Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
1314
192021
22232425262728
2930
             


 1234567890

Новости

Александр Дрозденко: «Была бы возможность - я бы жил на работе»

02.10.2013 11:11

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на минувшей неделе был гостем газеты «Вести» и Ленинградского областного информационного агентства «Леноблинформ».

Глава региона познакомился с редакцией, обошел рабочие кабинеты, узнал о результатах работы двух наших СМИ: росте числа подписчиков на газету «Вести», первой позиции «Вестей» по числу подписчиков не только в Ленинградской области, но и в двух субъектах – СПб и Ленобласти вместе взятых.

Здесь же, в редакции, Александр Дрозденко дал интервью главному редактору «Вестей» и «Леноблинформ» Андрею Башнину.

– Александр Юрьевич! Что считаете самым важным своим достижением за время губернаторства?

– Наверное, самое важное, что сейчас, спустя более чем год, люди увидели, что обещания, которые давал губернатор, начали реально исполняться: знаю об этом и по отклику чиновников – глав районов, и представителей бизнеса, и, что очень важно – от рядовых жителей области. Повышение зарплаты, строительство детских садов, увеличение финансовой самостоятельности районов – все это было обещано, и все это выполняется. Мы стали открыто работать: пытаемся подробно объяснить свои решения, говорим о проблемах и недостатках. И, главное, движемся в соответствии с той стратегией, которую определили.

– В чем главная функция чиновника вообще и чиновника ранга губернатора в частности?

– Главная функция чиновника – добросовестно выполнять свои обязанности, не бояться ответственности при принятии решений и действовать в соответствии с ними, доводя дело до конца. А еще чиновнику и особенно Губернатору за своими решениями нужно видеть людей и представлять, как то или иное решение отразится на их жизни. Иногда нам кажется, что принято верное, нужное решение, а оно, на самом деле, никакого блага не приносит: только огромные усилия, ворохи бумаг и потраченные бюджетные деньги.
Решения чиновника должны быть эффективными. Основная претензия у меня к чиновникам в том, что большинство из них боится принимать решения: ведь в случае, если их решение окажется неэффективным, неправильным – им придется за это отвечать.

– Какой день был самым сложным и какое решение, из принятых за время работы губернатором, далось вам труднее всего?

– Сложных дней было, к сожалению, очень много. Не просто давались кадровые решения, особенно когда перестраивалась команда и приходилось лично общаться с людьми, с которыми мы расставались. Ведь со многими из них я проработал долгие годы, бок о бок, и они были, в общем­то, неплохими специалистами… Но в то же время я понимал, что команда нуждается в обновлении.

Непростыми были дни, когда принимались решения, связанные с очень большими последующими этапами работы. Например, последняя точка при подготовке бюджета, когда сидишь – перед тобой документ, его нужно отдать в ЗакС, депутатам и затем отстаивать каждую цифру, но при этом ты осознаешь, что на все денег, как всегда, не хватит и от твоего решения зависит, как регион будет жить и работать целый год. И в течение всего года твое решение будет оцениваться: правильно ли было отказаться от того или иного объекта капстроительства, правильно ли были определены приоритеты в здравоохранении, образовании, соцзащите, правильно ли распределены средства на ремонт и строительство дорог и не обидели ли мы какой­то район? 

Но жизнь заставляет исходить из принципа целесообразности. И когда ты понимаешь, что в решение заложен принцип, а не твое хотение или твое, не дай Бог, самодурство, то такое решение всегда потом проще отстаивать.

– Какая была самая радостная новость за то время, что вы работаете на посту губернатора?

– Радостно было вручать сертификат на квартиру многодетной семье в Гатчине: я увидел, как реально заработало наше решение обеспечивать нормальным жильем семьи, где рождаются тройни. Этого обязательства нам удается придерживаться: сейчас будем аналогичным образом помогать многодетной семье в Подпорожье.

