|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Местное самоуправление, как наиболее близкий к населению уровень власти, играет особую роль в жизнеобеспечении городов и поселков региона. Дальнейшие перспективы развития системы самоуправления связаны с укреплением муниципальной налоговой базы, повышением финансовой самостоятельности и открытости работы органов местной власти.
Подробнее об этих и других вопросах местного самоуправления «Вестям» рассказал председатель Президиума Совета МО Ленинградской области – глава города Сосновый Бор Дмитрий ПУЛЯЕВСКИЙ.
– Дмитрий Витальевич, в преддверии празднования 85¬летия Ленинградской области хотелось бы попросить вас подвести некоторые итоги. Какие события оказали наиболее заметное влияние на развитие системы местном самоуправления?
– За минувшее время произошло очень много событий, которые не только оказали большое влияние на всех нас, но и продемонстрировали возросшую роль системы местного самоуправления в жизни страны.
Минувший год был насыщен такими важнейшими политическими событиями, как выборы Президента России, депутатов Государственной Думы и депутатов Законодательного собрания Ленинградской области. Их итоги наглядно продемонстрировали, что жители Ленинградской области избрали стабильность и преемственность курса развития нашей страны. Убежден, что немалая толика заслуги в этом принадлежит и муниципальным руководителям и депутатам!
Ведь не секрет, что на решение избирателей голосовать в поддержку существующего курса развития страны большое влияние оказывает положение дел «на местах». Иными словами, многие граждане оценивают работу всей системы государственного управления именно по тому, как муниципальные руководители исполняют свои полномочия по жизнеобеспечению городов и поселков, как решают вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления провели большую работу по созданию в муниципалитетах строгой, деловой и одновременно праздничной обстановки в дни подготовки и проведения выборов. Местные власти также оказали большое содействие в работе избирательным комиссиям. Много сил было приложено к тому, чтобы обеспечить законность и правопорядок на выборах, пресечь попытки провокационных действий, сделать избирательный процесс действительно «прозрачным».
Существенно возросла общественно-политическая и деловая активность местного самоуправления. Представители муниципального сообщества Ленинградской области принимают активное участие в правотворческой деятельности как на областном, так и федеральном уровнях, выступают на форумах, конференциях, слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации. Нам удалось наладить обмен опытом между муниципалитетами. Благодаря этому оправдавшие себя на практике формы и методы одних муниципальных образований становятся достоянием других.
В целом, местное самоуправление в Ленинградской области приобретает все большее значение «школы» кадрового резерва для органов исполнительной и законодательной власти регионального и федерального уровней. Получив «профессиональную закалку» в системе местного самоуправления и проявив свои личные и деловые качества в деятельности по обеспечению социальноэкономического развития территорий, муниципальные руководители и депутаты получают возможность продолжать эту работу на более высоких постах.
На декабрьских выборах в Законодательное собрание Ленинградской области жители доверили пять депутатских мандатов именно представителям муниципального корпуса. С поста главы администрации Выборгского района пришел в областное Правительство первый вице-губернатор Ленинградской области Константин Николаевич Патраев. И, конечно, нас не может не радовать, что работа в органах местного самоуправления стала важным этапом трудовой биографии Губернатора Ленинградской области Александра Юрьевича Дрозденко.
– Какие приоритетные задачи стоят сегодня перед органами местного самоуправления?
– Свои надежды муниципальное сообщество связывает с проведением в жизнь провозглашенного Президентом России В.В. Путиным курса по дальнейшей демократизации и повышению самостоятельности местного самоуправления.
Реализация этих направлений позволит решить одну из наиболее злободневных проблем МСУ: нехватку средств для исполнения всего обширного перечня муниципальных полномочий. Ведь сегодня даже те муниципалитеты, которые располагают мощной экономической базой в виде комплекса стабильно работающих предприятий, находятся в положении дотационных.
Необходимы дополнительные механизмы наполнения муниципальных бюджетов, получающих сегодня доходы только от уплаты жителями налога на имущество, НДФЛ (налог на доходы физических лиц), части земельного и транспортного налогов. Со своей стороны, Совет МО считает, что в местные бюджеты должна зачисляться часть поступлений от налога на прибыль организаций.
Принятие такого решения федеральным законодателем не только укрепит доходную базу муниципалитетов, но и повысит заинтересованность местных руководителей активнее привлекать инвесторов, добиваться размещения на своих территориях новых предприятий. Подобным образом в местные бюджеты могли бы зачисляться налоги на доходы малого бизнеса, и так далее.
