ВЕЧЕ, ДУМЫ, СОВЕТЫ, СОБРАНИЯ…
ИЗ ОПЫТА РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ
Существует две точки зрения на историческое прошлое России. Согласно первой, наша страна исторически склонна к «твердой руке». Согласной другой, жители России с давних лет тянулись к вольнице. Парадоксально, но оба утверждения в равной степени можно считать справедливыми. В пользу и того, и другого утверждения можно найти немало исторических аргументов. К примеру, в пользу второго говорят многовековые выборные традиции России…
Республика свободных людей
У истоков регионального парламентаризма в нашей стране стояло новгородское вече. Кстати, в нынешнем году – две связанные с ним памятные даты. Первая – тысячелетие новгородского вече. Историк и археолог Валентин Янин, научный руководитель Новгородского филиала Института истории РАН, отмечает, что новгородское вече впервые упоминается под 1016 годом, когда его созвал Ярослав Мудрый. Об этом свидетельствуют письменные источники.
Вторая дата - 880 лет со времени возникновения Новгородской вечевой республики. Историки обычно ведут ее отсчет от 1136 года, когда новгородцы, призвав к себе на вече псковичей и ладожан (то есть жителей нынешней Старой Ладоги), прогнали из города князя - Всеволода Мстиславича. И призвали нового. Поводом к недовольству новгородцев стала затеянная князем война против Суздальского княжества, дабы посадить там своего брата Изяслава. Кончилось все поражением новгородцев и большими потерями. Вот тогда они и «восстали». Некоторые историки в советское время даже называли события 1136 года «новгородской революцией».
Многие историки по традиции считают новгородское вече архаическим наследием первобытного общества. Но существуют современные научные монографии, авторы которых считают, что это совершенно не так. К примеру, авторитетный шведский ученый Йонас Гранберг в начале 2000-х годов защитил диссертацию, посвященную вече как политическому институту. В 2004 году она была издана на русском языке. Проанализировав древнерусские письменные источники, он пришел к выводу, что вече – это явление, связанное с формированием городского самосознания.
Это мнение подтверждает и современный московский историк Павел Лукин. В прошлом году вышла монография, которая так и называется – «Новгородское вече». Сейчас появляются новые исследования, в которых Новгород сравнивают с республиканскими системами северной Италии, с нашими близкими соседями-славянами – Хорватией, Сербией.
Новгородское вече имело три «ступени». «Уличанское» (то есть от каждой улицы) вече выбирало своих представителей на «кончанское» (районное, говоря современным языком) вече, а концов (районов) в Новгороде было пять. Кончанское вече делегировало представителей на городское вече. На низовом уровне обсуждались местные вопросы, а самые значимые, касавшиеся всей Новгородской республики, выносились на общегородской уровень. В городском вече участвовали бояре, купцы, торговые люди; иногда, если речь шла о судьбе всей новгородской земли, в нем участвовали и представители Пскова.
Вече существовало во многих городах Руси, но сведений о них мало. Про новгородское вече известно много потому, что сохранились летописи и берестяные грамоты. Археологи даже нашли место в Новгороде, где проходило то самое легендарное городское вече, опытным путем вычислили примерное количество его участников – триста-пятьсот человек. Исходя из того, что Новгородом правило триста боярских семей («золотых поясов»), получается, что все их представители присутствовали на вече.
Думы без политики
О том, что было после новгородского вече, мы беседуем с кандидатом исторических наук, доцентом Санкт-Петербургского горного университета Сергеем РУДНИКОМ.
- Что касается становления региональных институтов демократии, то надо обратиться к XVI веку, - к попытке Ивана Грозного ввести органы местного самоуправления. Появились губные («губа» - округ) и земские старосты, которые решали вопросы местного самоуправления, собирания налогов и суда. Однако в XVII веке эти старосты фактически перешли в подчинение к местным воеводам. Шло укрепление абсолютной монархии, построение вертикали власти. Но был еще один «институт парламентаризма», который шел от народных низов. Речь идет о сельском сходе как месте решения вопросов сельской крестьянской общины.