Радостно, когда выполняется программа расселения ветхого и аварийного жилья и вручаешь ключи людям, которые из трущоб переселяются в новые квартиры.

Радостно, когда перерезаешь ленточку и открываешь новый детский сад, заходишь туда вместе с родителями и детьми и понимаешь – где бы ты потом не работал, этот детский сад останется и сюда десятилетиями будут приходить малыши, для которых он будет вторым домом.

– Каким вы видите дальнейшее развитие средств массовой информации Ленинградской области?

– Хотел бы, чтобы средств массовой информации у нас было много, чтобы они были разные и работали в здоровой конкуренции. При этом я понимаю, что поддержка средствам массовой информации нужна и от нее мы отказываться не будем.

– Александр Юрьевич, расскажите по какому пути будет дальше двигаться муниципальная реформа? Удастся ли провести объединение администраций районов и райцентров там, где она пока буксует? Что считаете самым важным при подготовке к грядущим муниципальным выборам?

– Как я уже говорил, нам не нужна реформа ради реформы. Мы определили, что первым этапом становится объединение администраций городов – районных центров и районов.

Противники этой реформы говорят о том, что теряется самостоятельность районных центров, но я знаю по откликам людей, что при единой администрации решать многие свои проблемы жителям становится проще: есть один архитектор, один землеустроитель, один кабинет, где можно решить проблему в ЖКХ или с выделением земельного участка.

Что греха таить, в большинстве районов были противоречия между главой города и главой района.

Аналогичная ситуация во многих субъектах Федерации, где существуют противоречия между главой крупнейшего города и руководителем субъекта. Объединение администраций района и райцентра позволяет эту проблему решить раз и навсегда.

Первый этап реформы мы доведем до конца. Пока остались три проблемные территории: Всеволожск и Всеволожский район, Гатчина и Гатчинский район, Кировск и Кировский район. В Кировском районе большинство депутатов уже проголосовало за объединение, там пока процесс тормозит глава администрации города, под различными надуманными предлогами.

Причины торможения реформы на некоторых территориях понятны: идет противостояние районных элит.

Где¬то бизнес ставил на определенных депутатов и определенных руководителей и теперь боится, что утратит рычаги влияния и какие­то проекты будут сложнее реализовываться, где­то проблема в личных амбициях – глава городской администрации считает, что он достоин должности самостоятельного руководителя, а не первого заместителя главы районной администрации.

Что касается объединения поселений, то в этом процессе мы не оказываем какого¬либо давления на муниципалитеты, исходим только из принципа целесообразности: к идее объединения жители тех или иных территорий приходят сами. Спросите сегодня жителей Копорья и Соснового Бора – хотят ли они объединяться? Уверен, и одни, и вторые скажут: мы к объединению готовы. Низкобюджетное Копорское поселение никогда не сможет достичь того уровня доходов, какой есть у Соснового Бора, где идет интенсивное развитие. Создание Сосновоборского района или Сосновоборского городского округа с увеличенной территорией позволит решить многие проблемы.

Конечно, если вы спросите администрацию Ломоносовского района – они выскажутся против объединения Копорья и Соснового Бора, ведь район теряет часть территории. Но если внимательно посмотреть: доходы районного бюджета от этого не пострадают, ведь уходят не Аннинское, Низинское или Лебяжинское поселения, которые имеют хорошую бюджетную обеспеченность и перспективы развития. Уходит дотационная территория.

Очевидна и необходимость объединения Колтушей и Разметелево. И дело тут не в Чирко и не в администрации Разметелево. У Колтушей – высокая бюджетная обеспеченность, но малая территория, у Разметелево – территория значительно больше, но есть потребность в средствах на развитие: объединение позволит и той, и другой территории более активно работать. 

Думаю, что встанет вопрос об объединении Вистино и Усть­Луги. Сегодня на территории двух поселений находится крупнейший в России, а в скором времени – и крупнейший в Европе порт.

