Подпорожский район


 1234567890

История Подпорожского района

Край в период Древнерусского государства

С древнейших времён территория нынешнего Подпорожского района была заселена человеком. Это подтверждают выявленные археологами неолитические стоянки древнего человека - потомков пламени Веси. На рубеже 1 и II тысячелетий в Присвирье возникли первые поселения переселенцев из новгородских земель и северного Поволжья, стремящихся распространить власть русских князей на местные племена. Бассейн Свири не был конечной целью новгородцев, а служил преимущественно транзитным путём для дальнейшего их продвижения в Заонежье, на Северную Двину. Помимо новгородских на Свири нередко появлялись суда иностранных купцов, следовавших в Прионежье, а также через Вытегорско-Шекснинский волок на Волгу. Река Свирь считалась одним из восточных ответвлений пути «из варяг в греки». Вверх по реке русские и заморские купцы везли ткани, одежду и другие товары, а обратно суда шли гружёные мехом, рыбой, мёдом, солью. В 16 веке присвирские крестьяне на своих лодьях ходили торговать в город Стекольно (Стокгольм).

Поселения на территории Присвирья впервые упоминаются в Уставе 1137 года князя Святослава Ольговича о взимании церковного налога с погостов Обонежья: «.. с погоста на Свери (Свирь) гривна, в Юсколе (Юксовичи) 3 гривны, у Вьюнице (Винницы) гривна, в Тервиничах 3 гривны, в устье Паши гривна...». В этом документе впервые упоминается и Олонец, от которого позднее получила название Олонецкая губерния, в состав которого входила Подпорожская волость Лодейнопольского уезда. Северное побережье Свири (современногоПодпорожского района) от Верхних Мандрог до села Мятусово были в составе Олонецкого уезда Олонецкой губернии.

Первые сведения о селении Подпорожье находятся в Писцовой книге 1563 года. На территории только левобережной части существовало 12 деревень, причем 5 из них имели общее название Подпорожье: «деревня Подпорожье же на горе словет Ортёмовская», «деревня в Подгорье словет Лукинская», «деревня Подпорожье на горе словет Еремеевская», «деревня на Святой же реке Подпорожье словет Алексеевская», «деревня в Подпорожье на Глиняном ручью». Поселения состояли из концов (улиц) в Подпорожье были ещё такие концы: Нижнее Подпорожье, Фалеева гора, Палтога, Шушарова гора, Райковская, Табоева гора (Кара), Насонов ручей. Уже в то время была Подпорожская волость.

Тяжёлым временем для Присвирья был конец ХVI и начало ХVII веков. В Присвирье часто проникали отряды шведов, литовцев, поляков, немцев и казаков, входящих в состав войск Лжедмитрия. Писцовые книги того времени свидетельствуют о разорённых и сожжённых поселениях, церквах и монастырях. О борьбе жителей присвирского края и Заонежья с иноземными захватчиками напоминают многие и местные названия. В деревне Шеменичи есть место под названием «литовские могилы», в Пидьме - Курган-поле. Поселение Мирьеничи названо в память о битве местных крестьян с иноземцами, победивших не было. Всех погибших захоронили в одной могиле, а деревню назвали Мирьеничи (Мир-ничья).

От постоянных набегов шведско-литовской интервенции крестьяне Архангельской и Вологодских губерний уходили с насиженных мест в Присвирье. Уже в те времена существовал Старо-Архангельский тракт и крестьяне пользовались этой дорогой из Кадниковского, Шенкурского, Холмогорского уездов. Этой же дорогой позднее шёл Михайло Ломоносов в Москву учиться.

Со времён царя Алексея Михайловича крестьяне, проживавшие на территории нынешнего Подпорожского района были государственными и обязаны были нести государеву службу по защите Отечества. Крестьяне, буквально, выходили в поле на сельхозработы в оружием в руках. Крепостное право в этих краях отсутствовало.

Петровские преобразования в Присвирье

Подпорожские крестьяне служили в самых престижных полках Российской Армии Лейб -гвардии - Гренадёрском, Гусарском, Егерском, Драгунском, Измайловском, Кирасирском, Московском, Павловском, Уланском, Финляндском рядовыми и на других должностях.

Подпорожские крестьяне служили и крепостях: Выборгской, Кронштадской, С.-Петербургской, Свеаборгской (Приозерской) и Усть-Двинской; это были специалисты: канониры, бомбардиры, фейерверкеры, в минных ротах и других службах. Они были рядовыми, офицерами, медиками.

Среди подпорожцев немало моряков, которые служили на всех флотах России: Балтийском, Ревельском, Черноморском в должностях ( специальности): матросами 1-й статьи, боцманами, боцманмантами, комендарами 1-го разряда, квартирмейстерами, бомбардирами-лобатористами.