Петр I не был сторонником развития парламентаризма, в том числе и регионального, ни в каких формах, и все больше укреплял вертикаль власти. Первая попытка в направлении развития парламентаризма на местах была сделана при Екатерине II. Я имею в виду «Жалованную грамоту городам», данную императрицей в 1785 году.
- Зачем ей это было нужно?
- На дворе стоял «век Просвещения», Екатерина была просвещенной императрицей и хотела казаться таковой в глазах европейских монархов. Просвещенный абсолютизм – это ведь попытка «рулить» государством с помощью справедливых законов и четкой системы управления. Историки спорят: были ли реформы Екатерины проявлением ее тщеславия, или они, действительно, объективно были насущной необходимостью развития страны? Я склоняюсь ко второй точке зрения. С чем это прежде всего связано? Первая причина - рост территории государства, развитие городов. Вторая – пугачевский бунт. По сути дела, восстание Пугачева было гражданской войной, охватившей довольно значительную территорию страны – Поволжье и Урал. Екатерина понимала, что опора ее власти – дворянство, отсюда – губернская реформа 1775 года, осуществленная сразу же после подавления пугачевского бунта. Россия была разделена на 50 губерний. В этом же ряду – расширение прав дворянства. Благодаря «Жалованной грамоте городам» в крупных городах появились выборные органы власти. Все «общество градское» было разделено на шесть разрядов. Право избирать имели те, кто имел имущество – движимое или недвижимое. Преодолевшие имущественный ценз горожане на общем собрании выбирали членов Общей городской думы и ее исполнительный орган – Шестигласную (по человеку от каждой категории населения) думу, городского голову. В Петербурге первые выборы прошли в 1792 году, было выбрано 92 депутата. Но на самом деле, полномочия этих дум были мизерными. Администрация жестко вмешивалась в их деятельность, могла отменять постановления думы.
- Следующая историческая веха в развитии регионального парламентаризма – реформы Александра I…
- Да, но, к сожалению, дальше проектов дело не прошло. С предложением создать местные региональные парламенты («думы») впервые выступил в начале XIX века выдающийся реформатор Михаил Михайлович Сперанский. России для движения вперед требовалась кардинальная перестройка всего государственного механизма. Первым шагом на этом пути была замена коллегий на министерства в 1802 году.
Сперанский в 1809 году предложил Александру I проект, который предусматривал систему региональных парламентов. Предполагалось, что все землевладельцы каждой волости в каждое трехлетие составят «волостную думу»; депутаты от волостных дум округа составят «окружную думу»; депутаты окружных дум губернии составят «губернскую думу». Из депутатов же от всех губернских дум составится законодательное учреждение под именем «государственной думы», которая будет собирается ежегодно в сентябре для обсуждения законов.
Проект остался на бумаге. Дворянская фронда, от которой очень зависел Александр I, чрезвычайно опасалась различных изменений государственного устройства, видела в этом французскую «крамолу». Итогом была опала Сперанского и его удаление от государственных дел – в ссылку.
Следующая веха – реформы Александра II. В отношении регионального парламентаризма интересны прежде всего земская реформа 1864 года и городовая – 1870 года. Земства должны были решать вопросы местного самоуправления, то есть те проблемы, до которых у государственных чиновников руки просто не доходили.
Выборы в уездные и губернские земские учреждения проходили по куриям (группам избирателей). Для землевладельцев и городских избирателей с необходимым имущественным цензом выборы были прямыми (они сразу выбирали гласных, то есть депутатов). А для выборных от сельских обществ система была многоступенчатой: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, затем волостные избиратели формировали выборщиков, и уже те выбирали гласных в уездные земские собрания.
Земства имели широкие полномочия – образование, здравоохранение, строительство дорог, развитие предпринимательства, статистика. При одном существенном обстоятельстве: деятельность земств ни в коем случае не должна была затрагивать политических вопросов. Избирались земства на три года, земские сессии собирались раз в год, как правило, осенью. Вся деятельность земств контролировалась администрацией – от губернатора до полиции.
Любопытно, что первое же собрание Петербургского губернского земства обернулась политическим скандалом, поскольку был поднят вопрос о возможности создания «центрального» всероссийского земского собрания, которое бы венчало всю систему земств на местах. То есть речь шла о представительном учреждении – парламенте. Но Александр II при всем своем демократизме считал, что Россия не готова к конституции и представительным учреждениям. А поскольку голос земств звучал все громче, властям приходилось принимать меры. В частности, в 1867 году Петербургское губернское земское собрание было распущено – за «политику» и «недоверие правительству».
