак и проживающих отдельно. Спор о порядке осуществления родительских прав между родителями ребёнка, проживающими раздельно , сопровождается крайне высоким эмоциональным накалом, который принимает агрессивные формы и не позволяет родителям трезво оценивать ситуацию и приходить к взаимному согласию во имя главного — во имя интересов ребёнка. Подобные споры одна из самых сложных категорий дел как для рассмотрения , так и сохранения психологического состояния ребенка.
В разводе родители по-разному видят будущее своих детей , и несовпадение их взглядов часто характеризуется взаимными обидами, возникшими при разводе и может перерасти в банальное выяснение отношений, в котором ребёнок является весомым аргументом и дополнительным инструментом давления одним родителем на другого, при этом само мнение ребёнка о споре нередко внушается ребёнку одним из родителей. Тут уж не до интересов ребёнка, они подменяются интересами враждующих родителей. Подавляющее большинство нарушений прав несовершеннолетних является порождением этого конфликта.
Соблюдение прав и интересов ребёнка при разрешении данных споров является главным и определяет природу и смысл деятельности Уполномоченного.
Один лишь пример.
Так, в мае 2012 г. самочинно путём принятия единоличного решения, без учёта интересов матери отец, гражданин А, забрал к себе 6 летнюю дочь , которая стала проживать в его квартире. Отец, в период проживания дочери в его квартире, грубо и цинично попирая права ребёнка и матери, своими действиями исключил возможность встречи ребёнка с матерью, а так же любых контактов между ними, в том числе по телефону ; дочь воспитывал в духе неприязни к матери . При этом отец распространял ложные сведения о чрезмерной алкоголизации матери и о том, что она в период брака систематически избивала дочь. На все многократные просьбы и требования матери допустить дочь к встрече и общению с ней отец отвечал отказом. Проживая у отца, ребёнок перестал посещать детский сад, проходить медицинские обследования. На разъяснительную работу сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о недопустимости совершения действий на воспрепятствование общению ребёнка с матерью и нарушение норм Семейного кодекса Российской Федерации отец не реагирует. В 2013 г., когда девочке исполнилось 7 лет, отец мер по устройству ребёнка в какую-либо школу не предпринял и 1 сентября 2013 г. ребёнок в школу на занятия не пошёл.
Полное, объективное и всестороннее исследование аппаратом Уполномоченного сложившейся вокруг ребёнка ситуации и изложение её в суде позволило вынести законное и справедливое решение об определении места жительства ребёнка с матерью.
Практика рассмотрения обращений данной категории, поступивших к Уполномоченному , свидетельствует, о том, что на досудебной стадии достичь согласия между сторонами удаётся крайне редко. Зачастую ситуация оказывается скрытой в результате лжи и ухищрений одной из сторон и, психологического воздействием на ребёнка как со стороны недобросовестного родителя, так и его родственников. Ребёнок с не оформившимся сознанием, не окрепшей психикой оказывается под сильнейшим прессингом и зачастую инстинктивно принимает позицию той стороны, которая захватила его. К сожалению, специалисты органов муниципального уровня, призванных защищать права ребёнка нередко занимают выжидательную позицию в надежде на решение суда, которое порой затягивается на долгие месяцы, а то и годы.
Взаимодействие Уполномоченного с Русской православной церковью.
Возможности религиозных организаций для организации занятости молодёжи на сегодняшний день до конца не используются. Отчасти это связано с некоторым опасением и предубеждением государственных и муниципальных организаций и учреждений в отношении религиозных, особенно не православных объединений. Конечно, здесь надо соблюдать осторожность, но и не использовать возможности религиозных организаций в организации молодёжной занятости не стоит. Здесь возможен широкий спектр волонтёрской работы.
В Ленинградской области представители религиозных организаций участвуют в организации праздников; таких как День семьи, любви, верности; проведении круглых столов, посвященных проблемам семьи, семейным ценностям; оказывают различную помощь нуждающимся, помогают лицам, вернувшимся из мест лишения свободы ; помогают восстанавливать утраченные документы; организуют подарки в ходе Рождественских и Пасхальных праздников; ведут работу с наркоманами и употребляющими спиртные напитки; организуют для детей лагеря дневного пребывания, однодневные походы, участвуют в профилактической работе с детьми, имеющими проблемы с законом.
