Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
 
252627
282930    
       
 1234567890

Новости

За границу за дипломом

25-07-2016 18:05

За границу за дипломом

Получение образования – несомненно, важнейшая ступень в жизни каждого человека. Верный выбор учебного заведения – залог успешного трудоустройства впоследствии и грамотного приложения полученных знаний на практике. Однако, выбирая вуз для поступления, некоторые абитуриенты задумываются о том, чтобы учиться не в России, а за рубежом. Несмотря на кажущуюся очевидность выбора, не все делают его в пользу заграницы. Кого-то отпугивает возможная стоимость подобного обучения, кого-то – культурные различия, а кто-то просто не хочет уезжать далеко от дома. Ниже мы рассмотрим, адекватно ли эти и прочие опасения отражают реальную ситуацию, а также, чем заграничное образование отличается от российского, и насколько реально выучиться за рубежом.

История сохранила любопытный факт. Петр Первый, затеявший в России великие реформы, понимал, что вести страну по пути прогресса возможно только при помощи класса высокообразованных управленцев. На тот момент лишь в просвещенной Европе можно было получить уникальные знания, необходимые для полной перестройки государства и общества, а главное – для строительства русского флота, что на тот момент было самым актуальным государственным делом. Царь-преобразователь повелел отправить на учебу в Европу пятьдесят отпрысков виднейших аристократических фамилий. Родственники отправляли юношей на учебу со слезами, словно на каторгу: для патриархальной боярской Руси поездка в далекую и непонятную Европу казалась, своего рода, ссылкой.

Несмотря на родительские опасения, спустя некоторое время молодые люди вернулись и пополнили когорту государственных управленцев Петра, на деле доказав эффективность западной системы образования. С тех пор получение европейского образования стало синонимом успешного продвижения по карьерной лестнице. Достаточно сказать, что в Германии учился и Михаил Васильевич Ломоносов, прошедший путь от рыбацкого сына до статского советника. Будучи русским самородком с западным образованием, Ломоносов стал основателем МГУ – первого отечественного университета, положившего начало, собственно, российской системе высшего образования.

Два века спустя именно у нас в стране была впервые в истории реализована система полного бесплатного образования, доступного для всех социальных слоев населения. Советская образовательная система включала в себя самый обширный спектр современных знаний. На учебу в Советский Союз ехали студенты со всей планеты – в первую очередь из стран социалистического блока и «третьего мира». Нарабатывались научные связи в том числе и с университетами капиталистических стран. В целом, советское образование, особенно в инженерно-технической отрасли, даже западными оппонентами признавалось одним из лучших в мире.

К сожалению, после распада СССР многое изменилось. По данным международного рейтингового бюро QS World University Rankings, на 2016 год три самых престижных на мировой арене российских вуза – МГУ им. Ломоносова (108-е место), СПбГУ (256-е место) и Новосибирский государственный университет (317-е место) – существенно проигрывают в рейтинге многим своим западным коллегам. При этом в первой десятке абсолютно преобладают американские и британские университеты. Так, британские Оксфорд и Кембридж занимают, соответственно, шестое и третье места, знаменитый американский Гарвард – второе, а на первом месте – американский же Массачусетский технологический институт.

Такое положение вещей во многом обусловлено тем, что наука и образование в нынешней России с трудом поспевают за активно меняющимся миром и вынуждены занимать догоняющее положение в гонке инноваций. Зачастую из-за этого у нас в стране практически отсутствует обучение уникальным специальностям, например в IT-сфере. По словам HR-директора СКБ «Контур» (разработка онлайн-сервисов для бухгалтерии и бизнеса) Светланы Скользковой, компания остро нуждается в специалистах по разработке интерфейсов и тестированию программного обеспечения. В год компания расширяет штат этих специалистов примерно на 70 человек. Закрыть дефицит кадров выпускниками российских вузов при этом не всегда удается.

Получение уникальной и востребованной специальности является одной из главных мотиваций российского абитуриента поехать учиться за границу. Однако даже с первого взгляда это представляется не самым простым действием. В России долгое время практически отсутствовали государственные программы обучения наших студентов за рубежом, и потому многие вынуждены были принимать решение ехать за границу на свой страх и риск, а главное – за свой счет. Для сравнения, в Китае государство оплачивает своим студентам проживание и обучение за границей с условием, что впоследствии новоявленный специалист отработает положенный срок на благо родины. Проблема в том, что не каждый оказывается достаточно благодарным, чтобы вернуться и отдать Отечеству долг. Примерно треть студентов, отправляющихся обучаться в США, не возвращается в Китай. Несмотря на это, китайское правительство не закрывает программу, так как возвращающиеся специалисты с лихвой компенсируют этот ее недостаток.

