Ломоносовский район


 1234567890

Боевая слава

Морские крепости берутся с суши

В январе 1942 года 18-летний житель Ленинграда Григорий Богорад был призван в ряды Красной армии. В глубине души мечтал: наконец-то отъемся досыта. Призывников отправили под Волхов. Три дня обучали, как держать винтовку и как из нее стрелять, потом - назначение в одну из частей на Невском пятачке.

Весной, когда с Невы сошел лед, Григорий Богорад был тяжело ранен. Солдата погрузили в лодку, чтобы переправить на правый берег реки. Лодка уже приближалась к берегу, когда рядом разорвалась вражеская мина, и все раненные оказались в воде.

Григорий Ильич до сих пор не может понять, каким чудом он выбрался из ледяной реки и отполз от уреза воды, где был подобран санитарами. После излечения и окончания учебного подразделения Григорий Богорад был направлен на Ораниенбаумский плацдарм. Здесь молодого солдата особенно поразило то, что по территории плацдарма ездят и даже воюют два бронепоезда - «Балтиец» и «За Родину».

Морские крепости берутся с тыла – это старая историческая аксиома. В самом деле, с суши в 19-м веке англо-французким союзникам удалось взять Севастополь, с суши были захвачены японцами Порт-Артур в 1905 году и Сингапур во Вторую мировою войну.

В тридцатые годы никому не приходило в голову отнести этот афоризм к Кронштадту. Тяжкий замок его запирал морские ворота Ленинграда. На южном берегу залива высились форты Красная Горка и Серая Лошадь. Они были подобны богатырям, грудь которых прикрывала могучая броня, но эта грудь, как и мускулистые руки – артиллерия, была обращена в сторону моря. А спины этих закованных в железо и бетон витязей были нагими; но ведь за спиной у них была колоссальная стена материка - вся Россия. Что могло им грозить оттуда?

К 1941-му году Кронштадская крепость со стороны суши была защищена недостаточно. Командование Ижорского укрепленного района уже в середине июля 1941 года оказалось перед фактом: могучая стена на юге Ленинградской области дрогнула. Противник нашел в ней бреши, его армии устремились на север. Тревожные слова: танковый прорыв, авиационный десант, парашютисты –внезапно стали самыми употребительными здесь на берегу Финского залива.

А что можно было противопоставить танкам фон Лееба, его сухопутным частям – подвижным, маневренным, скороходным, опытным участникам боев во всей Европе? Бутылки с горючей смесью? Противотанковые рвы, которые часто под бомбежками и обстрелами самоотверженно рыли женщины, старики, инвалиды? Бетонные и деревянные надолбы? Зенитные пушки, «обращенные на огонь по горизонту»?

 

Всего этого было явно недостаточно. Вот тогда-то в Ораниенбаумском плацдарме, на этом приморском клочке суши, прорезанном несколькими железнодорожными веточками, и родилась идея: буквально за несколько дней создать нечто сравнимое с быстроходным катером, но движущимся не по воде, а по рельсам. На две-три подбронированные платформы-площадки установили несколько скорострельных пушек, одинаково опасных для танков и самолетов врага, тяжелые и легкие пулеметы, команду вооружили винтовками и гранатами для самообороны на крайний случай. Главное оружие – подвижность. Основное назначение – борьба с танками и парашютистами.

В начале июля это была только идея, а к середине месяца «подразделение» стояло на колесах. Его еще не рискуют называть «бронепоездом». В приказах речь идет о временно сцепленных вооруженных площадках «в целях противотанковой обороны… и для отражения попыток противника прорваться по железной дороге к границам крепости». Даже паровоз ему в эти дни придают первый попавшийся, на пару дней: «Для маневрирования…придать паровоз».

Это время ознаменовалось еще двумя событиями: во-первых, на поезд были назначены командиром капитан В. Стукалов, комиссаром В. Аблин, командиром тяжелой батареи старший лейтенант С. Пермский.

Во - вторых, настала минута, когда о буфера передней площадки лязгнул своими буферами пришедший откуда-то из под Риги настоящий бронепаровоз.

В начале августа на железных дорогах района действует уже бронепоезд «Борис Петрович», как его любовно называли моряки. Почетное имя «Балтиец» он получил как награду в начале февраля 1942 года.

Второй бронепоезд, «За Родину», привел на плацдарм прекрасный командир - капитан В. Кропачев; привел, прорвав не одно кольцо окружения, вырвавшись из многих туго завязанных гитлеровцами «мешков». Словно два родных брата оба бронепоезда бок о бок теперь воевали на плацдарме.

За время блокады бронепоезда по территории Ораниенбаумского плацдарма прошли по девять с половиной тысяч километров, провели по четыреста артиллерийских стрельб, не один десяток раз отражали налеты фашистской авиации.

Закончили они свой боевой путь в 1944 году.

Следует добавить, что на одной из платформ «Балтийца» было установлено орудие с крейсера «Аврора», и матросы верили, что именно из него был произведен исторический выстрел в октябре 1917 года. Когда подошел настоящий бронепаровоз, прошел слух, что в годы гражданской войны он водил бронепоезд «Ленин», которым командовал И.И. Газа. Матросы верили, что их командир В. Стукалов - копия В.И.Чапаева, и за глаза называли его «наш Чапай».

Комиссар бронепоезда Владимир Лазаревич Аблин подобные утверждения не поддерживал, но и не отвергал. Где, как не в боевой обстановке, были справедливы слова А.С. Пушкина о «возвышающем обмане»!

Бронепоезда «Балтиец» и «За Родину» заслуживают того, чтобы память о них никогда не изгладилась.

А.А. ТИУНОВ, главный хранитель фондов историко-краеведческого музея Ломоносовского района.


 

 

 
Во время посещения данного сайта, сайт может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных, собираемых посредством метрических программ и принимаете условия.