|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Одной из ключевых фигур обновленной недавно в Ленинградской области правительственной команды стал вице-губернатор Евгений ЕЛИН. Ему поручено курировать блок финансовых вопросов.
Выбор главного финансиста региона, сделанный Губернатором Александром Дрозденко, оказался далеко не случайным. Елина многие хорошо знают по работе на посту председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. Вместе с тем, за его плечами также – опыт работы в Минфине РФ, банковском секторе, структурах фондового и валютного рынка.
Тем интереснее узнать мнение нового вице-губернатора о бюджете и бюджетной политике Ленинградской области, перспективах финансового развития региона.
– Как человеку со «свежим» взглядом, вам, Евгений Иванович, легче непредвзято оценить потенциал бюджета и важнейшие направления бюджетной политики в Ленинградской области. Что скажете по этому поводу?
– Должен отметить, что мои предшественники немало сделали для укрепления доходной базы региона. Не случайно в конце прошлого года Ленинградская область, как, кстати, и Санкт-Петербург, оказалась в числе 20 субъектов-лидеров по наращиванию налогового потенциала и получила из федерального бюджета стимулирующую дотацию в объеме около 1 млрд рублей.
В целом, финансовая сфера динамично развивается, о чем свидетельствуют стабильно растущие рейтинги и прогнозы Ленинградской области, публикуемые такими авторитетными международными агентствами как Standard & Poor’s и Fitch.
Однако жизнь ставит новые задачи, и почивать на лаврах некогда. Несмотря на то, что доходы бюджета региона растут, нельзя не учитывать, что мир втягивается в «воронку» очередного кризиса. Надо быть к нему готовыми.
Регион должен запастись достаточными резервами финансовой устойчивости. На пороге лета областными депутатами был принят закон о Резервном фонде Ленинградской области. Это, своего рода, подушка финансовой безопасности. Но чтобы она своевременно сработала в сложные, кризисные времена, фонд предстоит наполнить значительными финансовыми ресурсами. Будем над этим настойчиво работать.
На повестке дня – вопросы сбалансированности основных бюджетных параметров, а также дальнейшего сокращения государственного долга региона. Предстоит привести в порядок все финансовое хозяйство с тем, чтобы устранить факторы негативного влияния на ход исполнения всех принятых перед населением бюджетных обязательств.
Особо остановлюсь на эффективности мер финансового регулирования взаимоотношений с организациями-налогоплательщиками на территории области. Они требуют объективной инвентаризации. Надо четко определиться: что реально выгодно для бюджета области, а что ведет к неоправданным финансовым потерям.
РАБОТАТЬ НАД ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ РАСХОДОВ
– Вы имеете в виду различные налоговые льготы?
– Вот именно. К примеру, в прошлом году налоговые льготы для инвесторов и субъектов трейдерской деятельности потянули почти 2 млрд рублей. Кроме того, таким организациям оказывается из бюджета значительная государственная поддержка в виде субсидирования части их затрат. Подобная щедрость оборачивается для казны немалыми выпадающими доходами. И это в то время, когда от глав администраций, депутатов, жителей постоянно приходится слышать, что и там надо денег добавить, и тут расходы увеличить.
Но где взять дополнительные средства, приходится думать уже финансистам.
Правительством Ленинградской области сформулированы основные параметры бюджета на 2013-2015 год. Естественно, мы продолжаем формирование бюджетных проектировок, учитывая как растущие запросы населения, которые были выявлены в рамках проекта «Народный бюджет», так и имеющиеся у нас инструменты бюджетирования.
Отчетливо видно, что придется более четко выстраивать межбюджетные отношения. Когда область предоставляет финансовую помощь муниципальным образованиям, она не должна терять контроля за использованием этих средств и результативностью их вложения. На деле, нередко на местах деньги распыляются, направляются на латание финансовых «дыр» и реально не влияют на жизнь территорий. Так быть не должно.
Предстоит широко внедрять в механизмы поддержки администраций договорные отношения, которые определяют конкретные обязательства местной власти.
Актуальна для области проблема бюджетной дисциплины, когда по ходу исполнения годового бюджета начинает нарастать отставание финансирования бюджетных обязательств, адресных программ. Наверстывать упущенное приходится на финише года, что ставит под угрозу исполнение бюджета по расходам и негативно влияет на их эффективность. Насколько мне известно, пока реальных рычагов воздействия на главных распорядителей бюджетных средств не применяется. Между тем, именно они несут прямую ответственность за исполнение расходов.
С другой стороны, размещение неиспользованных остатков бюджетных средств на депозитах, особенно в кризисных условиях, несет неоправданные риски. В минувший кризис на эти «грабли» пришлось наступить и Ленинградской области. Повторения ошибок не будет.