В свою очередь, учащиеся Ленинградской области помогают в восстановлении церквей на территории Ленинградской области.
Работа по воспитанию подрастающего поколения, привитию молодым людям патриотизма и активной жизненной позиции проводится во взаимодействии органов местного самоуправления с религиозными организациями.
При поддержке православных приходов проводятся экскурсии по историческим местам с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С молодёжью проводятся регулярные беседы и встречи с представителями православной церкви во многих районах области.
Так, за время работы общественного помощника Уполномоченного в Лужском муниципальном районе сложились дружественные, партнерские отношения с представителями Лужского благочиния Санкт-Петербургской Епархии, подготовлен совместный План работы по профилактике социального сиротства, предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
На территории Лужского муниципального района функционируют 4 воскресных школы, в которых обучается 119 православных христиан, в том числе 68 детей. Для населения района учащиеся воскресных школ показывают театральные постановки, кукольные спектакли, направленные на духовно-нравственное воспитание.
Понимая, что духовно-нравственное воспитание – это, прежде всего пропаганда семейных ценностей, укрепление семейных устоев семьи, 13 марта 2012 г. Уполномоченный посетил Санкт-Петербургскую духовную академию. В рамках визита Уполномоченного состоялась встреча с ректором Санкт-Петербургской духовной академией епископом Гатчинским Амвросием.
В ходе беседы стороны обсудили широкий круг вопросов, представляющий взаимный интерес сторон, в частности, формирование общественного мнения по сохранению устоев семьи, сокращению числа разводов и лишения родителей в родительских правах, как итог - предупреждение социального сиротства в области.
Принято решение о проведении семинара в Духовной Академии с участием общественных помощников Уполномоченного по правам ребенка, с подписанием Соглашения о взаимодействии.
Следует сказать, что в Северо-Западном федеральном округе Уполномоченные по правам ребенка активно сотрудничают с Православной Церковью, многие уже заключили Соглашения, или прорабатывают вопрос о сотрудничестве.
Так, в Архангельской области Уполномоченным направлен проект о взаимодействии с Архангельской и Холмогорской митрополией с урегулированием вопросов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Уполномоченный по правам ребенка Новгородской области осуществляет совместное сотрудничество с Новгородской Епархией по вопросам СИЗО , образования, социальной помощи, входит в состав Фонда «Сохрани жизнь», созданного по инициативе Губернатора и архиепископа Новгородского и Старорусского Льва.
Уполномоченным по правам ребенка Вологодской области прорабатывается вопрос заключения Соглашения о сотрудничестве с Вологодской Епархией Русской Православной Церкви.
А представитель Калининградской епархии Русской Православной церкви является членом общественного Совета при Уполномоченном по правам ребенка.
В Ненецком автономном округе Уполномоченный взаимодействует с Русской православной церковью в вопросах защиты прав детей.
В Ленинградской области Уполномоченный считает своей первостепенной задачей работу по предупреждению разводов, как одного из факторов социального сиротства в сочетании с духовно-нравственным воспитанием.
И это новый подход к вопросу сохранения биологической семьи для ребенка, возможность жить и воспитываться в семье, в окружении родных, близких ему людей.
Девиз «Россия без сирот» является главным и определяет природу и смысл деятельности Уполномоченного Ленинградского области.
Сегодня работа с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей с привлечением прихожан, имеющих позитивный опыт семейной жизни и воспитания своих детей , оказывает положительное на них воздействие.
Взаимодействие института Уполномоченных по правам ребенка с религиозными конфессиями может стать одним из инструментов духовно-нравственного, правового и патриотического воспитания детей, а также воспитания родителей, формирования крепких семейных отношений.
Изучение православия и других религиозных культур будет способствовать формированию толерантного мировоззрения.
Изучение правовых норм во взаимосвязи с религиозными, поможет сформировать осознанное соблюдение законодательства и правовую культуру молодежи.
Проблемы детей мигрантов.
