|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В воскресенье, 30 января, стало известно о смерти выдающего советского и российского киноактера, мастера импровизаций, человека широкой души и невероятной харизмы, народного артиста РСФСР Леонида Куравлева. Артист скончался в больнице на 86-м году жизни.
Леонид Вячеславович прожил долгую и по многим меркам счастливую жизнь. Мало кто в нашей большой стране и на всем постсоветском пространстве не знает его имя или хотя бы раз не видел его в кино. В его фильмографии более 200 ролей, в каждую из которых он сумел внести свою яркую и неповторимую ноту. «Живет такой парень», «Афоня», «Иван Васильевич меняет профессию», «Самая обаятельная и привлекательная», «Золотой теленок», «Вий», «Начало», «Место встречи изменить нельзя», «Турецкий гамбит»… список «звездных» и просто очень хороших фильмов, в которых за долгие годы повезло сняться Куравлеву занимает несколько страниц. В его героев – чертовски обаятельных, смешных и трогательных – зрители влюблялись. Над ними смеялись, им сочувствовали, возможно, кого-то они раздражали, задевали за живое, но никого не оставляли равнодушными. А еще за ними подхватывали и уносили в народ фразы, которые сразу становились крылатыми.
Начало пути
Куравлев родился 8 октября 1936 года в Москве в рабочей семье. Его папа был слесарем авиазавода, а мама работала парикмахером. Леня был еще совсем маленьким, когда его отец серьезно заболел, и все заботы по содержанию семьи и воспитанию сына легли на мамины плечи. А в 1941 году Валентину Дмитриевну по ложному обвинению на несколько лет сослали в ссылку в отдаленный поселок Мурманской области, где Леонид с матерью прожили до 1946 года.
В школе Куравлев учился плохо, особенно в области точных наук – математики, физики и химии. Как он сам признавался, это обстоятельство и повлияло на выбор профессии. Как-то двоюродная сестра в шутку посоветовала ему после школы поступать во ВГИК – там уж точно не надо сдавать ни одного из этих нелюбимых предметов. Тем более, что он неплохо проявил себя как артист – в старших классах ему доверили сыграть в школьной постановке пьесы «Любовь Яровая» роль Шванди, которой он совершенно покорил одноклассников и педагогов.
В 1953 году Леонид впервые попробовал поступить во ВГИК, однако эта попытка оказалась неудачной, и юноше пришлось устраиваться на работу. Спустя два года он сумел успешно сдать экзамены и поступил на актерское отделение под руководство Бориса Владимировича Бибикова. Говорят, на первом курсе Леня был слишком зажат, учился плохо, так что его едва не отчислили, но затем он сумел взять себя в руки и оказался в числе лучших студентов.
Первые успехи в кино
Первое настоящее признание зрителей актер получил в 1964 году после главной роли в картине Василия Шукшина «Живет такой парень». Можно сказать, что для Куравлева Шукшин стал тем режиссером, который в полной мере открыл его актерский талант. Несмотря на то, что до роли Пашки Колокольникова Куравлев сыграл уже в десяти фильмах (в том числе в дипломной картине Шукшина «Из Лебяжьего сообщают»), именно тогда его полюбила вся страна.
Сам Василий Шукшин говорил о Куравлеве так: «Леонид Куравлев – из тех актеров, которые знают, что успех достается очень нелегко. Он умеет работать, это его счастливый дар». Они учились в одном институте, но во время учебы не общались. Куравлев лишь пару раз мельком отмечал для себя «странного студента», ходившего по коридорам в кирзовых сапогах.
Шукшин впервые заметил Куравлева в 1958 году, в дипломной работе однокурсника по режиссуре Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет». Леонид играл там свою первую маленькую кинороль солдата-сапера Морозова. Затем в 1960 году он увидел Леонида в фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин» в роли матроса Камушкина. И когда пришла пора для собственной дипломной работы, Шукшин уже знал, кого позовет на роль комбайнера Сени Громова.
