Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 45
11
1819
20212223242526
2728293031
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

Реконструкция железной дороги Выборг – Каменногорск: все против, один «за»

27.07.2012 08:17

Реконструкция железной дороги между Выборгом и Каменногорском — часть проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская» Октябрьской железной дороги, который был запущен в 2004 году. Цель проекта - организовать скоростное движение пассажирских поездов между Петербургом и Хельсинки. Для этого было решено освободить железную дорогу Петербург - Выборг от грузовых составов и перевести грузовое движения на новую линию Выборг – Каменногорск – Лосево – Сосново – Ручьи, стоимость строительства которой - 50,3 млрд рублей.

Здесь и произошло столкновение интересов – местные жители категорически против этого проекта, их позицию целиком поддерживают местная и региональная власть, инженеры, экологи. РЖД – за. Противостояние сохраняется уже больше двух лет.

Строительные работы на всей протяженности трассы идут минимум полгода, а, между тем, проект на данный момент находится только в стадии согласования. Он даже не прошел государственную экспертизу. Это не смущает руководство ОАО «РЖД», но весьма сильно тревожит жителей.

Граждане: Нормальной жизни пришел конец

«Как можно было не только запланировать, но одобрить и запустить столь неразумный проект? - возмущается руководитель инициативной группы недовольных граждан Галина Рацун. – Он не несет в себе ни одного положительного момента.

Во-первых, это прямой путь к экологической катастрофе. В результате строительства страдают природные и рекреационные объекты Ленобласти. Лишь пара примеров: Смирновское озеро вышло из берегов, так как в его воды строители ссыпают грунты; под угрозой окрестности знаменитого Лосевского порога. Примеров еще масса.

Во-вторых, проект лишает местных жителей права на нормальную жизнь. Сейчас по железной дороге ходят 10 пар поездов в сутки, а после реконструкции их число увеличится до 45 пар – это четыре поезда в час. При этом между Каменногорском и Выборгом всего 12 автомобильных проездов. Строительство виадуков проект не предусматривает, проезд будет ограничиваться привычным способом – перекрытием движения транспорта, причем за 10-15 минут до прохода поезда. Несложно подсчитать, сколько времени останется у водителей, чтобы переехать через железнодорожные пути - совсем ничего.

Небольшие поселения окажутся в прямом смысле отрезанными от мира. Например, жители поселка Гвардейское скорую вызывают из Выборга, а их дети ходят учиться в выборгские школы. Как им жить, если большую часть дня путь в город будет преграждать шлагбаум?

Еще одна проблема - местные дороги. Во время строительства новых путей по ним каждый день проходят грузовики массой порядка 60 тонн. Денег на то, чтобы после окончания стройки привести дороги в порядок, проект не предусматривает.

Претензий бесконечное множество. При этом администрация Выборга занимает молчаливую позицию».

Администрация Выборгского района: С РЖД договориться не возможно

Однако местные власти тоже озабочены сложившейся ситуацией. Еще в мае на совещании у губернатора главы Выборгского и Приозерского районов солидарно заявили, что отсутствие путепроводов неприемлемо. Тогда представитель РЖД обещал учесть эти замечания, однако, судя по всему, обещание выполнено не было.

«Администрация весьма обеспокоена, - комментирует первый заместитель главы администрации Выборгского района Эдуард И. – Пытаясь привлечь внимание к проблеме, мы писали и в природоохранную прокуратуру, и в транспортную, пытались договориться со специалистами ОАО «РЖД». Но пока все безрезультатно.

Железнодорожники отмахиваются от утверждения о том, что на дорогах регионального значения переезды должны быть двухуровневыми, и подчеркивают, что в соответствии со СНиПом это касается строительства, но не реконструкции. Тем более, что работы они ведут в полосе своего отвода. И, если бы не необходимость строить дополнительные участки, сомневаюсь, что местные власти были бы допущены к решению этого вопроса – РЖД обустраивает свою территорию.

К сожалению, у нас нет полномочий запретить дальнейшую реконструкцию, при всем понимании того, что действия железнодорожников, мягко говоря, далеки от законных. К настоящему моменту жители подали заявление в суд. Мы одобряем это действие и постараемся оказать всю посильную помощь в решении столь острого вопроса».

Областной комитет по транспорту: Вместо 14 путепроводов надо построить 28

Проект предусматривает строительство на участке Лосево – Каменногорск за счет средств Инвестфонда РФ 14 двухуровневых пересечений, в том числе девяти автодорожных путепроводов, четырех железнодорожных и одного совмещенного железнодорожно-автодорожного. А на уже существующих участках, Ручьи – Лосево и Каменногорск – Выборг, которые реконструируются за счет средств ОАО «РЖД», строительство путепроводов не запланировано.