Открою вам секрет: приняты принципиальные решения о размещении в индустриальной зоне вблизи порта целой группы предприятий: Группа компаний «ИСТ» уже приняла решение о строительстве Балтийского карбамидного завода, компания «Еврохим» рассматривает возможность строительства аммиачного завода. Кроме того, на этой территории может появиться крупнейший в Европе завод по производству сжиженного газа – компания «Газпром» рассматривает эту площадку как один из вариантов для реализации проекта.

Складывается хорошая группа предприятий, рядом с которой можно будет размещать предприятия вторичной переработки: по изготовлению деталей из твердой пластмассы, компонентов для автомобилей, бытовой химии и всего остального. Как будут делить между собой эти предприятия два муниципальных образования? Ведь есть даже ситуации, когда производства будут находиться прямо на границе двух муниципальных образований…

Готовятся сегодня предложения и по объединению ряда небольших поселений в Выборгском и Приозерском районах, где это объединение позволит им более эффективно решать свои проблемы.

Объединение очень важно для тех небольших муниципальных образований, где кадровая и бюджетная база не позволяет правильно составлять документацию для привлечения бюджетных средств по программам.

Мы хорошо это видим по программе «Чистая вода», которая в течение ряда лет недоосваивается по одной простой причине: муниципальные образования не могут на первом этапе правильно составить документацию, сделать проект, провести торги.

То же самое – с ФАПами (фельдшерско­акушерскими пунктами): в этом году мы не построили шесть ФАПов – деньги были выделены, но муниципальные образования не сумели провести конкурсные процедуры. Именно поэтому с нового года строительство ФАПов мы вынуждены полностью взять на себя.

– Как развивается взаимодействие с Санкт¬Петербургом и как это повлияет на дальнейшее развитие области?

– Жизнь просто заставляет нас сотрудничать и решать проблемы, которые прежде казались абсолютно не решаемыми.

Буквально на днях, на закладке будущей школы в Новом Оккервиле (кстати, крупнейшей на Северо­Западе), застройщики сказали мне, что сегодня, благодаря нормальному взаимодействию администраций области и города ситуация с подключением к сетям принципиально изменилась.

Еще три года назад они не могли получить в Санкт¬Петербурге техусловия на подключение к инженерным сетям объектов, строящихся в области. «Три года назад, когда мы из города перешли строить в область, было ощущение, что мы переехали в другое государство», – сказали мне застройщики. Сегодня все изменилось.

Но речь не только об инженерных сетях. Сегодня введен единый проездной билет, о котором столько говорилось прежде. Я совершенно без изжоги воспринимаю предложения администрации Петербурга об обсуждении развития 30¬километровой зоны в Ленобласти, прилегающей к городу.

Конечно, речь не идет о том, что если мы где­то собираемся построить завод, спортивный комплекс или котельную, то должны на координационной комиссии согласовывать это с Санкт¬Петербургом. Речь – о совместном зонировании территории вокруг Санкт¬Петербурга: мы понимаем, что планы ее развития должны предусматривать зеленые зоны, парки, спортивные сооружения, научные центры.

Уже сегодня мы предлагаем крупнейшим вузам Санкт¬Петербурга – ФИНЭКу, академии им. Макарова: приходите в Ленобласть, стройте кампусы по типу Оксфорда и Кембриджа – с общежитиями, жильем для профессоров, спортивными комплексами, зеленой зоной. Прекрасная идея, которую надо реализовывать совместно с Санкт¬Петербургом, и город должен отнестись к ней с пониманием.

Точно так же, я убежден, было бы правильнее разместить большой футбольный стадион в районе МЕГА¬ИКЕА, где будет в перспективе станция метро.

Это – нормальная западная практика – строить стадионы за городом, чтобы болельщики могли шуметь, кричать, радоваться победе, пить пиво, не мешая нормальной жизни города.