Работа, как на территории Ленинградской области в целом, так и в отдельно взятых районах, позволила выявить отсутствие законодательного регулирования большинства аспектов пребывания несовершеннолетних граждан других государств , на территории Ленинградской области в и Российской Федерации. В частности данная проблема была исследована в пределах Выборгского района
Вступление в силу на территории Российская Федерация Конвенции ООН о правах ребёнка означало признание того, что ребёнок от рождения не только обладает всеми правами человека, но и является особым субъектом права, нуждающимся в специальной защите и введении дополнительных механизмов для её обеспечения. Ратифицировав Конвенцию о правах ребёнка, Россия приняла на себя обязательство по приведению своего законодательства в соответствие с положениями Конвенции и теперь несёт ответственность перед международным сообществом за не исполнение , заложенных в ней принципов. Сегодня российское законодательство построено в соответствии с принципами Конвенции, а Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» гарантирует реализацию в отношении несовершеннолетних всех принципов, заложенных в ней.
Однако существующий правовой режим, регулирующий порядок въезда, пребывания на территории Российской Федерации и выезда иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, в отношении несовершеннолетних детей трудовых мигрантов не проработан, что влечёт за собой ущемление прав детей, то есть несоблюдение принцип наилучшего обеспечения интересов ребёнка.
В Российской Федерации действуют нормы права, устанавливающие порядок выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации за её пределы. Контроль за применением данных норм осуществляет Управление пограничной службы ФСБ России. В странах участниках СНГ, откуда идёт поток трудовых мигрантов с несовершеннолетними детьми контроль соблюдения аналогичных норм национального права при въезде в Российскую Федерацию не осуществляется.
Семья иностранца с несовершеннолетним ребёнком приезжает в Российскую Федерацию при этом срок временного пребывания составляет 90 дней. Супруги, иностранные граждане, получив разрешительные документы для осуществления трудовой деятельность, имеют право продлить срок пребывания в Российской Федерации, а их несовершеннолетние дети, не получившие разрешительного документа на трудовую деятельность и по окончании установленного законом срока пребывания в 90 суток, оставшиеся с родителями становятся нелегалами.
Проблемы, выявленные на территории Выборгского района выходят , как за пределы Ленинградской области, так и Российской Федерации.
Уполномоченный стоит на позициях совершенствования как областного, так и федерального законодательства, и реализацию закреплённого в Конвенции принципа наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних граждан, направленного на обеспечение всех прав предусмотренных за каждым ребёнком, находящимся в пределах юрисдикции России без какой-либо дискриминации.
Для этого Уполномоченный считает необходимым :
инициировать внесение изменений в законодательство, в части согласования сроков пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и их несовершеннолетних детей в течение действия трудового соглашения;
принять нормативный правовой акт, согласно которому на въезжающего в Россию трудового мигранта возложить обязанность указывать наличие (отсутствие) несовершеннолетних детей. Данную информацию заносить в трудовую карту мигранта как все базовые сведения. Данным актом ответственность за пребывание несовершеннолетних возложить на работодателей и посольства стран, из которых прибыли мигранты, обязать информацию о появление новых детей в период пребывания в Российской Федерации передавать в посольства своих стран и работодателю;
информацию о всех зафиксированных в родильных домах фактах рождения детей в семьях от матерей мигрантов обязать передавать в посольства стран-доноров трудовых мигрантов, для последующей выдачи национальных свидетельств о рождении детей.
Эти предложения в связи с выявленными миграционными проблемами на территории Выборгского района направлены председателю постоянной комиссии по законности и правопорядку Законодательного Собрания Ленинградской области.-
Дети-участники реализации Национальной стратегии.
Всеобщая Декларация прав человека (ст. 29) признаёт важность участия каждого гражданина в общественной жизни, что даёт возможность свободного и полного развития личности.
По отношению к детям это право закреплено в Конвенции ООН о правах ребёнка. В ст.12 говорится: «…обеспечить ребёнку право свободного выражения собственных суждений по всем вопросам, сказывающимся на жизни ребёнка, и взглядам ребёнка должен придаваться достаточный вес в соответствии с его возрастом и зрелостью».
На реализацию этого права детей и было направлено усилие Уполномоченного :
-проведен социально-политический проект для молодёжи Ленинградской области «Мой наказ Президенту». Целью проекта была возможность включить молодёжь Ленинградской области в обсуждение политического устройства Государства, проявить знание законов и правовых норм, обозначить перспективы развития с точки зрения будущих взрослых жителей государства, высказать свой взгляд на предвыборные мероприятия и возможность самим свободно выбирать Президента страны. Многие предложения ребят заинтересовали депутатов Законодательного собрания Ленинградской области;
-в целях пропаганды здоровых семейных ценностей, выражения внимания и благодарности многодетным и приемным семьям, сумевшим достичь успехов в различных сферах жизни проведен Конкурс «Хорошая семья -лучшая школа жизни».
