Новости

Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
     3
45 78910
11121314151617
18192021222324
252627282930
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

Разговор о жизни и местном самоуправлении

20.04.2015 17:11

Человек живет для того, чтобы оставить после себя что-то полезное. Этой фразы нет в законах и нормативно-правовых актах, но именно в этом состоит смысл работы руководителя любого уровня, считает председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Михаил ЛЕБЕДИНСКИЙ. 

- Михаил Евгеньевич, в 2003 году в России был принят закон о местном самоуправлении, который и поныне регулирует деятельность муниципальных образований. Прошло довольно много времени, и сейчас уже можно судить о его эффективности. В чем, по-вашему, сильные и слабые стороны этого закона, вы бы что-то поменяли в нем? 

- Этот закон, после периода необходимых организационных процедур, начал действовать на территории Ленинградской области в 2006 году – мы его ввели в практику одними из первых в стране, и, конечно, сразу же, как любые первопроходцы, стали набивать себе шишки.  

Работы предстояло много – нужно было принять новые нормативно-правовые акты, создать новые органы местного самоуправления, наделить их сответствующими полномочиями. Тогда и возникли на карте области муниципальные образования первого и второго уровней – поселения и районы. Эта система действует до сих пор. Я считаю, что она вполне себя оправдала. Есть издержки организационного плана, но в целом структура местного самоуправления работает успешно.

Сегодня область разделена на 17 муниципальных районов и один городской округ, сформировано 199 поселений. Общая численность жителей региона - 1 млн 760 тысяч человек, и большинство живет в городах.  

Что касается самого федерального закона №131, то это один из самых изменяемых законов, в которые с начала его действия были внесены десятки поправок, и до сих пор вносятся. Меняются политика, экономика, сама жизнь, и все это отражается на законе, который напрямую регулирует деятельность муниципалитетов. Сильных сторон в этом законе гораздо больше, ведь он все время «шлифуется».   

- И словосочетание «реформа местного самоуправления» до сих пор актуально…

- Да, от слова «реформа» нам не уйти. На территории области по поручению губернатора Александра Дрозденко мы сегодня реализуем реформу местного самоуправления по трем направлениям: объединение больших поселений с маленькими, объединение администраций районов и администраций районных центров, реорганизация и поддержка института старост. 

В прошлом году были приняты областные законы по объединению трех пар поселений – Анисимовского и Самойловского, Заборьевского и Подборовского в Бокситогорском районе, Приморского и Глебычевского в Выборгском районе. Этот процесс будет продолжен и в нынешнем году в других районах области. Такое объединение позволит сбалансировать бюджеты поселений, ведь зачастую их размеры на территории одного муниципального района значительно разнятся. У одного много денег в казне, у другого мало. Сокращение численности муниципальных служащих и должностных лиц позволяет эффективнее распределять обязанности и нагрузку между работниками администрации. Сэкономленные бюджетные средства идут на решение вопросов местного значения – на благоустройство, ремонт дорог, освещение и другие. К тому же такое укрупнение муниципалитетов дает возможность сформировать управленческий резерв на местном уровне, удержать профессионалов.  

Другое направление реформы – слияние администраций муниципальных районов и городских поселений, являющихся их административными центрами. Это позволяет исключить дублирующие функции органов местного самоуправления и тем самым упростить принятие многих решений. В 14 районах из 16, где закон позволяет реализовать такую систему, объединенные администрации уже действуют в полной мере. В ближайшее время этот процесс будет завершен в Кировском и Всеволожском районах.    

Бывают случаи, когда руководители районов и поселений по разным причинам не находят консенсуса. Например, при наличии комитета по спорту на районном и поселенческом уровне город и район часто проводили два идентичных мероприятия на одной и той же территории. При объединенной администрации такого быть не может.

Еще один пример. Поселения должны организовать вывоз мусора, а район – его утилизацию, у них в уставе так написано. И вот одни говорят – дайте нам помойку, мы перевезем, другие отвечают – скажите, откуда везти, и мы все перевезем сами. Кто прав? А ведь от такой неразберихи страдают люди.

Схожие проблемы возникают и с газо-, водо-, электроснабжением. У нас практически все законодательство в стране, а, соответственнно, и полномочия, построенны по отраслевому принципу. Но такой подход не может охватить все стороны жизни людей. Иногда на стыке полномочий, на стыке функций определенных органов и должностных лиц возникает недопонимание. Поэтому наш комитет занимается настройкой работы по внеотраслевому признаку, то есть организацией управления, оказывает методическую поддержку муниципальным специалистам.

