ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИТОГАХ ВЫБОРОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
14 СЕНТЯБРЯ 2014 Г.
С полной информацией об итогах выборов представительных органов местного самоуправления в Ленинградской области 14.09.2014 г. можно ознакомиться на официальном сайте Избирательной комиссии Ленинградской области.
МОЛОДЕЖЬ И ВЫБОРЫ: КАК В РАЙОНАХ ОБЛАСТИ ИДЕТ РАБОТА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
В Киришском районе «Выбор есть!»
Екатерина Соловьева,
ведущий специалист комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационным вопросам в администрации Киришского района,
автор проекта «Выбор есть!»:
«Проект «Выбор есть» был разработан для конкурса молодежных инициатив, который проходил в Киришском районе в прошлом году. Он победил, поэтому на его реализацию были выделены средства из местного бюджета. Кстати, на международном форуме «Ладога-2013» эта работа также была отмечена сертификатом победителя.
И этот год начался с того, что я набрала команду и начала реализовывать свой проект, цель которого — различными способами привлечь молодежь к голосованию, разъяснить, что такое выборы и почему необходимо голосовать.
В рамках этого проекта мы провели несколько игр под названием «День Выборов» для студентов института, колледжа, рабочей молодежи. Каждая группа насчитывала от 40 до 80 человек. В игровой форме мы рассказывали участникам о том, что такое участковая избирательная комиссия, что она делает в период подготовки и проведения выборов.
Мы оборудовали и сам избирательный участок, закупили кабинку для голосования, ящики, поделили всех участников на группы: кто-то был членом участковой избирательной комиссии, кто-то - наблюдателем, кто-то - просто избирателем. Каждый «кандидат в депутаты» подготовил свою предвыборную программу, с которой выступил перед «избирателями», после чего началась работа импровизированного избирательного участка.
Каждый из участников старался выполнить поставленную в рамках игры задачу, которая была им тщательно разъяснена координаторами.
А после игры мы спрашивали, появилось ли у них желание идти на выборы? И участники отвечали положительно, потому что теперь они знали об этом процессе непонаслышке и не из провокационных материалов в интернете, а на собственном опыте.
На игре мы инсценировали даже вброс бюллетеней, который должны были заметить и зафиксировать наблюдатели. Тем самым мы хотели показать недоверчивым молодым избирателям, что сделать вброс — очень сложно, практически невозможно.
Некоторые думают, что выборы — это просто: пришел, взял бюллетень, поставил галочку. А что за этим стоит огромная работа — знают не все. Именно об этом мы и хотели рассказать молодежи, и, возможно, тем самым, привлечь ее еще и в работу в избирательных комиссиях».
В Кировском районе работает Клуб молодого избирателя
Олег Горчаков,
заместитель главы администрации Кировского района:
«На территории Кировского района работает Клуб молодого избирателя, членами которого являются старшеклассники и студенты. В Клубе регулярно применяются различные формы работы с молодежью: встречи, дискуссии, конкурсы. Например, проводился районный интеллектуальный марафон «Правовая мозаика», информационно-агитационная акция «Мы - молодые, нам выбирать!». На базе центральной межпоселенческой библиотеки также ведется просветительская работа с молодыми людьми, проходят беседы о выборах на тему «Избирательное право», «Избирательный процесс».
В образовательных учреждениях мы совместно с Комитетом по образованию организуем уроки правовых знаний, проводя краткий ликбез в вопросах, связанных с выборами: это и разъяснение выборного законодательства, и объяснение того, кто такие депутаты местных уровней и т. д. В школах проводятся и тематические классные часы, посвященные структуре органов власти, особенностям избирательного права в разных регионах России: «Право на выбор ты имеешь!», «Почему нужно ходить на выборы?», «Подросток и гражданин». Кроме того, в образовательных учреждениях проходило оформление тематических стендов, посвященных избирательному праву, конкурс на лучшую открытку к выборам, правовые викторины и игры.
