Медики поняли, почему некоторые люди устают от любой ерунды

13.03.2015 14:00

Носители синдрома хронической усталости испытывают утомление даже при самых рутинных действиях и легкой нагрузке.

Причина в том, что их нервы, передающие сигнал об усталости мускулов, делают свое дело слишком хорошо, заявляют нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Pain.

«Мы выяснили, что люди с этим синдромом испытывают больше усталости, чем здоровые индивиды, во время зарядки и других упражнений, а также страдают от большей боли. Все это указывает на то, что гиперчувствительные цепочки нейронов, отвечающие за распознавание усталости, играют важную роль в появлении повышенной утомляемости, характерной для таких людей», — пояснил Роланд Стод из университета Флориды в Гейнсвилле (США).

Стод и его коллеги пришли к такому выводу, наблюдая за состоянием и здоровьем носителей синдрома и здоровых людей, занимавшихся серией физических упражнений. Ученых в первую очередь интересовало то, что происходило в их мускулах по мере накопления в них молочной кислоты, главного индикатора усталости и причины болей в мышцах, а также то, как на ее появление реагировал весь организм в целом и нервная система в частности.

Эти наблюдения помогли им выяснить, что молекулы молочной кислоты и АТФ, своеобразной «энерговалюты» организма, взаимодействуют и активируют особую группу нервных клеток в мускулах, которая, по всей видимости, отвечает за передачу сигнала усталости в спинной и головной мозг.

Нарушения в работе этой части нервной системы, как предположили авторы статьи, и является причиной того, почему носители синдрома так быстро устают и постоянно чувствуют утомленность даже при самых малых физических нагрузках.

Стод и его коллеги проверили эту гипотезу остроумным способом — они надели на руки добровольцев рукава от тонометра и накачали их воздухом до такой степени, что кровеносная система не могла выводить «отходы» из мускулов. Благодаря этому АТФ и молочная кислота быстро накапливались в мышцах, что позволило ученым сравнить чувствительность нервов здоровых и больных людей к сигналам усталости.

Как показал этот эксперимент, нейроны носителей синдрома были примерно в три раза более чувствительными по отношению к АТФ и молочной кислоте, чем нервы здоровых людей. Это одновременно подтвердило их подозрения и указало на то, что медики могут бороться с синдромом хронической усталости, притупляя работу этих нервных клеток.

В последние годы медики фиксируют быстрый рост числа больных, страдающих от синдрома хронической усталости. Большинство пациентов страдают от общего набора симптомов, в том числе частых спазмов, бессонницы, усталости и головных болей. По текущим оценкам, от этой болезни страдает около 2-3 миллионов человек по всему земному шару.

Ее причины пока остаются неизвестными, однако многие медики склоняются в сторону того, что синдром развивается в результате острых вирусных инфекций, вводящих организм в состояние хронического воспаления.