Но если говорить об избирателях, то они не проявляли особой активности в выборах земских органов власти. Да и на заседаниях земских собраний нередко присутствовало не больше 20% гласных – ровно столько, сколько требовалось, чтобы по закону заседания были признаны полномочными. Поэтому многие важные вопросы принимались незначительным числом голосов.
В 1870 году появились городские думы. Однако выборы в них не были всеобщими: только те, кто владел в пределах города недвижимой собственностью, содержал торговое или промышленное заведение, платил налоги в городскую казну, имели право избирать и быть избранными. В результате в Петербурге в 1873 году в избирательных списках было всего 18,5 тыс. человек, или 3,5% от всех жителей города. В 1892 году – всего 7 тыс. (0,5% от всего населения) имели право избирать. А в 1903 году разрешили голосовать состоятельным квартиронанимателям, и число избирателей сразу увеличилось до 12 тыс. человек.
Заседания городских дум были открытыми, на них мог прийти практически каждый желающий, чтобы быть в курсе, какие вопросы решают гласные. Отчеты публиковались в газетах.
По городовому положению 1870 года региональным властям предоставлялись широкие полномочия в плане развития предпринимательства, здравоохранения, медицины, собирания налогов. Но снова – никакой политики!
Строить демократию по кирпичику
Обязательно нужно сказать об опыте регионального парламентаризма советского периода – без него просто были бы невозможны нынешние местные и региональные представительные органы власти.
Как отмечает историк Сергей Рудник, сегодня принято считать, что местные Советы, которые избирались населением, были декоративными органами власти, а решали все вопросы партийные органы. Это так, хотя в низовых Советах – сельских, поселковых, районных, городских – действительно, ставились и решались вопросы, которые затрагивали насущную жизнь людей на местах.
Конечно, минусом советской «демократии» была безальтернативность выборов, когда избирателям предлагалось голосовать только за одну политическую силу – «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» или за одного единственного кандидата. В то же время выдвинуть в депутаты могли тогда только от профсоюза, партийной организации или трудового коллектива, и каждая кандидатура согласовывалась и тщательно фильтровалась партийными органами власти. Тем не менее, среди тогдашних депутатов были, действительно, весьма достойные люди, настоящие труженики.
Отвечали местные Советы прежде всего за принятие бюджета и его исполнение. И, конечно же, депутаты помогали простым людям в решении их насущных житейских проблем. И люди, действительно, обращались к депутатам со своими бедами и проблемами.
«Уверен, что Россия, безусловно, – страна с демократическими традициями, и у нас есть исторический опыт регионального парламентаризма, - считает историк Сергей Рудник. - Хотя иногда, учитывая все-таки наш исторический опыт, приходит в голову мысль, что существует некий архетип нашего народа, особенностью которого является его сакральное отношение к верховной власти. И не важно, как называется правитель страны – царь, генеральный секретарь или президент. Многие граждане привыкли обращаться со своими проблемами, в поисках правды напрямую к царю-батюшке, не доверяя больше никаким органам власти. Это вечная русская тема о том, что царь хороший, а бояре на местах плохие. И наивная вера в «доброго барина», который «приедет и рассудит». Поэтому люди и сегодня обращаются к президенту с самыми мелкими житейскими вопросами, которые на самом деле должны решаться на местном, региональном уровне. Почему так происходит?
Демократия не строится за один день или даже за десятилетие. Сегодня, порой путем мучительных проб и ошибок, мы работаем на наше будущее. Строим демократию по кирпичику. Ее невозможно вырастить на грядке, как картошку. Должны пройти десятилетия, прежде чем в сознании людей укоренится мысль: мы сами творцы судьбы своего государства, своей страны. Мы должны выдвигать людей в депутаты, которые, действительно, достойны этого звания. Депутаты – это есть в полном смысле слуги народа».