Таким образом, с начала года и до сегодняшнего дня был реализован целый комплекс работ по привлечению молодежи к участию в предстоящих выборах. Могу сказать, что наши старшеклассники - активные, им интересно узнавать новое и участвовать в таких мероприятиях. К примеру, многие из них не знали структуры местного самоуправления, но в процессе этих мероприятий постепенно начали понимать, разбираться в этом. Повышается осведомленность молодежи, а вместе с ней — просыпается интерес и мотивация самим придти в день голосования на избирательные участки и проявить свою гражданскую позицию.
Отмечу, что УИК N 566 в Кировском районе на 80% состоит из молодежи, а также на территории района существует молодежная участковая комиссия, которая на выборах будет наблюдать, как работает основной состав и впитывать ценный опыт, который впоследствии сможет применить».
Ирина Галкина
ИСТОРИЯ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД С 1991 ГОДА ДО НАШИХ ДНЕЙ: ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Прошло без малого четверть века с тех пор, как советские органы власти сменила принципиально новая система государственного управления и местного самоуправления. Однако, прежде чем приобрести современный облик, ей пришлось пройти целую череду реформ.
В 1991 году был принят закон «О местном самоуправлении в РСФСР», определивший, что представительными органами власти в районах, городах и поселках являются Советы народных депутатов, а органами исполнительной власти – местные администрации, пришедшие на смену исполнительным комитетам.
После памятных событий осени 1993 года все советские органы власти, включая местные Советы, были упразднены. Началась работа по созданию новой системы государственного и муниципального управления.
9 октября 1993 года Президент России подписал Указ № 1617 «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления в РФ».
В декабре 1993 года была принята Конституция РФ, закрепившая основные понятия о местном самоуправлении.
«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3, п. 2).
«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление» (ст. 12).
В марте 1994 года в Ленинградской области прошли выборы в Законодательное собрание и органы местного самоуправления. В городах, поселках и волостях (бывших сельсоветах) на территории области были образованы муниципалитеты, в которых органами местной власти стали собрания представителей и администрации.
На этом реформа местной власти не остановилась, и в августе 1995 года федеральный центр принял новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В развитие данного документа в Ленобласти были приняты законы: «О местном референдуме в Ленинградской области» (от 28 ноября 1995 года), «О местном самоуправлении в Ленинградской области» (от 26 марта 1996 года), «О выборе органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» (от 29 апреля 1996 года), «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области» и ряд других.
В результате в нашем регионе была сформирована одноуровневая система местного самоуправления. Одним из ее недостатков стало выделение некоторых городов и даже поселков в самостоятельные муниципалитеты, обладающие теми же полномочиями, что и районы. При этом города и поселки в составе районов фактически остались без органов местной власти. Всего в области было создано 29 муниципальных образований.
Осенью 2003 года был принят федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», позволивший выстроить единообразную двухуровневую систему органов местного самоуправления во всех регионах страны.
Для проведения реформы власти Ленобласти приняли «пакет» законов по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом. Было сформировано 222 муниципальных образования: 17 муниципальных районов, 1 городской округ, в том числе 62 городских и 142 сельских поселений, вошедших в состав районов.
9 октября 2005 года в Ленинградской области прошли первые выборы в советы депутатов муниципальных образований городских и сельских поселений. В течение двух месяцев были сформированы органы самоуправления, приняты уставы и бюджеты муниципальных образований.
Ленинградская область стала одним из первых субъектов РФ, где с 1 января 2006 года новая система местного самоуправления начала работать в полном объеме.
Законодательная база местного самоуправления продолжает совершенствоваться. В 2012 году, по инициативе Ленинградской области, федеральный центр внес ряд поправок в 131-й закон.
В частности, с согласия представительных органов муниципального района и городского поселения – административного центра муниципального района возможно проводить объединения администраций района и городского поселения-райцентра. Такая оптимизация позволяет избежать дублирования функций исполнительными органами местной власти в административных центрах районов. В настоящее время в большинстве районов Ленинградской области уже созданы и успешно функционируют объединенные администрации.
