Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
      2
89
12 16
2627282930
             


 1234567890

Новости Невской Дубровки

70-летие Великой Победы: Памятник «Героям «Метростроя»

27.04.2015 12:09

Всё больше памятников, посвящённых подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, появляется в Дубровском городском поселении.

В год 70-летия Великой Победы на берегу Невы будет открыт памятник «Героям «Метростроя».

Большинству жителей Ленинградской области хорошо известна роль артиллеристов, танкистов, лётчиков в обороне Невского «пятачка», в снятии блокады города.

О вкладе метростроевцев в героическую защиту Ленинграда и прорыв блокады известно не так широко, а ведь он значителен! Метростроевцы совершили свой подвиг, о котором должны знать люди и который также должен быть увековечен.

Немного довоенной истории

Как известно, первые станции Метрополитена в нашей стране появились в Москве в начале 1930-х годов.

Решение о строительстве метро в Ленинграде было принято в начале 1941 года. 21 января официально создана организация ленинградского Метростроя – Строительство №5 НКПС. (Именно эта дата считается сейчас днём рождения Ленинградского метро).

Начальником Ленметростроя был назначен Иван Георгиевич Зубков – талантливый инженер и опытный метростроевец, прибывший из Москвы.

Работа по созданию первой очереди метрополитена по Кировско-Выборгскому направлению «Автово-Финляндский вокзал» предстояла гигантская.

Москва направила в Ленинград опытных метростроителей, ленинградские фабрики и заводы щедро делились кадрами с Метростроем – все понимали важность этого строительства для города.

В мае 1941 года на первой линии ленинградского метро вступили в строй 11 шахт, началась проходка штолен к линиям будущих магистралей.

Метростроевцы в годы войны

Начавшаяся 21 июня война перечеркнула все планы по строительству метро – 27 июня было принято решение о его прекращении.

Метростроевцы рвались на фронт. 22 июня вся смена шахты «Технологический институт», утром закончившая проходку ствола, подала заявления о зачислении в Красную Армию. Такой же боевой подъём был и на других шахтах.

Но на фронт метростроевцев не брали – специальным указом А.А. Жданова они были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений вокруг города.

Было сформировано 10 строительных батальонов под командованием И.Г. Зубкова.

Положение на Ленинградском фронте усложнялось.

На Невском «пятачке» осенью 1941 года во многом решалась судьба Ленинграда. С этим участком фронта связывали надежды на прорыв блокады. В ноябре плацдарм было решено усилить танками. Чтобы обеспечить доставку техники через Неву, надо было создать надёжную танковую переправу в районе Невской Дубровки. Командованием обсуждалось 2 варианта переправы танков: по усиленному тросами льду и на понтонах. С учётом погоды и недостаточной толщины льда приняли решение остановиться на 2 варианте.

Начальником танковой переправы был назначен И.Г. Зубков, а подготовить и осуществить её в тяжёлых условиях непрекращающихся артиллерийских обстрелов должны были метростроевцы и инженерные войска. Основная их часть

была сосредоточена в Дубровке. Здесь сооружалась железная дорога, заготовлялся лес для строительства переправы.

И.Г. Зубков вместе с командиром понтонёров подполковником С.И. Лисовским более суток провёл в одной из воронок, выбирая участок реки для створа будущей переправы. В одной из разведок И.Г. Зубков получил ранение в ногу, но в госпиталь ехать категорически отказался, продолжал командовать строительством переправы, контролировать разгрузку прибывающей техники.

Переправу начали ночью при поддержке артиллерии, которая должна была заглушить шум переправы и отвлечь внимание врага от того места, где между двумя штабелями старых дров на берегу притаилась пристань переправы. Начал движение первый танк Т-34.

Вот как об этом историческом моменте вспоминает очевидец тех событий Б.В. Бычевский: «Отличный, превосходный танк Т-34! Для танкистов он хорош в бою, а понтонёры влюбились в эту машину за мягкий ход и негромкое урчание. Машина фыркнула, сбросила ход и вошла на паром легко, будто в ней нет трёх десятков тонн. Отданы причальные канаты, щель между пристанью и паром раздвинулась, и танк пошёл к левому берегу под наши облегчённые вздохи». Переправа была налажена, танки прорвались к Невскому «пятачку».

Эта боевая операция вошла в военную историю под кодовым названием «Чай с вареньем» – каждое утро в Смольный шли сообщения от И.В. Зубкова: «Пьём чай с вареньем по 7-8 стаканов» – каждую ночь переправлялось по 7-8 танков. 30 ноября на паром погрузили последний танк «КВ», на правом берегу танков больше не осталось. Переправа была завершена.

В Дубровке за время проведения операции под обстрелами и бомбёжками погибла пятая часть подразделения метростроевцев. Они навечно остались на дубровской земле, а их товарищи получили новое боевое задание – построить железную дорогу Жихарево – Кобона – Коса для доставки грузов и продуктов в осаждённый Ленинград.

Выполняя задания в годы войны, более 10 тыс. ленинградских метростроевцев погибли под обстрелами и бомбёжками.

Вот так, всенародно, ковалась Победа.

Подвигу метростроевцев посвящается

Строительство Ленинградского метро продолжилось после войны. Его торжественное открытие состоялось 5 ноября 1955 года – так дело первых ленинградских метростроевцев, не доживших до этого дня, было успешно продолжено и продолжается сейчас!

Совет ветеранов Ленинградского метрополитена и современное поколение строителей метро приняли решение об установке памятника своим товарищам на берегу Невы в районе переправы к 70-летию Великой Победы.

Был разработан и утверждён проект памятника, выделены средства на его создание и установку.

Первоначально планировалось установить памятник в Кировском районе на Невском «пятачке», но метростроевцам в этом было отказано в связи с тем, что существующий мемориал – памятник федерального значения – единый и цельный комплекс, который не предполагает новшеств.

Тогда метростроевцы пришли к логичному выводу о том, что переправа – это два берега, и если памятнику не суждено быть на левом берегу, то почему бы его не установить на правом? Именно там, откуда начиналось строительство переправы?

С этим предложением они обратились в администрацию Дубровского поселения, нашли полное понимание и поддержку в решении вопроса.

Оперативно были проведены работы по формированию земельного участка под памятник в районе будущей парковой зоны отдыха и открытого спортивного комплекса. Метростроевцам понравилось место на берегу Невы, так и была решена судьба памятника.

Накануне дня Победы состоится торжественное мероприятие по закладке камня в его основание.

Пусть памятник «Героям «Метростроя» на дубровском берегу станет благодарностью потомков всем тем, кто строил оборонительные сооружения и мосты, ценою жизни налаживал переправу через Неву и другие реки, освобождал родную землю от врага и приближал мир.

Мила Тарасова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Невской Дубровки