|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ученые из Америки сделали вывод о том, что музыкальные занятия не делают детей интеллектуально богаче по сравнению со сверстниками, не занимающимися музыкой. Российские педагоги не согласны с этим.
Результаты исследований были опубликовали в журнале PLoS One, пишут РИА Новости.
«Свыше 80% американцев считают, что занятия музыкой улучшают оценки их чад в школе или же просто их интеллектуальные способности. Даже среди ученых существовало такое мнение, однако у нас не было никаких свидетельств в пользу этого», – заявил Сэмьюэл Мер из Высшей школы педагогических наук при Гарвардском университете (США).
Вместе с коллегами ученый сделал вывод, что эти представления о музыке – не более, чем миф, который не имеет никакого отношения к реальности. К такому умозаключению исследователи пришли после эксперимента, в котором участвовали 29 четырехлетних детей, половина из которых посещала занятия музыкой, а остальные занимались изобразительными искусствами. Накануне наблюдений исследователи оценили интеллектуальные и музыкальные способности своих подопечных и их родителей, и затем наблюдали за их успехами на протяжении нескольких лет.
Для оценки изменений Сэмьюэл Мер и его коллеги разработали четыре набора тестов, с помощью которых проверялись математические способности, глубина словарного запаса и умение ориентироваться в пространстве. Ряд проведенных испытаний показал, что интеллектуальные способности «художников» и «музыкантов» развивались примерно одинаковыми темпами, за исключением небольших различий в результатах задач на ориентирование.
«Результаты этих экспериментов хотя и немного отличались, но эти различия не были существенными, и поэтому мы можем говорить, что занятия музыкой не ускоряют развитие детей», – резюмировал Сэмьюэл Мер.
С ученым категорически не согласна Наталия Шахматова – директор Кингисеппской детской школы искусств.
«У нас с Америкой разные системы обучения. Наше школьное музыкальное образование считается одним из самых лучших в мире. Наверное, неспроста к нам приезжают учиться дети из разных стран. Но система нашего музыкального образования достаточно сложная, и не все могут учиться у нас. Если в Америке по умолчанию считается, что каждый ребенок талантлив от природы, и это внушается на общенациональном уровне, то у нас же – немного другие подходы», – считает эксперт.
По мнению Наталии Шахматовой, российская система школьного музыкального образования в первую очередь направлена на развитие детей.
«Я общаюсь с учителями общеобразовательной средней школы, они отмечают, что у детей, которые занимаются музыкой, и фантазия богаче, и абстрактное мышление более развито. У них увеличивается объем памяти, потому что дети держат в уме тексты, картины, образы. Они хорошо умеют считать. Я, конечно, совершенно не согласна с выводом американских ученых», – говорит директор музыкальной школы.
Наталия Шахматова поделилась личным примером. Одна из ее сотрудниц переехала с семьей в Финляндию. До этого в Кингисеппской детской школе искусств обучался ее сын.
«Здесь он был из середнячков. Приехал в Финляндию – и там он звезда, вся местная музыкальная школа носит его на руках. Это говорит о том, что наша система образования гораздо сложнее, круче, богаче. Она не может не развивать интеллект детей!», – убеждена Наталия Шахматова.