Подготовил Сергей Евгеньев (газета «Вести» по заказу Избирательной комиссии Ленинградской области)
ИСТОРИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
18 сентября 2016 года в Ленинградской области и по всей России пройдут парламентские выборы. От них во многом зависит дальнейшая жизнь – по крайней мере, в ближайшие несколько лет - как регионов, так и всей страны, избравшей парламентаризм как наиболее совершенный тип государственного устройства власти.
В преддверии выборов не лишне вспомнить, что такое в принципе парламентаризм и чем он отличается от других форм государственного управления. История российского парламентаризма берет свое начало с революции 1905 года. Мы же решили окунуться в прошлое поглубже и рассказать о том, как изначально возник парламентаризм и как он развивался за рубежом, где его история исчисляется столетиями.
РОДОСЛОВНАЯ ДЕМОКРАТИИ
Современное представительное правление относительно молодо по сравнению с тысячелетней историей прямого правления народа, идущего корнями к общеплеменным сборам первобытных людей. Прямая демократия – удобный инструмент обсуждения актуальных проблем, когда решение по ним проводится на основании мнения большинства проголосовавших членов общества. Такая система форумов существовала в древнегреческих городах-государствах – полисах. Очевидный недостаток подобной формы управления – ее малый территориальный охват. Физически невозможно собрать в одном месте всех обладающих правом голоса, если государство размерами больше, чем один город или сельская община. Отсюда зародилась идея представительной демократии – организации управления обществом, когда текущие вопросы решались бы избранным на голосовании собранием народных представителей.
По мере роста населения и усложнения социальной структуры постепенно утверждалась форма, получившая название «представительное правление». Чаще всего она реализуется в виде парламентской системы. Представительная демократия основывается на собрании представителей, избираемых обладающими правом голоса членами общества. Представители получают право от своих избирателей выражать их волю в течение определенного срока.
ЧТО ТАКОЕ ПАРЛАМЕНТ?
Слово «парламент» (parliament) – французского происхождения, но при этом родилось в средневековой Англии – колыбели парламентаризма, где вся правящая верхушка того времени была франкоговорящей. Корень слова кроется во французском parler - говорить. Таким образом, парламент – «говорящий орган», своего рода голос общества.
Парламентаризм - система организации верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.
Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В разных странах этот орган носит разное имя, имея при этом одну и ту же суть. В Великобритании он называется Парламент, в США - Конгресс, в Норвегии - Стортинг, в арабских странах - Меджлис и т.д.
РОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА
Общепризнано, что новая политическая эпоха парламентаризма началась с английского парламента, ставшего ее символом. Между тем, он отнюдь не был первым представительным органом в западных государствах.
О народных собраниях, ограничивающих власть конунгов у древних германцев, писал еще римский историк Тацит. В самом Риме интересы простого народа перед аристократическим сенатом представляли трибутные комиции – разновидность народного собрания.
Древние корни имеют тинги – собрания свободных скандинавских землевладельцев. Работой тингов руководили правители - конунги, но итоговое решение принимали все участники собрания. В 930 году представители со всей Исландии впервые собрались на альтинг (всеобщее собрание), который можно назвать первым парламентом Европы. Сословно-региональные представительства с 1137 года существовали и в Испании и назывались кортесами.
Парламент в Англии возник в результате длительной борьбы и ряда компромиссов между королями, знатью и городскими общинами, добивавшимися прав самоуправления. Итогом этой борьбы стало принятие королем Иоанном Безземельным в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей своего рода символом политической свободы для всех грядущих поколений.
Однако еще почти век борьбы понадобился на то, чтобы английская монархия пошла на союз с обществом и уступила ему часть своих полномочий. С 1295 года начинает свою работу Парламент, в который вошли представители рыцарства и городских коммун. В Парламенте выделяются палата лордов и палата общин. Появляется должность ши (англ. to speak - говорить), в чьи обязанности входило ведение заседаний нижней палаты. Парламент имел три важнейших полномочия, ограничивающих королевскую власть: право на участие в издании законов, право решать вопросы о налогах и право контролировать деятельность должностных лиц.
В XVII веке острая политическая борьба монархии и парламента вылилась в Английскую революцию. В ходе гражданской войны Англия раскололась надвое, король Карл I лишился головы, а парламентский принцип безоговорочно утвердился в политической системе страны. С того времени каждое свое решение английская монархия принимает с оглядкой на свой парламент.
СТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
Практически одновременно с Англией парламент возникает во Франции. Сословно-представительный орган - Генеральные штаты - был созван в 1302 году королем Филиппом IV Красивым для обсуждения налогообложения. Поначалу депутаты собирались по мере необходимости, но с 1357 года стали заседать дважды в год без особого на то указа.
Конечно, Генеральные штаты были менее заметным институтом, нежели английский Парламент, степень их влияния на жизнь общества была существенно ниже. Во многом это происходило из-за территориально-сословного принципа организации: представители регионов не желали делиться с центром прерогативой определять свою налоговую систему. Это привело к снижению эффективности Генеральных штатов, и с 1614 года они перестали собираться вплоть до Великой французской революции. Однако ей предшествовала революция американская, заложившая главные принципы современного парламентаризма во всем мире.
Если на Европейском континенте парламенты возникали на основе политико-правовой традиции, то Конгресс США обязан своим появлением прежде всего революционной идеологии. Колониальная британская власть не поспевала за социально-экономическими изменениями в американских колониях и сознательно их тормозила. В 1775 году началась война за независимость Соединенных Штатов, 13 штатов приняли «Декларацию независимости». Особое внимание молодое государство уделяло политическому строительству, а поскольку большинство держав того периода были монархиями, то надо было обосновать необходимость республиканского строя новой страны.
На помощь пришла Библия: каждый человек греховен по природе, поэтому нельзя отдавать власть в одни руки, должна быть создана система, где законодательная, исполнительная и судебная власти были бы разделены и сдерживали бы монархические аппетиты друг друга. Также новое государство должно быть федеративным, где штаты ограничивали бы экономические и политические аппетиты центра. В основе соблюдения прав всех и каждого в этой стране должна лежать писаная Конституция.
Создание двухпалатного американского Конгресса называется также «великим компромиссом». Были удовлетворены интересы малых штатов: каждый штат в верхней палате - Сенате - отныне был представлен двумя сенаторами, избирающимися на шесть лет, а в Палату представителей конгрессмены избирались пропорционально количеству населения.
Конгрессменов переизбирают каждые два года. Американская парламентская система доказала свою надежность, просуществовав практически в неизменном виде до наших дней, и оказала существенное влияние на формирование новых парламентов в различных уголках Земли.
НОВАЯ ЭПОХА
В 1789 году французский король Людовик XVI созвал основательно подзабытые на тот момент Генеральные штаты для решения финансовых проблем государства. Однако пример успешной Американской революции и неспособность монарха отказаться от сословных принципов устройства Генеральных штатов позволили французским парламентариям открыто поставить вопрос об изменении полномочий и организации представительной власти. Было создано Национальное собрание, пошедшее на усиление конфронтации с королевской властью, что в итоге обернулось Великой французской революцией. Королевская власть была свергнута, монарх казнен, а вся Европа погрузилась в череду революционных войн.
Под руководством Наполеона французская армия прокатилась по Европе, сокрушая на своем пути консервативные режимы и распространяя новые принципы общественного устройства. Несмотря на поражение в битве при Ватерлоо в 1815 году и предпринятую европейскими монархами консервацию своих режимов, необходимость преобразований была ясно осознана передовой общественностью Европы.
Новая политическая эпоха началась с так называемой «Весны народов» - череды антифеодальных и национально-освободительных революций 1848 года, выведших общественное устройство Европы на новый уровень. К концу XIX века принципы парламентаризма стойко утвердились в политической жизни Европы. Так появился германский парламент - Рейхстаг, просуществовавший до конца Второй мировой войны. Его депутаты избирались на основе всеобщего избирательного права. Орган имел право законодательной инициативы, но при этом его компетенция ограничивалась общеимперскими делами. Внутренними делами отдельных немецких государств (королевств, княжеств и герцогств) занимался Союзный совет – Бундесрат, члены которого назначались непосредственно суверенами союзных государств. Заложенные в XIX веке принципы федерализма прослеживаются и в современном устройстве однопалатного парламента ФРГ - общереспубликанского Бундестага. Помимо него существует совещательный орган представительства отдельных земель – Бундесрат, в котором депутаты представлены пропорционально численности населения разных земель Германии.
СОВРЕМЕННЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
Успешный опыт парламентских систем Европы и Америки послужил сигналом для демократических преобразований по всему миру. Принципы представительной демократии уверенно шествовали по планете. В Южной Америке отличилась Бразилия, в 1888 году учредившая собственный парламент – Национальный конгресс. С тех пор двухпалатный бразильский парламент включает в себя Федеральный сенат и Палату депутатов, которые делят между собой полномочия по управлению государством.
В Азии триумфальное шествие парламентаризма возглавила Япония. В 1889 году здесь был созван Коккай – двухпалатный парламент, состоящий из палаты пэров, членов которой назначал император, и палаты представителей, которых выбирали на ограниченных сословных выборах. С 1947 года право голоса получило все население страны, включая женщин.
Окончание Второй мировой войны ознаменовалось разрушением колониальной системы и появлением целой плеяды новых независимых государств. В подавляющем большинстве они выбирали республиканский строй правления с широким применением принципов парламентаризма. Однопалатные и двухпалатные парламенты начинали свою работу в странах Азии, Африки и Южной Америки.
Примечательно, что в условиях современного мира некоторые государства предпочли отдать больше полномочий своим парламентам в противовес исполнительной власти. Так на политическую арену вышли парламентские республики, в которых правительство подотчетно не президенту, а парламенту. Видным примером парламентской республики является Италия. Парламент Италии с 1947 года состоит из Палаты депутатов и Сената, которые по конституции страны являются равными по статусу. Отличительная особенность Италии в том, что бывшие президенты этой республики являются пожизненными членами Сената.
Новый уровень истории парламентаризма видится в международной интеграции и создании межгосударственных законодательных органов. Начало этому процессу положило создание Европарламента. Очевидно, что общемировые тенденции сводятся к тому, что мировое сообщество и дальше будет интегрироваться на принципах демократии и парламентаризма.
Андрей Галиев (газета «Вести» по заказу Избирательной комиссии Ленинградской области)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
ВЫБИРАЯ ЛЮДЕЙ, ФОРМИРУЕМ БУДУЩЕЕ
После сентябрьских выборов состав Законодательного собрания Ленинградской области сменится в шестой раз. Народные избранники нового созыва приступят к своей работе. Новоиспеченным депутатам предстоит совершенствовать ее в соответствии с веянием времени. Именно так, принимая законопроект за законопроектом, областные парламентарии пишут историю, внося свой вклад в успешное развитие Ленинградской области.
ТРАДИЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
Свою историю ныне действующий орган представительной власти 47-го региона ведет с 1993 года, когда в сентябре был ликвидирован Ленинградский областной Совет народных депутатов, а в декабре в соответствии с новой Конституцией России образовано Законодательное собрание Ленинградской области. В него были избраны 25 депутатов. Народные избранники фактически определили будущее ленинградской земли. Через их руки прошли первые областные законопроекты, приняв которые, они заложили основы государственной, экономической, общественной и духовной жизни нашего региона.
В период работы первого созыва депутаты Законодательного собрания приняли главный областной закон — Устав Ленинградской области. Кроме того, они сформировали основы бюджетного процесса и социальной политики 47-го региона, большое внимание уделили инвестиционной привлекательности как базису будущего экономического роста. Тогда же народные избранники приняли закон «О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области», который стал одним из первых среди аналогичных региональных законов в нашей стране и послужил образцом для принятия законодательных актов в ряде субъектов России.
Важным этапом в развитии Законодательного собрания стало решение депутатов об увеличении состава областного парламента до 50 человек. Это было необходимо для обеспечения более широкого представительства избирателей и давало возможность осуществлять более плодотворную законотворческую деятельность. Таким образом, начиная со второго созыва, выборы в Законодательное собрание проводились уже по 50 избирательным округам.
Депутаты второго созыва в декабре 1997 года приступили к дальнейшему формированию правовой базы Ленинградской области. Их главной заслугой стало принятие широкого спектра законов в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, молодежной политики, туризма и спорта, а также миграционной политики, градостроительной деятельности, земельного законодательства. Пристальное внимание народные избранники уделяли вопросам формирования доходной части консолидированного бюджета Ленинградской области и систематизации государственных расходов.
