|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Комиссия Ленинградского УФАС России завершила рассмотрение дел, возбужденных по коллективному заявлению жителей города Пикалево в отношении Единого информационно-расчетного центра Ленинградской области (далее – ЕИРЦ) и постановила дела прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.
Напомним, два дела по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции были возбуждены в мае 2016 года. Заявители жаловались на соглашения между ЕИРЦ и ООО «УК ЖКХ», и ЕИРЦ и ООО «Жилкомсервис», которые устанавливали порядок внесения платы за коммунальные услуги, противоречащий Жилищному Кодексу.
Все факты, собранные в ходе рассмотрения дел, указывали на то, что ЕИРЦ и управляющие организации заключили незаконные соглашения, которые антимонопольная комиссия обяжет расторгнуть, как это было сделано в Воронежской области. Тогда местное Управление ФАС России признало такие соглашения ограничивающими конкуренцию и ущемляющими граждан в выборе способа оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Однако Ленинградское УФАС России прекратило антимонопольные производства. Причина – разъяснения ФАС России, из которых следует, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению нарушений жилищного, гражданского законодательства, а также споров, связанных с защитой прав потребителя, если при этом не нарушаются запреты, установленные антимонопольным законодательством. Сам факт заключения договоров между ЕИРЦ и управляющими компаниями не является доказательством заключения соглашений, которые привели к ограничению конкуренции.
Ранее по этому поводу высказалась и Ген.прокуратура. Главное надзорное ведомство страны, обратившись в ФАС России, отметило, что федеральное законодательство не содержит запрета на заключение лицами, управляющими домами, договоров, предметом которых являются начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги.
К изучению ситуации подключился Минстрой России. В ходе проверки было установлено, что, несмотря на имеющиеся правовые пробелы в части, касающейся регулирования порядка оказания услуг едиными расчетными центрами, их деятельность не противоречит гражданскому законодательству. В настоящее время ведомство прорабатывает вопрос законодательного закрепления отношений по приему платежей расчетными центрами.
Таким образом, в виду отутствия состава именно антимонопольного нарушения, дела, возбужденные в отношении ЕИРЦ, решено прекратить.
Глеб Коннов – заместитель руководителя Ленинградского УФАС России: «Разрешение споров, связанных с жилищно-коммунальными и гражданскими вопросами выходит за рамки полномочий антимонопольного органа, если нет доказательств нарушения Закона о защите конкуренции. Но, несмотря на то, что в данных делах факты нарушения антимонопольного законодательства не выявлены, мы все-таки видим некоторые противоправные действия со стороны ЕИРЦ, поэтому подготовим и направим в адрес расчетного центра свои рекомендации по совершенствованию его деятельности».