По оценке комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре, необходимо построить еще 14 путепроводов, по семь на каждом из этих двух участков. Но стоимость одного переезда составляет несколько миллиардов рублей, поэтому строить их за счет областного или муниципальных бюджетов нет никакой возможности. Подобные субсидии должны предоставляться Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Для этого нужно сформулировать заявку и определить первоочередные объекты строительства.

С июля 2013 года вступят в силу новые технические регламенты, требующие устройства пересечений скоростных железнодорожных линий с автомобильными дорогами в разных уровнях. Но до этого еще целый год, а реконструкция уже сейчас негативно сказывается на транспортной доступности ряда населенных пунктов и садоводческих товариществ в Приозерском и Выборгском районах.

Ученые: Проект - плохой

Как отмечает директор ФГУП «РосНИПИУрбанистики» Владимир Щетинский, данный проект является одним из четырех вариантов, разработанных московскими институтами «Гипротранспуть» и «Мосгипротранс». Именно он был одобрен постановлением НТС ОАО «РЖД» исключительно по экономическим основаниям в интересах ОАО «Лукойл», построившего грузовой нефтеналивной терминал в Высоцке.

«Однако это не уменьшает его недостатков, - говорит директор института. – Несомненно, что трасса на всем ее протяжении отрицательно повлияет на сложившееся землепользование, ценные ландшафты, рекреацию, туризм, дачное и садовое строительство, развитие населенных пунктов, демографию, занятость населения, экологию, местную автодорожную сеть и внутрирайонные связи».

РЖД: Они все не правы

Нарушение норм градостроительного и земельного кодексов должны пресекать надзорные органы. Но прокуратура предпочитает не вмешиваться в эту историю. Формально строительство действительно почти везде ведется в полосе отвода существующей железной дороги, то есть на земле, принадлежащей РЖД. А железнодорожники, в свою очередь, опровергают претензии и местных жителей, и экологов.

По словам главного инженера петербургской ДКРС ОАО «РЖД» Романа Соловьева, данный проект заслуживает доверия, а все данные о том, как будет функционировать новая дорога, недостоверны.

К примеру, говорит он, информация о том, что интервалы в движении составов составят лишь 5-10 минут в час, неверна. Что касается виадуков, то по всем нормам и правилам места пересечения железнодорожного и автомобильного полотна на конкретном участке пути не требуют их разноуровневого существования. Чтобы возник вопрос о строительстве путепроводов, интенсивность движения должна составить не менее 50 пар поездов в сутки, причем решение этого вопроса находится в государственном ведении, утверждает Роман Соловьев.

Главный инженер в курсе, что существует проблема внутрипоселковых дорог, разбитых грузовым транспортом, но уверен, что ответственность за это несут ГИБДД и полиция - сотрудники этих ведомств должны внимательно относиться к перегрузам на дорогах, вовремя устанавливать знаки ограничений и выписывать штрафы. Проект РЖД не предусматривает использование техники, не разрешенной для проезда по дорогам общего пользования, поэтому и средств на содержание дорог в нем не заложено. Железнодорожники готовы пойти людям навстречу и разбираться по каждому конкретному случаю, если поступят жалобы от жителей на нарушения с их стороны, но только если такие факты будут зафиксированы документально в виде протокола и претензии. Пока, по словам Романа Соколова, такая документация им ни разу предоставлена не была.

Депутат ЗС: По сути, это самострой

Проект еще не утвержден и формально его как бы еще не существует, однако, по оценке общественности, ущерб он уже наносит вполне реальный. На всех прошедших публичных слушаниях, посвященных реконструкции железной дороги Выборг - Каменногорск, местные жители единогласно высказались против. Их мнение было зафиксировано в протоколе встречи.

По закону этот протокол должен быть учтен при проведении госэкспертизы. Только по ее итогам проект может быть либо одобрен, либо отправлен на доработку.

Присутствовавший на последнем слушании депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Цой заявил, что собирается направить протокол губернатору Ленобласти и в федеральные ведомства. «По сути, здесь творится самострой», - так прокомментировал ситуацию депутат

Экологи: Все не по закону

С депутатом полностью солидарен и координатор движения «Зеленая волна» Алексей Травин.

«Грубейшим образом нарушен определенный законом порядок разработки проектной документации, - категорично заявляет эколог. – Отсюда и все проблемы. Проект сделан на основании градостроительного плана, который неизвестно откуда взялся. По закону сначала необходимо определить границы объекта и провести по ним слушания, потом сделать территориальное планирование, которое жители могли бы оспорить, в том числе в суде (но никакого планирования не было, соответственно и оспаривать нечего). Лишь после этого может приниматься градостроительный план, на основании которого создается проект. Затем проект проходит стадию слушаний, госэкспертизу — и только тогда можно строить!»

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области