Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
   3
262728293031 
       
 1234567890

Новости

На единственных в России подводных раскопках нашли уникальные артефакты

26-09-2020 16:24

На единственных в России подводных раскопках нашли уникальные артефакты

В акватории Финского залива с затонувшего три века назад торгового судна «Архангел Рафаил» в начале осени подняли уникальные предметы — корабельный вымпел, Псалтырь, одежду и личные вещи команды. Побывавший на подводных раскопках корреспондент «Леноблинформа» выяснил, в чем уникальность экспедиции, и почему кораблем в свое время заинтересовался император Петр I.

 

С «Архангела Рафаила» сняли шляпу и подняли флаг

 

Палуба небольшого водолазного судна «Акванавт» вся заставлена оборудованием, всевозможными аквалангами, баллонами различных размеров, разноцветными гидрокостюмами и контейнерами. Команда исследователей и водолазов делает последние приготовления и вот уже швартовые канаты убраны, и мы отправляемся в путь. Курс — на вход в пролив Бьеркезунд. Проходит чуть больше часа, и мы на месте. Начинается швартовка судна. Капитан по рации сообщает на берег: «Встал на якорь около банки Верккоматала. Начало водолазных работ». Команде предстоит закрепить канаты на якорных буях. По два на носу и еще один на корме. Готово, теперь можно приступать к погружению. Водолазы проходят медосмотр перед спуском на глубину. Затем методично надевают гидрокостюмы, шлемы, акваланги, берут инструмент. Один за другим с интервалом в десять минут они уходят на глубину, а мы ждем их возвращения с артефактами.

Количество находок на «Архангеле Рафаиле» за все годы уже перевалило за три сотни. Уникальные свойства балтийской морской воды, не сильно соленой и холодной, с мало кислородной средой позволили сохраниться личным вещам и грузу на корабле. Но при крушении разлились бочки с дегтем, и многие вещи, которые сейчас поднимают на поверхность, пропитаны им насквозь. Отмываться от него потом приходится и водолазам. Есть среди находок массовые артефакты, интересные в историческом контексте, но по сути своей вполне обычные, например, кости и рога коз и коров — из них делали пуговицы пряжки, гребни и другие предметы домашнего обихода. А встречаются и штучные вещи, обнаружение которых становится пусть небольшой, но сенсацией для подводных археологов и историков. Такой находкой стал корабельный вымпел судна — полотнище, прикрепленное к древку, два с половиной метра в длину. Стяг обозначал принадлежность корабля к тому или иному городу. Его еще предстоит очистить от ила и дегтя, провести реставрацию ткани. Однако эту находку историк и научный консультант Центра подводных исследований Русского Географического общества Андрей Лукошков назвал выдающимся открытием. 

«Меня очень обрадовал этот вымпел. Насколько мне известно, работы на «Рафаиле» единственные многолетние подводные раскопки корабля, которые ведутся в Российской Федерации, поэтому любые наши находки уникальны»

Андрей Лукошков историк, научный консультант Центра подводных исследований Русского Географического общества

Другим ценным артефактом археологи считают Псалтырь 1692 года. Старинная книга в кожаном переплете c деревянными вставками отлично сохранилась под слоем ила, где не было доступа губительного кислорода. Можно даже прочесть текст на страницах, на кожаной обложке видны тисненые фигуры мужчины и женщины и фраза на латыни. Однако реставрация бумажных артефактов требует особого подхода и технологии. Книги продолжают хранится в воде, потому что при контакте с воздухом страницы рассыпаются в труху. И только пройдя все этапы восстановления, реставрации и сушки они становятся музейными экспонатами.

На затонувшем корабле найдено много одежды команды судна. Вот и в этот раз водолазы достали фетровую шляпу с широкими полями. «Эта стандартная часть одежды моряка пользовалась большой популярностью и была весьма удобна для работы в море. Она из тонкой шерсти и хорошо защищала от ветра и воды», — рассказывает подводный археолог-реставратор Центра подводных исследований РГО Роман Прохоров.

Шляпа пролежала на дне почти 300 лет и при этом отлично сохранилась

© Леноблинформ / Денис Чупров

Найдены также рубаха и штаны юнги, который служил на корабле. Проворные мальчишки быстро карабкались по вантам, и капитаны охотно их брали на работу. На «Архангеле Рафаиле» юнгами служили два брата. К такому выводу пришли археологи, изучая находки, а после нашлось и архивное подтверждение этому. В прошлые экспедиции исследователи обнаружили одну детскую рубашку, а в этом сезоне другую, но уже размером меньше.

