Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
67
13
21
262728
2930
             


 1234567890

Новости Ленинградской области

ЖКХ в Ленобласти: кнут и пряник

19.01.2016 17:27

Во все времена люди ругают жилищно-коммунальное хозяйство – за холодные батареи, за грязную воду, за тусклые лампочки. Стоит признать, что за последние пару десятилетий претензий, которые можно было бы предъявить коммунальщикам, стало несколько меньше. Но, как водится, чем слаще пряник, тем жестче кнут: чем больше комфорта, тем дороже он нам обходится.
Что нового нам ждать в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2016 году? Насколько обоснованно ежегодное повышение тарифов? На что могут рассчитывать наши граждане за свои деньги?
Ответы на эти и многие другие вопросы «Леноблинформу» удалось получить в ходе личной встречи с заместителем председателя правительства Ленинградской области по жилищно-коммунальному хозяйству Олегом Ковалем, председателем комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Константином Полновым и первым заместителем председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Сергеем Робулом.

Реакция есть — мороз не помеха

«Можно сегодня кивать в сторону сферы ЖКХ и говорить, как у нас все плохо. Но хочу заметить, что хоть у нас за последние три года не раз отмечались аномальные холода, глобальных аварий не было ни в одном из районов. За что аварийные службы, предприятия ЖКХ, сетевые компании –«Ленэнерго», «ЛОЭСК», теплоэнергетические компании, к примеру, «Газпромтеплоэнерго», и многие другие организации заслуживают только похвалы. Аварии у нас по области устраняются не дольше, чем в течение 4-6 часов. Это по тем нормативам, которые мы сами себе поставили. Официальный нормативный срок устранения аварии – не более суток, в течение 24 часов, и такие случаи бывают крайне редко, если авария очень серьезная», – поделился наболевшим в самом начале встречи Олег Коваль.

При этом, как подчеркнул наш собеседник, подобное время реагирования на так называемые МЧС-ситуации значительно лучше, чем у наших зарубежных северных соседей, например в Финляндии.

Впрочем, жалобы и сигналы о всевозможных отказах в работе коммунальных систем поступают ежедневно, фиксируются, проверяются. И меньше их, к сожалению, не становится.

«Пишут, что в домах Всеволожского района температура опустилась до 17 градусов. У меня в кабинете температура едва достигает 14 градусов. А это Санкт-Петербург. Посмотрите, какая ситуация в Карелии или Нижнем Новгороде, – продолжил заместитель председателя правительства по ЖКХ. - Конечно, сравнивать себя нужно с лучшими по показателям городами и странами. Но учитывая старение нашего жилищного фонда, нам, тем не менее, удается избежать глобальных аварий, своевременно их устранять, делать все возможное, чтобы жители Ленинградской области получали коммунальные услуги надлежащего качества. Просто нужно менять сложившиеся десятилетиями стереотипы, отношение к ЖКХ и понимать степень ответственности каждого в развитии этой сферы».

Подорожание со скидкой

Рост тарифов на качественные и не очень услуги ЖКХ, который произойдет с 1 июля 2016 года, активно обсуждается уже сегодня. Конечно, в целом подорожание не превысит обещанного экспертами 6-процентного уровня инфляции. Для жителей Ленобласти рост тарифов в среднем составит 4,3%. За электроэнергию также придется платить в среднем на 4-5,26% больше (в зависимости от ставок и дифференциации по зонам суток).

При этом стоит понимать, что далеко не все платежи навязываются населению «сверху» и обязательно будут увеличиваться.

Как известно, плата за жилье и коммунальные услуги включает в себя три основных пункта: содержание жилого помещения, коммунальные услуги и взнос на капитальный ремонт. Кстати, последняя в данном случае расходная статья в этом году изменений не претерпит. Решение не повышать размер взноса населения на капитальный ремонт было принято еще в прошлом году, и он составит все те же 5,55 рубля за квадратный метр жилья.

Размер ежемесячной платы за жилое помещение определяется самими же собственниками жилья с учетом пожеланий управляющей организации. При желании на этих расходах можно сэкономить, утвердив работы по содержанию жилья в пределах установленного Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 минимального перечня. К нему относятся работы, выполняемые в отношении фундаментов, подвалов, стен, крыш, лестниц, фасадов, инженерных систем, а также содержание помещений, относящихся к общедомовому имуществу, включая их уборку, содержание земельных участков и ряд других.

По желанию собственников жилья перечень работ или их периодичность может быть увеличена. «Большинством голосов можно утвердить практически любые инициативы собственников жилья многоквартирного дома, включая частоту уборки в подъезде или установку двери на фотоэлементе. Но от этого, конечно, будет зависеть и то, сколько денег ежемесячно придется отдавать управляющей организации в виде платы за содержание жилого помещения», – комментирует первый заместитель председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Сергей Робул.

Лишь в случае, если собственники жилья не приняли решение об утверждении соответствующего размера платы, перечень и стоимость работ будут устанавливаться органами местного самоуправления уже без учета пожеланий граждан.

