|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Об итогах работы прокуратуры региона за первое полугодие текущего года и о задачах, которые по-прежнему остаются актуальными, мы побеседовали с прокурором Ленинградской области государственным советником юстиции 2-го класса Германом ШТАДЛЕРОМ.
– Герман Владимирович, прокуратура, выполняя свою главную задачу – защиту прав и свобод граждан – осуществляет, в частности, надзор за исполнением федерального законодательства. В связи с этим первый вопрос, который хотелось бы Вам задать, – какие действия прокуратура Ленинградской области предприняла в первом полугодии по наведению порядка в различных сферах правоотношений?
– В рассматриваемый период приоритетными направлениями надзора являлись соблюдение трудового законодательства, законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, законодательства, регулирующего вопросы расходования финансовых средств в жилищнокоммунальном секторе и функционирования жилищнокоммунального комплекса во время отопительного сезона, в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд. Пристальное внимание уделялось защите жилищных прав граждан, соблюдению природоохранного законодательства, реализации приоритетных национальных проектов, соблюдению законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности и законодательства о выборах. Основная доля выявленных нарушений связана с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, охраной природы, что еще раз подтверждает значимость правозащитной функции органов прокуратуры.
По-прежнему на переднем плане – защита трудовых прав жителей области и, в первую очередь, на оплату труда. За истекший период 2012 года мерами прокурорского реагирования погашена задолженность в размере более 17 млн рублей перед более чем 1500 работниками.
Не могу не отметить надзорную работу в сфере реализации приоритетных национальных проектов. Силами аппарата прокуратуры вскрыты серьезные нарушения при расходовании бюджетных средств, выделенных на строительство социальных объектов, жилищного фонда и закупку жилья для льготных категорий граждан в Гатчинском, Тихвинском, Всеволожском, Лодейнопольском и других районах. В течение нескольких лет денежные средства, выделяемые бюджетами всех уровней муниципалитетам на указанные цели, фактически расхищались различными коммерческими организациями и должностными лицами, при этом объекты не достроены, а купленное жилье не соответствует нормативам. По данным фактам возбуждены уголовные дела.
Кроме того, выявлены грубые нарушения при выдаче субсидий из бюджета для сельхозтоваропроизводителей. По постановлению прокурора одно из высших должностных лиц Правительства области привлечено к административной ответственности.
Прошедший период ознаменован таким важным для страны событием, как выборы Президента России. Прокуратура не оставалась в стороне и приняла ряд мер для обеспечения законности в период проведения избирательной кампании Президента Российской Федерации. В результате удалось не допустить социальной напряженности, обеспечен правопорядок.
– На страницах нашего издания мы рассказывали о начале надзорно-профилактических операций «Землепользование» и «Финансовый заслон». Каковы результаты этих операций?
– Действительно, аппаратом прокуратуры области совместно с контролирующими и правоохранительными органами проводятся надзорно-профилактические операции «Землепользование» и «Финансовый заслон», касающиеся вопросов землепользования, вывода денежных средств за рубеж, легализации доходов. Подчеркну – это не разовые мероприятия, а приоритеты на перспективу. И уже есть первые результаты.
Так, прокурорами опротестовано более 80 незаконных нормативных правовых актов в сфере земельных отношений, принятых органами местного самоуправления, внесено более 100 представлений об устранении нарушений закона, в суды направлено более 30 исков о незаконном использовании земель муниципальных образований, в том числе без правоустанавливающих документов. По результатам общенадзорных проверок возбуждено 6 уголовных дел о незаконных действиях с земельными участками.
В рамках операции «Финансовый заслон» зафиксированы факты незаконного возмещения НДС недобросовестными хозяйствующими субъектами в Выборгском и Всеволожском районах на сумму более 20 млн рублей, в связи с чем возбуждены уголовные дела о мошенничестве. Работа прокуроров на указанных направлениях продолжается.
– Следующий вопрос – о работе областной прокуратуры в сфере нормотворчества. Мы знаем, что с ноября 2008 года региональные прокуроры наделены правом законодательной инициативы. Как это право реализуется в нашем регионе?
– Действительно, практически во всех муниципальных образованиях на сегодняшний день городские и районные прокуроры наделены правом законотворческой инициативы. Реализация права законодательной инициативы прокуратурой Ленинградской области в соответствии с Уставом области и Регламентом областного Законодательного собрания осуществляется как путем внесения в Заксобрание проектов законов, так и внесения предложений и поправок в законопроекты, разработанные другими субъектами права законодательной инициативы.
За период 2011 – первое полугодие 2012 года направлено 6 проектов областных законов: «О противодействии коррупции в органах государственной власти Ленинградской области и органах местного самоуправления»; «О внесении изменений в областной закон «Об административных правонарушениях»; «Об обеспечении реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления в сфере регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ленинградской области»; «О внесении изменений в областной закон «О бюджетном процессе в Ленинградской области»; «О внесении изменений в областной закон «О дорожном фонде Ленинградской области»; «О безнадзорных животных».
Первые три проекта рассмотрены и приняты, остальные находятся на рассмотрении. Одним из направлений правотворческой деятельности прокуратуры Ленинградской области является предотвращение принятия незаконных нормативных правовых актов.
Наделение прокурора законотворческой инициативой позволяет своевременно реагировать на необходимость внесения изменений регионального законодательства в целях приведения его в соответствие федеральному.
Помимо этого, прокурорами области подвергнуты антикоррупционной экспертизе более 8 тыс. нормативных правовых актов и их проектов.
– Можно ли сказать, что правотворческой деятельности прокурора помогают заключенные прокуратурой соглашения с областным Законодательным собранием, Правительством и Общественной палатой?