Почти триста лет пролежала под метровым слоем ила и песка другая одежда: меховая шапка, чулки, которые носили матросы, варежка с декоративной кисточкой, а также кожаный ремень с серебряной бляшкой. На некоторых предметах одежды исследователи разглядели буквы «G.I.M.», вероятно, инициалы владельца.

Наше вам с кисточкой. Варежка отлично сохранилась.

Для чего нужна кисточка на варежке? Вероятно, просто для красоты.

© Леноблинформ / Денис Чупров

В прошлой экспедиции удалось найти целый кафтан и штаны. Разлившийся при крушении деготь стал, возможно, своеобразным консервантом для этих вещей. Ткань долго отмывали в специальных растворах специалисты Государственного Эрмитажа. В итоге одежду удалось полностью очистить, восстановить горчичный цвет, который был изначально и сохранить все 90 пуговиц - их даже не потребовалось перешивать!

Для работы на корабле нужны рабочие рукавицы и лучше всего из кожи, они долговечные и прочные, не порвутся при работе с мокрыми канатами или тяжелым грузом. Их тоже нашли и подняли с «Архангела Рафаила». Нашлась и еще одна перчатка, но совсем другая, из тонкой кожи с узорным тиснением. Она похожа на женскую, но нет. Женщин на корабле не было, такие перчатки в 18 веке носили мужчины. Сохранилась даже еда! Невероятно, но на морском дне почти три столетия пролежали репа, зерно, горох, мясо и бочонок маринованных угрей. 

Так выглядит маринованный угорь, который пролежал на дне моря почти 300 лет 

© Леноблинформ / Денис Чупров

 

Судно XVIII века чистят «подводным пылесосом»

 

Зимой 2004 года Центр подводных исследований Русского географического общества провел первую экспедицию на затонувшее судно. Погружаясь под лед Финского залива, водолазы смогли сфотографировать корпус. Летом это сделать почти невозможно из-за мутной воды. Собрали тысячи снимков в фотосхему затонувшего корабля. По оценкам экспертов, примерная длина корабля — более 20 метров при ширине около семи.

Как сделать фото в мутной воде на глубине двадцати метров? Сделать их тысячу.

Как сделать фото обломков корабля в мутной воде на глубине двадцати метров. Собрать, как мозаику, тысячи снимков

© Фото: ЦПИ РГО

Подводные раскопки при поддержке ПАО «Газпром» начались с 2014 года, с тех пор совершены уже семь экспедиций к затонувшему кораблю. До этого велась работа с историческими документами в Российском государственном архиве Военно-морского флота. Когда специалисты впервые обнаружили обломки, ни дата крушения, ни название самого судна не были известны. При первых же погружениях подняли блюдо с изображением библейского Архангела Рафаила и цифрами «1696». Это дало первое представление об эпохе, стало ясно, что речь идет о петровских временах. Для определения точного возраста судна сделали радиоуглеродный анализ древесины, из которого оно было построено. Оказалось, лес для этого корабля заготовили с 1650 по 1680 годы.

Специалисты провели анализ документов того времени, сделали запрос в Германию, и в итоге пришли к выводу, что речь идет о трехмачтовом торговом немецком судне Die Engiel Raphail, построенном в Любеке. Как рассказал научный консультант Центра подводных исследований РГО Андрей Лукошков, немецкие коллеги нашли информацию в архивах, что этот корабль ходил по морю уже в 1693 году. В российских таможенных записях того времени есть упоминание об «Архангеле Рафаиле». В 1724 году судно не успело уйти до холодов, было затерто льдами и затонуло на мелководье. Следующей весной оно было отнесено уже на глубину 20 метров, где находится и сейчас. Немногочисленная команда из восьми человек: капитан, штурман, четверо матросов и двое юнг, по льду сошли на берег.

«Он в передней части более или менее цел, а корма развалилась. Сейчас мы работаем в средней зоне корабля. За сезон, а это где-то полтора месяца, мы размываем один, максимум три метра корабля. Больше не получается, потому что в трюме корабля, примерно метровый слой ила, в котором замыты разные вещи. Это и груз корабля, какие-то принесенные предметы, типа срубленных дров на островах и личные вещи экипажа», — рассказывает о ходе экспедиции подводный археолог-реставратор Роман Прохоров.

Работы проводятся водолазами вручную. Небольшими лопатками они откапывают ил и песок, собирая все лишнее пневмоэжектором — «подводным пылесосом».