Расчеты разработчиков бюджета требуют большей точности экономических прогнозов, на базе которых формируются бюджетные параметры. Нередко прогнозы базовых показателей социально-экономического развития оказываются достаточно далеки от реалий. Впоследствии это оборачивается постоянными бюджетными корректировками, нарушающими динамику и последовательность принятых на плановой основе бюджетных решений.
Работать, как видите, есть над чем. Есть все основания полагать, что осенью Правительству и ЗакСу будет представлен проект областного бюджета, учитывающий те необходимые изменения, о которых я рассказал. Буквально в июле ЗакС принял подготовленные комитетом финансов законы, позволяющие с помощью льгот по налогу на прибыль более активно привлекать на территорию инвесторов и участников так называемых консолидированных групп налогоплательщиков. Будем на равных конкурировать в инвестиционной привлекательности с Санкт-Петербургом и другими субъектами Федерации.
ГДЕ ЗАЧИСЛЯТЬ НДФЛ?
– В последнее время руководство области вернулось к наболевшей проблеме уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства. Видимо, вы к этому тоже приложили руку?
– Вопрос назрел и требует решения. Бюджет области испытывает давление миграционного прироста населения, маятниковой миграции. К нам едут на работу мигранты, в основном молодежь, выпускники вузов, из регионов Центральной России, Сибири. Рассчитывают здесь на недорогое жилье, которого в Санкт-Петербурге не найти.
Перебираются в область и петербуржцы с высоким и средним достатком, обустраивают свою жизнь в коттеджах, экологически более комфортных условиях.
Сталкиваемся мы и с сезонным фактором, когда миллионы петербуржцев устремляются на свои дачи и огороды.
Живут все эти люди в области постоянно, или временно, а работать отправляются в Санкт-Петербург. По действующему федеральному законодательству и налоги с доходов этих физических лиц поступают по месту работы граждан, то есть петербургский бюджет. Мы же предлагаем зачислять их по месту жительства.
Получается, что обеспечивая всех этих людей услугами медицины, образования, благоустраивая территории, ремонтируя дороги, оказывая другие бюджетные услуги, мы еще и субсидируем бюджет соседнего региона. Непонятная благотворительность. По справедливости, город должен доплачивать области за использование ее трудовых ресурсов.
– Петербуржцев тоже можно встретить на областных предприятиях, в сфере малого бизнеса и торговли на территории области. В чем тут разница?
– Ленинградцев в Санкт-Петербурге намного больше. Поэтому они вносят в бюджет мегаполиса по налогу на доходы физических лиц в 3,5 раза больше средств, чем петербуржцы в казну нашего региона.
Речь идет о миллиардах рублей выпадающих доходов бюджета. Только за 2010 год область потеряла 6,6 млрд рублей. И это притом, что именно налог на доходы физических лиц обеспечивает 40% налоговых и неналоговых доходов местной казны нашего региона. Необходимо либо менять систему его зачисления в бюджеты, либо находить некий «нулевой» вариант, учитывающий интересы как мегаполисов, так и прилегающих к ним областей. Такое предложение Губернатор Ленинградской области направил председателю Правительства России Дмитрию Анатольевичу Медведеву.
– Не считаете ли вы, что такие вопросы было бы проще решать, если бы бюджетные и экономические связи области и Санкт-Петербурга развивались активнее?
– Межбюджетные отношения между двумя соседними субъектами Федерации действуют и сейчас. Это относится, в частности, к софинансированию транспортных услуг, предоставляемых жителям области в мегаполисе, а жителям последнего – в нашем регионе.
Но если по-хозяйски оценить, насколько эффективно могут два региона сотрудничать в вопросах строительства, транспорта и портовой деятельности, агропрома, землепользования, утилизации и хранения отходов, развития садоводческих товариществ и других сферах деятельности, то следует признать – этот потенциал используется далеко не в полную силу.
Это отчетливо осознает новое руководство обоих регионов. И, очевидно, следует ожидать конкретных шагов, направленных на изменение ситуации в пользу взаимовыгодного широкого сотрудничества. Соответственно, расширится и диапазон межрегиональных финансовых отношений, что придаст новую динамику бюджетному процессу Ленинградской области.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОХРАНЯТСЯ
– Полагаю, жителей интересуют и бюджетные результаты нынешнего года. Чем можете их порадовать?
– Не хотелось бы, чтобы ранее сказанное читатели могли расценить как «перекраивание» бюджета. Это далеко не так. Есть желание сделать бюджетную политику в регионе более динамичной и результативной. Отсюда и поиск путей для ее активизации.
