Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
21
262728
2930
             


 1234567890

Всякая всячина

Тамара Носова. Блеск и одиночество

23.09.2015 16:04

Известность, слава, роли в кино, роскошь, любовь, поклонники  – все это было в ее жизни. Нищета, одиночество, полное забвение, страшная болезнь – и это тоже ее. Уникальная актриса с врожденным чувством юмора, какие встречаются одна на миллион – Тамара Носова.

Смешливая Тося в «Карнавальной ночи»,  глупая Марья Антоновна в «Ревизоре» - позже критики напишут, что Носова первой из советских актрис создала на экране образ непроходимой дуры, тетушка Ласка в «Королевстве кривых зеркал», мать Капочки в «Женитьбе Бальзаминова» - помните: «Ученые смотрели на небо в микроскоп… Как жить на свете?!», Комариха в «Свадьбе в Малиновке» - ах, какой дуэт получился с Михаилом Пуговкиным, смешной и нежный одновременно, донна Роза Альвадорец в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» - между прочим, стопроцентная англичанка… Главных ролей она практически не играла, но и не в главных запоминалась, а зачастую и превосходила своих партнеров по фильму. Яркая, ни на кого не похожая – природа щедра была к ней необыкновенно.  Разумеется, еще в школе вопрос «кем быть?» не стоял – только артисткой.

***

Она из благополучной, обеспеченной семьи. Это позже станет известно, что родители приемные, родная мать умерла, а родной отец сдал своих дочерей в детдом. Там маленькую Томочку и увидели люди, ставшие для нее папой и мамой. О своем происхождении Носова рассказывать не любила, чаще отделывалась фразами: папа – специалист по авиамоторам, во время войны жили в Подмосковье, там и школу закончила, короче, семья самая обыкновенная.

Зато со смехом рассказывала, как отдали ее в школу в 5 лет, и пришла она на уроки не одна, а с любимой куклой и все задания учительницы тут же вслух повторяла своей Маше. Директор школы в ответ на жалобы педагогов только руками разводил: мол, ну что вы хотите, она же совсем маленькая! А зачем в школу-то приняли, в 5 лет-то? Ничего не поделаешь, отец, человек известный, влиятельный, настоял на том, чтобы Тамара села за парту досрочно. В общем, не школа, а цирк. Учителя сетовали, директор разводил руками, а Томочка  на уроках разговаривала с куклой. Пока не заболела и к общей радости педагогов вынуждена была уйти из школы. Пришла, как и полагалось, через два года – училась на радость всем, прилежная, общительная, веселая, председателем совета отряда была, в драмкружке занималась.

Во ВГИК поступила с первого раза, а конкурс в 1945 году был 80 человек на место. Стала учиться в мастерской знаменитых педагогов Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. Мечтала о драматических ролях, почему-то ей казалось, что настоящая актриса только та, которая заставляет рыдать зрителей. А Бибиков, человек тонкий, умный, дальновидный, мягко, но настойчиво готовил ее на другое амплуа – комической актрисы. Тамара рыдала, Бибиков сердился: «Ведь юмор врожденный, как же это не использовать!», одно время даже исключить хотел. Был возмущен, когда Сергей Герасимов позвал Носову в свой фильм «Молодая гвардия» на роль Вали Филатовой, но и запретить студентке сниматься не смог. Годы спустя Тамара Макаровна скажет, что признательна своему педагогу за настойчивость, с которой он делал из нее, несмышленыша-студентки, актрису сатирического, комического плана. Но начала свою карьеру в кино она все же  с ролей серьезных драматических, с героинь положительных  – после «Молодой гвардии» снялась у Михаила Чиаурели в «Падении Берлина» и Бориса Барнета в «Страницах жизни». А сразу после окончания ВГИКа пригласил ее Юлий Райзман на роль Анфисы в фильм «Кавалер Золотой Звезды». За Анфису 23-летнюю Носову даже представили к Сталинской премии. Сегодня об этих фильмах знают разве что специалисты, историки кино, но тогда…

Тогда Носовой уготована была судьба актрисы на положительные роли. Советских девушек, из тех у которых в руках все горит и работает, которые и коня на скаку, и слона за хобот. Прав, прав был великий Бибиков, увидевший в своей студентке большую комическую актрису, для которой фарс, сатира – жанры родные, органичные. Ну скажите кто, кроме Носовой мог так уморительно сыграть эпизод в «Шведской спичке», где ее героиня словно автомат повторяла одно «Ни с кем я не жила, жила я только с вами»? Словами, конечно, это не передать, видеть надо – будет желание, возможность посмотрите этот фильм, чудесную экранизацию чеховского рассказа с Грибовым, Поповым, Яншиным. Носова, кстати, корифеям здесь нисколько не уступает.