Ведется работа по объединению дотационных поселений. Укрупнение позволяет расширить налогооблагаемую базу муниципалитетов, снизить их зависимость от областной казны.
В рамках областного закона «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления» развивается институт сельских старост, ставший еще одним уровнем самоуправления. Старосты действуют в небольших населенных пунктах, где нет других органов самоуправления, и при поддержке бюджета решают вопросы их жизнеобеспечения.
ЗЕМСТВА КАК ПРООБРАЗ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Земская реформа 1864 года вошла в историю, как важная веха развития самоуправления в нашей стране. Не смотря на множество изъянов, ее действительно можно назвать прогрессивной. Причем, не только по меркам своего времени.
Необходимость Земской реформы диктовалась целым рядом экономических и социальных причин. Прежде всего, административный аппарат центральной власти, чиновники которого управляли «на местах» на всей территории империи, сдерживал развитие промышленности, торговли, путей сообщения и других жизненно важных отраслей. В связи с этим было принято решение передать ряд вопросов жизнеобеспечения и развития территорий в руки представителей местного населения.
1 января 1864 года император Александр II подписал «Высочайшее утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Согласно Положению, в 34 из 69 губерний Российской империи (включая и нашу Ленинградскую область, называвшуюся в ту эпоху Санкт-Петербургской губернией) были созданы выборные органы местной власти.
В систему земских учреждений вошли уездные и губернские земские собрания – органы представительной власти (своего рода советы депутатов муниципальных образований первого и второго уровней), уездные и губернские земские управы – органы исполнительной власти (на современный лад их можно было бы назвать муниципальными администрациями).
Таким образом, подобно современной системе органов местного самоуправления, структура земств была двухуровневой. Немало общего прослеживается и в предметах ведения земств. Но об этом чуть позже.
Главное, что хотя земства учреждались именно как всесословные органы местного самоуправления, порядок выборов в них был далек от современных демократических идеалов всеобщего равного избирательного права. Прежде всего, к участию в выборах – как в качестве избирателей, так и кандидатов – не допускались женщины.
Кроме того, в основу избирательной системы, реализованной в рамках Земской реформы, был положен принцип имущественного ценза. Саму же избирательную систему следует назвать «куриальной», поскольку она предусматривала проведение выборов по трем куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.
Авторы реформы, предоставив крестьянам избирательные права, постарались максимально снизить их присутствие в органах самоуправления. Для этого выборы по крестьянской курии проводились в несколько этапов. Сначала сельские общества избирали и направляли своих делегатов на волостные сходы. Затем на волостных сходах делегаты избирали так называемых выборщиков. Только после этого выборщики получали возможность собраться на уездном съезде и избрать гласных (депутатов) в уездное и губернское земские собрания.
Выборы в земства проводились каждые три года.
Одной из важнейших задач собрания гласных являлось формирование органов исполнительной власти – земских управ. Уездные собрания гласных определяли составы уездных управ, губернские собрания – губернских управ.
Также собрания гласных решали различные хозяйственные вопросы, утверждали сметы на выполнение общественных работ, устанавливали местные налоги.
«Введение земств привело к образованию политической системы, в которой дворянам-землевладельцам отводилась ведущая роль. Но эта система была сильно ограничена, прежде всего, отсутствием центрального – всероссийского представительного органа.
Опасаясь образования оппозиции, правительство запрещало любые контакты между земствами разных губерний. Например, регулярно проводимые в наши дни межрегиональные и всероссийские съезды глав муниципальных образований, полтора столетия назад были просто немыслимы», сравнивает д.и.н., профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права Михаил Ежов.
В дальнейшем «свободы» земств только сокращались. Принятое в 1890 году новое Положение о земских учреждениях получило название «контрреформы». Оно еще больше ограничило возможность крестьян участвовать в выборах, а председателей и членов управ приравняло к чиновникам.
Для контроля за деятельностью земств было создано специальное учреждение – губернское по земским делам присутствие. Таким образом, вследствие нововведений, земства фактически превратились в хозяйственные органы при местных администрациях, а их значение как органов местного самоуправления во многом было нивелировано.