Вот пример. Летом нынешнего года мы уже внесли в бюджет изменения, с целью увеличить ассигнования на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения. Это важный шаг навстречу предложениям депутатов, жителей региона, местных органов самоуправления. Более того на будущий год объем расходов, направляемых на решение этих задач еще значительно возрастет.
Кое-что припасено и на осень. Напомню, что с начала года расчетная величина для определения окладов бюджетников была увеличена на 6%. А с начала сентября она вырастет еще на 5% и достигнет 6800 рублей.
Постоянно продолжает расти число получателей стимулирующих выплат для работников государственных бюджетных и казенных учреждений. Их теперь получают воспитатели и помощники воспитателей детских садов, ряда учреждений социального обслуживания, школ-интернатов, детских домов, работники музеев и библиотек, учреждений культуры и некоторые другие категории работников, нуждающиеся в бюджетной поддержке. Все это – дополнительные расходные обязательства, которые поэтапно принимает на себя областной бюджет.
Значительные ресурсы вкладываются в развитие социальных отраслей. По консолидированному бюджету расходы на образование и здравоохранение достигнут рекордных для региона цифр и превысят, соответственно, 21 млрд и 14,3 млрд рублей. В обеих отраслях набирают силу процессы модернизации, связанные не только с укреплением материально-технической базы, но и информатизацией, введением новых стандартов, стимулированием труда работников. Продолжают действовать и приоритетные национальные проекты, направленные на повышение качества образования и медицинского обслуживания с общим объемом финансирования в 1,3 млрд рублей.
На проведение социальной политики в этом году из консолидированного бюджета предполагается выделить более 12 млрд рублей, или на 25% больше, чем планировалось годом ранее. Одно из новшеств – включение в бюджет целевых средств для решения жилищных проблем многодетных семей.
В целом, 56% расходов области предстоит направить в социально-культурную сферу, что сохраняет вектор социальной ориентированности бюджета.
ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ
– Не отразится ли негативно значительный рост расходов на социально-культурную сферу на динамике бюджетных инвестиций в развитие региона?
– Не отразится. Планировалось удельный вес расходов на развитие области увеличить с 24% в 2011-м до 31% в 2012 году. Однако за последние месяцы уже принят ряд бюджетных поправок, которые еще больше увеличивают капитальные расходы региона.
Более трети общего объема расходных обязательств региона включено в программы, поскольку они позволяют наметить долгосрочные цели финансирования, определить его эффективность и результативность.
На улучшение жилищных условий граждан, где у области немало программ, всего предстоит направить более 2 млрд рублей. Только по программе «Жилье для молодежи» предусмотрено увеличение расходов в 1,7 раза.
Почти вдвое, по сравнению с итоговым исполнением за 2010 год, запланирован рост расходов на реализацию адресной инвестиционной программы, значительная часть которой сформирована для решения социальных задач.
Речь идет о строительстве 4 школ, 9 детских садов, 27 объектов физкультуры и спорта, поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов с широкой территориальной географией. Выделенные на эти цели финансовые ресурсы позволят правительству достичь???? вполне конкретных целей. Скажем, ввод новых дошкольных образовательных учреждений обеспечит сокращение очереди в детские сады. А сдача в эксплуатацию включенных на этот год в программу социального развития села 7 фельдшерско-акушерских пунктов означает повышение качества предоставляемой первичной медицинской помощи для более чем 16 тысяч жителей.
Добавлю, что впервые в областной бюджетной росписи предусмотрено 240 млн рублей на капитальный и текущий ремонты объектов здравоохранения. Все это шаги навстречу пожеланиям населения.
– Какую финансовую поддержку получат муниципальные образования за этот год?
– Им будет направлено из областного бюджета более 22 млрд рублей в виде межбюджетных трансфертов. Это на 2,4 млрд рублей, или на 10%, больше уровня прошлого года. Но важен не сам по себе рост объемов финансовой поддержки. Куда важнее результат, который при этом должен быть достигнут.
В нынешнем году в области исполняется первый бюджет, полностью ориентированный на целевые показатели. Но этого, на мой взгляд, недостаточно. Надо, чтобы прекратились долгострои, деньги не «закапывались» подрядчиками в дорожное полотно, госзаказ формировался на основе экспертно выверенных котировок, жители получали адресную финансовую помощь. Мы должны получить конкретные результаты от вложенных денег на всех направлениях бюджетного финансирования. Я говорю о результатах, которые были бы замечены не только самой властью, но и одобрены населением.
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех жителей с 85-летием Ленинградской области. Желаю нашему региону процветания, а населению – добрых бюджетных вестей, повышения качества жизни и достатка.
Беседу вел Владимир Петров