Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
8910
1617
293031
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

Свистать всех в подвал! Как обстоят дела с бомбоубежищами в Ленобласти

06.03.2015 12:40

«Леноблинформ» выяснил, в каком состоянии находятся сооружения защиты в Ленинградской области, что мешает быстро привести их в порядок и реально ли, не полагаясь на общественные убежища, построить укрытие собственными руками.

В ожидании страшного

Эта тема становится все более популярной в условиях кризиса и осложнения международной обстановки. Люди боятся, что вдруг начнется война, и думают, как они будут спасаться в случае беды и как заранее обезопасить себя и своих родных.

Есть ли рядом бомбоубежище? Куда бежать, если произойдет то, о чем пока предпочитают вслух не говорить? Как узнать, что пора прятаться?

В последнее время эти вопросы звучат все чаще – жители области задают их на личных приёмах чиновников и депутатов, адресуют главе региона в письмах, на телефонных линиях и встречах во время рабочих поездок. Об этом же говорят и обращения, которые время от времени поступают в блоги руководителей на «Леноблинформе».

«Вера Владимировна, в силу складывающейся политической обстановки, к вам, как лицу ответственному за гражданскую оборону, вопрос — имеются ли в нашем городе укрытия и бомбоубежища для защиты населения? По каким адресам они расположены и какова их степень оснащения? Сложность вопроса и необходимость приведения данных объектов готовность обсуждалось еще прошлой весной в Государственной Думе. Какие мероприятия были проведены в данном направлении?» — интересуется наш читатель Дмитрий Юнчиц в блоге главы администрации города Коммунар Веры Пыжовой.

«Здравствуйте, у меня необычный вопрос — есть ли у нас бомбоубежище?» — спрашивает гость блога главы администрации Сланцевского района Игоря Федорова.

«Скажите, пожалуйста, есть ли на территории Лебяженского поселения бомбоубежище?» — еще один читатель задает вопрос в блоге главы администрации Ломоносовского района Алексея Кондрашова.

Повышенный интерес к этой теме не остался без внимания областных властей. В середине февраля на встрече губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко с депутатами Законодательного собрания его озвучил народный избранник Владимир Петров.

В ответ Александр Дрозденко рассказал, что принято решение привести в порядок те бомбоубежища, специально построенные для эвакуации граждан. До 15 марта пройдет инвентаризация всех бомбоубежищ в Ленинградской области, сообщил губернатор.

По его словам, на протяжении последних двадцати лет назад бомбоубежища нашего региона являются бесхозными, поэтому в первую очередь нужно заняться вопросом их юридического оформления.

Кто хозяин?

Бесхозные – значит, бесхозяйные, а если нет хозяина, то и просить привести их в порядок некого. Но порядок наводить надо.

Вопрос о том, кто же все-таки должен этим заниматься, корреспондент «Леноблинформа» адресовала специалистам по ГО и ЧС нескольких районов Ленобласти.

Отвечая на него, заместитель главы администрации по безопасности и организационным вопросам Сосновоборского городского округа Андрей Калюжный прежде всего пояснил, что слово «бомбоубежище» уже давно не применяется. Правильно называть эти строения «защитными сооружениями гражданской обороны», и они бывают двух типов - убежище и противорадиационное укрытие (ПРУ).

Убежище отличается от ПРУ тем, что имеет определённый класс защиты и больше заглублено в землю. Говоря о противорадиационных укрытиях, мы имеем в виду по большей части подвалы домов, которые рекомендованы к использованию в случае радиоактивного облака или какого-либо заражения, пояснил нам другой специалист по безопасности, начальник отдела общественной безопасности, мобилизационной работы, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Подпорожского района Александр Богомолов.

Часть защитных сооружений является собственностью различных производственных или потенциально опасных объектов, таких как ЛАЭС или Верхнесвирская гидроэлектростанция, а другая часть имеет статус либо федеральной, либо частной собственности.
Ведомственные сооружения защиты находятся в отличном состоянии. «Состояние убежищ, которые располагаются на промышленных предприятиях Соснового Бора, можно оценить на «отлично». Они готовы в случае необходимости принять людей. Поддержание их в рабочем состоянии является одним из условий выдачи лицензии для осуществления деятельности на потенциально опасных объектах, в противном случае предприятие ее попросту не получит», - объясняет Андрей Калюжный.
Иным образом обстоит ситуация с защитными сооружениями, не находящимися «под опекой» больших организаций. Например, сосновоборские ПРУ, как правило, расположены в жилой зоне, в подвалах. Они создавались 1980-90-е годы, когда в городе велось активное жилищное строительство, и с тех пор заметно обветшали. Собственник в лице государства давно перестал следить за их состоянием.