На смену второму созыву в 2001 году пришел третий. В его составе 30 из 50 избранных парламентариев были из прежнего созыва. Похожий расклад сохранился и при последующих сменах депутатского состава, что обеспечило хорошую преемственность законодательной власти и стало залогом высокого профессионализма в принятии ею решений.
Парламентарии утвердили новую редакцию Регламента Законодательного собрания, предусматривающую возможность образования фракций. С октября 2002 года началась их регистрация. Некоторые из фракций со временем прекратили свою деятельность, к концу третьего созыва в собрании действовали четыре фракции: «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Родина» и «ЛДПР».
Третий созыв вошел в историю и как «локомотив» реформы местного самоуправления, в основу которой было положено создание двухуровневой системы муниципальных образований. Новая система потребовала принятия большого числа областных законов об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа и муниципального района.
Депутаты третьего созыва, как и их предшественники, уделили немало внимания экономическому развитию Ленинградской области, проделав кропотливую работу по укреплению нормативной базы для регулирования государственной поддержки инвестиционной деятельности. Ряд принятых в тот период областных законов касался начавшейся в России монетизации льгот, которая возложила на субъекты страны новые полномочия по социальному обеспечению отдельных категорий граждан.
В Законодательное собрание четвертого созыва в 2007 году выборы прошли по смешанной системе: 25 депутатов избирались по одномандатным округам, 25 — по партийным спискам. Участие в них принимали шесть партий, но преодолеть 7-процентный барьер и войти в состав парламента удалось лишь четырем - «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ» и «ЛДПР».
Четвертый созыв впервые в истории Ленинградской области утверждал кандидатуру Губернатора Ленинградской области по представлению Президента Российской Федерации. Также впервые в истории областные народные избранники приняли трехлетний бюджет.
В числе заслуг четвертого созыва Законодательного собрания – принятие закона, регулирующего отношения в сфере государственно-частного партнерства, определение правовой базы в деятельности малого и среднего бизнеса, совершенствование системы социальной защиты различных слоев населения Ленинградской области. Большая работа была проделана с целью развития гражданского общества и его институтов, а также для усиления борьбы с коррупцией и совершенствования правовой системы.
Пятый созыв депутатов в конце 2011 года вновь был избран по смешанной системе. В условиях мирового экономического кризиса новый состав депутатов большое внимание уделял созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности региона. Основные ориентиры экономического развития 47-го региона были заложены в областном законе «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года».
Нынешний созыв принял большое количество законодательных решений и инициатив, которые не только оказались очень значимыми для нашего региона, но и стали примером для других субъектов России. В их числе – программа «социальные объекты в обмен на налоги», программы реновации школ и учреждений здравоохранения, а также новаторский 95-й областной закон - так называемый закон о старостах, который получил высокую оценку Президента России Владимира Путина.
Также депутаты приняли законодательные акты, регулирующие градостроительство и дорожное хозяйство, решающие проблемы безнадзорных животных. Финальным аккордом деятельности пятого созыва стало утверждение Стратегии развития Ленинградской области до 2030 года.
В общей сложности за два десятилетия Законодательное собрание Ленинградской области приняло около 2 тысяч законов. Успех областного парламента основывается на традициях, которые сложились за эти годы и развиваются от созыва к созыву - это и выездные заседания, и обмен опытом с представительными органами власти России и других государств, а также с различными образовательными учреждениями, общественными организациями, СМИ, проведение разного рода конкурсов и мероприятий. Каждый следующий созыв Законодательного собрания впитывает все лучшее, что было накоплено предшественниками, совершенствует и передает, словно эстафету, новым поколениям народных избранников.
ВСПОМИНАЮТ ДЕПУТАТЫ
Василий ИВАНОВ, Председатель Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва, депутат Законодательного собрания Ленинградской области первого и второго созывов:
«Первый и второй созыв сформировали уважаемые люди на своих территориях, которые ставили перед собой цель, — защищать интересы большинства жителей Ленинградской области. Было непросто: мы оказались на непаханном поле регионального законодательства. 47% всех принятых в 1994-1997 годах законопроектов были внесены самими депутатами - такое сегодня просто не мыслимо!
