Всеволожский район


 1234567890

Дорога жизни

Во время Великой Отечественной войны жители Всеволожского района внесли весомый вклад в защиту Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. Через район, который единственный в Ленинградской области не был оккупирован фашистами, проходила легендарная Дорога Жизни.

Героическая оборона Ленинграда длилась с 8 августа 1941 года по 27 января 1944. 29 августа фашисты перерезали последнюю железнодорожную ветку, связывавшую Ленинград с еще не оккупированной территорией, а 8 сентября немцы захватили Шлиссельбург и вышли к южному берегу Ладожского озера.

На северном направлении действовали финские войска. Они имели численный перевес над советской 23-й армией и после месяца боев заняли большую часть Карельского перешейка от Финского залива до Ладожского озера. Для жителей города начался тяжелейший период блокады с систематическими артиллерийскими обстрелами из осадных гаубиц и бомбардировками с воздуха.

В одном из документов ставки Гитлера от 29 сентября 1941 года говорилось: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».

Вопросом жизни и смерти для Ленинграда стала его связь с Большой землей - так называли защитники города не занятую немцами часть территории Советского Союза. Основные военные и гражданские коммуникации проходили через Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках советских войск. В сентябре и октябре в ускоренном темпе были проведены работы по обустройству гаваней, углублению дна, строительству узкоколейных железнодорожных путей, складов, землянок. По подводным кабелям была налажена телефонная и телеграфная связь.

12 сентября началась навигация между Осиновецким маяком на западном берегу Ладоги и пристанью Гостинополье на Волхове, на востоке. Она продолжалась 79 дней. Каждый день перевозилось 760 тонн грузов, из них 570 тонн продовольствия. За время навигации из города эвакуировали 33 тысячи 500 мирных жителей и раненых. Перевозки происходили в условиях непрерывных налётов немецких «хейнкелей» и «юнкерсов» с берега, расположенного всего в 25-30 километрах от трассы.

С началом зимы и ледостава водная коммуникация перестала действовать. Продолжить обеспечение города продовольствием и боеприпасами теперь можно было только по льду озера. Первые санно-гужевые обозы двинулись по ледовой дороге 20 ноября, а на следующий день пошла первая автомашина. Так появилась Военно-автомобильная дорога №101 (ВАД-101). Но жители осажденного Ленинграда дали ей другое название: Дорога жизни.

Она проходила по трассе мыс Осиновец – острова Зеленцы – село Кобона и имела общую протяженность 29 километров. Зимник проходил всего в 20-25 километрах от занятого противником берега, к тому же круглые сутки немецкие бомбардировщики и истребители проводили налеты на трассу. В воронки, образовавшиеся во льду от разрывов авиабомб, проваливались автомашины. Поэтому совсем не преувеличением будет сказать, что буквально каждый метр ледовой трассы был оплачен кровью водителей, регулировщиков, авторемонтников, зенитчиков, связистов, санитаров.

В таких адских условиях в среднем в день в один конец удавалось перевозить до 2375 тонн грузов, 70 процентов которых составляло продовольствие. За зиму из города было эвакуировано 514 тысяч жителей и 35 тысяч раненых бойцов. Зимой 1941-1942 годов Дорога жизни действовала 152 дня, до 24 апреля.

20 мая 1942 года открылась вторая навигация, а через 8 дней начались регулярные грузоперевозки судами Северо-западного речного пароходства. Флот этот состоял из 5 озерных и 63 речных буксиров и 69 несамоходных барж. Кроме того, за прошедшую зиму на заводах Ленинграда было построено 115 самоходных тендеров и плашкоутов водоизмещением 15-25 тонн и 14 барж грузоподъемностью 600 тонн.

Перевозки обеспечивали зенитчики, летчики и моряки Ладожской военной флотилии, включавшей 2 сторожевых корабля, 6 канонерских лодок, 10 тральщиков, десятки различных военных катеров. По дну озера был проложен трубопровод, по которому для частей фронта и кораблей Балтийского флота поступали горюче-смазочные материалы. Это было уникальное для того времени гидротехническое сооружение. А на заводе «Севкабель» ослабевшие от голода люди изготовили 120 километров трехфазного электрического кабеля. Кабель протянули по дну озера, и в Ленинград стал поступать ток с Большой земли.

Навигация 1942 года прекратилась 25 ноября. За это время в осажденный город было доставлено 703 300 тонн грузов, 265 тысяч человек, вывезено 304 800 тонн грузов и эвакуировано 528 400 человек. Успехи навигации повысили обороноспособность Ленинграда и позволили подготовиться к прорыву блокады города.

С наступлением зимы, несмотря на капризы погоды и коварство льда, который периодически смещался, образуя трещины, начала действовать новая ледовая трасса. 20 декабря по ней началось движение на лошадях, а 24 декабря была разрешена перевозка грузов на автомашинах. 

Но в ту зиму Дорога жизни перестала быть единственной артерией, спасавшей жителей осажденного города от голодной смерти. Утром 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, а ночью 18 января ленинградцы услышали по радио долгожданную весть: «Блокада прорвана!»

Но враги еще долго оставались на подступах к городу. Весь 1943 год истощенный осадой город копил силы для решительного боя, который начался 14 января 1944 года. Через 12 дней части 2-й и 42-й армий при поддержке артиллерии Балтийского флота освободили Красное село, Ропшу, Пушкин, Гатчину и еще 700 населенных пунктов. Враг был отброшен от Ленинграда, и 27 января 1944 года огненное кольцо блокады, которое 900 дней и 900 ночей сковывало Ленинград, было окончательно разорвано.

С тех пор ветераны и их потомки ежегодно отмечают этот день как светлый праздник, хоть и со слезами на глазах. Отмечают по разному. Во Всеволожском районе от места, куда к берегу Ладоги приходили транспорты и отправлялись дальше по Дороге жизни в осажденный город, в первое воскресенье после 27 января устраивается международный легкоатлетический марафон «Дорога жизни». В 2006 году он проводился уже в 37-й раз и как всегда, собрал много сотен участников, традиционно прибывающих на этот уникальный зимний марафон из разных регионов России, из стран ближнего зарубежья, а также из многих населенных пунктов Всеволожскогорайона и из Санкт-Петербурга.