Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
28
2930
             


 1234567890

Новости

Ах, было времечко!

16.07.2019 16:00

Что происходило в стране и в мире ровно 20, 40, 100 лет назад? Любую дату несложно «загуглить» в интернете и тут же получить ответ на этот вопрос. Но гораздо интереснее найти ответ в старых газетах, хранящих не только ценную информацию, но и особенную атмосферу своей эпохи. Листая их, то ловишь себя на ностальгии, то, напротив, радуешься, что тебе посчастливилось родиться и жить в другие годы, не переживая того, о чем там написано. В любом случае копаться в старых газетах – потрясающее занятие. Предлагаю вам разделить со мной эту радость. В новой рубрике я буду рассказывать вам о том, что «выкопала», читая газеты, вышедшие в те же дни, что сейчас на календаре, только на несколько десятилетий – а то и на пару веков – раньше.

«Правда», 14–18 июля 1938 года:

ЗВЕЗДЫ СОШЛИСЬ

Ровно 81 год назад, в середине июля 1938 года, советские газеты пестрели сообщениями о двух авиаперелетах, советском и американском.

Пока вы будете читать эту статью, сотни самолетов взлетят в небо, и еще сотни приземлятся. Тысячи пассажиров потянутся, глядя в иллюминатор, и нетерпеливо поглядят на часы. Их сердце не ёкнет от того, что они только что летели быстрее птиц, преодолевая гигантские расстояния. И никому не придет в голову бросаться к кабине пилотов, кричать им «ура» и обниматься от радости.

В первой половине прошлого века было иначе. Человечество буквально влюбилось в небо и не сдерживало своей влюбленности. Люди щурились, вглядываясь в синюю даль, не от солнца, а от слез счастья. У них захватывало дух: подумать только, там, над облаками, летит наш человек, один из нас, километры земли мелькают у него под крылом, и Вселенная расступается перед ним, открывая необозримые горизонты! До звезд было еще далеко, но самолеты летали все дальше и выше. Летчики соревновались друг с другом, били рекорды, совершали подвиги – и становились «звездами», живыми легендами. Иногда эти люди-легенды едва не пересекались друг с другом в воздухе.

Так произошло в июле 1938 года, когда в воздушном пространстве Советского Союза почти одновременно перемещались два самолета, к которым было приковано внимание всего мира. В одном из них возвращались в Москву Владимир Коккинаки и Александр Бряндинский, несколькими днями ранее совершившие рекордный беспосадочный перелет из столицы на Дальний Восток (расстояние 7600 км они прошли за 24 часа 36 минут). В другом знаменитый американский предприниматель, летчик и режиссер Говард Хьюз (помните фильм «Авиатор» с ДиКаприо? Это про него) продолжал свою кругосветку по маршруту Нью-Йорк – Париж – Москва – Омск – Якутск – Фэрбенкс (Аляска) – Нью-Йорк. Он тоже поставил рекорд: 23600 км за 3 дня 19 часов 8 минут. Mokymai vadovams, vadovų atranka, lyderystės mokymai, personalo atranka Primum Esse

Советские газеты писали про оба эти перелета. Разумеется, в пропорции 10:1 в пользу отечественного. 14–18 июля «Правда» изобиловала публикациями о наших летчиках, Хьюзу же посвящались скромные информационные сообщения на последних страницах. СССР выражал искреннюю симпатию американцу, но подчеркивал: наши успехи все равно неоспоримо существенней.

 

Владимир Коккинаки и Александр Бряндинский

14 июля центральная газета опубликовала статьи начальника военно-воздушных сил Александра Локтионова и ведущего авиаконструктора страны Сергея Ильюшина, в которых они обозначили главную стратегическую роль совершенного перелета из Москвы на Дальний Восток.

«В будущей войне, которую готовят против нас фашистские разбойники, военная армия СССР покажет свою выучку и боевые свойства, – писал Локтионов. – Враги должны помнить, что у нас в СССР авиация является любимым детищем советского народа, и поэтому она непобедима. Наша страна создала изумительные самолеты, которые могут летать быстро, высоко и на очень далекие расстояния без посадки. Если понадобится, то авиация Европейской части СССР через сутки сможет появиться на Дальнем Востоке».