- Вы сказали, что еще одна часть муниципальной реформы – это институт старост. Расскажите о нем подробнее.

- Я считаю, что принятый областными законодателями закон о старостах – один из важных социальных законов, своеобразный социальный проект, осуществляемый главой региона. Что чаще всего волнует людей? Чтобы дома было комфортно зимой и летом, чтобы мусор убирался, дороги были в хорошем состоянии, чтобы было безопасно и спокойно. Человек должен с радостью уходить на работу и возвращаться домой. 

Так вот, суть института старост в том, что жители выдвигают из своей среды самых активных и осведомленных, которые могут повлиять на принятие решений на местном уровне. Старосты собираются на сходы, где вместе со своими земляками определяют работы, которые необходимо провести в их населенном пункте незамедлительно. К примеру, ликвидировать опасную канаву, отремонтировать колодец или дорогу, убрать зловонную свалку,- да все, что угодно! Определяют не чиновники-управленцы, а они сами, вместе с остальными неравнодушными людьми. Это те проблемы, которые «снизу» наиболее заметны, с которыми жители сталкиваются каждый день, но на решение которых у поселения не хватало денег. У нас ведь порядка 80% населения региона живет в городах, которые более-менее обеспечены, а до сельских населенных пунктов финансовые средства порой просто не доходили. Именно поэтому в регионе в первую очередь поддержали старост сельских населенных пунктов, обеспечили приток финансирования к деревням, селам и поселкам, но уже сейчас мы готовимся поддержать общественные советы (аналог старост) в административных центрах области.

- А кто оплачивает решение этих местных проблем?

- На развитие института сельских старост предоставляются субсидии областного бюджета. Главным распорядителем бюджетных средств по этому направлению является наш комитет. Так, в 2013 году мы направили на решение местных проблем по заявкам старост 70 млн рублей, в прошлом году уже 140 миллионов, а в нынешнем – 210. Плюс к этому сами поселения вправе софинансировать реализацию проектов – настолько, насколько возможности местной казны позволяют, от 10% стоимости проекта и более. Не ошибусь, если назову бюджет старост открытым, ведь в его обсуждении, а затем и непосредственно в мероприятиях по расходованию средств принимают участие местные жители. Люди видят, на что тратятся выделенные деньги, а потому и эффект не заставляет себя ждать. Надо сказать, что с каждым годом увеличивается и число людей, вовлеченных в совместную со старостами работу. Сейчас реально каждый двенадцатый житель сельского населенного пункта участвует в решении вопросов местного значения. Люди сами принимают решение и сами контролируют использование средств, как настоящие хозяева. Были случаи, когда селяне выходили встречать машину со щебнем и сами включались в работу по засыпке дорог, понимая, что это их инициатива и ответственность. Как у себя дома. Так и должно быть, ведь в своей квартире мы не вываливаем мусор по углам и не позволяем никому ходить по чистому полу в грязных башмаках.

- Слово «староста» навевает мысль о пожилом человеке. Может ли староста быть молодым?     

- Конечно, может. Возраст здесь не имеет решающего значения. Главное, чтобы человек был активным, неравнодушным к жизни своих соседей, земляков, имел организаторские способности. Это человек, владеющий ситуацией, лидер общественного мнения. Большая часть из них, действительно, в возрасте от 50 до 65 лет, хотя в ряде поселений – например, в Красносельском и Приморском Выборгском района, Большеколпанском Гатчинского района, Пустомержском Кингисеппского района – работают старосты, чей возраст не превышает 25 лет. 46% старост – пенсионеры, но в Вырицком городском поселении Гатчинского района есть старосты – студенты учебных заведений. В одном поселении, как правило, несколько старост, и все они разного возраста. 

Когда мы начинали реформу, в области было 1300 старост, а сейчас их уже 1668, то есть меньше чем за 3 года их количество возросло на 28%, причем, только за последний год - на 14%. Поддержка института старост на сегодняшний день является одним из know how Ленинградской области.

- Если для России это новшество, то, должно быть, к нам едут за опытом со всех городов и весей?

- Даже с Дальнего Востока приезжают. В прошлом году Президент России при встрече с губернатором Ленинградской области предложил распространить наш опыт на все регионы, что мы с успехом и делаем. Уже в 2015 году мы организовали семинары по обмену опытом для коллег из Курской, Архангельской и Челябинской областей.    