– Безусловно. Совсем недавно, 4 июля нынешнего года, между прокуратурой Ленинградской области и Законодательным собранием региона подписано соглашение о порядке взаимодействия в сфере правотворческой деятельности. Чуть ранее соглашение по вопросам правотворческой деятельности и обеспечения единого правового пространства Российской Федерации на территории Ленинградской области заключено с Губернатором субъекта. Кстати, это первое в истории Ленинградской области соглашение в сфере регионального нормотворчества. Договор придал новый импульс нашим взаимоотношениям в таком важном направлении, как законотворческий процесс. Этим же целям служит и заключенное прокуратурой соглашение с областной Общественной палатой.
– Какова обстановка с преступностью на территории области – она снижается, увеличивается или же остается на прежнем уровне? Расскажите о роли прокуратуры в борьбе с криминальными проявлениями.
– В 2012 году по¬прежнему отмечается положительная тенденция снижения преступности на территории области. Несмотря на то, что общее количество зарегистрированных преступлений снизилось, что, безусловно, свидетельствует о достаточно эффективной деятельности всех правоохранительных органов региона и координирующей роли прокуратуры, у нас вызывает тревогу ситуация с уличной преступностью, с корыстными преступлениями, а также с правонарушениями в сфере незаконного оборота наркотических средств и в отношении несовершеннолетних.
Полагаю, что для эффективной борьбы с преступностью, в том числе в указанных сферах, особенно необходимо вести профилактическую работу среди населения. Более конструктивным должен стать взаимообмен информацией с населением посредством СМИ. Органам власти, местного самоуправления, правоохранительным органам необходимо вести разъяснительную работу не только в средствах массовой информации, но и посредством встреч с местным населением.
– Герман Владимирович, несколько слов о борьбе с коррупцией. Каких успехов достигла прокуратура за истекший период?
– Борьба с коррупцией – одна из важнейших задач органов прокуратуры, поставленная перед нами Президентом РФ. Поэтому данному направлению уделяется наиболее значимое внимание. Из года в год работы не становится меньше, и тем плодотворнее ее результаты. В зоне особого внимания вопросы соблюдения запретов и ограничений, установленные законодательством о противодействии коррупции в деятельности органов исполнительной (законодательной) власти субъекта, в муниципалитете, а также непосредственно в территориальных подразделениях федеральных органах исполнительной власти. Данные нарушения выявлены в деятельности ряда вице¬губернаторов Ленинградской области предыдущего состава Правительства, депутатов ЗакСа, сотрудников УФМС, Управления федерального казначейства по Ленобласти. В период рассмотрения внесенных прокурором области представлений должностные лица уволены с государственной службы. Одной из самых коррупционноемких сфер является сфера закупок для государственных и муниципальных нужд. За нарушения в данной сфере привлечено к дисциплинарной ответственности 47 должностных лиц, при этом по постановлениям руководителей прокуратуры области к административной ответственности привлечены председатели отраслевых комитетов Правительства региона.
Борьба с коррупционными проявлениями среди чиновников разных уровней прокуратурой области продолжается, о ее результатах население будет проинформировано через средства массовой информации.
– И последнее. Дети – наиболее незащищенная часть общества. Хотелось бы понять, насколько активны органы прокуратуры в защите прав несовершеннолетних.
– Спектр вопросов в сфере исполнения законов о несовершеннолетних, постоянно находящихся в поле прокурорского внимания, крайне широк, – это защита детей от жестокого обращения, профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних, обеспечение безопасности пребывания детей в образовательных и иных учреждениях, соблюдение прав на бесплатность и общедоступность образования, организация летнего отдыха и занятости детей, защита детей от негативной информации, наносящей вред их нравственности, а также многое другое.
Эффективность прокурорского надзора в данном направлении постоянно повышается. В истекшем периоде прокурорскими проверками были охвачены все подразделения по делам несовершеннолетних органов полиции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Постоянно проверяются и иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Нами также проводится работа по правовой пропаганде среди несовершеннолетних – помощники горрайпрокуроров регулярно посещают школы, иные образовательные учреждения, читают школьникам лекции по вопросам права, разъясняют им ответственность за нарушения закона.
Надзор ориентирован, прежде всего, не на устранение нарушений законодательства, сколько на предупреждение их совершения.
Особое внимание прокуратурой области уделяется обеспечению защиты прав наиболее уязвимой категории несовершеннолетних: детейсирот и детейинвалидов.
Только в сфере защиты жилищных прав детейсирот в этом году прокуратурой области в суды направлено около 50 исковых заявлений об обязании органов местного самоуправления предоставить данным гражданам жилые помещения. Выявлялись и факты незаконного ограничения прав детейсирот при выплате им стипендий учреждениями профессионального образования, что повлекло жесткую реакцию со стороны прокуратуры и устранение нарушений.
Прокуратурой области также активно используется право законодательной инициативы в целях совершенствования регионального законодательства, касающегося прав детей. На днях в Законодательное собрание Ленинградской области внесен законопроект, предусматривающий увеличение объема прав детейсирот в сфере образования, его рассмотрение должно состояться уже осенью т.г.
В завершение нашего разговора хочу подчеркнуть, что сегодня мы вспомнили только часть той огромной прокурорской надзорной работы, которую мы осуществляем для укрепления правопорядка на территории Ленинградской области и восстановления прав жителей нашего региона. При нашей следующей встрече мы продолжим беседу о работе прокуратуры и принятых ею мерах для устранения нарушений федерального законодательства.
Поскольку наша беседа состоялась в канун празднования 85¬летия со дня образования Ленинградской области, хочу пожелать региону красоты, величия и процветания. Всем жителям области желаю крепкого здоровья и всеобщего благополучия.