|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В Ленинградской области вовсю идет дачный сезон. Одни владельцы земельных участков наслаждаются прелестями загородной жизни, другие – ведут споры с сетевыми организациями и с нетерпением ждут подключения к электросетям. Насколько остро стоит вопрос нарушения компаниями-монополистами договоров с потребителями и что делать, если организация постоянно отодвигает сроки технологического присоединения, корреспонденту "Леноблинформа" рассказал руководитель Ленинградского УФАС России Александр Плетешков.
- Александр Николаевич, действительно ли в Ленобласти остро стоит проблема неподключения дачников к электросетям?
- Вынуждены констатировать, что такая проблема есть. Только за прошлый год в наше управление поступило порядка 1300 жалоб на сетевые организации, в основном, конечно, на Ленэнерго. Предметом жалоб является либо нарушение сроков направления договора о технологическом присоединении заявителям, либо неисполнение условий договора со стороны сетевой организации в установленный срок. По длительности нарушения бывают разные: от одного месяца до нескольких лет. Как правило, у нас люди терпеливые и сначала сами пытаются договориться с организацией. Но когда терпению приходит конец, они обращаются к нам.
- Ваши действия, когда нарушение установлено?
- К сожалению, обязать компанию-нарушителя выполнить условия договора мы не можем. В нашей власти лишь оштрафовать. Штрафы немалые и исчисляются сотнями тысяч рублей, однако мы видим, что оплатив их, действия того же Ленэнерго не меняются, и мы снова и снова принимаем жалобы.
- Что же делать дачникам в таком случае и как добиться подключения к электричеству?
- Понимаете, четвертый антимонопольный пакет, который вступил в силу в 2016 году, ограничил наши полномочия по работе с гражданами в этом направлении, поскольку Правительство РФ посчитало, что мы, как конкурентное ведомство, должны больше концентрироваться на вопросах защиты конкуренции, а не защите прав потребителей, чем сегодня уже занимается один важный государственный контролирующий орган – Роспотребнадзор. И когда к нам поступает очередная жалоба на сетевые организации, мы предупреждаем, что можем лишь оштрафовать нарушителя, а за восстановлением нарушенных прав нужно обращаться в суд общей юрисдикции, который обяжет ответчика выполнить условия договора о технологическом присоединении. Но многих заявителей устраивает и штраф, наложенный на обидчика, и они обращаются к нам в том числе. Поэтому дачникам, оказавшимся в такой ситуации, следует понять, чего они хотят – наказать нарушителя штрафом или же получить электричество.
- Любое разбирательство, будь то судебные тяжбы или обращение в УФАС, занимает определённое время. Можно ли как-то форсировать события?
- Нам поступали сообщения, что сотрудники сетевых организаций, которые непосредственно выполняют работы по техприсоединениям, предлагают осуществить подключение за определенную, не предусмотренную договором, плату. На наш взгляд, это вымогательство и в последствие у дачника могут возникнуть проблемы с самой организацией, поэтому я бы рекомендовал действовать в рамках закона и обращаться в контролирующие, надзорные органы или в суд.