|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Председатель областного комитета общего и профессионального образования Сергей ТАРАСОВ рассказал в интервью «Леноблинформ» о ключевых проблемах и успехах в развитии образовательной системы в регионе.
- Сергей Валентинович, сегодня много говорится о повышении качества образования. Расскажите, пожалуйста, в чем конкретно это реализуется в Ленинградской области? Какие наглядные примеры могут подтвердить этот рост?
– Например, о повышении качества образования можно судить по результатам ЕГЭ. На сегодняшний день мы говорим пока о предварительных результатах, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что наши показатели значительно лучше, чем в целом по Российской Федерации. Например, по русскому языку количество выпускников, не преодолевших необходимый минимум, в этом году составляет 0,3% (значительно меньше, чем по России). Математику у нас в этом году не сдали 0,9% выпускников (что также значительно меньше, чем в целом по России). Очень хорошие результаты показали наши выпускники на ЕГЭ по информатике , по русскому языку, по литературе. По всем другим предметам по выбору наши результаты также существенно выше. По ряду предметов вообще нет не сдавших ЕГЭ – например, немецкий и французский языки.
О качестве образования можно судить и по количеству победителей федеральных и региональных олимпиад и конкурсов. По итогам 2011 года наши учащиеся получили 73 премии Президента РФ. Для сравнения: в 2010 году таких наград было 57.
Также хорошая динамика прослеживается и с медалистами. Не скрою, сегодня золотая медаль – это скорее фактор морального поощрения, она не дает преимущества при поступлении в вузы. Поэтому мы немного опасались, что будет провал – у выпускников просто не будет мотивации. Однако и здесь мы видим хорошую динамику: в этом году каждый 12-й выпускник – медалист (в прошлом году им был каждый 16-й). Мы видим, что у ребят есть хорошая мотивация и интерес к получению образования – не только ради ЕГЭ, потому что ЕГЭ определяет те предметы, по которым они потом будут поступать в вузы. А золотая медаль дается за успехи по всем предметам, в течение 10-11 класса у учащегося не должно быть ни одной «четверки».
Результатом повышения качества современного образования является и то, что сегодня более 80% ребят поступают на бюджетные места в высшие учебные заведения. Кроме того, нельзя не сказать об условиях, в которых обучаются школьники. Согласно недавно проведенному мониторингу, Ленобласть занимает 2-е место в России по оснащению образовательного процесса. Говоря об удовлетворенности населения качеством общего образования, можно отметить, что она увеличилась с 63% в 2007 году до 67,6% в 2010 году (29 место по России) при среднероссийском значении показателя – 64,6%.
– Немного подробнее хотелось бы остановиться на теме ЕГЭ. На Ваш взгляд, можно ли назвать систему ЕГЭ совершенной? Что необходимо еще подправить в ЕГЭ с учетом опыта нескольких лет его использования?
– В Ленинградской области на протяжении последних лет, в том числе и в этом году, единый государственный экзамен сдают успешно по сравнению как с другими регионами, так и в целом с Россией. Со стороны организаторов у нас нет никаких нарушений при сдаче экзаменов. Конечно, бывали случаи, когда выпускники пытались пронести мобильные телефоны и даже пробовали ими воспользоваться, но наши организаторы тут же это выявляют, нарушители удаляются с экзамена, составляется протокол об административном нарушении. Еще несколько лет назад по поводу ЕГЭ были сомнения, что, возможно, это скоро закончится. Но мы видим сегодня, что единый госэкзамен – это действительно объективная оценка результатов обучения. Понятно, что у ЕГЭ всегда так или иначе будут критики, но сегодня многие развитые страны мира перешли на эту систему. Думаю, что у нас не должно быть своего отдельного пути. Безусловно, ЕГЭ еще будет совершенствоваться, возможно, появятся какие-то новые требования. Но самое главное направление совершенствования ЕГЭ будет связано с введением новых стандартов образования.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих стандартах.
– В ближайшие годы мы должны будем перейти на новый стандарт второй и третьей ступеней образования. Фактически должны быть сформированы новые задания ЕГЭ с учетом нового содержания образования. Совершенно точно могу сказать, что новые стандарты образования ни в коем случае не сделают его платным – напротив, прибавляется бесплатно дополнительный час. 1-2 классы начальной школы в нашем регионе уже перешли на новые образовательные стандарты, благодаря чему в неделю дополнительно дается до десяти часов для занятий дополнительным образованием.