Река Свирь - глубокая, с быстрым течением и многочисленными отмелями, порогами, особенно в верхнем течении. Само название населённого пункта Подпорожье определяет его местоположение на реке. Только отличное знание фарватера помогало капитанам и лоцманам преодолевать опасные участки реки, поэтому профессии лоцмана и капитана стали наиболее почитаемыми в Присвирье.

В начале XIX века воплотилась идея Петра 1 о соединении рек Вытегры и Ковжи, что открыло новый наиболее совершенный водный путь с Волги к Петербургу, а с окончанием строительства Обонежского обводного канала в 1852 году плавание стало ещё и безопасным.

Экономические преобразования в России Петром 1 оживило жизнь присвирских поселений. Многочисленные «Государевы суда» шли с грузами из Петербурга в Петровские заводы (Петрозаводск) по реке Свири, для их проводки через многочисленные пороги нужны были опытные лоцманы. По указу Петра 1 из Боровичей с реки Меты были переведены «крестьяне, искусные в лоцманском деле» и расселены в присвирских деревнях: Важины, Подпорожье, Пидьме, Мятусово.

Присвирье в XIX веке

Несмотря на относительную удалённость от столицы С.-Петербурга Подпорожская волость Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии имела народное название «подстоличной Сибири». Суровые климатические условия, малочисленные дороги, крайне низкая плотность населения, его отсталость и забитость, отсутствие рабочего класса - всё это было учтено царским правительством, когда оно избрало эту тогдашнюю глухомань местом ссылки своих политических противников. В этих краях отбывали наказание представители трёх этапов русского освободительного движения: декабристы, народники, большевики. Основная масса политических ссыльных составляли участники противоправительственных выступлений в промышленных центрах -Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Баку, Саратове, Казани, Екатеринославле, Ярославле, Нарве и т.д. Они оказывали своё влияние на умы присвирцев. Так местные крестьяне выставляли экономические и политические требования своим работодателям владельцам пароходов, лесопромышленникам, торговцам. Знакомились с политической литературой.

1917-1941 годы

В 1918 году по всему Лодейнопольскому уезду была установлена Советская власть. В первые же годы Советской власти, когда внутренние силы контрреволюции и совместно с Антантой хотели задушить молодую республику. Высадившиеся в Мурманске англичане, англичане и американцы планировали захват Мурманской железной дороги и наступление на Петроград.

Эта война для России завершилась потерей Прибалтики и Финляндии с их незамерзающими портами и оборонительными сооружениями. Стратегический Балтийский флот России оказался запертым в Маркизовой луже - мелководная восточная оконечность Финского залива. Новая граница пролегла в 30 километрах от Петрограда, разделила пополам Ладожское озеро. Возникла необходимость создавать новое Окно в Европу на безопасном расстоянии от вероятного противника. Выбрали судоходную Свирь: стратегический торговый путь через Онежский обводный канал и Мариинскую водную систему - на Волгу, через канал герцога Вюртембергского и Северную Двину - в Белое море.

В тяжёлых условиях гражданской войны советское правительство приняло решение о проведении дноуглубительных работ для нужд Военно-морского Флота. Фактически расчистка фарватеров для обеспечения безопасности судоходства началась почти сразу после Октябрьского переворота 1917, а весной 1918 года было создано Свирское строительство морского комиссариата Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Почти одновременно началось формирование Управления работ по составлению проекта Балтийско-Беломорского водного пути ( ББВП ).

В годы гражданской войны через Свирь и Мариинскую водную систему провели на Волгу и в Каспийское море корабли Балтфлота, ставшие боевым ядром Волжской и Каспийской флотилий. Они одолели Добровольческие эскадры, вооружённые переоборудованными коммерческими пароходами. В условиях полного бездорожья и отсутствия транспорта специализированные бронированные корабли с Балтики обеспечили разгром белых армий на Каме, в Поволжье и Закавказье. Для помощи сухопутным войскам в борьбе с белогвардейцами и интервентами по указанию В.И.Ленина в 1918 году была создана Онежская военная флотилия, в составе которой служили присвирские крестьяне. Положение в этот период в волостях Лодейнопольского и Олонецкого уездов Олонецкой губернии, как и во всей стране, было очень трудным, люди голодали. Оборона наших войск прошла на рубеже реки Свири и стала одной из главнейшей задач. Ведь по этой реке, входящей в Мариинскую (единственный внутренний путь, безопасный) водную систему шло снабжение Петрограда хлебом, углём, дровами и другими товарами. Потеря этого пути грозила блокаде Петрограда, могла значительно ухудшить положение города. В боях с белофиннами и англо-американскими захватчиками моряки Онежской военной флотилии совершили немало героических подвигов под Видлицей, Лижмой, Челмушами, у острова Мег и в других военных операциях.