Уникальные кадры сделанные под водой. Работа водолазов-исследователей на раскопках "Архангела Рафаила"

© Видео: ЦПИ РГО

Вот появляется на поверхности воды голова одного из водолазов. Знаками он дает понять, что бы с корабля опустили специальную кабину для подъема аквалангистов и груза из глубины. 

Тем временем усиливается боковой ветер, на корабле заметно чувствуется качка. Руководители экспедиции решают вернуться в Приморск. Дана команда о завершении работ. «Когда штормит видимость становится хуже», — объясняет водолаз-исследователь и исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин. На сегодня работа почти окончена, но исследовательская миссия команды Центра продолжится завтра, через месяц, через год. Не случайно в небольшой и уютной кают-компании «Акванавта» висит портрет легендарного капитана Кусто. Они исследователи морей и покорители глубин. Их работа делать открытия и узнавать разгадки тайн, скрывающиеся под вековым слоем морского ила.

 

Как Петр I контрабандистов упустил

 

Интересна история последнего поход судна, и причины его гибели. Ее нам рассказал научный консультант ЦПИ РГО Андрей Лукошков. В начале октября 1724 года корабль «Архангел Рафаил» вышел из Петербурга, и направился в немецкий порт Любек. Но намеренно отклонился от курса. Зашел на Красную Горку, именуемое не иначе как «сущее воровское место». Оно расположено вдалеке от Петербурга, там под видом погрузки балласта, на корабли попадали «серые» товары. А после направился в пролив Бьеркезунд, недалеко от современного Приморска. Капитан Ян Шмит скупал у местных жителей товары в обход таможни. На лодках крестьяне переправляли ему юфть - мягкую кожу, за свои качества она высоко ценилась во всем мире. Больше месяца шла нелегальная торговля, но ударили морозы и судно с контрабандным грузом оказалось в ледовом плену. Выбраться из него ему суждено не было.

У кого-то с ноги слетел. Кожаный с шерстяным кантом. И нет, это была не Золушка

© Леноблинформ / Денис Чупров

В таможенном паспорте сказано, что на корабле должно было быть 97 кип и 33 полукипы юфти, одна кипа фламандского полотна, две кипы льняной пряжи, 30 бочек говяжьего сала и груз рогож. Но когда корабль погрузился под воду, крестьяне вытащили из него 350 (!) тюков юфти, и, по их словам, это была лишь «маленькая толика груза». 

Крестьяне мызы Сааренпя, селения недалеко от Приморска, придумали простой способ достать груз с корабля. «Наши водолазы сейчас находят камни, обвязанные веревками. Скорее всего, летом крестьяне ныряли с крюком в одной руке и камнем с веревкой — в другой. Они спускались на дно, цепляли крюком тюк, бросали камень и всплывали. Так как глубина в принципе небольшая, таким образом они могли поднимать остатки груза», — рассказывает историк Центра Андрей Лукошков.

Купец из Петербурга Герман Мейер заявил о том, что погибшее судно принадлежит ему и предъявил свои права на поднятый груз. А вице-адмирал Корнелиус Крюйс, крестьяне которого вытащили весь груз с корабля, предложил ему уплатить за третью часть груза. Началась тяжба, о которой стало известно Петру Великому. Началось специальное расследование о крушении, но так и не было завершено — скорее всего из-за смерти императора Петра Великого в январе 1725 года. Потом дело закрыли, а Герман Мейер выплатил владельцу той самой мызы Сааренпя 1200 рублей — огромные по тем временам деньги, якобы за спасенный груз, но на самом деле, чтобы замять неприятную историю с контрабандой.

Балтика хранит еще много секретов, найдено более 600 погибших кораблей. У каждого из них своя судьба и история и о многих мы еще не знаем. Стать ближе к тайнам затонувших кораблей можно уже сейчас в музеях и на выставках, где представлены артефакты, поднятые из глубины моря и веков.

Автор: Денис ЧУПРОВ

На эту тему

Завершилась экспедиция к кораблю, затонувшему в 18 веке в Финском заливе

21 сентября на завершающем этапе экспедиции к затонувшему «Архангелу Рафаилу» подняли уникальные предметы: корабельный вымпел, Псалтырь, одежду и личные вещи команды. Подводные раскопки немецкого судна XVIII века проводит Центр подводных исследований РГО, при поддержке ПАО «Газпром». 

 

Комментарии

Оставить комментарий


Новости Ленинградской области