Вместе с тем, по словам Михаила Ежова, «не смотря на последующую политику жестких ограничений, Земская реформа 1864 года сыграла большую роль в социально-экономическом развитии России».
Г. Мясоедов. Земство обедает
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Практически в каждой стране существует своя, особенная система организации местного самоуправления и, соответственно, муниципальных выборов.
Все многообразие существующих систем организации местной власти принято сводить к трем основным типам: англосаксонской, континентальной (французской) и смешанной моделям.
Англосаксонская модель местного самоуправления возникла в Великобритании, и была заимствована бывшими британскими колониями – США, Австралией, Индией. Она также получила широкое распространение в ряде европейских государств: Дании, Нидерландах, Португалии, Норвегии, Швейцарии.
Особенностью данной модели является высокая степень независимости местного управления от центральных органов власти.
В современной Англии власть на местах находится в руках выборных советов различного уровня (графств, городов, районов). Советы формируются в ходе выборов (со сроком полномочий 4 года), а затем избирают своих руководителей – председателя или мэра.
Континентальная или французская (иногда ее называют романской) модель распространена в таких странах, как Франция, Новая Каледония, Гвинея, Мартиника, Италия, Бельгия. Для этой модели характерна развитая система административного контроля государства над деятельностью местного самоуправления.
Во Франции основой местного управления являются коммуны – городские и сельские поселения. Для выборов в советы коммун, избираемых на 6 лет, применяются различные избирательные системы. В небольших и средних коммунах проводятся упрощенные мажоритарные выборы. В крупных городах применяются более сложные избирательные механизмы, сочетающие элементы пропорциональных и мажоритарных выборов.
Смешанная модель местного самоуправления (которую нередко называют германской) применяется в Германии, Австрии, Японии. Можно сказать, что она находится между «полюсами» англосаксонской и французской моделей. Идеологически тяготея к последней, смешанная модель предполагает значительно более высокий уровень автономии муниципалитетов.
В Германии община является базовой единицей местного самоуправления. Общину могут составлять город, сельское поселение, несколько поселений. Общинные органы представительной власти формируются путем выборов, которые являются прямыми, равными и всеобщими. В большинстве германских земель применяется пропорциональная система с выборами в один тур.
Иногда выделяют скандинавскую модель, реализуемую в Швеции, Норвегии и Финляндии. Для нее характерны передача местным сообществам основных социальных функций государства и контроль за органами самоуправления со стороны децентрализованных структур.
Российская муниципальная реформа, проведенная в рамках закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», позволила внедрить смешанную модель. В результате на всей территории России была создана двухуровневая система местного самоуправления, где базовой единицей являются городские и сельские поселения – муниципалитеты первого уровня. При этом Ленинградская область стала одним из первых регионов, в полном объеме реализовавших новую модель построения системы местных органов власти.
В настоящее время местное самоуправление в России продолжает развиваться и совершенствоваться. Многие новации вводятся по инициативе регионов. Например, именно Ленинградская область выступила инициатором объединения администраций муниципальных районов и городских поселений, являющихся райцентрами.
Принятие соответствующих поправок в федеральный закон позволило нашему региону реализовать данную инициативу почти во всех муниципальных районах. Кроме того, продолжается работа по укрупнению муниципальных образований первого уровня с целью повышения их социально-экономического потенциала.
Изменения затронули и систему выборов в органы местной власти. Если в предыдущие годы муниципальные выборы в Ленинградской области проводились по пропорциональной или смешанной системе, то в сентябре 2014 года они пройдут по мажоритарной системе в одно- и многомандатных округах.
Впрочем, главный принцип остается неизменным: органы самоуправления – самый близкий к жителям уровень власти, отвечающий за огромный пласт вопросов жизнеобеспечения населенных пунктов. Поэтому от того, насколько ответственно отнесутся граждане к реализации своих избирательных прав и избранию корпуса муниципальных депутатов, во многом будет зависеть качество решения вопросов местного значения в течение ближайших пяти лет в Ленинградской области.