С 1 апреля 2016 года расходы на оплату коммунальных ресурсов, предоставляемых на общедомовые нужды (освещение и отопление на лестничных клетках, вода и т.п.) будут перенесены из категории коммунальных услуг в строки платежки по содержанию жилого помещения. В свою очередь, затраты на сбор и вывоз ТБО, спрятанные сегодня в строке «Содержание жилого помещения», будут выделены в отдельную коммунальную услугу и прописаны отдельной графой. Впрочем, от перестановки всех этих слагаемых общая сумма в конечном итоге не изменится.

Если оценить суммы в ежемесячных счетах, самыми расходными статьями были и останутся коммунальные услуги, то есть теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, электро- и газоснабжение. «Динамика роста стоимости этих услуг регулируется на уровне Правительства РФ. В соответствии с полученными рекомендациями и установленными ограничениями комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области утверждаются тарифы для каждого района нашего региона, – объясняет председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Константин Полнов. –  Понятно, что любое подорожание должно быть обоснованным. Но очень часто как раз экономически обоснованный рост тарифов оказывается выше пределов, установленных на уровне Российской Федерации. Но наше население защищено от этого роста. На самом деле жители Ленобласти в среднем оплачивают лишь 89% затрат ресурсоснабжающих организаций. Остальные 11% в виде субсидий на возмещение межтарифной разницы выплачиваются за счет бюджета Ленинградской области».

В 2013 году из региональной казны на эти цели было выделено 1,3 млрд рублей. В 2015-м эта сумма достигла уже 2,3 млрд рублей.

Кто напьется «золотой» водицей?

Поставщики коммунальных услуг заинтересованы в снижении их себестоимости, достичь которого можно путем модернизации.

«Все понимают, что модернизация, применение энергосберегающих технологий позволят не только снизить себестоимость услуг, но и повысить их качество. Если же ничего не делать в сфере ЖКХ, не вкладывать деньги и не развивать существующую систему – качество будет постоянно ухудшаться», – подчеркивает Константин Полнов, в то же время отмечая, что процесс этот весьма длительный.

«И собственники жилья тоже заинтересованы в том, чтобы платить меньше. Необходимо продвигать повсеместную установку общедомовых приборов учета, иначе наши граждане так и не будут понимать, сколько реально они должны платить за ресурсы, используемые на общедомовые нужды. Ну а то, что приборы учета в собственных квартирах дают реальную экономию, давно уже очевидно большинству граждан», – продолжает Сергей Робул.

С этого года собственников жилья, которые пока еще не горят желанием вести учет потребленного электричества, горячей и холодной воды, на федеральном уровне решили ощутимо «подтолкнуть». И при расчете платы за коммунальные услуги в случае отсутствия в квартирах индивидуальных приборов учета будут использоваться повышающие коэффициенты: с 1 января по 30 июня 2016 года – 1,4, с 1 июля по 31 декабря – 1,5, с 1 января 2017 года – 1,6.

То есть обязывать граждан устанавливать в своих квартирах приборы учета никто по-прежнему не будет. Вот только альтернативой возможности экономить самостоятельно становится существенное повышение платы, в полтора раза превышающей и без того немалую стоимость нормативов потребления той же воды или электроэнергии.

От отсрочки до переплаты

Неприятный сюрприз наступивший год принесет и тем, кто по разным причинам игнорирует обязанность вовремя оплачивать все коммунальные платежи. А таких в Ленинградской области по-прежнему немало.

«В разных районах – разный процент оплаты. В среднем по области он составляет 92-93% от всех выставленных счетов. Остальные 7% населения не оплачивают услуги ЖКХ. Наверное, не нужно объяснять, к каким негативным последствиям все это может привести. Управляющие организации не выполняют некоторые работы или недовыполняют их в пределах недополученных средств, страдает качество предоставления услуг. Если сумма задолженности населения достигает критических пределов, управляющие компании перестают производить расчеты с поставщиками коммунальных ресурсов», – комментирует ситуацию Константин Полнов.

Так, на территории Бокситогорского района задолженность за 2014-2015 годы со стороны ООО «Районная жилищная управляющая компания» перед АО «Газпром-теплоэнерго» составляет более 7,5 миллионов рублей. В Лужском районе задолженность ООО «Городская управляющая компания» достигла без малого 36 миллионов рублей, ООО «Важинское жилищное хозяйство» в Подпорожском районе накопило таких долгов почти на 7 миллионов. Также остро стоит проблема с неплатежами населения в Приозерском и Тосненском районах.

Теперь граждане, «забывающие» вовремя оплачивать услуги ЖКХ, будут должны выплачивать немалые пени. Причем, если раньше взыскать их можно было только по решению суда, с 2016 года они будут начисляться автоматически. Но не всем, и не сразу.