Кратко расскажу об основных положениях новых образовательных стандартов. Что касается старшей школы, то ключевая идея – это индивидуализация и выбор. Школьник имеет возможность выбрать тот уровень, на котором он мог бы осваивать тот или иной предмет. На мой взгляд, это очень важно – не перегружать себя освоением того предмета, который, возможно, не так значим для него. Второй момент – компетентный подход. Это означает, что школа в большей степени будет нацелена на то, чтобы вооружить выпускника возможностью эффективно решать те профессиональные и личностные проблемы и задачи, которые стоят перед ним сегодня и будут стоять в будущем.
Мы активно работаем с разработчиками новых стандартов, они регулярно приезжают в Ленобласть. Мы обсуждаем эти стандарты, и, надо сказать, что идеи и предложения педагогов наших образовательных учреждений включаются в предложения, которые внесены на федеральном уровне. То есть наших педагогов в известной мере можно назвать соавторами, например, тех стандартов, которые есть сегодня в начальной школе. У нас нет каких-либо проблем по образовательным стандартам нового поколения прежде всего потому, что мы участвуем в этом эксперименте с 2007 года. С разработчиками стандартов мы делимся своими опасениями, предлагаем им что-то скорректировать, и они к нам прислушиваются. У нас регулярно проходят семинары и встречи с разработчиками, где формируются новые подходы к обучению, методики преподавания. Мы это все опробуем поэтапно, в пилотном режиме, без каких-либо скачков. Самое главное, что к этому готовы наши учителя, наша система образования.
– Как сегодня осуществляется повышение квалификации педагогов?
– Все наши педагоги обязательно проходят повышение квалификации, причем в Ленобласти это проводится значительно чаще, чем раз в пять лет. С этого года мы используем практически полностью персонифицированную систему повышения квалификации. Ее модель выстраивается таким образом: выделяются дополнительные средства на муниципальные районы, и каждый район в зависимости от количества в нем учителей и преподавателей получает денежные средства. Далее сами учителя решают, в каком образовательном учреждении они хотят повышать квалификацию: либо в Ленинградской области, либо в Санкт-Петербурге. Сегодня в Ленобласти есть два учреждения, которые участвуют в повышении квалификации – Институт развития образования и Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, педагоги могут выбирать либо то, либо другое. В рамках курсов, рассчитанных для учителей, также есть модульная система повышения квалификации – это второй элемент модели системы повышения квалификации. То есть, учитель сам фактически конструирует свой образовательный процесс. Он может взять, к примеру, модуль на 12 часов, на 24 часа, еще какие-то модули, таким образом накопить необходимое для получения удостоверения количество часов (минимум 72 часа). Третий элемент модели – когда на базе образовательного учреждения под его конкретные цели и задачи формируется образовательная программа, приезжают специалисты Института развития образования и проводят повышение квалификации уже на месте, Мы занимаемся этим достаточно давно, и в целом, педагоги довольны результатом.
– Сергей Валентинович, расскажите, пожалуйста, об уровне оплаты труда учителей сегодня.
– Большинство учителей отмечают, что произошел рост заработной платы. Сегодня в Ленинградской области средний размер зарплаты учителей составляет 25200 рублей. Для сравнения: в первом квартале 2011 года зарплата учителей составляла 19690 рублей. Мы вошли в число 24 регионов Российской Федерации, где заработная плата учителей превышает среднюю заработную плату по экономике субъекта федерации. В нашем регионе превышение составляет 16%. Недавно мы были отмечены Министерством образования и науки как регион, который решил эту задачу. Кроме того, с 2011 года установлена ежемесячная доплата воспитателям дошкольных учреждений образования – 2000 рублей, младшим воспитателям – 1100 рублей. С февраля этого года установлена доплата воспитателям детских домов и школ-интернатов, а с марта – младшим воспитателям и помощникам воспитателей данных учреждений. Конечно, это очень важные меры, и работа в этом направлении будет обязательно продолжена. На повестке дня – повышение зарплаты учителям и всем работникам образовательных учреждений, начиная с сентября.
С переходом на новую систему оплаты труда учителей увеличился фонд стимулирования. Не все понимали сначала, что это такое. Но сейчас и директора, и педагогический коллектив учебных заведений осознают, что это серьезный резерв для повышения качества работы учителя. Эта система оплаты, кстати, также одна из составляющих повышения качества образования. Сегодня, если у учеников есть конкретные результаты, учитель получает через фонд стимулирования более высокую заработную плату, чем мог получить раньше. Работа учителя регулярно оценивается по целому спектру параметров, таких как результаты ЕГЭ, итоговая аттестация, олимпиады, индивидуальная воспитательная работа, и, соответственно, нацелены на эффективное решение этих задач. И если поначалу были вопросы, сомнения, местами неприятие, то сейчас люди видят, что ничего страшного в этом нет. Новая система оценки результата прозрачнее, чем старая. Тем более, во всех образовательных учреждениях решение о поощрении принимается не единолично, а с учетом мнения профсоюзных организаций, педагогического коллектива, экспертных оценок, учитывается мнение и родителей. Фактически, это коллективное принятие решений.
