|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Психологическая безопасность — одна из основ развития: такой тезис лег в основу проекта «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства» в Ленобласти.
13 ноября в ЛОИРО пройдет совещание в режиме видеоконференции с муниципальными районами и образовательными организациями, участвующими в проекте. Всего в нем задействовано 25 общеобразовательных школ. Научным руководителем этого проекта от Российской Академии наук выступила Ирина Баева, а руководит проектом от Ленинградской области председатель комитета общего и профессионального развития Сергей Тарасов.
«В связи с ростом числа социальных болезней, негативными геополитическими тенденциями, задача обеспечения безопасности ребенка в школе становится первостепенной, - отметила Людмила Вербицкая, Президент Российской академии образования, доктор филологических наук, - Серьезного внимания требует и здоровье наших детей». Предлагаемый проект, на ее взгляд, является пилотным образцом, и опыт его реализации можно будет предложить впоследствии и другим регионам страны.
Идея проекта заключается в разработке системы сопровождения психологических аспектов безопасности образовательного пространства Ленинградской области. По мнению руководителей проекта, создание и апробация такой системы будет способствовать снижению рисков, которые препятствуют позитивному психическому и социальному развитию учеников, педагогов, родителей. Под рисками разработчики проекта понимают саморазрушающее поведение (употребления психоактивных веществ, аутоагрессивное поведение), конфликтную напряженность, ксенофобию, совершение насильственных и агрессивных действий, направленных на других.
«Психосоциальное благополучие субъектов образовательного пространства Ленинградской области и его развивающий характер возможны в условиях, когда образовательная среда каждого учреждения обладает таким качеством как психологическая безопасность», - говорится в программе проекта.
На первом этапе эксперимента, реализованном в 2013 году, разрабатывалась его концепция, модель, пакет диагностических методик и системы экспертной оценки. В 2014 году завершается второй этап, в рамках которого проходило внедрение технологической модели. В 2015 году пройдет последний этап реализации проекта, когда будет проанализирован и обобщен практический опыт, созданы методические рекомендации для руководителей и специалистов системы образования.
В первом этапе эксперимента приняли участие 24 общеобразовательные учреждения, из них 11 расположены в городах Ленинградской области, 13 - в селах, поселках и деревнях. Было опрошено 459 педагогов, 999 старшеклассников и 395 младших школьников.
Исследование, проведенное в рамках деятельности экспериментальной площадки в 2013-2014 г.г., было направлено на выявление комплексных показателей безопасности образовательного пространства региона и субъектов образовательной среды. Кроме того, в структуру исследования были включены некоторые наиболее важные показатели ресурсов поддержки безопасности обучающихся.
Для каждой образовательной организации по результатам этого исследования был выстроен индивидуальный профиль рисков и возможностей ресурсной поддержки безопасности.
Результатом работы на сегодняшний день является и опубликованная монография: «Безопасная образовательная среда: теоретические основы психолого-педагогического сопровождения и оценки» под научной редакцией Ирины Баевой и Сергея Тарасова. Предисловие к монографии написано Президентом Российской академии образования Людмилой Вербицкой. Эта работа открывает цикл публикаций по проекту.