За недельную просрочку «штрафовать» никого не будут, а пеня начнет начисляться только через месяц после пропуска очередной оплаты счетов. С 31-го по 90-й день просрочки пеня будет устанавливаться на уровне 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая с 1 января 2016 года равна 11% (0,037% от суммы просроченного платежа в день), с 91-го дня – 1/130 ставки (0,085% от суммы просроченного платежа в день).

Собранные средства будут перечисляться управляющей компании, но расходоваться только на тот дом, в котором они были собраны. Управляющие компании в свою очередь будут обязаны отчитываться перед собственниками жилья об использовании собранных пеней.

«При этом по-прежнему будут работать такие действенные механизмы, как ограничение подачи некоторых коммунальных ресурсов в квартиры злостных неплательщиков, например, электроснабжения и водоотведения. Как показывает практика, при проведении такого мероприятия в одной квартире процент сбора платежей повышается во всем доме. Думаю, что и новшество с начислением пеней станет эффективной мерой воздействия на недобросовестных граждан, – комментирует Сергей Робул. – Впрочем, мы поддерживаем все нормативные действенные предложения, реализация которых ведет к повышению сборов. Особо хочу акцентировать внимание на законности реализации подобных мер. Наш комитет внимательно отслеживает и будет отслеживать подобные ситуации».

Платить и требовать

Но и требовать за свои деньги предоставления качественных коммунальных услуг не только можно, но и необходимо.

Порядок контроля качества полностью прописан в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. В частности, к таким требованиям относятся, например, бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, постоянное соответствии состава и свойств воды требованиям СанПиНа, обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 градусов (в угловых комнатах +20) и многое другое.

С учетом внесенных в Жилищный кодекс РФ изменений, теперь при предоставлении потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты.

«Любой собственник должен знать свои права и уметь их отстаивать. И не нужно ждать, что кто-то придет и решит все проблемы. У нас в области работает трехуровневая система реагирования: дежурно-диспетчерские службы управляющих компаний и районных администраций, органы муниципального жилищного контроля, и,  наконец, наш комитет, – говорит первый заместитель председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Сергей Робул. – Мы тоже ежедневно получаем жалобы и обращения. Более того, их количество в прошлом году увеличилось в три раза. И это не потому, что проблем стало больше, просто наши граждане стали более информированы и более грамотно подходят к решению своих проблем.  Но тут хочу отметить, что в тех домах, где созданы советы собственников жилья, а люди консолидируют усилия под руководством грамотного активного председателя, проблемы решаются намного оперативней. Главное – сломать сложившиеся стереотипы и понять, что от нас с вами тоже зависит очень и очень многое».

ЛАЭС не будет «отсвечивать» жителям области

Ожидаются в нынешнем году и некоторые новшества с оплатой электроэнергии. Так Минэнерго предлагает ввести абонентскую плату за пользование электрическими сетями, а также понижающие и повышающие коэффициенты за потребление электроэнергии в пределах и сверх нормативов. Но пока эти законопроекты проходят общественное обсуждение и вряд ли будут приняты ранее второго полугодия 2016 года.

Часто наших читателей интересует не столько обоснованность тарифов на электроэнергию, сколько причины отсутствия дополнительных скидок на свет для жителей 47-го региона. Все-таки на территории Ленинградской области располагается собственная атомная электростанция.

Однако, как объяснили нам наши собеседники, ЛАЭС является крупным производителем электроэнергии в рамках Единой энергетической системы России, оптового рынка электрической энергии и мощности. С 1 января 2011 года весь объем потребляемой электроэнергии и мощности потребители покупают по свободным нерегулируемым ценам. На розничном рынке купленную на оптовом рынке электроэнергию реализуют конечным потребителям гарантирующие поставщики (сбытовые компании) по тарифам, установленным для нашего региона в соответствии с приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области. Причем на весьма выгодных, по сравнению с ценами на мировых рынках, условиях.

«Возьмите Украину или всю Прибалтику, у них расценки на электроэнергию в 3 раза выше, чем у нас. Потому что они платят за нее ровно столько, сколько она стоит. В Ленинградской области мы только за последний год приняли несколько законов, расширяющих перечень льготных категорий граждан. У нас и так повышения тарифов для населения – минимальные. Основную нагрузку по оплате несут малый, средний и крупный бизнес, только они могут в полной мере возместить затраты энергосбытовым компаниям. Если завтра энергетика станет убыточной, никто на аварии не выедет. А как содержать аварийные бригады, аварийные запасы угля, дизельные резервные установки? – рассуждает Олег Коваль. - Не только по электроэнергии, по любому тарифу можно в очередной раз покивать на бюджет Ленинградской области: мол, пусть регион возьмет на себя дополнительные расходы, еще более расширит категории льготников, кому-то вообще все бесплатно предоставит. Но это все равно, что человеку взять кредит при маленькой зарплате. Можно все проесть, а рассчитываться как потом? Нет ничего хуже, чем жить не по средствам. И пока мы не имеем доходов в тех объемах, чтобы превратиться в стопроцентно социальное государство».

Комментарии

Оставить комментарий
Подписаться на все комментарии

Новости Ленинградской области