Ведь сегодня в Петербурге что ни матч «Зенита» – коллапс на Петроградской стороне и Васильевском острове: перекрывается движение, идут фанаты, люди начинают раздражаться, а ведь футбол – это праздник и он не должен вызывать раздражения.

Конечно, проекты такого рода должны реализовываться в согласии с городом Санкт¬Петербургом.

Увы, не все вопросы пока удается решать в полном согласии.

На последнем заседании Законодательного собрания Ленинградской области наши депутаты не поддержали предложение об изменении границ Санкт¬Петербурга на 64 га, за счет территорий в Ленобласти, отданных городу под застройку. Но я считаю, что в этом решении депутатов есть здравый смысл.

К сожалению, всякий раз, когда мы оформляем земли Петербургу для решения тех или иных проблем, следует предложение включить эти земли в границы Санкт¬Петербурга. Но это не совсем правильно.

У нас – у Ленинградской области – ведь тоже есть собственность в Санкт¬Петербурге – здания, сооружения. Вряд ли кому¬то понравится и покажется правильным, если завтра мы предложим очертить здания на Суворовском, 67, и ул. Смольного, 3, принадлежащие Ленинградской области, условной границей и включить землю под ними в состав Ленинградской области, образовать своего рода анклавы на территории Санкт¬Петербурга?

Мы передали землю в собственность Санкт¬Петербурга под строительство жилья для многодетных семей в Лебяжьем, еще порядка 200 га планируем передать в Гостилицах. Что же мы должны туда двигать границу Санкт¬Петербурга или создавать анклавы? Смысла нет! То, что земля находится в границах одного или другого субъекта Федерации, никак не может и не должно мешать развитию инвестиционных проектов.

– Александр Юрьевич, что, с вашей точки зрения, сегодня наиболее важно сделать в экономике региона?

– Скажу о том, что мы пока не сделали и обязательно должны сделать. Во­первых, мы должны разработать программу развития энергетики, инженерных коммуникаций и дорог в Ленинградской области.

Я не утвердил программу Ленэнерго, потому что пока не могу получить четкого ответа от своих специалистов – понимают ли они, вместе с Ленэнерго, где мы сегодня должны строить подстанции? И почему мы должны строить их в том, а не в другом месте?

Позиция Ленэнерго понятна: компания основной свой инвестиционный «удар» наносит в зоне интенсивного экономического строительства – в пригородах Санкт¬Петербурга. Но там, согласитесь, можно строить подстанции и за счет инвесторов.

А нам нужно строить подстанции на тех территориях, которые мы хотим развивать. Приведу пример: в Пикалево хотела бы прийти в качестве инвестора компания «Металл и инновации», которая готова построить там современный итальянский завод по производству металлоарматуры. Но им нужно очень много энергомощностей, которых там сейчас нет.

То же самое – с водоснабжением, канализованием, дорогами: нужен четкий план – где и что будем в ближайшие годы строить и модернизировать.

Во-­вторых, нам необходимо пересмотреть систему образования. Если мы хотим, чтобы регион развивался, все наши профессионально­технические училища, готовящие «синих воротничков», надо переориентировать на те отрасли промышленности, которые развиваются в Ленинградской области.

Если развивается активно нефтехимия – в Киришах, в Волхове, в Усть­Луге, в Кингисеппе – значит, надо готовить специалистов для этой отрасли. Какое¬то училище делать базовым, свести его с предприятиями отрасли, чтобы они вкладывали деньги в его материально­техническую базу.

Тогда из ПТУ будут выходить специалисты, знающие современное оборудование: их не надо будет заново учить на предприятии.

Часто привожу такой пример: если сегодня в сельскохозяйственном ПТУ будущего механизатора будут учить на тракторах МТЗ¬82, которых давно в хозяйствах нет, то завтра, когда он придет в хозяйство и его посадят на современный трактор John Deer, он просто не сможет им управлять – его придется учить заново. Аналогичная ситуация в дорожной отрасли: лазерные линейки, привязка техники к системе GPS¬координат – для того, чтобы управлять всем этим, нужно хорошее образование.