В 1961 году, им довелось совместно сняться в фильме режиссера Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», где их взаимная творческая симпатия и доверие только укрепились. Еще через пару лет, когда встал вопрос о выборе актера на роль Пашки Колокольникова для фильма «Живет такой парень», у Шукшина уже не было сомнений, что именно Куравлев справится с этой задачей как никто другой.
«Мы хотели этот характер привести к очень простой мысли: человек должен быть добр, щедр к людям, не скрывать хорошего, если оно в нем есть и отдавать это людям... Я думаю, что мы не ошиблись в выборе актера на эту чрезвычайно ответственную роль, ведь если вдуматься, он один тянет на себе весь смысловой и эмоциональный груз фильма. Все что мы хотели сказать и сказали – все только через него», – рассказывал в 1966 году Василий Шукшин о своей работе с Леонидом Куравлевым. Критики высоко оценили эту работу.
Это была не последняя их совместная картина, был также фильм «Ваш сын и брат» (1965), где Куравлеву предстояло сыграть еще более сложный образ – человека, сбежавшего из тюрьмы за три месяца до освобождения из-за необычной любви, тяги к родной земле, потому что «деревня снилась». «Степан гораздо сложнее, чем Пашка, глубже, трагичнее. Здесь идет проверка человека на прочность, на испытание горем. А горе, как известно, так же трудно играть, как и радость. Лене это удалось», – рассказывал об этой работе Шукшин.
Хотя с тех пор они больше не работали в тандеме режиссер – актер, но еще не раз вместе снимались в фильмах. Кроме того, режиссер внимательно следил за актерским ростом Куравлева, отмечая, как тот «взрослеет», открывается по-новому в разных амплуа. Сам он не скрывал, что именно в Куравлеве нашел воплощение своего народного героя – порой наивного и искреннего до простоты, но сильного духом и открытого сердцем человека, способного на глубокие чувства и верную дружбу, такого вот простого русского «своего парня».
В день смерти Леонида Куравлева дочь режиссера Мария Шукшина написала на своей страничке: «Ушел из жизни любимый актер моего папы Леонид Куравлев... Царствие небесное вам, Леонид Вячеславович, дядя Леня…»
Секрет успеха
Плодотворным оказался творческий союз актера с режиссерами Михаилом Швейцером, Леонидом Гайдаем, Георгией Данелией и многими другими. Наиболее насыщенными творчеством для Леонида Куравлева стали 1970-1980-е годы. В этот период он сыграл в фильмах, которые принесли ему поистине всесоюзную славу. Это «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая (1973), где Куравлев блестяще сыграл обаятельного жулика Жоржа Милославского, «Афоня» Георгия Данелии (1975) о жизни непутевого сантехника Афанасия Борщова, легендарные «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой (1973) и «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (1979), «Самая обаятельная и привлекательная» Геральда Бежанова (1985) и многие другие картины, в каждую из которых, вне зависимости от величины роли Леонид Куравлев сумел внести свою яркую узнаваемую ноту.
Несмотря на то, что Куравлев у режиссеров и зрителей был нарасхват, сам актер не считал себя «звездой». Он говорил, что ему чрезвычайно везло с режиссерами и актерами-партнерами по фильмам. Благодаря их совместной работе на свет появлялись фильмы, которые заставляли людей улыбаться, делали их жизнь людей чуточку лучше, а это дорогого стоит.
Куравлев продолжал сниматься в кино вплоть до 2015 года. Даже в таком преклонном возрасте ему продолжали поступать предложения о съемках. Но в последние годы актер не раз отмечал, что ему не по вкусу современные сценарии и сама изменившаяся стилистика кинематографа, где на передний план выходят китч, спецэффекты, сцены насилия, а для душевности почти не остается места.
