Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 45
789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
             


 1234567890

Новости Рощино

Сельский учитель

30.10.2013 20:25

Мы продолжаем серию рассказов о встречах с интересными людьми Рощинского городского поселения. На этот раз наш гость – учитель рисования Рощинской средней школы, художник с мировым именем, выставки которого с успехом проходят в США и Европе, тренер чемпионов России по тяжелой атлетике, Альберт Александрович Бакун. Предлагаем вашему вниманию полное интервью и свежие фотографии.

1. Здравствуйте, Альберт Александрович, разрешите задать Вам несколько вопросов.
Здравствуйте. Пожалуйста.

2. Когда и где Вы родились? Кем были ваши родители?
Я родился в Выборге в 1946 году. Мои родители - и папа, и мама, были офицерами, защищали Ленинград, освобождали Выборг. Папа закончил войну в звании майора. Мама пережила блокаду, воевала на торпедных катерах, была ранена.

3. Где Вы учились? Почему выбрали именно эту профессию? Как нашли свое призвание?
По-моему, я уже родился с карандашом в руке, любил рисовать с самого раннего возраста, поэтому с выбором профессии проблемы не было. Ну, а чтобы получить ее, потребовалось преодолевать препятствия. Я учился в школе Выборге и в Таллине, куда родителей забросила военная судьба.
После восьмого класса я поступил в художественное училище в Ленинграде. За участие в знаменитой выставке шестидесятников в ДК Газа, вместе с Шемякиным, Филимоновым, ищущих искусство без идеологии, был отчислен из училища. Через год восстановился и закончил его с красным дипломом под руководством известного тогда художника Николая Бабасюка, хотя своих воззрений и не поменял. После училища поступил на вечернее отделение Московского полиграфического института, ректор которого Геннадий Дмитриевич Епифанов, собирал и оберегал многих нестандартных молодых художников от влияния идеологической машины.

4. Как давно Вы приехали в Рощино? Как попали в школу?
В Рощино я живу с 1967 года. Никогда не думал, что буду работать в школе. Нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание, оплачивать дорогу в институт, а в Рощинской школе как раз освободилось место учителя по ИЗО (молодого преподавателя забрали в армию), и директор школы Беляев Владимир Федорович принял меня на работу, на которой я и работаю до сего времени уже 46 лет.

5. Вы работали и учились. Как складывался Ваш распорядок дня?
Мои уроки в школе, как и сейчас, начинались в 8.30, заканчивались за 15 минут до электрички, на которую я обычно бежал бегом. Пока ехал, писал рефераты или читал своего любимого Томаса Манна. По приезду сразу отправлялся в Эрмитаж, где учился рисовать по работам выдающихся мастеров прошлого: Веласкеса, Боттичелли, Тициана, Эль-Греко.
После Эрмитажа, вечером шел учиться в институт, филиал которого располагался на канале Грибоедова. Занятия заканчивались в 21.00. После них я отправлялся в библиотеку Академии Художеств, где продолжал учебу до 22.30. Потом в спортзал заниматься штангой с 22.30 до 23.30. И, иногда, не успевая даже принять душ, бежал через Румянцевский сад на последний троллейбус №5, который довозил меня до Финляндского вокзала к 00.15 минутам. Последняя электричка отправлялась в 00.20, турникетов тогда не было, забегая по пути в буфет вокзала (часто это был единственный перекус за весь день), садился в поезд, и, нет, не спал, а рисовал домашние задания. Приходя домой около двух часов ночи, падал, чтобы встать к первому уроку. Иногда зимой, когда нужно было выступать на лыжных соревнованиях, ночью тренировался на отличных рощинских лыжных трассах. Чтобы видеть лыжню, вешал на грудь фонарик. В общем, было не скучно.
От нерегулярного, плохого питания, чуть не попал в больницу, но спасла армия. На службе хорошо кормили, и я вернулся из армии полностью здоровым.

6. Как складывалась личная жизнь?
Вполне успешно. Вскоре после устройства на работу в школе, познакомился со своей супругой, с которой скоро будем отмечать золотую свадьбу. Внуки уже взрослые. Скоро стану прадедушкой.

7. Расскажите про группу «Эрмитаж»?
Мой творческий путь неразрывно связан с Эрмитажем. Вот же 50 лет, как я регулярно работаю с картинами в Эрмитаже. Знаю каждую картину, и даже их расположение в залах. Еще мой главный учитель в искусстве Длугач Григорий Яковлевич научил меня распознавать пластический язык картины, ее скрытый текст. Группа «Эрмитаж» образовалась в шестидесятых и состояла, в основном, из учеников Длугача, работающих в Эрмитаже. После падения железного занавеса в 1991 году нас пригласили показать наши картины в Америке. И до 2001 года мы приняли участие в 120 выставках. Объехали 27 штатов: Калифорния, Юта, Колорадо, Нью-Джерси и другие. В 1998 году Михаил Борисович Пиотровский, директор главного музея Санкт-Петербурга, официально разрешил нашей группе именоваться группой «Эрмитаж».

8. Где еще проходили Ваши выставки?
В России это Выборг, Санкт-Петербург, Москва, в Европе это Франция, Швеция, Финляндия, Германия, в Азии – Гонконг.

9. Вам предлагали остаться за границей?
Да, но мне нравится Выборгский край. Я здесь родился. Люблю неторопливую рыбалку на наших озерах. Здесь мне лучше. Рощино становится чище, приобретает черты европейского города.