Существенно укрепить финансовое положение муниципальных образований позволит переход на систему уплаты гражданами НДФЛ по месту фактического проживания: то есть именно там, где они пользуются социальной, жилищнокоммунальной и прочей инфраструктурой. Отрадно, что позицию муниципального сообщества по этому и другим вопросам, от которых зависит повышение самостоятельности местного самоуправления, разделяет Губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко.
Со своей стороны, Ассоциация «Совет муниципальных образований Ленинградской области» разработала и направила в федеральные органы власти пакет предложений по перераспределению полномочий между уровнями публичной власти, укреплению финансового состояния МСУ. На сегодня у нас есть определенная уверенность, что наши инициативы будут учтены в проектах корректировок законов, которые готовятся рабочими группами при Правительстве РФ.
Залогом дальнейшего развития системы местного самоуправления является укрепления ее авторитета перед населением. Наряду с проведением политики информационной открытости и «прозрачности» работы органов МСУ, для решения этой задачи мы должны использовать и такой мощный импульс, как празднование 1150¬летия Российской государственности.
Праздник российской государственности мы должны встречать максимальным благоустройством жилья, дорог, парков и скверов, исторических и памятных мест. Опыт ряда муниципальных образований по проведению конкурсов, зеленых и цветных фестивалей среди жителей, выделению грантов на благоустройство, должен из разряда пилотных перейти в ежегодную практику органов местного самоуправления.
В 2014 году нам предстоит отметить еще одну памятную дату – 150¬летие со дня подписания российским императором Александром II законодательного акта «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», легшего в основу современной системы местного самоуправления в России. Подготовку к этой знаковой вехе мы начнем уже в текущем году открытием восстановленного памятника Александру II в дни празднования 300-летия села Путилово Кировского района Ленинградской области.
– Как вы оцениваете потенциал развития муниципалитетов за счет более эффективного управления земельными ресурсами?
– Действительно, земля является одним из базовых источников собственных доходов муниципальных образований. В 2011 году в бюджеты муниципальных образований Ленинградской области поступило более 5,8 млрд рублей средств, полученных за счет земельного налога, аренды или продажи земельных участков. Это более чем на 12% превышает аналогичный показатель предыдущего года.
По итогам 2011 года примерно треть всех доходов муниципалитетов от работы с землей составил земельный налог, собранный в сумме 1,7 млрд рублей. Однако мы можем увеличить его собираемость почти втрое. По оценке Леноблкомимущества, в налоговом обороте находится сегодня 130¬140 тыс. га, тогда как суммарный потенциал базы для обложения земельным налогом составляет 650 тыс. га.
Повышение эффективности использования земельных ресурсов играет огромную роль и в социально-экономическом развитии территорий. Вовлечение пустующих земель в сельскохозяйственный оборот позволит оказать большую поддержку аграриям, стимулировать развитие крестьянских, фермерских, подсобных хозяйств, решить вопросы занятости сельского населения.
– Дмитрий Витальевич, в этом году Совет муниципальных образований Ленинградской области вошел в состав соучредителей регионального информагентства Леноблинформ. Какие задачи местного самоуправления удастся решить благодаря этому?
– Новостное агентство Леноблинформ является ведущим интернет¬ресурсом Ленинградской области. Особую значимость этому проекту придало открытие блогов глав администраций всех районов и городского округа и многих городских и сельских поселений Ленинградской области. Блоги, которые образно можно назвать «интернет-приемными», позволили жителям и гостям Ленобласти поднимать перед руководителями муниципальных образований самый широкий круг вопросов, касающихся каждого города или поселка.
Работа Леноблинформа – это реальный шаг к развитию в Ленинградской области того, что называется интернет-демократией. В блогах люди могут не просто обсудить ситуацию в своем городе, поселке, селе, не просто обозначить конкретные проблемы, но также предложить те или иные пути их решения. С помощью Интернета они могут выступать с инициативами, напрямую обращаясь к руководителям органов местного самоуправления. Фактически, речь идет об участии жителей в формировании «повестки дня» своего муниципального образования!
Приняв решение о вхождении Совета муниципальных образований в состав соучредителей сетевой организации Леноблинформ, мы ставим задачу по расширению информационного пространства МСУ. В том числе, путем увеличения количества блогов руководителей органов местного самоуправления, налаживания их постоянного общения с жителями в режиме онлайн.
Портал Леноблинформа представляется отличной площадкой для реализации проектов интернет¬демократии, развитие которой позволит повысить эффективность работы органов МСУ, сделать ее более «прозрачной», открытой для населения Ленинградской области.
Завершая беседу, мне хотелось бы поздравить всех жителей и гостей нашего региона с замечательным праздником – 85-летием Ленинградской области!
Дорогие земляки! В этот торжественный день позвольте от имени муниципального сообщества Ленинградской области сердечно пожелать вам здоровья, счастья, радости, благополучия и достатка в каждой семье.