Да, а что же Сталинская премия?

***

А в это время юной актрисы не оказалось в Москве – в Австрии она была в это время. Со своим мужем Олегом, дипломатом. Это смешно звучит, но Австрию, как место проживания и работы, Тамара выбрала… сама. Вообще-то Олегу предоставили право выбора, которое он передоверил Тамаре, вот она и выбирала по принципу «где климат хороший». Несколько лет заграничной жизни, беззаботной, роскошной, неведомой для большинства советских женщин. Подруги завидовали: повезло Тамаре.

Повезло… Развелись они с Олегом через шесть лет. Почему? Так случилось.  Возврата не было, хотя Олег еще долгие годы ждал, что она вернется. Не вернулась. Не в ее характере было возвращаться к былым возлюбленным. Просто снова вышла замуж – и снова удачно, потому что по любви огромной. Юрий, из знаменитой актерской династии Боголюбовых,  красавец, с глазами  цвета бирюзы. Вот она и утонула в этих глазах. Они на съемках в Ялте познакомились, а потом он, когда она вернулась в Москву,  стал забрасывать ее письмами – не устояла. Отношения оформлять не стали, жили так, любили друг друга. А Олег, он все это время ждал. В то, что с Юрием на всю жизнь сложится, не верил. И не сложилось, разошлись.  И только когда Тамара в третий раз замуж вышла, тогда Олег ждать перестал, понял: здесь все серьезно.

Со сценаристом Виталием Губаревым они познакомились в кабинете главного сказочника Советского Союза Александра Роу. Губарев писал сценарии к фильмам, Носова в них снималась – «Королевство кривых зеркал», «В тридевятом царстве»… Он и не ухаживал за ней по сути, просто пришел и сделал предложение. Потом она назовет годы, прожитые с Губаревым, самыми счастливыми в своей жизни. Шесть лет счастья – разве этого мало? У других и столько за жизнь не наберется. А тут – любовь, безбедная жизнь, роли, встречи, интересные разговоры.

Возможно, длилось бы это счастье и длилось, но – судьба в лице Тамариной мамы вмешалась. Сама актриса рассказывала: «Иногда матери до самой старости пытаются воспитывать детей, вмешиваются в их личную жизнь. Моя мама как раз такого склада. Она должна была во все вникать, привыкла в своей работе командовать… На заводе была заместителем начальника цеха… Рядом с моей мамой я была мошкой, которая подчинялась ей. Она жила с нами, и Виталий Георгиевич пытался ладить с ней. Он даже как-то предложил: «Татьяна Алексеевна, хотите я вам шубу норковую куплю, как у Тамары?» - «А зачем?» - спросила она. «Ну будем вместе ходить в ресторан, в Дом кино». – «Не надо, у меня есть шуба», - ответила мама. У нее был против него настрой. Особенно когда он шел гулять с собакой и заходил в кафе, выпить рюмочку коньяку. Ну что тут такого? Он был такой европеец и внешне и внутренне. И привычки у него были европейские. Но маме это не нравилось. Сколько раз я просила ее не делать ему замечания! Он жил у нас, но у него была своя квартира. Мы нашли большую квартиру и решили съехаться, но мама отказалась туда ехать».

Теще многое не нравилось в зяте-«европейце», она не верила ему, боялась, что уедет Тамара на съемки, а он устроит в квартире попойку – почему у нее возникали такие подозрения, кто знает. Переехать к Виталию Тамара не могла: мама была уже старенькая, нуждалась в уходе. И случилось все так, как и случается часто в подобных ситуациях: Виталий ушел, потом – развод, его женитьба на другой, его постоянные звонки Тамаре – чувство не отпускало. Он умер в командировке, от инфаркта. Тамара о смерти бывшего мужа узнала случайно, позвонила его новой жене, они разговаривали и плакали, две любящие женщины, ставшие в один миг одинокими.

Детей у нее не было – сначала карьерой занималась, а потом врачи вынесли неутешительный вердикт: детей быть не может. Переживала ли она по этому поводу? Кто знает, сама Носова об этом не говорила. Но можно ли представить, что не вела мысленно счет потерям?

