|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Антимонопольщики Ленобласти выявили, что областной онкодиспансер ограничил конкуренцию на торгах при закупке препарата Доцетаксел.
Торги без выбора
Доцетаксел — один из препаратов, применяемых в химиотерапии. В 2014 и 2015 годах Ленинградский областной онкологический диспансер провел несколько крупных закупок этого препарата. От 2 до 20 миллионов рублей — такой была начальная максимальная цена контрактов.
Как сообщает официальный сайт УФАС по Ленинградской области, количество компаний, принявших участие в закупках, было весьма ограничено. В августе 2014 года Доцетаксел с четко установленными дозировками пожелало поставить два участника. Контракт стоимостью более 7 млн рублей достался одной из фирм.
В октябре того же года онкодеспансер закупил этот препарат уже с другой дозировкой активного вещества на 10 млн рублей. Участников опять было двое, получить контракт оказалось несложно. Правда, победила фирма не та, что в августе.
Февраль 2015 года. Онкодиспансер потратил на лекарство почти 20 млн рублей, выставив те же требования к дозировке, как и в первых — августовских — торгах. И желание поставить товар изъявила только одна фирма — та же, что и в первый раз.
И, наконец, месяцем позже прошла еще одна закупка — самая скромная из предыдущих. Диспансеру снова понадобился Доцетаксел с аналогичной дозировкой. И снова (уже в третий раз) контракт достался знакомой по предыдущим торгам фирме, которая единственная и подала заявку.
Доза как ценовой регулятор
Вопрос к диспансеру со стороны антимонопольщиков возник по поводу обоснованности четко устанавливаемых дозировок препарата на проводимых торгах. Ведь не все фирмы могут выполнить это требование и принять участие в закупках.
Медучреждение мотивировало выставленное им условие тем, что запрашиваемая дозировка является максимально удобной для лечебного процесса.
Антимонопольная служба решила выяснить, насколько обосновано требование к дозам, и направила запросы в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова и Санкт-Петербургский городской клинический онкологический диспансер. Специалистам-онкологам подготовили несколько вопросов: как рассчитывается доза препарата, каковы сроки хранения, какая дозировка наиболее удобна для работы персонала.
Подробные разъяснения содержатся в ответах экспертов и письме ФАС России. Выяснилось, что доза активного вещества подбирается пациентам индивидуально в зависимости от видов и размеров опухоли и не связана ни с объемом первичной упаковки, ни с объемом наполнения флакона. Что касается удобства применения препарата для медперсонала, то этот показатель не имеет отношения к терапевтической эффективности медикамента.
Кроме того, на портале госзакупок есть сведения, что иные медучреждения при закупке Доцетаксела не устанавливали требования к фасовке, благодаря чему на торгах цена значительно снижалась.
Конкуренция оказалась в проигрыше
Изучив материалы дела, комиссия Ленинградского УФАС России пришла к выводу, что требования, установленные онкологическим диспансером к дозировке лекарственного средства Доцетаксел, ограничили конкуренцию (число участников) на торгах.
Действия заказчика (онкодиспансера) нарушили статью №17 135-го Федерального закона «О защите конкуренции». Согласно части 1 этой статьи, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По закону, нарушение этой статьи является основанием для признания судом соответствующих торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Материалы дела переданы должностному лицу для возбуждения административного производства.
Автор: Михаил Козлов