|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Местом хранения угнанных в Петербурге автомобилей все чаще становится Ленинградская область. Угонщики оперативно перегоняют машины из Северной столицы в районы, граничащие с городом. Криминальный тренд Леноблинформу подтвердили автоэксперты и специалисты компаний по разработке и установке систем безопасности для автомобилей.
Леноблинформ узнал статистику угонов в 2016 году. В том году 70% угнанных в Петербурге машин удавалось находить на территории города. Остальные 30% находили преимущественно в 47-м регионе. На Ленинградскую область приходилось 29% случаев, 1% похищенных машин удавалось найти в других субъектах России и зарубежных странах. В 2015 году в Ленобласти удалось найти 27% похищенных в соседнем субъекте автомобилей, рост этого показателя за год составил 2%.
Самой популярной территорией Ленинградской области для хранения угнанных автомобилей является Всеволожский район. В прошлом году на него приходилось 17% случаев обнаружения машин, похищенных в Северной столице. То есть в ближайшем к Петербургу районе Ленобласти преступники укрывали почти каждый пятый угоняемый в городе автомобиль. В 2015 году во Всеволожском районе было обнаружено 16% угнанных автомобилей.
Вторым по популярности у угонщиков стал Ломоносовский район, третьим – Гатчинский, здесь в 2015 и 2016 годах было обнаружено 4% и 2% угнанных автомобилей соответственно.
Во Всеволожском районе часто находят машины на территории Васкелово и Кузьмолово, в Ломоносовском – в поселке Ропша, Гатчинском – поселке Тайцы.
Причин, мешающих «отстою» в городской черте угнанных автомобилей, множество, среди них - плотное движение в городах, большое количество видеокамер, отсутствие возможности контроля за территорией, где спрятаны угнанные автомобили, большее количество базовых станций операторов GSM, проведение специальных рейдов по территориям гаражных комплексов и автостоянок.
«Места хранения угнанных автомобилей постепенно отодвигаются от границ Петербурга – в городе улучшается дорожная инфраструктура, и угонщикам становится легче из него выехать. Преступники вместо прежней практики использования в черте города гаражей для временного отстоя автомобилей перемещаются в Ленобласть на территорию частных домов. Огороженный участок, в отличие от гаража, позволяет увеличить расстояние между «глушилками» и нашим поисковым оборудованием. Поэтому уже с прошлого года мы стали использовать новую технику, которая дает возможность ловить сигнал от «глушилок» на большем расстоянии», - отмечает генеральный директор ООО «Цезарь Сателлит Северо-Запад» Василий Курсин.
Способов так называемой легализации угнанных авто множество. Одни из самых популярных – перегонка машин за границу по поддельным документам с последующей перепродажей. На втором месте - изменение регистрационных номеров под данные в поддельных документах, либо под данные документов от полностью уничтоженных автомобилей. Третий способ легализации - разборка на запчасти для перепродажи.
«Краденные машины реализуются, в основном, на запчасти и под документы “двойников”. Например, кто-то разбил машину и хочет дешево купить себе такую же, под его документы угоняют машину такого же цвета и такой же марки, и он на своих номерах катается дальше. Угонщики даже не всегда изменяют идентификационный vin-номер. Второй вариант - угнанную машину переделывают на чужие документы и продают на рынке с изменённым vin-номером. В этом случае покупатель может даже не знать, что она в угоне», - пояснил Леноблинформу Антон Степанов, эксперт Региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО».
Специалисты говорят о развитии бизнеса с большим оборотом, который включает нелегальные цеха по разборке краденных автомобилей.
В декабре прошлого года в Ленобласти задержали работников цеха, в котором разбирали угнанные машины. Цех располагался на территории промзоны в поселке Ковалево Всеволожского района – в 2 км от бывшего аэродрома Ржевка. Здесь находились два угнанных автомобиля – KIA Cee’d и Nissan Almera,а также оборудование по перебивке номеров, устройства для подавления GSM сигналов и элементы кузовов неустановленных машин. Сотрудники ГИБДД задержали троих подозреваемых, которые работали в цеху. Они получали по 5 000 рублей с каждого разобранного автомобиля.
А в ноябре 2016 года в том же Всеволожском районе в поселке Лесное обнаружили цех по перебивке номеров с угнанных автомобилей. Ангар находился на территории бывшей воинской части, раньше в нем располагался свинарник. Полицейские нашли в нем похищенный в Приморском районе Санкт-Петербурга KIA Sportage, а также разбитую в аварии машину аналогичной модели и цвета. Предположительно, работники ангара планировали «восстановить» разбитый автомобиль, заменив на угнанной машине фрагменты кузова с нанесенными идентификационными номерами на аналогичные фрагменты. Такой способ легализации автомобилей не требует подделки документов. В цеху были найдены государственные номера на машины и документы на разбитый автомобиль.
«В силу особенностей расположения Всеволожского района (его территория имеет достаточно протяженную границу с Петербургом), а также благодаря хорошо развитой инфраструктуре угонщики часто принимают решения о размещении здесь цехов, где проводятся работы с угнанными автомобилями, в том числе их разборка на запчасти. Для разборки угнанных машин используют ангары среднего размера или большие гаражи, в которых можно разместить места для стоянки машин, рабочую зону, а также небольшой склад», - говорит Василий Курсин.
20% угонов автомобилей в Петербурге совершалось в Московском районе города. Там же преступники чаще всего хранили похищенные машины. На него пришлось 13% от всех случаев обнаружения машин. В тройке самых популярных районов у угонщиков Северной столицы также находятся Фрунзенский (14% угонов) и Приморский (12% угонов) районы. На Выборгский, Невский и Красносельский районы приходится по 9% от общего количества угонов. В Петроградском районе в 2016 году похищено 3% машин.
В Невском и Фрунзенском районе находили по 11% угнанных авто. Популярен для хранения у угонщиков и Красносельский район. На него пришлось 9% «находок». В Приморском и Выборгском районах найдено по 6% автомобилей.
«Угонщики предпочитают похищать автомобили в тех районах, откуда удобно выехать из города, в частности, из районов, примыкающих к ЗСД, - отмечает Василий Курсин. – Во многом по этой причине выросла доля Московского, Красносельского и Приморского районов, и одновременно сократилась у Невского и Выборгского. В наступившем году следует ожидать роста количества попыток угонов на Васильевском острове, жители которого раньше чувствовали себя защищенными от похищений машин из-за неудобной транспортной инфраструктуры района. Как жителям Васильевского острова после ввода центрального участка ЗСД стало удобно перемещаться во все районы города и области, так и угонщикам теперь удобно перегонять похищенные автомобили во все районы Петербурга и Ленобласти», - заключил Василий Курсин.
Автор: Анастасия Панфилова