Мучительные отношения с четвертым мужем – режиссером Николаем Засеевым. Это был странный брак: у Засеева – жена, дочь, а он – к Тамаре. Она прогоняла его, потому что понимала: вместе им не быть, жена Засеева угрожала отравить газом себя и дочь, если он подаст на развод. Так и жили в страданиях и мучениях несколько лет. С Тамарой расстался, но и в семью не вернулся. Потом звал Носову сниматься во все свои фильмы, она отказывалась – к былым возлюбленным возврата нет.

***

А тут грянула перестройка, практически умерло кино, а из Театра-студии киноактера в начале 90-х уволили половину труппы. Среди уволенных оказалось много звезд, еще молодых,  полных сил и желания работать. Носовой, к тому времени уже пенсионерке, также указали на дверь. Она никогда особенно не дорожила театром, считая его просто пристанищем для киноактеров во время простоев. Но увольнение стало для нее шоком, оскорблением.

И следующие  без малого 30 лет ее жизнь была борьбой за выживание. Она голодала много. Но никому не рассказывала о своих бедах. Гордой была – вот в чем дело. Знать о том, насколько ей тяжело, непозволительно было никому. Поначалу бедности стеснялась, ее звали выступить на вечерах, концертах, однажды приехала, вышла на сцену в старом платье и…галошах. Это был ее последнее выступление. Никогда больше она не выходила на сцену. А редкие интервью , пока была в состоянии, давала в каком-нибудь кафе, рассказывая, что в квартиру пригласит не может, мол, идет подготовка к ремонту.

В самые тяжелые минуты спасалась чтением. Очень много читала: библиотека занимала целую комнату, больше тысячи книг. В совершенстве зная английский язык,  читала Диккенса и Шекспира на языке оригинала. Когда-то это ей помогло справиться с горем – после смерти матери. Теперь она уходила в иллюзорный, придуманный мир, возвращаться из которого не хотелось.  И однажды она возвращаться раздумала.

Как она жила, потом, после ее смерти, покажут почти все телеканалы: захламленная квартира, сгнивший паркет, прогнивший диван, рваные занавески, рухлядь с ближайших помоек и так не распакованные подарки от спонсоров – телевизор, холодильник. И забитые мехами шкафы – моль оттуда вылетали роем.  И фотографии на стенах – там она молодая, красивая, жизнерадостная. Звезда!  Обедала в социальной столовой, но запах от нее шел такой ужасный, что даже бомжи возмущались – и вскоре обед ей стали приносить на дом. Она закрылась от всего мира, от друзей, коллег, редко брала телефонную трубку, практически никому, кроме соседки да дальнему родственнику, называвшему себя племянником, сыном троюродной сестры Носовой,  не открывала дверь, да и открыв, в квартиру не впускала. Часто говорила, что ее могут ограбить, ведь она богатая, все у нее есть. Старенький телевизор сломался – она этого не замечала, перегорели все лампочки – и это ей не было важно.

Потом, когда она перестанет отвечать на звонки и стук в дверь, соседи и племянник, вызовут милицию, дверь сломают и обнаружат актрису лежащей на полу в прихожей – инсульт. По нее бегали тараканы, рядом шныряли крысы – ужас, от которого вошедшие не сразу пришли в себя. Стали отгонять крыс, она из последних сил просила: «Не обижайте их, они мои друзья, они живут здесь со мной». Врачи поставят диагноз: хроническая ишемия головного мозга – а это депрессии, умственные расстройства, снижение памяти, а, в общем-то, полная невозможность жить в одиночестве, без ухода, без присмотра. Человек постепенно сходит с ума, угасают все социальные контакты. Но ухаживать за ней было некому, никого она не только в квартиру, но и в жизнь не впускала.

 Кто-то из ее коллег потом скажет, что в таком финале Носова виновата прежде всего сама: мол, от всех закрылась, не хотела общаться, отказывалась от предложений о помощи, от пусть и небольшой, но работы. Судить да рядить здесь особо не о чем. Так вышло. Что уж теперь-то?

Умерла Тамара Носова 25 марта 2007 года,  немного не дожив до своего 80-летия. В последний путь ярчайшую звезду советского кино провожал  только дальний родственник.

Маша Кассандрова

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Всякая всячина