Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
18192021
22232425262728
293031
             


 1234567890

Новости Гатчины и Гатчинского района

Русский швейцарец

15.04.2011 16:08

До 10 мая в Музее истории Гатчины продолжит свою работу уникальная выставка живописи и графики русско-швейцарского художника Александра Бенуа ди Стетто «Возвращение в Россию».

Как правило, достаточно назвать имя и фамилию художника, но в данном случае необходимо пояснение "ди Стетто", так как художественный род Бенуа состоит из многих талантливых художников. Один из них, напомним, Александр Николаевич Бенуа в 1918 году был избран председателем Совета хранителей и заведующим пригородными дворцами, в том числе и Гатчинским.

Творческое наследие художника Александра Бенуа ди Стетто (1896 – 1979) впервые представляет гатчинскому зрителю Санкт-Петербургский общественный Фонд содействия развитию культуры и искусства. Выставка проходит в рамках стартовавшего в 2006 году большого художественного проекта «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию», в котором уже приняли участие более 30 крупнейших музеев страны – от Третьяковской галереи и Русского музея до музеев Тюмени, Казани, Ярославля, Костромы и других городов.

«Рад, что теперь выставка открывается в Гатчине», - признался вице-президент Российского комитета Международного совета музеев, член Союза художников РФ, член Международной ассоциации искусствоведов Юрий Витальевич Мудров на торжественном открытии выставки в Гатчине.

Александр Зигфридович Бурхард Леви (по матери Бенуа) родился в 1896 году в Санкт-Петербурге. Его отец был архитектором, работал вместе с Л.Н. Бенуа (Александр Зигфридович Леви взял фамилию матери много позже, будучи в эмиграции). Александр получил прекрасное образование - учился у Н.К.Рериха, В.В.Матэ, И.Я.Билибина, А.А.Рылова, Л.Н.Бенуа (своего дяди) в Школе Императорского Общества поощрения художеств и Академии художеств в Петербурге. Впрочем, как сказала Зинаида Евгеньевна Серебрякова (по матери Бенуа), в их семье дети рождались уже с карандашом в руках. Таким оказался и ее двоюродный племянник.

Состоятельное семейство Бенуа после революции быстро привлекло к себе внимание, после чего последовали аресты членов семьи. В такой ситуации Александр Зигфридович Леви посчитал, что для спасения жизни необходимо покинуть Россию. Он перебрался сначала в Финляндию, затем, в 1922 году, через Германию – в Швейцарию, на родину своего отца. Здесь он взял фамилию матери, но с уточнением – «ди Стетто», от названия швейцарского городка, откуда был родом его отец.

В Швейцарии ему, как многим эмигрантам на чужбине, пришлось заново искать свое место в художественной жизни. После одного удачного портрета бундеспрезидента Швейцарской конфедерации Джузеппе Мотта, началась его активная карьера портретиста, художник начал выставлять свои работы.

В 1920-е годы художник работал в центрах европейской культуры – Париже, Берлине, Мюнхене. Архитектурное образование, полученное в Академии художеств в Петрограде, сказалось в его городских пейзажах, многие из которых, помимо художественной ценности, сегодня являются и историческими документами. В Париже художник работал в основном как портретист. Вскоре одна из его моделей – талантливая датская виолончелистка Кама Зингер – стала его женой. Супруги прожили вместе более пятидесяти лет, деля радости и испытания.

В Берлине, где Александр Бенуа ди Стетто работал по приглашению Немецкого театра, раскрылся его талант театрального художника-экспериментатора, создававшего грандиозные декорации, насыщенные новейшими техническими идеями. В 1926 году за работу над оперой Моцарта "Похищение в серале" Бенуа ди Стетто был удостоен Гран-при в области искусств. Проявил он себя и как выдающийся мастер-анималист, в 1927-28 гг. исполнивший сангиной (карандаш кроваво-красного цвета) целую серию выразительных листов. В начале 1930-х годов Александр Бенуа ди Стетто окончательно поселился в Швейцарии.

Бенуа ди Стетто также занимался промышленным дизайном, создавая наброски кузовов и разрабатывая отделку салонов люкс-автомобилей для коронованных особ. Не оставляя классические жанры – портрет, пейзаж, натюрморт – в начале 1950-х годов художник принялся активно экспериментировать с цветом и формой, что нашло отражение в абстрактных работах, так называемых "структурах", воплощавших мечту художника о гармонии ритма и формы.

Как отметил Ю.Мудров, Александр Бенуа ди Стетто «многосторонен, многожанров. Очень обидно, что этого художника очень долго не знали. Но сегодня он занял свое место в истории русского искусства».

На выставке в Гатчине представлены работы в разных жанрах - городские пейзажи, портреты, натюрморты, анималистические зарисовки, абстрактные композиции. Приходите, и сможете сами оценить яркий талант художника, высокое мастерство и многогранность.

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Гатчины и Гатчинского района