Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
8910
1617
293031
             


 1234567890

Новости Соснового Бора

Памяти героев – балтийцев. Экспедиция на остров Сескар

19.12.2014 14:03

Группа энтузиастов – жителей г.Сосновый Бор за два года отреставрировала два памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны: при обороне островов Малый (Пенисари) и Мощный (Лавенсари).

 Об экспедиции на остров Сескар , который также входил в оборонительный рубеж советских вооруженных сил на Балтике, для обследования памятника рассказал представитель губернатора Ленинградской области в Сосновом Бору А.К. Кириленко.

На нем мы побывали в начале осени этого года. Катер «АСКРО» для похода на остров выделил директор Ленинградской атомной станции В.И.Перегуда.

Остров Сескар расположен в Финском заливе южнее Большого Корабельного фарватера примерно в 100 км от Санкт - Петербурга. Существует два мнения в расшиф-ровке его названия – в переводе с финского «Семь камней» или со шведского «Морс-кой остров». Остров вытянут с севера на юг примерно на 5 км, с запада на восток на 1 км. Площадь составляет 4,16 кв. км. Растут березы и сосны, на восточном берегу песчаные пляжи.

На северо – западной оконечности острова, на мысе Северном, находится мол длиною в 500 м с почти полностью разрушенным причалом. Здесь же возвышается маяк, представляющий собой башню в 31 м высотой, отлитую из пушечного чугуна в 1858 году в Англии. Маяк действующий, в хорошем состоянии. Каждые 30 сек. маяк дает две белые вспышки, разделяемые временем в 6,5 сек. Возле маяка расположен маячный городок, где проживает четыре семьи. Старший среди обитателей начальник маяка. Кроме того, на острове есть заброшенный аэродром, действующая вертолетная площадка, радиобашня Региональной системы безопасности мореплавания, возве-денная в 2005 году. На маяке расположено оборудование Автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО), обеспечивающее наблюдение за радиационным фоном от Ленинградской АЭС. Здесь же, у подножия башни, находится памятник защитникам острова.

Справка.

В 1920 году остров по Тартускому мирному договору перешел Финляндии и во время финской войны был занят советской морской пехотой 30 ноября 1939 года. С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Сескар вошел в Лужский укрепленный сектор, а в районе острова создали Восточную минную позицию, в которую включили также остров Гогланд. С занятием финскими и немецкими войсками большинства островов в Финском заливе, Сескар вместе с островами Лавенсари (Мощный) и Пенисари (Малый) стал передовым пунктом базирования Балтийского флота. Зимой 1941-42 гг. и 1943-44 гг. действовала ледовая автомобильная дорога Шепелевский маяк – Сескар – Лавенсари протяженностью в 71 км. Зимой 1942-43 гг. льда в районе островов не было. Дорога пересекалась с германской ледовой дорогой маяк Стирсудден (Выборгский район) – Кургальский полуостров (Кингисеппский район). На перекрестке, названном «Международным», периодически возникали перестрелки. Обслуживали советскую дорогу инженеры флота.

В 1942 году Сескар включили в Островной сектор обороны Балтийского флота. На островах Сескар и Лавенсари базировались корабли охраны водного района, обеспечивавшие проводку выходящих на охоту подводных лодок и конвоев из Кронштадта, поэтому в районе острова постоянно происходили морские и воздушные бои. Попытки штурма острова немцами не увенчались успехом. В июне 1944 года перед началом Бьеркской десантной операции с Сескара на Березовые острова высаживались разведывательные группы морской пехоты. (Бьеркский архипелаг – ныне острова Березовые). В районе острова Сескар затонула подводная лодка «Щ-405» и до сих пор не найдена. После того, как враг был отброшен от Ленинграда и началось успешное наступление наших войск на запад, началось траление минных полей. Маяк на о.Сескар принимал участие в навигационном обеспечении этой операции.

Мы подошли к острову на катере «АСКРО» прекрасным теплым солнечным днем. На лодках переправили на берег амуницию – палатки, воду, еду, электрогенератор и прочее. Подъехавший на УАЗике начальник маяка поздоровался со всеми за руку, пригласил в гости – на экскурсию на маяк и к памятнику.

Вся компания погрузилась в машину и на прицеп и мы поехали. Памятник находится у самого основания причала и рядом с маяком. Фигура матроса с автоматом на плече, склоненной головой и бескозыркой в левой руке. На мраморной доске две надписи – «Братская могила моряков транспорта «Радуга». Погибли 23.12.1943 года» и «Братская могила катерников МО – 302 (морской охотник – авт.). Погибли 26.05.1944 г.». Кто автор, кто и когда памятник монтировал на это место сведений нет, будем уточнять. Почтили память погибших минутой молчания, возложили цветы. Памятник в хорошем состоянии – за ним следит начальник маяка.

Но все же некоторый косметический ремонт необходим – нужно зашпаклевать появившиеся трещины и покрасить фигуру матроса, обработать пескоструйным аппаратом гранитную стену позади матроса, вырубить кустарник и скосить траву в пределах границ монумента, покрасить цепи обрамления. Работы не очень много, но ее нужно сделать. Команда собирается пойти на Сескар в апреле следующего года, чтобы сделать все к 9 мая – 70 – летию Великой Победы.

Мы направили запрос в военно – морской архив, чтобы получить документальную справку о тех героях, которые отдали свои жизни во время обороны острова. В дальнейшем данные о погибших будут оформлены на мраморной доске и закреплены на памятнике.

Игорь Григорьевич Алепко, историк и автор пяти книг о боях на Балтике, предло-жил не останавливаться на сделанном в деле увековечения памяти защитников островов и организовать экспедиции на острова Соммерс и Нерва, где еще нет памятников советским воинам. Эта работа будет продолжена.

По материалам пресс-службы Сосновоборского городского округа

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Соснового Бора