|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
25 августа 2018 года в рамках проведения исторического праздника, посвященного 314-й годовщине со дня основания города Новая Ладога, на центральной площади после проведения работ по реставрации и благоустройству состоялось торжественное открытие мемориала «Памятник Ладожской военной флотилии».
Мемориал посвящен морякам Ладожской военной флотилии и речникам Севзапречпароходства, охранявшим водную трассу «Дороги жизни» и обеспечившим транспортную связь блокадного Ленинграда со страной в 1941-43 гг. В состав мемориала входят тральщик «ТЩ-100», буксирный теплоход «Харьков» и памятный знак-стела. Оба судна установлены на вечную стоянку осенью 1985 года на левом берегу реки Волхов. Мемориал, как объект культурного наследия регионального значения, поставлен на охрану в 1988 году решением Леноблисполкома.
Работы выполнялись в соответствии с договором благотворительности с Советом ветеранов Новой Ладоги. ООО «Транснефть - Балтика» в рамках проведения мероприятий проекта «Артерия жизни» перечислило на целевое финансирование средства в размере 2 000 000 руб. Реставраторы заменили дефектные участки, восстановили утраченные элементы и покрасили корпуса теплоходов и памятную стелу.
Справка
«Артерия жизни» - исторический проект ПАО «Транснефть», посвященный героическому подвигу участников строительства уникального трубопровода по дну Ладожского озера с берегов "большой земли" в блокадный Ленинград. Ладожский трубопровод проходил от косы Кареджи до станции Борисова Грива. Его длина составляла 29 километров, в том числе 21 километр под водой. Весной 1943 года уровень воды в Ладоге поднялся, трубопровод пришлось продлить до 34 километров, из них 26 оставались под водой. Диаметр трубопровода - 10,1 сантиметр. За 20 месяцев функционирования по трубопроводу было перекачано более 40 тысяч тонн горючего.
Тральщик «ТЩ-100» был построен в Турку на верфи Wm. Crichton & Co Abo в 1900 году как русский озерно-речной буксир (ледокольно-буксирный параход): «Аунус» (“Aunus”,«Олонец»). Захвачен в 1919 году финнами на Ладожском озере, переоборудован в канонерскую лодку (водоизмещение 100 т, 25.3 х 5.3 х 2.1 м, мощность двигателя max 280 л.с. = 10.5 уз, уголь 15 т, предельная дальность- 750 миль (при скорости 7 уз), 2орудия х 47-мм, 1 пулемет, 30 мин, экипаж 48 чел.) и вошел в состав финской Ладожской флотилии, т.к. по условиям Тартусского мирного договора между Советской Россией и Финляндией от 14 октября 1920 года обе стороны не могли иметь на Ладожском озере военных судов водоизмещением более 100 т. и орудий калибром более 47 мм. В 1930-е годы использовался финнами как сторожевой корабль на Ладоге. К началу Зимней советско-финской войны 1939-1940 годов Аунус входил в состав флотилии канонерских лодок капитан-лейтенанта Т.Асикайнена. Столкновений с вражескими кораблями в Зимнюю войну на Ладожском озере не происходило. Флотилия занимались обстрелом сухопутных сил наступающих по северному берегу озера советских войск и постановкой минных заграждений вдоль побережья. В 1940 году «Аунус» был захвачен Ладожской военной флотилией. 24 августа 1940 года был включен в состав отряда учебных кораблей (ОУК УВМУЗ ВМФ), базировавшегося на острове Валаам, в качестве учебного судна под именем УК-100.
3 августа 1941 г. вооружен (2 45-мм пушки, 2 х12,7 пулемета ДШК, экипаж 25-38 человек)., переклассифицирован в тральщик, и под №100 и включен в качестве флагманского в состав Северного отряда советской Ладожской флотилии (командующий - капитан-лейтенант Яков Салагин). Местом базирования Северного отряда был остров Валаам. Участвовал во второй мировой войне 1939-1945 гг.: обеспечение воинских и народо-хозяйственных перевозок на Ладожском озере. 27 июля 1941 года ТЩ-100 впервые вступил в бой в сортавальских шхерах. В ходе боя 31 июля 1941 года корабль получил 5 попаданий из орудий финской береговой батареи. Экипаж понес значительные потери. Был тяжело ранен и командир Северного отряда капитан-лейтенант Яков Салагин. Корабль нес дозорную службу, обеспечивал воинские и хозяйственные перевозки на Ладожском озере.
Самым известным его боем стало отражение немецко-финской атаки на остров Сухо 22 октября 1942 года. 2 корабля Ладожской флотилии: сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский)и тральщик Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин) до прихода помощи героически и очень умело приняли бой с превосходящими силами противника. «МО171» вел артиллерийскую дуэль с 8 вражескими судами, и смог прикрыть дымовой завесой более тихоходный ТЩ-100, а также сбил один самолет противника. Командир тральщика Тщ-100 ст. лейтенант Каргин быстро оценив обстановку и выполнил две важные задачи: известил базу о десанте (рация на острове была уничтожена) и отвлек на себя часть сил вражеской эскадры. 21 октября 1944 года наименование корабля было изменено на Т-100. По завершению боев на Ладоге был выведен из Ладожского озера и занимался боевым тралением в Рижском заливе. В 1947 году разоружен, в 1964 исключен из списков флота. Около 40 лет служил латвийской рыболовецкой артели "Звейниекс" как буксир РБ-30. Поставлен на вечную стоянку осенью 1982 г.
Ледокольный буксирный теплоход военного времени «Харьков» ("Морской лев"). В боях не участвовал. От попытки привлечь к участию в Шлиссельбургских десантах, отказались, т.к. оказался валким на ладожской волне. Применялся для транспортировки по Волхову баржи с продовольствием, боеприпасами и прочими грузами. Участвовал в прокладке по дну ладожского озера топливопровода, электрокабеля и телефонной связи в блокадный Ленинград.
На памятных знаках надписи: "Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам", "11 сентября 1941 г. отсюда начала действовать ладожская коммуникация, связавшая блокадный Ленинград со страной и названная Дорогой жизни. Успешное действие воинской трассы обеспечивали корабли Ладожской военной флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства".
Служба общественных коммуникаций ООО "ТРАНСНЕФТЬ - БАЛТИКА"