-  Наша страна огромна – проблемы жителей Чукотки наверняка отличаются от проблем жителей Кубани. А в чем специфика Ленинградской области? Какие вопросы здесь труднее всего решать?

- Специфика нашего региона связана, прежде всего, с его географическим положением. Мы находимся в непосредственной близости со вторым по величине городом страны, тесно связаны с ним экономическим, кадровым, культурным ресурсами. Одновременно область граничит с Европой, является транзитным регионом между западными странами и остальной Россией. У нас колоссальные транспортные нагрузки, что отражается и на качестве дорог, и на экологическом состоянии территорий. Огромный поток жителей области каждое утро устремляется на работу в мегаполис, а вечером возвращается обратно, что часто порождает проблемы транспортного сообщения внутри самих поселений.

Еще одна особенность Ленинградской области в том, что большинство населения живет в городах, из-за чего проблемы сельских жителей долгое время оставались в тени.    

- Какую роль в системе МСУ играют современные технологии? Дружат ли муниципальные политики с интернетом?

- А без этого сейчас никуда. Интернет – это и средство общения, и источник знаний. Сегодня государство и общество открыты друг другу, что в полной мере проявляется в виртуальном пространстве. Действуют официальный сайт администрации Ленинградской области и нашего комитета, сайты муниципальных образований, куда люди обращаются за информацией и помощью. В документообороте государственной и муниципальной власти активно применяется электронная подпись. Материалы, сделанные по заказу нашего комитета – например, мультфильмы на основе фольклора проживающих в регионе народов – можно увидеть в YouTube. На областных интернет-ресурсах действуют блоги руководителей муниципальных образований. Да и в процессе обучения муниципальных специалистов, который организует наш комитет (а мы учим и молодых специалистов по профильным направлениям комитета, и обеспечиваем повышение квалификации специалистов со стажем и руководителей муниципальных образований), все большее значение приобретают современные методы дистанционного и онлайн-обучения. Государственная и муниципальная власть идут в ногу со временем, не сомневайтесь.

- Михаил Евгеньевич, вы работате в структуре государственной власти, которая тесно взаимодействует с муниципальной. Какими главными качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, работающий в системе местного самоуправления?

- Первое и самое важное – это желание решить проблему, помочь человеку. Руководитель, работающий в публичном пространстве, не должен быть равнодушным. Второе – считаю, что люди должны обладать стремлением к познанию нового. Жизнь ведь стремительно меняется. Законодательство, экономическая и политическая ситуация не стоят на месте, никто не застрахован и от природных катаклизмов. Руководитель любого уровня всегда должен быть в курсе того нового, что происходит в его сфере и в принципе в обществе. В зависимости от изменившейся ситуации он должен быть готов безотлагательно принять взвешенное решение на основе своего багажа знаний и опыта, применить наилучший механизм для решения вопроса, и нести ответственность за полученные результаты. Поэтому третье, не менее важное качество – профессионализм.

Кроме того, муниципальный чиновник не должен ни зазнаваться, считая себя выше приходящих к нему на прием людей, ни считать себя служакой, от которого мало что зависит. Он всегда должен стремиться понять людей и постараться им помочь. Надо уходить от крайностей «чиновник-враг» и «чиновник-слуга народа». Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие относились к тебе – вот главный постулат любой работы и любого человеческого общения. Для человека, рассчитывающего на помощь, неважно, кто ты – глава, руководитель отдела или просто специалист. Ты олицетворяешь власть, к которой люди пришли для решения конкретных вопросов. Управленцам и обществу нужно осознать, что фактически они делают одно дело, стремятся к общей цели – улучшить жизнь в своем населенном пункте, районе, регионе, стране.

- Вы полагаете, они видят это улучшение одинаково? 

- К этому нужно стремиться. Для этого муниципальные образования должны осуществлять стратегическое планирование, в том числе создавать генеральные планы поселений, программы социально-экономического развития территории, обсуждать их с населением. Власть и общество должны прийти к единому мнению – каким будет тот или иной населенный пункт через 5, 10, 20 лет. Важно также увязывать планы соседних поселений, планировать развитие межпоселенных территорий – тогда регион будет развиваться гармонично, в нем не будет коммуникационных и инфраструктурных разрывов. Ведь для чего мы живем? Чтобы что-то оставить после себя, что-то полезное, эдакий мостик в будущее. Пускай это будет дом, церковь, хороший нормативно-правовой акт, который кому-то улучшит жизнь. Ради этого стоит жить и работать.

Автор: Михаил Козлов

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области