«Боюсь, что наше кино уже умерло. То, что делают сейчас, это жалкая пародия на Голливуд. Почему-то наши продюсеры и режиссеры считают, что чем больше в кино выстрелов, пошлости и тупого юмора, то это «кассовое кино». Раньше снимались замечательные картины. Это был ренессанс кинематографа. Где сейчас это?» – с сожалением высказывался в интервью Леонид Вячеславович.
Интересные факты
– На съемках «Вия» Наталья Варлей, игравшая ведьму, сорвалась с высоты трех метров. Она бы расшиблась, но подскочивший вовремя Куравлев подхватил актрису. После этого случая ему пришлось ненадолго прервать съемки, чтобы вылечить травмированные руки и спину.
– Леонид Куравлев часто импровизировал во время съемок. К примеру, играя Жоржа Милославского в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», актер произнес положенную по сценарию фразу «Храните деньги в сберегательной кассе», а затем, уже от себя добавил: «Если, конечно, они у вас есть». Эта импровизация так понравилась Гайдаю, что он решил оставить ее в фильме. Куравлев признавался, что искусству импровизации он учился во время съемок «Золотого теленка» у Зиновия Гердта, которого считал величайшим актером ХХ века.
– Примечательно, что даже отрицательные персонажи в исполнении Куравлева вызывали у зрителей сочувствие. Сам артист объяснял это явление тем, что «в русской душе живет жалость» к тем, кто оступился, глубинное желание снова возродить человека, дать ему шанс на новую жизнь. Например, на роль Афанасия Борщева в фильме «Афоня» пробовались многие именитые артисты, в том числе Владимир Высоцкий и Николай Караченцов, но Данелия остановил выбор на Куравлеве. По его словам, несмотря на то, что главный герой был персонажем скорее отрицательным, в глубине души он хотел быть лучше, стремился исправиться, а потому должен был вызвать у зрителя сочувствие. Куравлев с его природной добротой подошел для этой цели как нельзя лучше.
– Ни в студенческие годы, ни во время съемок Леонид Куравлев ни разу даже не флиртовал с актрисами, не говоря уже о служебных романах, хотя его всегда окружали самые красивые женщины. Всю жизнь он прожил с единственной женщиной, с которой познакомился на катке, еще когда учился в 9-м классе. Всю юность Леонид и Нина были вместе, и поженились, когда Куравлев окончил ВГИК. В браке у них родились двое детей. Говорят, после съемок артист всегда спешил домой к жене, отчего в актерской среде его считали подкаблучником. А после ее смерти Куравлев и вовсе перестал посещать публичные мероприятия.
Крылатые фразы персонажей Куравлева
Отсутствие жалоб со стороны населения – лучшая награда за наш труд.
«Спасибо», отец, на хлеб не намажешь.
Меня нет, я на картошке.
(Афанасий Борщов, «Афоня»)
Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…
О-о, да ты, ваше благородие, нарезался…
Торопиться не надо! Сесть я всегда успею!
(Жорж Милославский, «Иван Васильевич меняет профессию»)
Какая ты красивая, когда молчишь!
Для сваренного рака все худшее уже позади...
(Инспектор Грандэн, «Ищите женщину»)
Что-то вы все печете, девушки, печете! Уж лучше бы капусту квасили, что ли…
Я все делаю по любви, отсюда все мои неприятности.
(Миша Дятлов, «Самая обаятельная и привлекательная»)
Обстоятельства смерти
Последние дни жизни актер серьезно заболел. Сообщалось, что он находится в клинической больнице №40 в поселке Коммунарка с диагнозом «воспаление легких», подозрение на COVID-19 подтверждения не нашло. В среду его перевели в другое медучреждение для реабилитации, но уже в воскресенье сердце Леонида Куравлева остановилось навсегда.
Последним пристанищем народного артиста станет Троекуровское кладбище в Москве, где похоронена Нина Васильевна, его любимая и единственная жена, с которой он прожил в счастливом супружестве больше 50 лет.
Фото: pixabay
Автор: Татьяна Алмазова