– Как ваш комитет взаимодействует с руководством муниципальных образований, ведь организация учебного процесса – это комплексная вещь?
– У нас очень хорошие отношения со всеми главами администраций муниципальных районов, я должен поблагодарить их за серьезное, неформальное внимание к системе образования. Могу сказать, что каждый глава администрации «болеет» за образование. Мы работаем в полном взаимодействии, все проблемы решаем совместно: приглашаем их на встречи в рамках совещаний, которые проводит вице-губернатор Олег Уткин, он же проводит совещания с заместителями глав районных администраций по социальным вопросам, мы также тщательно работаем с руководителями районных систем образования.
К полномочиям муниципальных образований относится содержание зданий учебных заведений. Однако в Ленобласти принята программа по укреплению материально-технической базы наших образовательных учреждений на 2013-2015 годы, но уже в течение пяти лет на подготовку к новому учебному году из областного бюджета каждой школе выделяется сумма из расчета 1000 рублей на одного ученика. В рамках этой новой программы материальную помощь на подготовку к новому учебному году получат не только общеобразовательные школы, но и учреждения профессионального и дополнительного образования. Впервые в эту программу вошли детские сады – они будут получать поддержку со следующего года.
– Нехватка мест в детских садах – сегодня это одна из наболевших проблем в Ленинградской области. Расскажите, пожалуйста, какие меры принимаются вами, чтобы ликвидировать очереди?
– Невозможно однозначно оценить сегодняшнюю ситуацию с детскими садами в Ленинградской области – все познается в сравнении. Например, охват дошкольным образованием по итогам прошлого года в нашем регионе составляет 68,5%. В России этот показатель равен 62%. Отсюда вывод – охват дошкольным образованием в Ленобласти существенно выше, чем в России в целом. При этом в отличие от российской, наша динамика охвата довольно серьезная. Более того, сегодня 93% детей в возрасте от 5 до 7 лет охвачены пришкольным образованием в том или ином виде: это либо детские сады, либо учреждения дополнительного образования, либо это временные группы, либо дети занимаются на базе группы подготовки к школе. Все желающие получают такое пришкольное образование.
В ближайшие два года мы должны решить проблему и ликвидировать очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет. Губернатор Ленинградской области Дрозденко А.Ю. поставил такую задачу перед системой образования и перед строителями – организовать дополнительное строительство детских садов. У нас есть программа по строительству и реконструкции детских садов, поэтому мы рассчитываем, что проблема будет решена.
Сегодня в Ленинградской области работает 401 детский сад. Для ликвидации очередей необходимо построить еще не менее 30 .
Основная проблема с нехваткой мест в детских садах наблюдается во Всеволожске и Гатчине.
Мы активно боремся за возвращение зданий детских садов ранее переданных другим организациям. Так, за последние несколько лет мы вернули в систему дошкольного образования 29 зданий, из них 21 уже отремонтированы и введены в строй. Хотелось бы отметить Лужский и Выборгский районы – они проводят очень эффективную работу в этом направлении, работают мощно и результативно. Сегодня выделены средства на ремонт зданий, возвращенных в систему образования. Вносим изменения в программу, и надеюсь, что до конца года еще несколько детских садов будет введено в строй. Также к концу этого года будет построено 7 детских садов. Это существенно сократит очередь.
– Сокращается ли количество детских домов в Ленобласти?
– Да, за последние пять лет количество детских домов у нас сократилось с 29 до 15. Здания закрывшихся детских домов переданы под детские сады. Количество детей в детских домах также сократилось. Если в 2009 году в них содержались 1126 детей-сирот, то сейчас – всего 725. Существенно увеличилось количество детей, которых из детских домов передают в семьи. В 2007 году было таких 55 % детей, а к концу 2011 года этот показатель составил уже 81%.
– Сергей Валентинович, есть ли у Вас какая-то личная задумка, или, если хотите – мечта, которую в ближайшей перспективе хотелось бы реализовать в системе образования в Ленинградской области?
– Есть конкретные планы – создать в каждом муниципальном районе центры по работе с талантливыми детьми. Мы уже приступили к этому, и сегодня в каждом округе есть такой центр. Теперь хотим, чтобы они были в каждом районе. Также хотелось бы, чтобы в каждом районе области был создан эффективный центр по работе с детьми, у которых есть проблемы – например, со здоровьем, обучением. Что касается мечты, то мечта у меня одна – чтобы наши дети были здоровы и счастливы, с удовольствием ходили в школу, а учителя – с удовольствием ходили на работу.