В-третьих, нам необходимо, пусть и в ущерб количественным показателям, задуматься о качестве инвестиций. Нужно развивать те отрасли, которые уже сложились на нашей территории и которые способны дать много рабочих мест.

Если у нас уже развито машиностроение – нужно привлекать производителей автокомпонентов, станков, сложного оборудования – тех инвесторов, которые создадут современные, высокотехнологичные рабочие места, где интересно будет работать молодежи.

Вспоминаю, как, еще в бытность моей работы в «Агро­Балте», к нам потянулась молодежь, когда мы открыли современный мясоперерабатывающий комбинат с убойным цехом на югославском оборудовании.

Мы обречены на развитие строительной отрасли – потому что рядом с нами Санкт¬Петербург, Москва, у нас реализуются крупнейшие федеральные инвестиционные проекты, где нужны будут строительные материалы.

Строительная отрасль также должна быть современной, высокотехнологичной. Мы должны внедрять технологии «умного дома», локальные котельные на простом местном топливе.

Время, когда огромная котельная в 6 км от населенного пункта с огромными потерями отапливает весь поселок, прошло.

Для всего этого необходимо повышать качество инвестиций.

В прошлом году в экономику Ленинградской области было вложено 330 млрд рублей, в этом году ожидаем 265¬270 млрд. Но это отнюдь не показатель плохой работы Правительства Ленинградской области. По количеству инвестиционных проектов этот год значительно опережает прошлый. Ведь в 2012 году из 330 млрд инвестиций 70 млрд дал ввод в эксплуатацию «Северного потока», еще 20 млрд – сдача нескольких комплексов в Усть­Луге и подъездных железнодорожных путей к ним. Все это – проекты федерального масштаба, реализуемые за счет госбюджета и крупнейших российских компаний.

В этом году такие инвестиции тоже есть: ввод участка дороги Петербург¬Сортавала, ввод комплексов Сибур¬Новатэк в Усть­Луге, если получится – гидрокрекинга в Киришах. Но такого рода инвестиции лишь косвенно зависят от качества работы команды губернатора. А вот приход компаний с объемами инвестиций от 10 до 100 млн долларов целиком и полностью зависит именно от нас. И такие проекты для области очень значимы, поскольку они, в отличие от инфраструктурных проектов, дают рабочие места.

Предприятие с объемом инвестиций в 300 млн рублей дает от 100 рабочих мест, и это очень важно.

– Чем бюджет 2014 года будет отличаться от бюджета 2013-го?

– Бюджет будет отличаться меньшим дефицитом. Не скрою, мы провели определенное секвестирование: сократили на 10¬15% накладные расходы комитетов областной администрации, то есть расходы на обслуживание самих себя. При этом мы не сократили социальные программы: ни расходы на лекарственное обеспечение, ни расходы на повышение зарплаты, ни расходы на питание в школах и покупку учебников.

Немного пришлось сократить расходы на адресные программы, но это вполне объяснимо: нужно выполнять социальные указы Президента, и Ленинградская область, кстати сказать, входит в 10 субъектов, выполняющих их в полном объеме.

Увеличивать бюджет развития в данной ситуации можно двумя путями: либо наращивать дефицит – на что мы никогда не пойдем, либо привлекать инвестиции другими путями, за счет соглашений с крупнейшими компаниями.

Примеры уже есть: программа строительства котельных Газпромом, программа «Детские сады в обмен на налоги».

Да, за инвестиции по программе Газпрома, которые будут вложены в течение пяти лет, нам придется рассчитываться 12 лет. Но плюс в том, что эти инвестиции беспроцентные и мы сможем сэкономить на компенсациях межтарифной разницы. Будут строиться новые котельные – уменьшатся тарифы на тепло и горячую воду, соответственно, меньше средств придется выделять из бюджета на компенсацию населению разницы в тарифах.