«Особенность этого перелета заключается также в том, что он совершался не в специальной машине, приспособленной к рекордному полету, а на обыкновенном серийном самолете, – подчеркивал Ильюшин. – Такие машины в массовом порядке выпускаются нашими отечественными авиационными заводами. Это факт свидетельствует о высоком уровне советской авиационной техники, опирающейся на могущественную индустриальную базу страны.

<…> Благодаря исключительно теплой, отеческой заботе товарища Сталина о нуждах и запросах советской авиации, конструкторы самолетов имеют неограниченные возможности для творческой работы. В авиации особенно важны эксперименты. И в этой области нам предоставлены широчайшие возможности. Нам дается буквально все, что нужно для работы, для творческого и созидательного труда. И, естественно, кому много дается, с того много и спросится. Мы, советские конструкторы, обязаны дать стране еще лучшие, еще более совершенные самолеты, на которых наши доблестные сталинские соколы будут бить врага в любом месте его территории, если только он посягнет на священные границы нашей родины».

16 июля – радостный репортаж о встрече Коккинаки и Бряндинского на Центральном аэродроме столицы, куда приехали нарком оборонной промышленности Михаил Каганович, начальник ВВС Александр Локтионов, маршал Советского Союза Семен Буденный, герои, коллеги-летчики, друзья и родные, а также огромная толпа восторженных сограждан.

«Взоры всех собравшихся на аэродроме обращены на восток, откуда должна появиться краснокрылая птица с гордой надписью «Москва». В шесть часов пятнадцать минут она появилась в сопровождении двух истребителей, вылетавших навстречу героическим летчикам. Владимир Коккинаки сделал круг над аэродромом, где в это время тысячи людей восторженными овациями и криками «ура» приветствовали мужественных сынов советского народа, пролетевших за сутки из Москвы в район Владивостока».


Встреча на Центральном аэродроме. Фото: kokkinaki.ru

17 июля – фото Владимира Коккинаки на фоне самолета «Москва».

Наконец, 18 июля на первой полосе «Правды» – Указ Президиума Верховного совета СССР о награждении экипажа «Москвы», командира Коккинаки и штурмана Бряндинского, званиями Героев Советского Союза и выдаче им денежных премий по 25 тысяч рублей каждому, а также пламенная передовица «Победители пространств» о том, что «вся страна встретит весть об этом с большой радостью и с чувством глубокого удовлетворения».

Что касается Хьюза, то его возвращение на родину тоже было триумфальным: на улицах Нью-Йорка его встречала, по свидетельствам очевидцев, толпа в миллион человек, и такой же ажиотаж творился по прибытии летчика в его родной город Хьюстон. В газете «Chicago Tribune» написали: «Когда у нас есть такие летчики, у Люфтваффе нет никаких шансов». Хьюз был награжден высшей гражданской наградой США – золотой медалью Конгресса, получать которую не приехал, увлекшись другими делами. Медаль ему выслали почтой.

«Правда» по этому поводу не выражала особых восторгов, выпустив лишь небольшую заметку в номере от 14.07.1938 г. В ней говорилось о том, что советское правительство оказало американскому летчику неоценимую помощь при подготовке к кругосветному перелету. Чтобы это не выглядело нескромно, газета сослалась на зарубежных коллег из «Нью-Йорк таймс» и «Геральд Трибьюн». И, невзначай, упомянула совершенный ровно год назад, летом 1937 года, второй беспосадочный перелет из СССР в США самолета АНТ-25 под управлением Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина: «Советское правительство охотно оказывает помощь Юзу, – процитировала «Правда» нью-йоркскую газету. – Содействие, оказанное ему, являются ответом на ту помощь, которая была оказана советским летчикам в США в прошлом году». Иными словами: мы тоже не лыком шиты, и без нас вы бы не справились.

Спустя 81 год все политические подоплеки, весь официальный пафос уходят на второй план. На первом же – мировое, общечеловеческое значение этих событий. Именно так, шаг за шагом, люди покоряли небо. И покорили его настолько, что теперь могут спокойно зевать у иллюминатора, пока крылатая машина несет их из земной точки А в точку B. Жаль только, что радоваться разучились.

Анастасия Бычкова

Каждый день - статьи о самых интересных газетных и журнальных публикациях прошлых лет и веков читайте на канале "Старые новости". https://zen.yandex.ru/id/5d1a4f81380a4300ac0729d0

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

support@shararam.ru
12.08.2021 14:54:21
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Оставить комментарий

Новости