С 2015 года в России также запущена президентская программа субсидирования российских студентов, обучающихся за границей, – «Глобальное образование». Участникам программы компенсируется до 2,76 млн рублей в год на проживание, обучение и сопутствующие расходы. После получения диплома выпускник должен вернуться на родину и отработать три года в компании из утвержденного программой списка. Для повышения мотивации студента вернуться в Россию с ним заключается контракт, обязующий при невозвращении вернуть потраченную государством сумму в двойном размере.

Самые очевидные минусы программы «Глобальное образование» – относительно малое количество возможных участников (из тысяч человек субсидию получат лишь несколько десятков прошедших конкурс) и тот факт, что сначала нужно поступить в заграничный вуз, а уже потом подавать заявку на участие в программе, приложив к ней соответствующие документы о зачислении. Из чего следует вывод, что поступать все-таки приходится своими силами и лишь после надеяться, что государство компенсирует финансовые затраты.

Несмотря ни на что, программа уже начала давать первые всходы. Наталья Смолина, студентка Королевского Каролинского университета Швеции, участница президентской программы, пишет: «Самым трудно выполнимым условием была справка об отсутствии судимости. Срок изготовления справки – один месяц, столько же было отведено на весь процесс подачи документов. Поэтому рекомендация для потенциальных участников программы – позаботиться об этой справке заранее. Программа «Глобальное образование» предоставила мне финансовую поддержку на последний, пятый, год обучения. После этого я возвращаюсь в Санкт-Петербург, где продолжу работу над своим проектом в Институте молекулярной биологии».

Не все так плохо, как может показаться. В Европе есть множество государственных университетов, в которые можно поступить совершенно бесплатно, всего лишь сдав тест на знание языка и пройдя общие вступительные экзамены. Например, такими являются Университет Мангейма в Германии, большинство университетов Финляндии. Также многие европейские ВУЗы предоставляют успешным студентам приличные стипендии и гранты. К тесту на знание английского языка (TOEFL – Test of English as a Foreign Language) можно подготовиться на специальных курсах в Санкт-Петербурге, а сдать его можно дистанционно, через интернет.

Но в случае с бесплатным университетом есть еще одно условие – на банковском счете выезжающего на учебу студента должна присутствовать кругленькая сумма в иностранной валюте для подтверждения его финансовой состоятельности. К примеру, для выезда в Германию эта сумма составляет порядка 8 тысяч евро. Это делается для того, чтобы сдержать миграцию под видом получения образования. Кроме того, всегда существует возможность поступить в любой понравившийся университет на платной основе, однако по понятным причинам это доступно далеко не каждому.

Как мы видим, на пути получения заграничного образования лежит множество труднопреодолимых препятствий, которые могут отпугнуть потенциального студента. И все-таки следует подумать и о плюсах, которые заключает в себе иностранный диплом. Помимо уникального опыта погружения в иную культурную и языковую среду и расширения общего кругозора, в первую очередь это – высочайшая востребованность в России специалистов в некоторых сферах. Выпускник с полученной на Западе дефицитной специальностью не останется в России без высокооплачиваемой работы. Например, компания UC Rusal, по словам представителя ее пресс-службы Леонида Богомолова, готова принимать на работу в свои региональные отделения выпускников с профильным горно-металлургическим образованием. Также, по статистике самого популярного в России интернет-сайта о работе HeadHunter, наиболее востребованы на российском рынке труда медицинские и фармацевтические специальности.

На данный момент за границей обучается около 50 тысяч российских граждан. Сложно предугадать, какой процент из них решит остаться жить за рубежом. Статистика показывает, что возвращающихся обратно в Россию все-таки больше. Оно и понятно, ведь как мы убедились, грамотно обученного специалиста на родной почве ждут с распростертыми объятиями. Несмотря на то, что получение заграничного образования связано с определенными трудностями, следует признать, что оно имеет и ощутимую выгоду. Главное при принятии решения об учебе за рубежом – твердо понимать, насколько выбранная вами профессия востребована на российском рынке труда, а главное – не имеет ли обучение этой специальности аналоги в российских ВУЗах, в которые как ни крути, но намного проще поступить.

Андрей Галиев,
специально для Леноблинформа

Комментарии

Оставить комментарий


В России