При этом законодательство допускает коллизию: согласно Жилищному кодексу РФ вместе с покупкой квартиры во владение собственника переходит и часть общедомовой площади, в том числе и подвальные помещения. Расходы по их содержанию собственники дома несут, но всецело распоряжаться ими в силу того, что это ПРУ, не могут, поскольку они имеют особый статус объектов гражданской обороны, рассказал Андрей Калюжный.

«Мы обращались в Министерство обороны России, МЧС и территориальные структуры с просьбой, чтобы они выступили инициаторами изменений законодательства. Государство должно официально признать расходные обязательства и принять решение: или самостоятельно содержать защитные сооружения через свои территориальные структуры, или же передать их в собственность Ленинградской области. При этом объект может быть передан только в надлежащем состоянии», — пояснил наш сосновоборский собеседник.
От коллизии страдают и ПРУ в Подпорожском районе. Районная администрация вроде бы обязана следить за состоянием ПРУ, но не может, поскольку они находятся в частной собственности владельцев квартир.

«Не могу же я прийти к вам домой и сказать: «Давайте я вам кафель поменяю в ванной. Вы меня пустите разве?» - говорит Александр Богомолов.

Ему представляется, что выходом из ситуации могут стать собрания собственников домов, где располагаются ПРУ, на которых те принимают решение об их ремонте. Ведь никто, кроме них, принять такое решение просто не вправе. На ремонт всех объектов безопасности потребуются миллионы рублей, поскольку обновление затронет и коммуникацию, и вентиляцию, и оборудование. Большую часть этих расходов должны будут понести сами собственники, но, поскольку какая-то часть квартир принадлежит муниципалитету, администрации придется вложиться, рассуждает подпорожский специалист по безопасности.

Рассказывая о ситуации с ПРУ в своем районе, Александр Богомолов отметил, что на балансе Подпорожского района находятся всего около пяти из 70 существующих ПРУ, они располагаются в том числе под социальными объектами. Если их будут ремонтировать, то средства на это районные власти должны будут изыскать в бюджете.

Об одном из возможных решений проблемы приведения в порядок ПРУ мы узнали, поговорив с начальником отдела ГО и ЧС администрации Гатчинского района Виктором Ухановым. Он рассказал, что одно из самых больших убежищ в его районе, расположенное в Гатчине у Черного озера, требует ремонта, но выполнить его предстоит предпринимателю, который арендовал помещения. Согласно договору аренды между ним и районной администрацией, бизнесмен обязуется за свой счет привести убежище в надлежащее состояние. По закону арендатор имеет право использовать его помещения для своих нужд, но в случае объявления военной опасности и мобилизации должен в течение 24-х часов освободить их и передать убежище местным властям.
Как выяснил «Леноблинформ», такая практика широко распространена в Санкт-Петербурге. В большинстве из 4000 защитных укрытий Северной столицы расположились магазинчики, салоны услуг, питейные заведения. Безусловно, собственники наводят в них порядок перед тем, как принимать клиентов. Однако по условиям аренды они не должны изменять систему фильтрации воздуха и менять планировку, чтобы не нарушить главное назначение бомбоубежища.

Может ли прижиться эта практика в Ленобласти, пока сказать сложно. На данный момент, как мы уже писали, власти региона планируют в первую очередь разобраться с собственностью убежищ. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко считает, что судьбу ПРУ, входящих в долевую собственность ТСЖ, должны решить общие собрания собственников жилья, на которых последние либо дадут согласие передать их региону, либо оставят за собой. После этого будет подготовлена программа ремонта областных убежищ.

«После всех необходимых формальностей мы готовы принять бомбоубежища в областную собственность, — подчеркнул Александр Дрозденко на встрече с депутатами региона. — В течение трех лет мы приведем их в полный порядок и закроем на замок».

А если завтра война?

На то, чтобы определиться с собственностью помещений убежищ и провести их ремонт, необходимо время. А что, если беда случится не в отдаленном будущем, а буквально завтра? Попытавшись ответить на этот вопрос, наш корреспондент пришел к неутешительному выводу: нынешнее состояние сооружений безопасности 47-го региона в общем и целом оставляет желать лучшего, в случае военной угрозы стопроцентно рассчитывать на спасение в них жители Ленобласти вряд ли могут. Одно хорошо: власти об этом задумались всерьез, как на региональном, так и на местном уровнях.