Хозяйственная разруха гражданской войны захватила и Присвирье. Однако уже в 1920 году первый перспективный народо-хозяйственный план Советского государства -план ГОЭЛРО - включил сооружение на берегах Свири двух крупных гидроэлектростанций, ставших впоследствии основным ядром хозяйственного комплекса Присвирья. Строительство свирских ГЭС диктовалось необходимостью укрепления энергетической базы Петрограда, а также потребностью коренного улучшения условий судоходства на Свири. Строительство южной части водного пути от Ленинграда до Онежского озера началось 1 октября 1930 года. На обустройство Невы и Лпдожских каналов выделили 20 млн. рублей, на Свирь - 75 млн. рублей. Дноуглубительные работы завершены в 1933 году, транзитное судоходство открыто 30 июня 1933 года.

Строительство электростанций на Свири было затруднено геологическим строением грунтов: глины, пески. Развернулась научная дискуссия среди советских и зарубежных учёных гидростроителей профессор К.Терцаги (Австрия), П.Кригер (США), консультант Днепростроя американец Х.Купер, которые скептически оценивали возможность возведения свирских гидросооружений. Советский учёный Г.О.Графтио предложил свой проект строительства электростанций, по которому были построены электростанции Свирь-3, Свирь-2.

В центре села Подпорожья развернулась всесоюзная стройка по Ленинскому плану ГОЭЛРО - Свирьстрой-2. Стройка потребовала привлечения дополнительных рабочих рук. В Подпорожье на 1917 год проживало 834 человека, то к 1941 году население увеличилось до 29 тысяч. Необходимо было сооружать подсобные участки, которые поставляли на стройку материалы. В основном был ещё ручной труд. Были проведены большие объёмы земельных работ, сооружён котлован, завезено оборудование. В 1942 году первая турбина должна была вступить в строй действующих. В посёлке были построены клубы, стадион, аэроклуб, парк отдыха, больницы, магазины. Приехавших на стройку крестьян со всего Советского Союза обучали строительным профессиям. В новых жилых домах устраивались водопровод, канализация.

22 июня 1941 года в Подпорожье стояла тёплая солнечная погода. Аллеи парка культуры и отдыха на речке Святухе заполнили жители будущего города энергетиков. Собравшиеся ещё не знали о грозной опасности, нависшей над нашей страной. В 12 часов радио принесло тревожную весть. Война ! Воскресный отдых трудящихся был нарушен. Вечером в парке состоялся митинг. Вышел специальный объединённый номер газет «Свирская правда» и «Свирский строитель», в котором было опубликовано правительственное заявление о вероломном нападении на нашу Родину фашистской Германии. Уже 22 июня на сборном пункте Подпорожского райвоенкомата царило оживление. Призванные из запаса командиры и политработники развёртывали военную подготовку с будущими фронтовиками, проводили политическую работу, знакомили мобилизованных о положении на фронте, призывая крепить бдительность. В здании школы имени А.М.Горького был развёрнут госпиталь. Наружные стены здания были раскрашены силуэтами деревьев, посёлок на ночь погружался в темноту - действовала светомаскировка. С первых дней войны Подпорожский район, как и вся Ленинградская область, оказался на военном положении. Жизнь подпорожцев резко изменилась: гражданское население эвакуировалось в Вологодскую область, на Урал, в Сибирь. Все мужчины призваны, а многие добровольно, ушли на фронт.

Наступление финской армии летом 1941 года по срокам было согласовано с успехами немецких войск в Прибалтике и Белоруссии. Но уже 22 июня командир У! армейского корпуса генерал Пааво Талвела знал, что главная задача его передовых частей - пробиться к Свири. Финские войска наступали в Подпорожском (современная административная граница) районе по двум направлениям: непосредственно в Подпорожье и его окрестностях (где был единственный железнодороджный мост через реку Свирь) и затем на Тихвин. Вторая группировка финских войск шла от Вознесенья на Винницы - Надпорожье и дальше должна также придти в Тихвин.

Строительные работы на объектах Свирского района и лесозаготовки сворачивали. В лесах и на стройплощадках левого берега Свирского промышленного района к весне 1941 года трудилось примерно 150 тысяч человек без учёта сельхозрабочих Правобережья. Когда был опубликован Указ от 12 июля 1941 года о мобилизации лесорубов и строителей, спецпоселенцев и заключённых ГУЛАГ а (по статьям 58-6, 58-7, 58-10) началась фильтрация условно-досрочных и «перековавшихся» ударников производства с последующим призывом на военную службу. Так будущий Карельский фронт «укрепили» дивизиями лесорубов, которые вскоре сдадут Олонец и Подпорожье. О них напишет в своём военном дневнике генерал П. Талвела: «Это плохо обученные солдаты, но у них великолепное оружие».

Оставшиеся в деревнях жители были пленены финскими войсками и вывезены на территорию Карелии в специальные переселенческие лагеря. Всего было угнано в плен около 8 тысяч женщин, стариков, детей, а вернулось менее половины.

Материал подготовлен председателем Подпорожского Совета ветеранов, краеведом Зиминой Т.Г.