Большие плюсы и у программы «Детские сады в обмен на налоги». С начала года уже 15 строительных компаний зарегистрировались в Ленинградской области и начали платить налоги.

При этом за построенный детский сад мы возвращаем не 100%, а 70% затрат. Но одновременно увеличиваем доходы в бюджет от налогов и получаем социальный объект.

Эффективна и другая схема, когда мы выделяем землю, застройщик возводит детский сад и мы его, уже готовый, выкупаем: нам не нужно тратить силы на проектирование, строительство, мучиться с недобросовестными подрядчиками.

Последние сдачи детских садов в Гатчине и Волосово, которые строились по старой схеме – когда за все приходилось отвечать Правительству, стоили всем нам массу пота и крови. При новой схеме мы просто приходим, перерезаем ленточку и определяем график наших платежей за детский сад.

Одной из новых форм пополнения бюджета стали льготы для консолидированных групп налогоплательщиков по налогу на прибыль. В прошлом году за счет этого объем налога на прибыль был рекордным: около 25 млрд рублей.

Однако палочка оказалась о двух концах. Крупные компании «пробили» решение о том, что финансирование движимых основных фондов они могут осуществлять за счет прибыли. В итоге, закупая современные машины и оборудование, они обращаются к нам за возвратом налога на прибыль. В этом году, по сравнению с прошлым, мы теряем порядка 1,7 млрд.

Однако одновременно в этом же году у крупных налогоплательщиков впервые появились обязательства по уплате налога на имущество – пока в объеме 0,4%. Они обратились к нам за льготами, и мы твердо сказали: дадим льготу, если выполните плановые показатели по налогу на прибыль.

Результат не заставил себя ждать: за счет налога на имущество мы перекрыли потери по налогу на прибыль и даже получим на 1,5 млрд больше.

У меня подход очень простой: если мы с кем­то договариваемся – то обе стороны должны соблюдать правила игры, если нет – договоренности отменяются.

– Несколько личных вопросов: как семья воспринимает ваш губернаторский график работы? Не жалеют ли близкие, что вы избрали этот путь, и не жалеете ли вы сами?

– Семья моя, конечно, плохо воспринимает мой график работы. Иногда (в семье, не у меня) проскальзывало сожаление, что я избрал этот путь. Но я им говорю: что сделано, то сделано – только вперед.

– Александр Юрьевич, с какими мыслями вы засыпаете и во сколько и с какими просыпаетесь?

– Засыпаю тяжело, потому что у меня своеобразно работает голова: я очень активен утром, а к концу дня начинаю уставать, пребываю в состоянии легкого нокдауна, как у боксера, но, когда прихожу домой, часов в десять вечера – приму душ, выпью чаю – открывается второе дыхание, так что я поздно засыпаю. Мои заместители знают, что могу им позвонить и в 12 ночи, и в половине первого, если приходят какие­то идеи. Вставать приходится рано, но к этому я уже привык.

Что до мыслей, то они всегда тревожные. Я перестал любить уезжать в отпуск: делаю это только ради семьи. Если бы была возможность, я бы в отпуск не уезжал и вообще все время сидел на работе. Потому что, когда я в кабинете или когда еду в район, у меня под руками – все средства связи, в доступе все люди. Как только начинаю отдаляться от региона, с каждым километром тревога нарастает.

Сейчас понимаю Валерия Павловича Сердюкова, который говорил нам, своим заместителям, что наша жизнь, по сравнению с его жизнью, легкая. Вице­губернаторы могут позволить себе расслабиться хотя бы в выходные. Губернатор же живет в состоянии постоянной тревоги.

Так что постучим по дереву, пусть тревог будет меньше!

Андрей Башнин

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

support@shararam.ru
12.08.2021 14:54:21
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Оставить комментарий

Новости