Особый интерес в данном вопросе вызывает функционирование убежищ в Сосновом Бору - атомграде, для жителей которого вопрос безопасности является первостепенным.

В результате проведенной в прошлом году инвентаризации в городе насчитали 18 убежищ и 24 ПРУ. Последние в большинстве своем за долгие годы пришли в негодность. Использовать их в случае угрозы нельзя - без защитных фильтров и необходимого вентиляционного оборудования они не только не могут быть средством к спасению, но и сами по себе опасны. Если завтра наступит война, людям будет предложено укрыться в домах, по возможности избегая при этом комнат с большим остеклением.

«Если нельзя использовать то или иное защитное сооружение, мы будем рекомендовать и другие способы зашиты, в частности противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки. В крайнем случае будем эвакуировать людей за пределы города», - рассказал Андрей Калюжный.

В не менее удручающем состоянии пребывает и большинство из 70 противорадиационных укрытий самого отдаленного района Ленинградской области, Подпорожского.

В отличие от ПРУ, главное и единственное бомбоубежище района, расположенное на Верхнесвирской ГЭС, полностью отвечает всем требованиям и в любой момент готово спасти людей.

Правда, в Подпорожье, в отличие от Соснового Бора, вероятность какой-либо серьезной угрозы значительно ниже. По словам Александра Богомолова, Подпорожский район не категорирован к эвакуации и имеет очень косвенное отношение к ней, поскольку на его территории нет радиоактивных предприятий, могильников и нефтеперерабатывающих производств.

«Мы исходим из того, какую угрозу представляет окружающий мир для нас», — пояснил он.

В Гатчинском районе, одном из самых приближенных к Северной столице, есть 25 бомбоубежищ и более 100 противорадиационных укрытий. Их постепенно приводят в порядок, и можно надеяться, что этот процесс будет завершен вовремя – ведь гражданской обороне районная власть уделяет особое внимание.

Как рассказали «Леноблинформу» в администрации Гатчинского района, здесь разработан план гражданской обороны и защиты населения, ежегодно проходит 5-6 комплексных учений, в поселениях создаются учебно-консультационные пункты, один из которых - в Сяськелевском сельском поселении - в 2014 году занял первое место в смотре-конкурсе в Ленинградской области, и четвертое – по всему Северо-Западу.

Отдельный вопрос касается системы оповещения: если катастрофа приблизится, то как люди о ней узнают? Особенно актуальным он стал после печальных событий в городе Крымске Краснодарского края летом 2012 года, когда при наводнении местные жители слишком поздно узнали о надвигающейся беде, и в результате многие не успели спастись.

Печальные события в Крымске послужили поводом для массовых проверок системы оповещения во всех регионах России и её модернизации.

В конце декабря губернатор Александр Дрозденко запустил новую систему экстренного оповещения населения в Сосновом Бору. Пилотный проект был успешно отработан на атомграде и теперь будет применяться и в других районах 47-го региона.

«Помимо этой новой системы, у нас действует и общая региональная система оповещения, так что на сегодняшний день мы вышли на уровень практически 90-процентного охвата всей территории городского округа — это самый лучший показатель в Ленинградской области. Без оповещения осталась лишь маленькая часть территории, в основном это садоводства и гаражные кооперативы. Работа в этом направлении будет продолжена», — подчеркнул заместитель главы администрации по безопасности и организационным вопросам Сосновоборского городского округа Андрей Калюжный.

В Подпорожском районе работоспособность региональной автоматизированной системы центрального оповещения населения о ЧС проверяют каждый день, а иногда и по нескольку раз в день. Система, в частности, предусматривает перехват радио- и телесигнала и распространение по радио и телевидению сообщения об опасности, начинающееся с «Внимание всем!», пояснил начальник отдела общественной безопасности, мобилизационной работы, ГО и ЧС Подпорожского района Александр Богомолов.
Аналогичная система установлена в Гатчинском районе. Звук ее сирен привлекает внимание граждан, которые должны немедленно включить телевизор, радио, интернет и прослушать сообщение. После сирены, как правило, задействуются громкоговорящие устройства, чтобы речевой информацией предупредить граждан об их дальнейших действиях, рассказал начальник отдела ГО и ЧС администрации Гатчинского района Виктор Уханов.

