|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рассматривать проблему обеспечения детей местами в детских дошкольных учреждениях, а иными словами реализации права каждого ребенка на получение качественных государственных услуг в сфере дошкольного образования, можно в разрезе наиболее важных для родителей критериев:
- здоровье и безопасность ребенка;
- санитарно-гигиеническое состояние учреждения;
- оснащенность помещений и детских площадок.
Беседы с родителями показывают, что с каждым годом возрастает потребность в расширении спектра услуг, необходимых для развития и становления личности ребенка. Детский сад должен учитывать этот родительский спрос и содействовать его реализации. В первую очередь, это дополнительные медицинские услуги: массаж, физиопроцедуры, реабилитация после болезни, создание групп для детей-инвалидов «особый ребенок».
Конечно, существующие определенные трудности с лицензированием медицинской деятельности мешают развиваться детским садам в этом направлении. К тому же с 1 января 2013 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации медицинские работники выведены из штатного расписания детских дошкольных учреждений, что вернуло на шаг назад отработанную систему, обеспечивающую безопасность жизни и здоровья маленьких детей.
Считаю, что данная ситуация влечет за собой нарушения прав детей и не обеспечивает в полной мере их право на здоровье и безопасность.
Доступность дошкольного образования – это не только построенное здание, но и удовлетворенность родителей.
Сегодня родителей интересуют основополагающие факторы дошкольного образования:
Как учат;
Как развивают;
Как развлекают.
Именно эти три компонента являются основополагающими в образовательном дошкольном воспитании.
Доступность дошкольного образования - это и приемлемая сумма, которую могут заплатить родители за детский сад.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, который гарантирует право каждого человека на образование, его доступность и бесплатность в соответствие со стандартами, в том числе и на дошкольное образование.
Теперь, дошкольное образование является одной из ступеней общего образования и является обязательным.
В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области приходит достаточно большое количество обращений, связанных с дошкольным образованием ребенка.
Их анализ показывает, что в Ленинградской области наблюдается практически благополучная картина по обеспечению местами в детских садах детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, но в то же время наблюдается нехватка мест для более раннего возраста.
К тому же, социально-экономическая нестабильность многих семей, в том числе семей с одним кормильцем, требует выхода на работу и определения ребенка в детское дошкольное учреждение еще до исполнения им возраста 3 лет.
В целях реализации права каждого человека на дошкольное образование, органами исполнительной власти, местного самоуправления создаются необходимые условия: выбор места для строительства детского садика, обеспечение персоналом и его материальная поддержка, обучение новым методикам в работе с детьми. Однако, имеют место случаи некорректного и грубого обращения со стороны персонала с детьми (например, Никольский детский сад Тосненского района).
Все дети имеют равные права на получение образования на основе равных возможностей без какой-либо дискриминации по национальному признаку, семейному статусу, наличию заболеваний и другим особенностям развития ребенка.
Следовательно, особенности развития ребенка (ДЦП, проблемы со зрением, слухом) должны учитываться при открытии специальных групп в детских дошкольных учреждениях. К сожалению, не все дети могут реализовать данное право.
Требуется сохранение и создание групп или отделений для детей с ограниченными возможностями здоровья, и это должно стать предметом особого внимания органов местного самоуправления.
Высветилась проблема зачисления или, точнее, не зачисления ребенка в детский сад по месту регистрации. Здесь несколько причин: отказ собственника жилья регистрировать ребенка по месту фактического
проживания; аренда жилой площади в удобном для родителей месте; проживание вблизи другого муниципального образования с учетом наличия транспортной или шаговой доступности.
При приеме детей в детское дошкольное учреждение и отказе по территориальному признаку часто ссылаются на местные «Правила приема», но они не могут противоречить основному закону Российской Федерации – Конституции. Ссылка на приказ Министерства образования и науки от 15.02.2012 года № 107 «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» также незаконна, так как учитывается территориальный прием на обучение по программам школьного курса, но не дошкольного.
При наличии дефицита мест в детских дошкольных учреждениях часто наблюдается картина неполного использования своего права на посещение детского учреждения. Родители забирают ребенка в длительный отпуск (более 3-х месяцев), сохраняя за собой место, и при этом другой ребенок им воспользоваться не может, к тому же родительская плата за это время в учреждение не поступает.
Анализируя ситуацию в сфере прав детей на дошкольное образование необходимо:
- провести мониторинг родительской удовлетворенности;
- рассмотреть вопросы возможного пребывания ребенка вместо долгоотсутствующего;
- создавать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- инициировать вопрос о возврате в штаты детских дошкольных учреждений медицинских работников.
Уполномоченный по правам ребенка
в Ленинградской области
Т.А. Литвинова