Самое важное решение, которое нам удалось принять - это Устав. Депутаты работали над ним в тесном контакте с муниципалами, которые давали ценные замечания и вносили конструктивные предложения».
Кирилл ПОЛЯКОВ, Председатель Законодательного собрания Ленинградской области третьего созыва, депутат Законодательного собрания Ленинградской области третьего и четвертого созывов:
«Каждый созыв своеобразен и интересен по-своему, и каждому довелось принять значительное количество важных для жизни региона законов и решений. Лично для меня наиболее важным и продуктивным был тот созыв, которым руководил я. Вместе с коллегами мы приняли целый ряд важных решений. Нам пришлось в полной мере ощутить все особенности эпохи перемен, которую мы тогда переживали. В первую очередь эти перемены были связаны с реформой местного самоуправления. В то же время реформировались подходы к инвестициям, к принятию бюджета.
Со временем в работе Законодательного собрания менялись и внутренние приоритеты, и внешние условия – в частности, менялись федеральные законы. Но неизменными остались главные задачи депутатов - улучшение жизни в Ленинградской области и отстаивание интересов ее граждан».
Георгий САМСОНЕНКО, депутат Законодательного собрания Ленинградской области первого, второго и третьего созывов:
«Из тех, кто был избран в первый созыв, мало кто понимал, что предстоит делать. При этом в него вошли очень опытные люди, большинство из которых - руководители крупных предприятий с большим опытом работы в своей сфере. Совместными усилиями мы приняли 165 законов, которые на тот период жизни были крайне необходимы и фактически сформировали законодательную базу для будущего Ленинградской области.
Самым важным решением первого созыва считаю принятие Устава. Он был написан на перспективу: за все последующие годы в главный областной закон было внесено крайне мало изменений. Кроме того, именно в первом созыве мы заложили законодательную базу для формирования бюджета, которая рождалась в конструктивных спорах. Одним из самых знаковых достижений следующих созывов я считаю решение о создании порта Усть-Луга. Приятно осознавать, что сегодня этот объект развивается».
Николай КИСЕЛЕВ, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго, третьего и четвёртого созывов:
«По моему мнению, самым продуктивным был третий созыв, который сформировали люди из народа - учителя, врачи, работники культуры. Они не понаслышке знали проблемы социальной сферы и оказались в Законодательном собрании исключительно благодаря собственному авторитету. Тогда мы избирались по одномандатным округам, поэтому избиратели отдавали свои голоса за того, кого считали достойным защитником своих интересов. С момента, когда появилась возможность попасть в представительный орган по партийным спискам, число представителей бюджетной сферы и людей с земли стало постепенно уменьшаться.
Из принятых третьим созывом законов очень важными были те, что касались инвестиций. Они стали толчком для прихода на нашу территорию инвесторов, которые сегодня развивают промышленность региона, открывают новые рабочие места. Также мы неплохо поработали над губернаторской надбавкой для специалистов бюджетной сферы, работающих в приграничных к Санкт-Петербургу районах. Это позволило выправить ситуацию с текучестью кадров и обеспечить Всеволожский, Гатчинский, Тосненский и другие районы ценными работниками».
Анатолий ЗАЙЦЕВ, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго, третьего и четвёртого созывов:
«Все созывы, в которых мне довелось работать, я считаю продуктивными. Об этом говорят цифры и поступательное движение вперед: во втором созыве бюджет региона составлял 8 млрд рублей, а к концу четвертого — уже 80 млрд. За годы работы этих трех созывов в Ленобласти было открыто 240 новых предприятий. Регион вернул себе потерянные в 1990-е годы позиции в сельском хозяйстве, обеспечив своих жителей и петербуржцев яйцом и мясом птицы и отказавшись от «ножек Буша».
Я рад и за те решения, которые мы приняли в социальной сфере. У нас было четкое понимание того, как необходимо содержать детские сады, школы, больницы и как их развивать. Более половины всех доходов областного бюджета мы направляли именно на «социалку».
Анастасия ПАНФИЛОВА (газета «Вести» по заказу Избирательной комиссии Ленинградской области)