|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В течение четырех лет школы Ленобласти поочередно входят в программу реновации. В зданиях проводят ремонт, обновляют материально-техническую базу, создают комфортную для обучения обстановку. Однако на этом планы не заканчиваются – в регионе уже задумываются о «школах будущего». Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов рассказал «Леноблинформу» о «реновационных» цифрах и о том, без чего не обойтись в современной образовательной среде.
– Сергей Валентинович, уже не первый год в школах Ленинградской области реализуется программа реновации. Чего удалось достичь?
– Эта программа реализуется с 2015 года, и за пять лет на улучшение организации образовательного процесса из средств областного бюджета было потрачено 2,2 млрд рублей. Программой реновацией были охвачены 42 школы.
В этом году мероприятия по реновации реализовывались в 16 общеобразовательных школах в 13 муниципальных образованиях региона, в семи они продолжатся и в следующем году. Благодаря этому в модернизированных помещениях будут обучаться 8995 школьников.
На 2020 год планы не менее масштабные – в бюджете Ленобласти уже запланированы средства в размере 566,4 млн рублей на реновацию школ. Более того, начиная со следующего года, в регионе начнется и реновация детских садов – на это планируется выделить 336,4 млн рублей.
Это очень важные мероприятия, ведь с изменением инфраструктуры модернизируется и содержание образования.
– Вы говорите о «школах будущего»? А какой должна быть современная образовательная среда?
– Ответить на эти вопросы призвана Ассоциация новых школ, которая была создана в Ленинградской области для инновационного развития региональной системы образования и поддержки образовательных организаций, которые начинают свою работу или открываются после капитального ремонта. Само рождение Ассоциации обусловлено необходимостью привести к общему знаменателю целый ряд важнейших вопросов создания и развития школ-новостроек и школ после капитального ремонта.
Ассоциация призвана сформировать кластер образовательных организаций региона, обладающих инновационным потенциалом, объединить усилия научного, методического потенциала членов Ассоциации, содействовать профессиональному общению для оказания помощи школам в соответствии с их запросом.
Сегодня Ассоциация объединяет 39 школ Ленобласти, которые работают над реализаций таких проектов, как:
1. «Формула новой школы» – проект по поддержке административных команд и педагогических коллективов школ-новостроек и школ после капитального ремонта в период этапа запуска школы.
2. «Собери свою школу» – проект по созданию умной среды новой школы, обеспечивающей современное и мотивирующее пространство для обучения и развития.
3. «Школа как город» – проект по созданию инфраструктуры новой школы, обеспечивающей формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.
4. «Школа, дружественная детям» – проект по формированию уклада жизни крупных по численности учащихся новых школ на основе толерантности, позитивной социализации.
5. «Капсула времени» – проект по созданию интерактивных музеев в новых школах как инструмента интеграции проектной и учебно-исследовательской деятельности по разным учебным предметам. Он направлен на помощь школам в создании новых музейных площадок, которые работают как сменные экспозиции и поддерживаются деятельностью школьников.
– И все это реально воплотить в жизнь?
– Конечно, ведь новые школы владеют новыми ресурсами для образовательной деятельности, которые при определенных условиях могут оказать значительное влияние на систему образования района, региона, страны. И одним из таких условий является организация профессиональных встреч, которые дают возможность отслеживать ежегодные изменения в сфере образования региона и страны.
В ходе вебинаров, выступлений на конференции и окружных совещаний рассматривались различные элементы образовательной среды, сочетание которых и дает выстроить современную инфраструктуру и пространство. В их числе: навигация (карта школы, указатели и разметка, цветовые решения); имиджевые элементы пространства (логотип, цветовые решения, «Азбука школы», «Облако слов ценностей школьного сообщества» и др.); визуально представленные правила жизни школьного сообщества; инфраструктура современного учебного кабинета; выставочные и арт-пространства; школьные музеи традиционного и нового – интерактивного типа; современные информационно-библиотечные центры и даже места для чтения в холлах и коридорах с буктроссингом.
Также, как считают специалисты, сегодня не обойтись без игровых пространств в холлах, зарядных устройств и мест для подзарядки гаджетов, мотивирующих надписей, специальных мест для ожидания родителями своих детей. Кроме того, нужны «умные» стены для работы на всех уроках и открытые пространства для общения и самовыражения на переменах – это могут быть пробковые, магнитные, грифельные стены.
– Какую роль в этом играют учителя?
– Безусловно, крайне важную. Тут стоит подчеркнуть, что для развития региона ключевым является федеральный проект «Учитель будущего» нацпроекта «Образование». Его главные задачи – это повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, создание сети центров непрерывного повышения квалификации и др.
В Ленинградской области уже выстроена качественная кадровая политика в образовании. Как результат, ежегодно возрастает число выпускников, поступающих в вузы на педагогические специальности. Благодаря этому происходит столь необходимый приток молодых специалистов в систему образования.
В итоге в 2019 году Ленинградская область с Министерством просвещения РФ учредили и провели Всероссийский форум молодых учителей.
Добавлю, что Ленинградская область готова с 2020 года включиться в программу «Сельский учитель», по которой единовременную выплату в размере миллиона рублей будут получать педагоги, переезжающие работать в села и малые города нашего региона.
Автор: Татьяна Туктамышева