Бомбоубежища: сделай сам!

Пока власти озабочены пересчетом защитных сооружений и планами на их реновацию, некоторые предусмотрительные граждане предпочитают не терять время даром. Одни, впадая в панику, придумывают, как обезопасить себя собственными силами и собственноручно строят у себя в домах «бомбоубежища». Другие, не полагаясь на свои золотые руки, предпочитают купить готовый бункер или организовать его возведение на своем участке с помощью профессионалов.

Спрос рождает предложение, и сегодня на строительном рынке без труда можно найти сразу несколько вариантов ответа на запрос «бомбоубежище для частных клиентов».
Корреспондент «Леноблинформа» узнал, как построить бункер своими руками и сколько стоит заказать его у предприимчивых строителей.

Если вы будете искать в Интернете предложение подобных услуг, хотим вас предупредить: под громким словом «бомбоубежище» строители, как правило, понимают обычный погреб - такой, в котором обычно хранят овощи и соления. Единственное, что будет отличать ваше убежище от погреба - опалубка, или крыша, которую сделают прочной, хорошо изолирующей от внешнего мира и не заметной снаружи.

Для строительства частного бомбоубежища идеально подойдет возвышенность, место, которое не смогут затопить дожди или сезонные наводнения.

Сначала нужно выкопать яму. Поскольку котлован будет немаленьким, без экскаватора не обойтись. Заливку стен обычно делают методом непрерывного бетонирования, для этого используют цемент и примеси (камни, песок и прочее). Чем стены толще, тем лучше, уверяют строители. Вход в убежище делается из обычной железобетонной трубы и закрывается канализационным люком.

Однако перед строительством подземного бункера в первую очередь необходимо продумать систему коммуникаций. Придется пробурить скважину, через которую в ваше укрытие будет поступать вода, и проделать соответствующие отверстия для труб в бетонной стене подземного бункера. Нелишне подумать и о фильтрации, поскольку при самом неблагоприятном стечении обстоятельств вода может быть заражена радиоактивными отходами или еще чем-нибудь не полезным. Внимательно следует подойти и к вентиляции воздуха, для этого необходимо приобрести специальное оборудование. Техника и электропроводка понадобятся также для обеспечения теплом и светом.

В бомбоубежище должен быть санитарно-технический узел. Чтобы создать туалет, нужно выкопать еще одну, отдельную яму, соединив ее с основным помещением проходом из железобетонной трубы.

Строители, предлагающие свои услуги по возведению бомбоубежищ, либо делают погреб по описанной выше схеме, либо помещают в яму уже готовый, привезенный железобетонный бункер, к которому также подводят коммуникации.

Цена бомбоубежища зависит от многих факторов и, как признаются строители, во многих случаях может отличаться от заявленной изначально. В первую очередь, играет роль состояние грунтовых вод на участке, где планируется построить бункер. Если рядом есть реки, озера или ваш дом стоит на болотистой местности, убежище обойдется дороже – участок придется предварительно осушить. Важна также удаленность места от Санкт-Петербурга, поскольку все необходимые материалы и технику строители повезут из мегаполиса. Определяющим для ценообразования, безусловно, станет толщина стен, глубина размещения бункера и некоторые другие нюансы.

Корреспондент «Леноблинформа» попросил прикинуть стоимость убежища размером 5 х 5 метров и потолками высотой 2,5 метра, не очень глубокого, на сухом участке.

Строитель погребов, которого мы нашли по объявлению, сообщил, что за 200 тысяч рублей он и его бригада берутся сделать подземное помещение в заранее выкопанной без их помощи яме, без гидроизоляции и без каких-либо коммуникаций. Если не заливать стены погреба бетоном, а выложить их кирпичом, можно сэкономить до 50 тысяч рублей. А можно, напротив, сделать получше, но подороже, используя различные технологии усиления конструкций, в том числе для их защиты от возможных снарядов.

Другой строитель возведение подобного погреба оценил в 150 тысяч рублей без учета стоимости материалов, акцентировав на том, что цена колеблется в зависимости от курса доллара.

Еще одна частная фирма предложила нам  готовый металлический бункер за 300 тысяч рублей без учета установки.

Мы нашли и тех, кто специализируется на создании «бункеров»-погребов «под ключ». Представитель этой компании назвал цену в 500 тысяч рублей – за эти деньги они готовы выполнить все работы, включая рытье котлована и прокладку коммуникаций. 

Автор: Анастасия Панфилова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области