Конкурс «Хорошая семья - лучшая школа жизни» направлен и на предупреждение жестокого обращения с детьми, профилактику социального сиротства и асоциального поведения несовершеннолетних.
Конкурс проводился в пяти номинациях, каждая из которых позволила показать семейные традиции в воспитании детей.
В Конкурсе приняли участие 45 семей из Ленинградской области, представили материалы о себе и своих детях. В них воспитывается 212 детей, из них 60 – приемные дети, есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Участникам конкурса, проживающим в сельской местности для оказания помощи в развитии подсобного хозяйства, привития детям любви к животным и трудовым навыкам от госплемзаводов Ленинградской области были вручены : 3 молочные коровы, бычок, кролики. Три семьи получили от Леноблптицепрома кур-несушек по количеству детей в приемной семье. Это существенная как материальная, так и психологическая поддержка семей, имеющих детей.
Этот проект получил одобрение в Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка субъектов Российской Федерации, стал примером конкретной адресной помощи семьям.
Конкурс, объявленный к Международному дню защиты детей, показал, что именно семья – опора народа и государства, она является тем сокровищем, которое передается из поколения в поколение, защищая детей от жизненных испытаний. Дети, выросшие в счастливых семьях, принесут в этот мир свой опыт созидания, творчества, любви. И передадут этот бесценный опыт своим детям, ведь «Хорошая семья – лучшая школа жизни!»
Традиционным стал проект в канун Нового Года «Дед Мороз идёт к детям», в рамках которого проводятся праздничные мероприятия с детьми, находящимися на стационарном лечении в муниципальных учреждениях здравоохранения, в социально-реабилитационных центрах, в учреждениях для детей, имеющих проблемы с законом. Дети имеют возможность встретиться с дедом морозом и получить новогодние подарки.
Ежегодно около трех тысяч ребят участвуют в новогодних праздничных мероприятиях, проводимых Уполномоченным совместно Ленинградским областным благотворительным отделением «Российский Детский Фонд».
Обязательным для Уполномоченного является посещение семей с детьми-инвалидами, встреча с родительской и детской общественностью.
В рамках программы «Школьный портфель», традиционно осуществляемой в начале нового учебного года Уполномоченным , Ленинградским областным отделением Детского Фонда и комитетами социальной защиты населения районов области в августе-сентябре 2013 года была оказана помощь семьям области, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К началу нового учебного года 773 школьника получили комплекты учебных принадлежностей и сладости. Часть средств на данную программу перечислили спонсоры.
Конкурсы «Права ребенка в стране детства», «Мы все разные, но мы все вместе», конкурс творческих работ «Старая Ладога», и традиционные посвященные Дню образования Конвенции о правах ребенка , а также другие мероприятия были яркими событиями в жизни детства Ленинградской области. Они открыли новые возможности в самореализации и становлении личности ребенка.
Таким образом, за прошедшие годы наработан определённый потенциал в работе по защите и реализации прав детей Ленинградской области во всех сферах их жизни.
Институт Уполномоченного по правам ребёнка получил признание жителей Ленинградской области , как эффективный механизм защиты прав и законных интересов детства, что подтверждается ежегодным увеличением числа обращений граждан в его адрес.
Одной из главных задач, которая видится с позиции Уполномоченного является признание приоритетности государственной защиты прав и законных интересов детей и восстановление государственных стандартов основных показателей качества их жизни .
Следующая задача – создание эффективной программы поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, защита прав детей-сирот, обеспечение их реальным правом на семью.
Для тех детей, которые находятся на полном государственном обеспечении, - задача так организовать образовательный и воспитательный процессы, постинтернатное сопровождение, чтобы растить лучших из лучших, талантливых, образованных, современных, конкурентно способных специалистов, востребованных на рынке труда Ленинградской области.
Уполномоченный при Губернаторе Ленинградской области
по правам ребёнка, Т.А Литвинова
кандидат педагогических наук