|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Борьба с картелями и сговорами на государственных и муниципальных торгах - одно из ключевых направлений работы Федеральной Антимонопольной службы. В прошлом году было выпущено программное обеспечение «Антикартель», известное в народе, как Большой цифровой кот. Оно способно анализировать огромный массив данных, вычислять алгоритмы, выявлять картели и формировать доказательную базу. Сколько цифровых «мышей» поймал антимонопольный котик в 47-м регионе и насколько он ловкий – рассказал Александр Плетешков – руководитель Ленинградского УФАС России.
- Александр Николаевич, ФАС России уже более года использует в работе программное обеспечение «Антикартель». Как Вы оцениваете его эффективность, насколько это помогло выявлять нарушения на аукционах и торгах?
- Конечно, работать стало проще. Вот представьте, раньше наши сотрудники мониторили торговые площадки, можно сказать, вручную. Они смотрели на ход торгов, на ставки, поведение участников и т.д. Сколько аукционов в день может проверить один сотрудник? А ведь подозреваемые хозсубъекты, как правило, участвуют не в одной закупке. Все это нужно было найти. Да, что-то ускользало из виду, да, обращали внимание в основном на крупные торги на социально значимых рынках – рынке строительства, дорожных работ, поставки продуктов в социальные учреждения и т.д. «Антикартель» самостоятельно анализирует все эти данные, находит подозрительные аукционы по совокупности заданных алгоритмов. Нашим специалистам остается окончательно сформировать доказательную базу. И, надо отметить, она стала гораздо лучше.
- То есть нагрузка на специалистов снизилась?
- Не совсем. В плане мониторинга - да. Но вместе с этим увеличилось количество выявленных сговоров. В этом году, за неполные 9 месяцев, у нас возбуждено раза в три больше картельных дел по сравнению с прошлым годом. Кроме того, этот отдел занимается и другими сферами антимонопольного законодательства.
- Всегда ли дело доходит до больших штрафов за участие в сговоре?
Разумеется. За участие в сговоре для участников картеля предусмотрен оборотный штраф, который рассчитывается исходя из выручки участников картеля за предыдущий год. Там довольно сложная формула, принимаются во внимание разные аспекты, но в итоге штраф получается внушительный. Он, конечно, не превышает выручку, так как у нас нет цели обанкротить предприятие, но, тем не менее, очень ощутимый, поскольку предприниматели должны понимать, что участие в картеле может оказаться весьма невыгодным и даже убыточным.
- Как обстоит дело с оплатой штрафов за картели?
- Как правило, ответчики, признанные виновными, судятся. Не всегда платят самостоятельно, тогда к процессу подключаются судебные приставы.
- Если говорить о крупных монополистах Ленинградской области, всегда ли разбирательство с ними подразумевает штраф или удается устранить нарушение в досудебном порядке?
- В большинстве случаев дела или жалобы на монополистов заканчиваются штрафами, если будет установлена их вина или ответчики самостоятельно не устранят нарушение. Практически все наши постановления о наложении штрафов, а это достаточно крупные суммы, обжалуются в суде, так как суд, может быть, и не отменит штраф, но вполне вероятно снизит его размер. После суда субъекты естественных монополий, как правило, самостоятельно оплачивают штрафы.
- Существуют ли профилактические меры по предупреждению нарушений в антимонопольном законодательстве?
- Конечно. Например, есть институт предупреждений, и мы активно им пользуемся. Если говорить о картелях, то здесь такой опции нет, все-таки это очень серьезное экономическое преступление. А так, если хозсубъект нарушает антимонопольное законодательство, сначала мы предупреждаем о недопустимости подобных действий, если это предусмотрено законом. Если предупреждение не выполнено и нас не услышали – возбуждаем антимонопольное дело.
Автор: Денис Чупров