10. Расскажите о Вашей преподавательской работе здесь, в поселке Рощино. Расскажите о самых ярких Ваших учениках. Пошел ли кто-нибудь по Вашим стопам?
Последние 40 лет стараюсь передать свои знания подрастающим поколениям. Многие ребята в Рощино талантливы. Я, по мере сил, стараюсь помочь всем. Некоторые ученики сразу после школы поступили в Академию Художеств, стали искусствоведами. Я рад за них.

11. Как давно Вы занимаетесь спортом? Какими видами спорта вы занимались/занимаетесь? Почему Вы отдали свое предпочтение тяжелой атлетике?
Спортом занимаюсь с детства. Родители были спортсменами. Например, у мамы был первый взрослый разряд по лыжам. Тяжелой атлетикой занимаюсь с 17 лет. Причем первая секция на стадионе им. Ленина (Петровский стадион в Санкт-Петербурге) в шестидесятых называлась секцией культуризма, а тренер Манько Федор Феофанович – первый тренер по культуризму в СССР. Но просто качать мышцы, мне показалось неинтересным, и я перешел в тяжелую атлетику. Добился первого взрослого разряда. По тем временам это было серьезно. Штанга была очень модным видом спорта тогда. На тренировке в секции одновременно занимались до 800 человек.

12. Чем важен именно этот вид спорта? Трудно ли совмещать художественную деятельность с физической культурой?
Тяжелая атлетика помогает поддерживать хорошую форму мужчине в любом возрасте. Например, олимпийский чемпион Юрий Власов в восемьдесят лет бегает, работает со штангой, сохраняет бодрость. Спорт и искусство дополняют друг друга, помогают переключаться и развиваться разносторонне.

13. Говорят, Вы своими руками построили спортзал, в котором тренируете команду тяжелоатлетов Рощино?
Зал построили, в основном, мы с Виктором Павловичем Сотниковым в 1978 году. А помогали нам и Рощупкин Николай Петрович, и наши первые ученики, и их родители. Штанги нам передал тренер ленинградской команды «Трудовые резервы» Новиков. На них мы тренируемся до сих пор.
После тридцати лет эксплуатации зал стал требовать ремонта. Нам сильно помогли депутат ЗАКСА Ленинградской области Гилязов Ильдар Фагимович, глава администрации Савинов Валерий Геннадьевич, Юрий Борисович Оськин, компания Салитар. Заменили крышу, сделали отопление, дали воду.

14. У Вас на протяжении 40 лет занимаются дети. Не вредит ли тяжелая атлетика здоровью детей?
Вы сами ответили на этот вопрос. За 40 лет видны результаты. Если бы были проблемы со здоровьем, никто бы не отдавал своих детей. Наоборот, штанга помогает расти, быть сильным и выносливым. Мои первые ученики: Юрий Оськин. Алексей Чумак, Юрий Титов и другие не только стали победителями многих турниров, но и добились успехов в своих профессиях.

15. Расскажите о своих нынешних учениках, об их победах.
Мы регулярно становимся победителями первенства района и Ленинградской области. В 2010 и 2011 годах на первенстве России среди юношей Мосянов Андрей стал бронзовым призером. В 2012 году на международном соревновании «Янтарная штанга», где участвовали команды Польши, Германии, Франции, Финляндии, Петров Антон стал абсолютным чемпионом этих соревнований, выполнил норматив мастера спорта России. А в минувшие выходные на всероссийском турнире им. Краевского В.Ф., где участвовали мастера спорта, наш Мосянов Андрей в категории свыше 105 кг взял первое место и кубок турнира, а Кривчиков Валерий в категории до 85 кг занял второе место. Мой внук Антон – мастер спорта, чемпион России. Победителями последних областных соревнований, где мы взяли кубок Ленинградской области, стали: Постников Ярослав категория до 48 кг, первое место, Никулин Дмитрий категория до 85 кг, второе место. Из школьников: Рогов Дмитрий ученик 8 класса, первое место, Канатыгин Александр ученик 7 класса, первое место, Петров Данила ученик 6 класса, первое место, Ларин Сергей ученик 5 класса, второе место.

16. Что, по Вашему мнению, является главной обязанностью учителя?
Учитель должен стремиться, прежде всего, воспитать культурного человека, научить его думать головой, реализовывать свое призвание.

17. Вы уже много лет преподаете. Чем нынешние школьники отличаются от школьников, скажем, 70-х годов?
Раньше дети больше интересовались, больше пытались, разобраться сами, работать творчески. Сейчас беспрерывная эксплуатация компьютера, подающего готовую информацию, значительно разучила детей размышлять, творить. Виртуальный мир со своими законами вмешивается в реальный и отвлекает школьников. В детях меньше романтизма и тонких переживаний. В их головах как бы прошел евроремонт. Чисто, угловато, но мало творчества и размышлений.

18. Что нужно сейчас давать детям? Как преподавать?
Необходимо разделять детей на группы по способностям, интересам: например, группы рационального и творческого склада ума. И давать соответствующие предметы, дозировать нагрузку. Оставить нужные предметы из старой школы: например, черчение, труд. В ИЗО, черчении необходимо ввести сдвоенные уроки с переменой. Тогда будет гораздо выше эффективность обучения.

Большое Вам спасибо.

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Рощино